Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Федорчук Игорь Александрович

Федорчук Игорь Александрович

Родился 26 декабря 1919 года в городе Славянске, ныне Донецкой области, в семье служащего. В 1929 году вместе с семьёй переехал в Москву. Окончил 10 классов школы № 10 и 2 курса кредитно - экономического института. Учился в аэроклубе. С 1940 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С марта 1942 года сержант И. А. Федорчук в действующей армии. В составе 191-го ИАП сражался под Москвой, на Калининском фронте. В июле 1942 года, уже в составе 436-го ИАП был переброшен на Юго - Западный фронт. Счёт своих побед открыл под Сталинградом. Затем сражался на Северо - Западном фронте, где совершил 43 боевых вылета. В районе Демянска сбил ещё 2 самолёта. Летом 1943 года участвовал в Курском сражении.

К сентябрю 1943 года командир звена 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт)  Гвардии лейтенант И. А. Федорчук совершил 136 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил 16 самолётов противника лично  (из них 8 бомбардировщиков)  и 1 - в группе. Был тяжело ранен.

4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил в Военно - Воздушных Силах, затем в ракетных войсках. С 1973 года Гвардии полковник И. А. Федорчук - в отставке. Живя в Москве, работал ведущим инженером в конструкторском бюро. Умер 17 декабрь 2008 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  (дважды); медалями.

*     *     *

Игорь Федорчук родился 26 декабря 1919 года в городе Славянске Донецкой области. Отец - Александр Георгиевич  (1891 - 1945), мать - Анфиса Фёдоровна  (1894 - 1992)  были служащими. В 1929 году 10-летний Игорь с семьей из Ростова-на-Дону переезжает в столицу. После окончания средней школы по совету родителей подал документы в Московский кредитно - экономический институт. Вступительные экзамены выдержал успешно, но проучился там недолго. Понял, что экономика - не его призвание. Игоря манило небо. Поскольку жил он рядом с Центральным аэродромом, то из окна своей квартиры наблюдал за взмывающими в небо крылатыми машинами и, провожая их взглядом, подолгу любовался полётом.

Вскоре он записался в аэроклуб, где увлёкся авиамоделированием. Мальчишки с Песчаной улицы, считавшие его своим вожаком, нисколько не удивились, когда однажды узнали, что Игорь бросает учёбу в институте и поступает в Чугуевскую военно - авиационную школу пилотов. Конечно, жаль было оставлять институт, родную Москву, Красную Пресню, где прошли детские и школьные годы. Но сердце звало на новые дела.

Игорь твёрдо решил, что сейчас его место в военной авиации. Он любил летать. У него получалось. Был уверен в себе. Конечно, для лётчика нужна большая смелость. А её Игорю не занимать. Это могли подтвердить все пресненские мальчишки, признававшие его своим командиром. Уважали его и многие лётчики, рядом с которыми он жил.

Время напряжённой учёбы в школе военных пилотов минуло незаметно. В июле 1941 года состоялся их выпуск.

Так была преодолена Игорем Федорчуком первая и нелёгкая ступень на пути к будущим подвигам. Он изучил авиационную технику, овладел боевым самолётом и тактикой воздушного боя. Ему особенно удавались фигуры высшего пилотажа. Он редко срывался в штопор, а во время специальных тренировок легко выходил из него. Спорт помог ему окрепнуть физически, не зря Игорь увлекался футболом и играл за сборную школы в волейбол. Без всего этого военный лётчик не может стать асом.

Ещё до выпуска из школы Федорчук часто мысленно видел себя лицом к лицу с врагом в воздушном бою. Он хорошо знал немецкие самолёты, изучил их боевые возможности и в мыслях вёл бой то с "Юнкерсами", то с "Мессершмиттами". Его И-16, ещё недавно лучшему из истребителей, не хватало скорости. Но Игорь смело атаковал, используя отличную маневренность "Ишачка", совершал в воздухе сложные трюки и всегда выходил победителем, видел на земле обломки поверженного самолёта врага. И уже тогда он твёрдо решил: всегда брать в свои руки инициативу боя, всегда атаковать, ошеломлять врага дерзостью, неожиданным маневром. "Удивить - победить", "Кто напуган, тот наполовину побит" - эти суворовские девизы он твёрдо запомнил и придерживался их на фронте. Но всё это было потом. А сразу после выпуска Федорчука, к его большому огорчению, направили не на фронт, а в тыл, в запасный полк. Было обидно. Ведь он здорово летал. Однако начальству виднее.

Советская авиация получала в то время новейшие отечественные самолёты. В небольшом количестве поступали самолёты и от союзников. Нужно было осваивать новую боевую технику. И Игорю снова пришлось учиться. Душа рвалась на фронт, но до поры до времени приходилось быть в тылу, в запасном полку под Вологдой и переучиваться с И-16 - "Ишачка", как его называли в школе, на поступивший от союзников английский истребитель "Харрикейн".

Только в марте 1942 года он попал наконец на фронт. И снова не повезло. Ему достался уже устаревший английский истребитель "Харрикейн", уступавший немецким Ме-109. Да и бои на Московском направлении, где минувшей зимой развернулось грандиозное контрнаступление советских войск, теперь шли на убыль. Затихли и бои в воздухе. Опоздал. А так хотелось насмерть драться за свою родную Москву. Были боевые вылеты, но не было настоящего боя, в котором можно один на один помериться силами с врагом. Хотя боевые вылеты - немалый вклад в общую победу, они казались Игорю слишком будничной работой для истребителя. Ему снова пришлось ждать своего часа. Этот час пришёл наконец летом 1942 года, когда на юге страны развернулись невиданные по накалу и ожесточённости сражения на Сталинградском и Кавказском направлениях.

191-й истребительный авиационный полк, в котором служил Федорчук, в июле перебросили с Калининского на Юго - Западный фронт. Здесь было теперь труднее всего. Немецкие войска, прорвав стратегический фронт советских войск, устремились к Волге и кавказским перевалам. Их авиация господствовала в воздухе. В этой сложной обстановке и пришлось Федорчуку впервые встретиться лицом к лицу с противником в воздухе.

И.А.Федорчук с товарищами.

Его первый бой был трудным. Трудным не потому, что первый, а потому, что молодой и ещё не обстрелянный по - настоящему лётчик оказался в самой невыгодной обстановке. Увлёкшись погоней за бомбардировщиками, он не заметил как 2 Ме-109 внезапно свалились на его "Харрикейн". Немцы имели преимущество в скорости и в вертикальном маневре. Тут уж было не до атаки.

С земли видели, как самолёт Федорчука вдруг круто спикировал. Казалось, вот - вот он врежется в землю. Возможно, немецкие лётчики поначалу так и посчитали. Только когда советский пилот над самыми макушками деревьев вывел самолёт из пикирования и стал уходить на бреющем полёте, "Мессеры" снова начали преследование. Однако решающие мгновения были выиграны. Игорь несколько оторвался от противника, который, впрочем, не сомневался, что быстро его нагонит. Но тут - то и произошло самое неожиданное.

Советский лётчик совсем не собирался спасаться бегством, как, видимо, думал враг. Мгновенно оценив обстановку, он решил: если противник силён в вертикальном маневре, ему нужна высота. Значит, надо лишить его высоты. И Федорчук применил, может быть, единственно правильный маневр в этой обстановке. Когда - то мысленно он уже провёл такой бой.

Прошло несколько минут, и самолёт Федорчука вдруг резко развернулся и понёсся навстречу врагам, которые этого совсем не ожидали. В то время как немецкие лётчики сосредоточили всё внимание на том, чтобы не врезаться в землю, Игорь сумел не только следить за мелькавшими под самым крылом оврагами и перелесками, но и поймать один из "Мессеров" в перекрестие прицела. Мгновенно сработали пушки и пулемёты и вперёд устремились огненные трассы.

Истребитель 'Харрикейн' Советских ВВС.

"Харрикейн" и "Мессеры" разошлись на встречных курсах. Федорчук впервые увидел так близко лицо своего противника. А когда оглянулся, Ме-109 уже набирали высоту и разворачивались в сторону своих войск. Один из них, быстро теряя высоту, чертил в небе дымную полосу, которая становилась всё гуще...

Это была не только первая, но и самая памятная для Игоря Федорчука победа в воздушном бою. Он открыл свой счёт сбитым вражеским самолётам. Всего под Сталинградом их было 3. А за первый сбитый вражеский истребитель сержант Федорчук получил медаль "За отвагу".

Лётчики истребительной авиации, может быть, чаще всех на войне меняли свои адреса. Полевая почта та же, а они уже в сотне километров от прежнего аэродрома. Так и Федорчука в самый разгар Сталинградской битвы судьба забросила на Северо - Западный фронт. Там, под Демянском, шли тяжёлые бои по ликвидации окруженных советскими войсками дивизий 16-й немецкой армии.

В небе Демянска нелегко было увеличить счёт сбитым самолётам. Немногочисленная вражеская авиация действовала осмотрительно. Советским истребителям противостояла здесь одна из лучших истребительных эскадр противника. Дожди и туманы, а с наступлением зимы снегопады и метели ограничивали вылеты. Из 43 боевых вылетов Федорчука под Демянском только 2 завершились встречей с врагом лицом к лицу. Две встречи - и 2 сбитых самолёта !

Федорчук Игорь Александрович

В июле 1943 года 67-й Гвардейский истребительный авиационный полк, в составе которого воевал Федорчук, был снова переброшен, на этот раз на Центральное направление. Под Курском и Орлом развернулась гигантская битва. И здесь Федорчук оказался на главном направлении. Его полк вошёл в состав Центрального фронта. За боевые отличия и лётное мастерство Федорчука произвели в офицеры и назначили командиром звена. Теперь младший лейтенант водил в бой уже четвёрку истребителей.

2 августа 1943 года Федорчук чётко держал место в группе из 16 истребителей, охранявших небо над полем боя. Внизу земля дыбилась от разрывов снарядов и бомб, как покрывалом затягивалась дымом пожаров. Под крылом просматривался впереди старинный город Орёл. В беспорядочной на первый взгляд суете танков, машин, воинских колонн можно было увидеть, что все они упрямо с 3-х сторон продвигаются к Орлу. Шло наступление советских войск.

В это время большая группа вражеских самолётов ещё издали обозначилась на фоне облаков. Их было около 60. Бомбардировщики под прикрытием истребителей направлялись в сторону наших войск.

Резко прибавив скорость, Федорчук стремительно повёл свою четвёрку на врага и смело врезался в одну из колонн бомбардировщиков. Находясь на острие атаки, он первыми же залпами зажёг 2 Ju-88. Противник отвернул от курса, потерял строй и стал уходить, не выполнив боевой задачи. Четвёрка Федорчука потерь не имела.

На следующий день снова воздушный бой. На этот раз немецкие самолёты появились как - то сразу, до 30 бомбардировщиков Ju-87. Применив уже испытанный приём, четвёрка Федорчука решила ошеломить и расстроить врага своей дерзостью. Преследуя уходившие на бреющем полёте бомбардировщики, Игорь пополнил свой личный счёт ещё одним сбитым самолётом.

При возвращении на аэродром наши истребители в тот день встретили группу новых немецких истребителей FW-190. Но громкая реклама новых самолётов противника не устрашила советских лётчиков. Федорчук повёл на "Фоккеров" свою четвёрку. Первым же залпом он лично сбил один вражеский самолёт. Всего же в воздушном бою его четвёрка уничтожила 5 "Фокке - Вульфов", не потеряв ни одной своей машины.

А утром снова боевой вылет. Расчищая путь нашим бомбардировщикам и штурмовикам, Федорчук во главе четвёрки решительно атаковал группу из 20 FW-190. Он уже знал, как их бить. Из закрутившейся карусели воздушного боя один за другим выпадали горящие вражеские истребители. Два самолёта сбил лично Игорь, а вся его четвёрка - 7. И снова победа была одержана без потерь.

В тот же день при повторном вылете Федорчук сбил ещё один самолёт, на этот раз Ju-88. Впервые на фюзеляже его истребителя за один день прибавилось сразу 3 звёздочки. Не каждому удавалось такое !

Прошло ещё несколько дней. К тому времени уже завершилась победоносно Орловская операция. Отгремел первый в войне салют в Москве в честь победителей, освободивших Орёл и Белгород. Войска фронта неудержимо двигались к Брянску. Федорчук снова прикрывал их с воздуха. Вражеские самолёты он обнаружил, когда они уже начали сбрасывать бомбы. Первой мыслью было во что бы то ни стало помешать их прицельному бомбометанию.

Бесстрашно прорвавшись сквозь строй истребителей прикрытия, Федорчук во главе четвёрки яростно атаковал группу бомбардировщиков. Когда обломки одного из сбитых им Ju-88 догорали на земле, а второй только что взорвался в воздухе, его самолёт неожиданно атаковали вражеские истребители. И нельзя было винить Игоря, как в первом бою, за то, что просмотрел. На этот раз была не ошибка новичка, а самоотверженность героя. Он ставил только одну цель - защитить любой ценой свои войска от вражеских бомб. В тот миг было не до истребителей - они не существовали для него. И он добился своей цели. Беспорядочно сбросив смертоносный груз, немецкие бомбардировщики поспешно повернули обратно.

В это же время потерявший управление самолёт Федорчука вошёл в штопор. Вывести его из него было первой мыслью Игоря. Лишь в последующие мгновения он понял, что тяжело ранен. Нестерпимая боль в перебитой ноге не давала покоя. Он до последней возможности пытался спасти самолёт. Однако на этот раз всегда послушная ему машина неудержимо неслась к земле. Не имея сил выбраться из кабины, Игорь дернул кольцо парашюта, надеясь, что тот вырвет его из самолёта. Но парашют не раскрылся. К тому же лётчик понял, что забыл отстегнуть привязные ремни. Собрав всю волю, он выбрался из кабины на крыло. Парашют змейкой рванулся вверх и... запутался в хвостовом оперении самолёта. А земля была уже рядом... До последнего момента Федорчук, вцепившись руками в крыло, ждал, когда парашют наполнится ветром и купол раскроется. Счастье не покинуло его в этот роковой момент: купол всё же раскрылся...

И.А.Федорчук

Вскоре его подобрали солдаты, которых, может быть, он только что спас от смерти. Они видели его бой.

Лётчика с перебитой ногой подобрали наши санитары, поместили сначала в полевой госпиталь, где ему сделали операцию, а затем самолётом доставили в Липецк, а позднее в Москву. Здесь Федорчука лечили опытные врачи. Главный военный хирург госпиталя сделал ещё несколько операций на ноге, её положили в гипс. Долго Игорь лежал с поднятой вверх ногой, потом стал учиться ходить на костылях...

В начале февраля 1944 года в газете "Правда" опубликовали Указ о награждении наиболее отличившихся в боях воинов. Среди них был и Федорчук...

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года командир звена 67-го Гвардейского ИАП Гвардии лейтенант Федорчук Игорь Александрович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 3205).

Эта неожиданная радость ошеломила тяжело раненного лётчика. Газета лежала на одеяле, Игорь закрыл глаза и долго не мог унять волнение. С закрытыми глазами он видел свою жизнь, свою судьбу и был счастлив, несмотря на то, что лежал на госпитальной койке, а рядом стояли костыли. И было ему тогда 24 года.

В один прекрасный день  (это было в конце февраля)  Игорю сказали, что он поедет в Кремль. Лётчик оделся в военную форму и на костылях спустился по лестнице к подъезду, где его ждала санитарная машина. Она привезла лётчика на Красную площадь. Федорчук на костылях пересёк её по брусчатке, подошёл к Спасским воротам, предъявил документы, и его пропустили в Кремль.

Так, на госпитальных костылях он и шёл по Кремлю, добрался до Большого Кремлевского Дворца, поднялся по лестнице и вошёл в ярко освещенный Георгиевский зал. Там уже было несколько десятков фронтовиков. В назначенное время в зал пришли работники Президиума Верховного Совета СССР, и началось торжественное вручение наград. Когда очередь дошла до Федорчука, то он на костылях пошёл к вручающим награды. Присутствующие громко аплодировали лётчику. Отто Куусинен вручил ему орден Ленина, "Золотую Звезду" и Грамоту Президиума Верховного Совета СССР в большой красной папке, пожал руку и тепло поздравил с присвоением звания Героя Советского Союза.

Окрылённым вышел Федорчук из Кремля. На Красной площади его ждала та же "санитарка". Она и доставила Игоря в госпиталь. Там уже знали, куда и зачем ездил раненый лётчик, - его шумно и радостно приветствовали и поздравляли все, кто мог ходить...

И.А.Федорчук

Госпитальная жизнь продолжалась. В конце концов Федорчука выписали, но военно - врачебная комиссия признала военного лётчика по состоянию здоровья не пригодным к полётам. Игоря комиссовали, списали с лётной работы. Это был для него тяжёлый приговор. Но настойчивые просьбы Игоря учли: его направили на учёбу в Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Это была ещё одна трудная победа. После длительного перерыва он снова сел за штурвал крылатой машины, вновь оказался в кабине боевого истребителя. За лётную практику Федорчук заслужил отличную оценку.

После окончания академии его направили в Государственный Краснознамённый научно - испытательный институт ВВС. Там он был ведущим инженером, испытывал новые образцы боевых самолётов, правда не в небе, а на специальных стендах.

С 1961 года Гвардии полковник И. А. Федорчук продолжает службу в Главном штабе Ракетный войск стратегического назначения сначала старшим научным сотрудником, а затем начальником военно - исторической группы. С этой должности он уволился в запас по состоянию здоровья. Дома не усидел. В 1971 году устроился в ОКБ имени А. С. Яковлева, где несколько лет проработал заместителем начальника отдела надёжностей. Скончался 17 декабря 2008 года. Похоронен в закрытом колумбарии Ваганьковского кладбища в Москве.

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта И. А. Федорчука:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
123.07.1942 г.1  FW-189Терновой - Колоколовский"Харрикейн",

"Киттихаук",

"Аэрокобра".
21  Ме-109Широко - Атамановский
328.07.1942 г.1  Ме-109юго - западнее Нижне-Чирская
431.07.1942 г.1  Ме-109юго - восточнее колх. "Стан"
506.01.1943 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 6)Ольховец
616.02.1943 г.1  FW-189северо - западнее Залучье
717.02.1943 г.1  FW-190Бяково - Васильевшина
802.08.1943 г.2  Ju-88западнее Чернь
903.08.1943 г.1  Ju-87западнее Кромы
101  FW-190Волчьи Ямы
1104.08.1943 г.3  FW-190Сосково - Мартьяново
1222.08.1943 г.2  Ju-88Ульяновка - Березовой
131  FW-190Ульяновка - Березовой

      Всего сбитых самолётов - 16 + 1.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz