Галкин Михаил Петрович - военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Галкин Михаил Петрович

Галкин Михаил Петрович

Родился 12 февраля 1917 года на прииске Кочкарь Челябинской области, в семье рабочего. Окончил рабфак, работал слесарем. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Совершил 82 боевых вылета, в мае 1940 года награждён орденом Красной Звезды.

С 1941 года на лейтенант М. П. Галкин в действующей армии. Сражался на Южном, Юго - Западном и Волховском фронтах. По август 1941 года служил в составе 4-го ИАП, летал на И-153 и И-16; с февраля по июль 1942 года - в 283-м ИАП, где летал на Як-7.

К августу 1941 года командир звена 4-го истребительного авиационного полка  (20-я смешанная авиационная дивизия, 9-я армия, Южный фронт)  лейтенант М. П. Галкин совершил 58 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв, сбил 5 самолётов противника.

В начале августа 1941 года на Крымском перешейке в одном из воздушных боёв был тяжело ранен. В январе 1942 года направлен в Новосибирск на инструкторскую работу.

27 марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С июня 1942 года сражался на Волховском фронте в состав 283-го ИАП, где летал на Як-7. Одержал ещё несколько побед.

21 июля 1942 года погиб в воздушном бою в районе Кириши. Похоронен в братской могиле в посёлке городского типа Будогощь Киришского района Ленинградской области.

Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Его именем названы улица и средняя школа в городе Пласт Челябинской области. В городе Пласт на аллее Героев и посёлке городского типа Будогощь установлены бюсты.

*     *     *

Михаил родился 22 февраля 1917 года в семье сапожника - кустаря на золотом прииске Кочкарь Челябинской области  (ныне город Пласт). После смерти отца в 1917 году и матери в 1920 году Михаил остался круглым сиротой на воспитании у бабушки  (матери его матери), Суровой Прасковьи Егоровны, а позже у дяди, Сурова Ивана Фёдоровича. После смерти дяди, из-за тяжёлых материальных условий Михаил вынужден был оставить школу и пойти работать с конца 1928 года учеником механический цех "Кочкарьзолото".

В 1930 году Михаил вступает в комсомол и в профсоюз, продолжает учиться в вечерней школе рабочей молодёжи. Затем в 1934 году Михаил заканчивает "рабфак" и решает учиться дальше, чего бы это ни стоило. Наконец, сбывается мечта Михаила: в августе 1936 года он Кочкарьским райкомом комсомола направляется в Ворошиловградскую лётную школу и успешна заканчивает её в 1938 году. После окончания училища Михаил со своей семьёй уезжает к месту назначения в Смоленск.

В 1939 году Михаил участвует в Советско - Финляндской войне. Он совершил 82 боевых вылета, уничтожил много солдат и боевой техники неприятеля, за что был награждён орденом Красной Звезды.

По окончании финской кампании Михаил возвращается в Смоленск, позднее переезжает в Боборуйск, а при освобождении Западной Украины в город Кишинёв, где работает над усовершенствованием боевой техники воздушного боя, на испытании боевых самолётов, а затем в Москве до смого начала Великой Отечественной войны.

Наступило 22 июня 1941 года. Находясь в этот момент в 4-м истребительном авиационном полку, Михаил с первых дней принимает самое горячее участие в борьбе против захватчиков на Южном фронте. Обстановка здесь была тяжелой. Фашистские войска от Кременчуга до Херсона вышли к Днепру и во многих пунктах форсировали его. Советские воины вели упорные бои с превосходящими силами. Лётчики штурмовыми ударами в воздушных боях помогали отражать атаки и делали по 5 - 6 вылетов в день. Исключительно смело действовал лейтенант Галкин.

В наградном листе, составленном в конце июля 1941 года, указано:

"С начала боевых действий Красной армии против германских фашистов совершил 58 боевых вылетов. Из них 13 боевых вылетов, на самолёте И-153, на штурмовку войск и сооружений противника. Сброшенными бомбами и пулемётным огнём уничтожил большое количество германских фашистов, автомашин, вооружения, боеприпасов и других военных материалов.

45 боевых вылетов совершил на самолёте И-16 с мотором, вымотавшим свой ресурс свыше 45 часов. За время боевых действий участвовал в 18 воздушных боях, из них более половины боёв провёл с превосходящим числом истребителей противника. В этих воздушных боях сбил 2 бомбардировщика типа "Юнкерс Ю-88", 2 истребителя типа "Мессершмитт Ме-109" и одного разведчика типа "ПЗЛ-23". В воздушных боях за наш родину проявил себя мужественным и отважным воином.

26 июля 1941 года, после выполнения боевого задания, при возвращении на свой аэродром встретил двух истребителей противника и смело вступил с ними в бой. На помощь лейтенанту Галкину пришёл лётчик капитан Филоненко, вражеские стервятники не выдержали атак наших лётчиков и обратились в бегство. Лейтенант Галкин, несмотря на то, что в баках его самолёта горючее было на исходе, бросился преследовать истребитель противника, догнал его и атаковал снова. После нескольких метких пулемётных очередей, самолёт противника стал терять скорость и упал на землю. Лейтенант Галкин благополучно вернулся на свой аэродром. После посадки самолёта мотор остановился, в баках не было горючего.

На другой день 27 июля 1941 года, лейтенант Галкин, выполняя боевое задание, встретил разведывательный самолёт противника, который разведывал сосредоточение наших частей, лейтенант Галкин принял решение уничтожить разведчика. При сближении самолёт противника отвернул, стремясь уйти на свою территорию. Лейтенант Галкин стал преследовать, догнал самолёт противника и зажёг его в воздухе. Вражеский самолёт и лётчик сгорели, фашисту не удалось доставить собранные сведения в свой штаб".

Так мужество и мастерство помогали лётчику Галкину одерживать одну победу за другой.

В начале августа 1941 года на Крымском перешейке в одном из воздушных боёв Михаил был тяжело ранен. После ранения его не допускали к лётной работе и предложили остаться в тылу на инструкторской работе. Однако, он и не думал покидать самолёт, хотя у него в перебитой руке и шее находилось несколько осколков от вражеской разрывной пули. Михаил отказался от такого предложения и подал рапорт о посылке его в резерв на подготовку молодых лётчиков.

Просьбу удовлетворили, 1 января 1942 года он едет в Новосибирск, где отдаёт все свои знания и умения подготовке молодых лётчиков, тренировал и себя к новым битвам.

В конце марта 1942 года Михаил и его друзья были взволнованы радостной вестью. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенант Галкин Михаил Петрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 577).

13 июня 1942 года Михаил вместе с молодым лётчиком 283-го полка выехал из Новосибирска на Волховский фронт, где принимал самое активное участие, нанося большой урон живой силе и технике неприятеля.

25 июня 1942 года в одном из налётов участвовало до 60 вражеских самолётов. В завязавшемся бою наши лётчики сбили 15 самолётов врага. В этом бою Герой Советского Союза старший лейтенант Галкин сбил 3 немецких самолёта.

В сообщении Совинформбюро от 28 июня 1942 года, в частности, говорилось: "...В воздушном бою Герой Советского Союза старший лейтенант тов. Галкин сбил 3 самолёта противника". В то время 283-й истребительный авиаполк, в котором М. П. Галкин командовал эскадрильей, защищал ленинградское небо на новых истребителях Як-7А.

13 июля 1942 года командир 283-го ИАП майор Морозов написал заместителю наркома авиационной промышленности А. С. Яковлеву из действующей армии:

"Мой полк с машинами Вашей конструкции стоял на аэродроме в Чкаловской. Там, с Вашей помощью, привели их в порядок, после чего отправились на фронт, и вот прошло 15 дней, которые позволяют сделать некоторый итог нашей боевой работы и поделиться с Вами о хороших качествах Вашей машины и замеченных недостатках.

Истребитель Як-7А.

В первый же день пребывания на фронте мы провели 3 воздушных боя, 2 - с Ю-88 и 1 - с Ме-109Ф. С Ю-88 пятёрка под моим командованием встретилась над полем боя, их было около 16 штук. Они шли бомбить боевые порядки наших войск, но, вступив с нами в бой, после короткой схватки, я поджёг одного из них, вслед за ним сбил второго Герой Советского Союза старший лейтенант Галкин и третьего сбил лейтенант Грищенко. Было произведено ещё по 4-м несколько атак, и они, сильно повреждённые, ушли на свою территорию. Ни один фашистский самолёт не успел сбросить бомбы на наши войска, а побросали на свою территорию и ушли восвояси. Мы могли бы сбить больше, но вооружение слабовато. Если бы вместо ШКАСа стояли БС, то наверняка было бы сбито ещё 3 - 5 самолётов Ю-88.

В тот же день во второй вылет мы сбили  (ст. лейтенант Рябенко)  ещё один Ю-88, и здесь мы завязали бой с 18 Ме-109Ф  (нас было только 8).

Сразу же после встречи мы поняли, что Як-7 гораздо маневреннее на вираже и что он ещё больше превосходит противника в маневре с поднятием на высоту от 4000 метров и выше. После короткой схватки я и мои товарищи сумели завлечь противника на высоту 5000 метров. Я вёл бой с 4 Ме-109Ф, также с 4 вёл бой и Герой Советского Союза ст. лейтенант Галкин.

Галкин Михаил Петрович

На 10-й минуте боя я сбил один Ме-109Ф, после этого Галкиным был сбит ещё один Ме-109Ф. Несмотря на их количественное превосходство, они не могли ничего сделать с нами, так как Як-7 позволял нам маневрировать как нам хотелось и хвалёные фашистские стервятники не могли пустить по нас очереди. Сходясь на равных условиях, Як-7 за один - два виража заходил в хвост Ме-109Ф. Но и здесь нас немного подвело вооружение: у ШВАКа почти на всех самолётах была неотдача. Я в течение 30 минут дрался с 2 Ме-109Ф без воружения, сидел у них на хвосте и заставил их уйти. В этот день мы сбили 6 фашистских самолётов, потеряли свой 1 и лишь только потому, что у него не убиралось шасси, не стало на замок   (дефект завода).

На второй день, ведя воздушный бой, наши 6 Як-7 с 9 Ме-109Ф, также одержали победу. Лейтенант Филатов сбил 2 Ме-109Ф и 1 ХШ-126. Лейтенант Грищенко сбил ещё один Ме-109Ф, после чего стервятники немедленно удрали.

За 15 дней боевой работы мы в воздушных боях сбили 17 самолётов противника и 8 подбили. Фашисты теперь узнали Як-7 и в открытый бой уже не вступают, а ждут, когда кто-нибудь зазевается, но этого они не дождутся. Як-7 показал прекрасные лётные качества, ему не хватает только немного скорости, мотор слабоват и имеет много дефектов. Если за счёт усиления мощности мотора прибавить скоростёнки километров 50 - 70 и усилить вооружение, нам тогда никакого другого самолёта не нужно, и количество сбитых стервятников удвоится и утроится...

Мы могли бы цифру сбитых самолётов увеличить за этот срок вдвое, втрое, вот только наша беда в том, что мы по некоторым обстоятельствам вступали в бой не полным полком, а 13 самолётами, и в воздух вылетали не более 8 машин. Лётчики сейчас все уверены в Вашей машине и все умело ведут бой. Самолёт Вашей конструкции стал грозой для немчуры, и они не стали теперь такими нахальными на этом участке фронта, какими были до нашего прихода. Лётчики - истребители соседних полков сказали нам не одно спасибо за то, что мы их прикрывали от Ме-109Ф и каждый раз разгоняли их.

Стенд М.П.Галкина в школьном музее.

С другими самолётами они охотно вступают в бой, а от нас немедленно удирают, даже имея численное превосходство. Лётчики бомбардировочной и штурмовой авиации также прислали не одну благодарность нам за сопровождение и просят командование, чтобы сопровождали их мы. Нам это очень приятно, немчура не один раз, видимо, вспомянула Вас плохим словом за этот самолёт, а мы благодарны Вам. Постараемся заставить их ещё больше бояться Як-7. Вот только маловато их у меня; было бы 20 штук, тогда немчура запела бы в три голоса "матушку - репку".

В этом же письме я решил попросить Вас  (это в Вашей силе и власти), если можно подбросить нам штук 7 - 10 Як-7 с БС или таких же, на которых дерёмся. Если это будет выполнено, клянемся Вам, что Вам краснеть за нашу работу не придётся, на них будут драться лётчики обстрелянные и опытные, к тому же влюблённые в Як-7..."

Последний раз Михаил Галкин поднимался в небо 21 июля 1942 года. Над нашими наземными войсками появилось до 30 фашистских бомбардировщиков. Советские истребители поднялись в воздух. Галкин передал по радио своей эскадрилье: "Атакую ведущего, берём в клещи !". И, пикируя с высоты, поразил Ю-88. Тот рухнул и взорвался. Галкин выходил из атаки, когда на него обрушилось несколько "Мессеров". Самолёт был подбит, сам лётчик тяжело ранен. Истекая кровью, он продолжал руководить боем. Но машина стала неуправляемой. Последним усилием воли Михаил отвёл самолёт подальше от своего аэродрома... Только 1 октября пехотинцы обнаружили в лесу изрешечённый пулями Як-7 и останки лётчика. Так смертью храбрых погиб Герой Советского Союза старший лейтенант Михаил Петрович Галкин.

К тому времени отважный воздушный боец выполнил более 100 боевых вылетов. Сбил около 10 самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 6 личных и 2 групповые победы лётчика. При этом, отдельные победы не совпадают по датам с данными из наградного листа. ]

*     *     *

Список всех известных побед старшего лейтенанта М. П. Галкина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
118.07.1941 г.1  Ju-88зап. РыбницаИ-16, Як-7.
221.07.1941 г.1  Ме-109Шандалешти
322.07.1941 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Сынджерей
427.07.1941 г.1  PZL-23Белый Камень
506.08.1941 г.1  Ме-109сев. Жовтнево
625.06.1942 г.1  Ju-88Мясной Бор
71  Ме-109Малая Вишера
808.07.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 3)Кириши

      Всего сбитых самолётов - 6 + 2;  боевых вылетов - более 100.


Возврат

Н а з а д


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz