Годовиков Алексей Николаевич - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Годовиков Алексей Николаевич

Годовиков Алексей Николаевич

Родился 19 января 1914 года в Москве. Окончил 7 классов, школу ФЗУ при заводе имени Авиахима, был учеником, а затем слесарем на заводе. В 1932 году окончил планерную школу, был инструктором - планеристом заводского аэроклуба. С 1936 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. 7 февраля 1942 года военный комиссар эскадрильи 740-го истребительного авиационного полка  (148-я истребительная авиационная дивизия, ПВО страны)  политрук А. Н. Годовиков, израсходовав в бою боеприпасы, таранил "Юнкерс-88" и погиб, уничтожив свой 5-й по счёту самолёт противника.

4 марта 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красной Звезды; медалями.

Похоронен в городе Чероповце Вологодской области. Его фамилия высечена на стеле у главного входа на завод, где он работал. Имя Героя носят улица в Череповце.

*     *     *

В конце 1942 года на площади Революции города Вологды был выставлен для всеобщего обозрения обгоревший немецкий самолёт, к которому прикрепили дощечку с надписью: "Пикирующий бомбардировщик "Юнкерс-88". Сбит политруком А. Н. Годовиковым в районе станции Н. Северной железной дороги".

Немецкое командование многократно пыталось парализовать Вологодский железнодорожный узел и помешать продвижению поездов к фронту. Над Вологдой и ближайшими станциями нередко появлялись вражеские самолёты. Как сообщалось в "Вестнике противовоздушной обороны", только в августе - ноябре 1941 года на железнодорожные объекты в пределах области было совершено свыше 200 налётов и сброшено 1500 бомб крупного калибра.

Старожилы Вологды помнят, что воздушные тревоги объявляли иногда по нескольку раз в сутки. Жители, в основном матери с детьми и бабушки с внуками, прятались в бомбоубежищах, в вырытых на бульварах и огородах траншеях. Рабочие же продолжали трудиться на производстве.

На дальних подступах к городу вражеские самолёты встречал огонь наших истребителей. Противнику редко удавалось сбросить бомбы в цель. Всего над вологодской землей было сбито более 15 немецких самолётов. Один из них и появился на городской площади. Кто - то дёгтем вывел на его фюзеляже крупными буквами: "Отлетался, коршун. Больше не будет !"   Это был приговор фашизму.

В городе Череповце, который по праву называют столицей Северной Магнитки, в сквере на площади Революции, рядом с Воскресенским собором на святом месте установлен скромный обелиск из чёрного мрамора, на котором высечены слова: "Герой Советского Союза Алексей Николаевич Годовиков. Погиб смертью храбрых 7 февраля 1942 года". Одна из улиц города за рекой Шексной носит его имя.

Кто же этот человек, судьбу которого современники воспринимают как легенду, яркую и вдохновенную ?

Алексей Годовиков родился 19 января 1914 года в Москве. С детства, серьёзно настроившись на покорение пятого океана, Алексей после семилетки учился в школе ФЗУ авиазавода № 1 имени АВИАХИМа и одновременно в планерной заводской школе Московского аэроклуба. Но на этом планерная подготовка Алексея не окончилась. Его путь лежал в сердце советского планерного спорта - основанную в 1931 году Высшую лётно - планерную школу ОСОАВИАХИМа в Коктебеле  (Крым). Здесь он прошёл полную программу обучения пилотов - парителей по классу "А" в группе знаменитого планериста, впоследствии Героя Советского Союза, заслуженного лётчика - испытателя СССР С. Н. Анохина. Вернувшись в Москву, Годовиков работал инструктором - планеристом аэроклуба при авиазаводе № 22, где трудился его отец.

Отец Алексея, Николай Николаевич, был незаурядным авиамехаником, о котором знала вся страна. В 1931 году он в числе шести лучших работников московского авиазавода № 22  (ныне - Государственный космический научно - производственный центр имени М. В. Хруничева)  был награждён орденом Ленина.

12 августа 1937 года с подмосковного аэродрома Щёлково стартовал в беспосадочный перелёт по маршруту "Москва - Северный полюс - Северная Америка" самолёт с бортовым полярным номером "Н-209", построенный на авиазаводе № 22. Экипаж из 6 человек возглавлял Герой Советского Союза С. А. Леваневский. Одним из двоих бортмехаников был Н. Н. Годовиков.

Из всей большой семьи Годовиковых  (семеро детей)  проводить Николая Николаевича в полёт разрешили только старшему сыну Алексею, который в то время был курсантом полковой школы 1-й отдельной мотострелковой дивизии особого назначения НКВД. На аэродроме произошла примечательная встреча с начальником ВВС страны Я. И. Алкснисом. Заметив на Алексее петлицы с танковыми эмблемами, Яков Иванович сказал: "А петлички - то надо переменить. Отец - лётчик, а сын - танкист, не годится !".

Фото перед стартом Н-209.

13 августа, когда Северный полюс уже был пройден, связь с самолётом прервалась, экипаж трагически погиб.

По воспоминаниям своих старших родственников, сын Алексея Николаевича Годовикова Леонид рассказывает: "Отец очень тяжело переживал эту трагедию. Теперь он остался старшим мужчиной в семье. И всё чаще и чаще вспоминал слова Якова Ивановича Алксниса. Наконец, закончив полковую школу в сентябре 1937 года в звании старшины и став командиром танка, он подал рапорт на имя начальника ВВС. В ноябре этого же года был зачислен курсантом в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А. Ф. Мясникова".

В школе Годовиков не только прилежно осваивал авиационную технику и тактику воздушного боя, но и активно занимался общественной работой, был одним из лучших комсомольских организаторов.

Газета "Красная звезда" 30 августа 1938 года в заметке "Сын героя - лучший курсант школы пилотов" сообщала: "Традиции гордых соколов советской страны свято хранят курсанты школы. Среди них много отличников боевой и политической подготовки. Одним из лучших курсантов является бывший рабочий - стахановец завода имени Горбунова - Алексей Годовиков. Его отец Н. Н. Годовиков - мужественный бортмеханик самолёта "Н-209" - погиб в Арктике с экипажем Леваневского. Сын говорит: "Я добьюсь своего - буду опытным лётчиком. Хочу так же беззаветно служить Родине, как служил ей мой любимый отец". Алексей Годовиков держит своё слово. Он хорошо овладел лётным делом и искусно водит свой воздушный корабль. Командование училища выдвинуло лучшего курсанта, сына героя, кандидатом для занесения на окружную Доску почёта".

В феврале 1939 года Алексей с отличием окончил Качинскую авиашколу и в звании Лейтенанта был направлен в лучший, 16-й авиаполк Московского военного округа на должность младшего лётчика. А в конце июля получил новое назначение - на должность помощника комиссара эскадрильи по комсомольской работе.

Боевое крещение политрук Годовиков  (это воинское звание ему присвоено в ноябре 1939 года)  принял в феврале 1940-го, в период Советско - Финляндской войны. Все боевые задания по разведке, штурмовке вражеских колонн, прикрытию с воздуха наступления наших войск он выполнял успешно.

В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, вместе со своими боевыми товарищами Алексей Годовиков проявил мужество и отвагу, защищая от налётов вражеской авиации город и порт Либаву  (Латвия). Вместе с полком Алексею довелось пройти горькую дорогу отступления, одержать первые победы. Эти дни много дали ему: ещё больше закалили волю, научили бить ненавистного врага.

Затем полк, в котором он служил, продолжал боевые действия на Северо - Западном фронте. Начались тяжёлые изнурительные бои с немецкой авиацией, когда превосходство в качестве и количестве авиационной техники было на стороне противника.

Но, несмотря ни на что, наши лётчики одерживали победы. И здесь уже решающим фактором была не столько техника, сколько советские люди, которые глубоко верили в справедливость своего дела и не жалели ни сил, ни самой жизни для победы.

МиГ-3

Истребитель МиГ-3.  На такой машине сражался Алексей Годовиков.

Свой личный счёт сбитых самолётов Алексей Николаевич открыл 3 октября 1941 года. Патрулируя в паре с сержантом Лазаревым в районе Апраксин городок - Синявино, они увидели на горизонте группу "Мессершмиттов". Явное превосходство врага. Но советские лётчики не растерялись. "В атаку !" - услышал в шлемофоне голос своего ведущего сержант Лазарев. "МиГи" развернулись навстречу врагу. Завязался неравный воздушный бой. После нескольких настойчивых атак, удачно зайдя в хвост одному из Me-109, Годовиков метким огнём поджёг самолёт противника. Ещё один "Мессер" уничтожил сержант Лазарев.

Но в этой яростной схватке получил повреждение и самолёт ведомого. Он как-то странно клюнул носом вниз, и вот уже, словно почуяв добычу, к нему устремились истребители противника. Годовиков приказал ведомому выходить из боя, а сам стал прикрывать его пулемётным огнём. Лазарев благополучно посадил свой "МиГ". Так бесстрашный комиссар в этом бою совершил второй подвиг - спас жизнь боевому товарищу.

В ноябре 1941 года Годовиков приехал в Москву получать новые машины. Дома узнал, что жена находится к родильном доме и что у него родился сын. Чудом разыскал букет цветов и немедленно отправился в больницу. В палату его не пустили. Алексей ещё долго стоял во дворе с непокрытой головой и смотрел в окно. Так и уехал молодой папа на фронт, не повидав сына.

К концу 1941 года исключительно сложная и напряжённая обстановка сложилась на всём советско - германском фронте, в том числе и на Северо - Западном направлении. Немецкие войска вплотную подошли к Вологодской области, оккупировав часть Оштинского района. Начиная с августа 1941 года авиация 1-го Воздушного флота противника, состоявшего более чем из 1000 самолётов, поддерживая группу армий "Север", активизировала свои действия по Северной и Октябрьской железным дорогам. Бомбардировочным ударам  (одиночным и групповым в составе до 20 самолётов)  подвергались эшелоны с войсками и военными грузами для 7-й, 54-й армий и Ленинградского фронта.

Для противодействия немецкой авиации и обеспечения бесперебойной работы Северной железной дороги 19 ноября 1941 года началось формирование Череповецко - Вологодского дивизионного района ПВО в границах: Вытегра, Кадуй, Весьегонск, Грязовец, Солигалич, Усть - Шеноша, Охтома, Няндома со штабом в Вологде. 740-й авиационный полк, в котором служил Алексей, в составе 148-й истребительной авиадивизии ПВО вошёл в оперативное подчинение дивизионного района ПВО и сразу же приступил к боевым действиям по прикрытию Северной железной дороги от налётов вражеской авиации.

Накануне Нового, 1942 года с полевого аэродрома вылетел комиссар первой эскадрильи Годовиков на патрулирование участка Северной железной дороги. Отдавая боевой приказ, командир полка как бы вскользь подчеркнул:

- Может быть, Алексей, встретишь "Юнкерс", так смотри же, "поздравь" его с наступающим Новым годом, да получше. Ну так, чтобы это был его последний вылет.

- Есть поздравить, товарищ командир !   Если встречу, живым не уйдёт, - ответил Годовиков.

Собираясь в каждый полёт, он только и мечтал о встрече с врагом. "Лишь бы только повезло, - думал политрук - а уж там я его исковеркаю, как Бог черепаху".

...Шла 5-я минута полёта. Далеко позади остался аэродром. Жестокий мороз забирался даже под мех комбинезона. Годовиков редко бросал взгляд на приборы. За 2 года постоянной лётной практики он научился на слух определять работу мотора и чувствовать свою машину, как самого себя. Всё внимание было сосредоточено на воздухе.

На горизонте показались 2 белые полоски. "Что бы это могло быть ?   След самолёта ?" - молнией пронеслись мысли. Рука автоматически легла на газ. Мотор взревел, и самолёт быстрее пошёл на сближение. Взглянув вниз, политрук увидел недалеко в стороне разрывы зенитных снарядов, и в кольце их по - волчьи, низко над землёй шёл немецкий бомбардировщик. Годовиков спикировал. Чёрной ленточкой уходило вдаль полотно железной дороги. Двигался какой - то железнодорожный состав.

"Ага, бомбить собираешься !" - чуть не закричал политрук. Ему представилось на мгновение, что может случиться сейчас, если не помешать этому. "Юнкерс" заходил с головы эшелона. Удачное попадание бомбы в паровоз - и на воздух полетят обломки вагонов, куски рельсов. Задние вагоны полезут на передние и бесформенной грудой покатятся под откос...

Истребитель с бешеной скоростью шёл в лоб вражескому самолёту и, когда до цели оставалась сотня метров, прямо в упор дал залп по правому мотору "Юнкерса". Тому было уже не до бомбежки. С лихорадочной быстротой он сбрасывал свой груз в стороне от полотна дороги. Рассчитывал облегчить самолёт и уйти на бреющем. Но было поздно. Подбитый мотор задымил, начал давать перебои, а потом и совсем отказал. "Юнкерс" с резкой потерей высоты планировал, переваливаясь с крыла на крыло. Нижний стрелок пытался давать короткие очереди, но Годовиков нажимал на гашетки, и немец поспешно умолкал. Так продолжалось, пока немецкий самолёт не врезался в болото.

Ju-88 сбитый Годовиковым
Ju-88 сбитый А. Н. Годовиковым.

Послав в эфир сообщение о месте падения самолёта, Годовиков полетел к эшелону. Тот стоял на пути. Люди выскакивали из вагонов, размахивали руками, подбрасывая вверх шапки. Покачав им крыльями, как бы сказав: "Всё в порядке. Можете двигаться дальше", политрук повёл свою машину на аэродром.

Вскоре на КП дивизионного района противовоздушной обороны поступил доклад об итогах боя и сбитом в районе Суды - Кадуя вражеском бомбардировщике Ju-88.

- А что, если упавшего стервятника привезти да поставить на центральной площади в Вологде ? - предложил командующий дивизионным районом ПВО генерал - майор артиллерии А. Герасимов. - Пусть люди посмотрят, что за хищники сбрасывают бомбы на наши города и сёла.

- Хорошая мысль, - одобрил военный комиссар дивизионного района ПВО Я. Босый. И они тут же позвонили в обком партии, чтобы выяснить, как там отнесутся к их предложению.

Предложение командования районом ПВО в обкоме партии одобрили. Группа авиаспециалистов быстро выехала к месту падения самолёта. Его разобрали на части, погрузили на машины и доставили в Вологду. В короткие сроки "Юнкерс" был собран и установлен в центре города на площади Революции для всеобщего обозрения. Он напоминал коршуна с распростёртыми крыльями. Жёлтое его брюхо вдавилось в грунт, зелёные крылья - в пробоинах, винты погнуты.

Это мероприятие имело большое морально - психологическое значение, вселяло в народ веру в то, что вторгнувшийся на нашу землю жестокий и коварный враг будет разбит. Вот как в областной газете "Красный Север" описывался один из многих осмотров вологжанами сбитого "Юнкерса": "К самолёту подошёл пожилой рабочий, внимательно посмотрел на моторы, исковерканные винты. Потом прочитал написанное на табличке и, обращаясь к своему соседу, сказал: "Небось немало пролил нашей крови этот гад. А теперь уж хватит, отлетался. Спасибо товарищу Годовикову".

Имя политрука Алексея Николаевича Годовикова стало известно всем трудящимся Вологды, Череповца и области. Новый, 1942 год он встречал в кругу своих боевых товарищей, выслушал немало поздравлений от них.

Об этом памятном и радостном событии он написал письмо жене. В нем, в частности, было подчёркнуто: "Нина, знаешь, когда за тобой, за твоей спиной наш могучий объединённый советский народ, то в душе столько злобы и ненависти к врагу, что зубами, всем, чем владеют руки, хочется дать гадам сполна..."

7 февраля 1942 года, получив сигнал к боевому вылету, Годовиков поднял свой МиГ-3 с полевого аэродрома у деревни Володино и, стремительно набирая высоту, повёл его навстречу врагу. Стрелка высотомера перешла отметку 7000 метров. Обнаружив немецкого разведчика, Алексей, выжимая всю мощь мотора, настигнув "Юнкерс", стал атаковать его. Огонь открывал с близкой дистанции, в упор по плоскости и моторам бомбардировщика. Экипаж "Юнкерса", маневрируя курсом и высотой, ведя огонь, пытался уйти от истребителя. Короткая и точная очередь по кабине вражеского стрелка - и его пулемёт замолк. Ещё одна очередь - и огненная трасса вонзается в мотор. От него потянулась тонкая струйка дыма.

Немецкий разведчик Ju-88D.

Но "Юнкерс" со снижением продолжал идти к линии фронта. "Тянет к своим. Нужно добить", - решил политрук и, настигнув врага, нажал на гашетку. Пулемёты молчали: израсходованы боеприпасы. Упустить разведчика нельзя. Колебаний не было.

- Боеприпасы кончились, иду на таран, - по радио доложил Годовиков на полковой командный пункт.

Сделав боевой разворот, Алексей в дерзкой атаке своей машиной ударил по хвостовому вражеской машины. "Юнкерс" рухнул на землю. Но и самолёт Годовикова был повреждён, стал снижаться. Алексей, видимо, раненный, потерял сознание и уже не мог выпрыгнуть с парашютом. Так геройски погиб бесстрашный советский лётчик - истребитель, до конца выполнивший свой воинский долг. Ему в то время только что исполнилось 28 лет.

В наиболее тяжёлый период стратегической обороны комиссар Годовиков был воплощением основного смысла политической работы того времени: "Стоять насмерть !   Держаться во что бы то ни стало. Жечь фашистские танки. Сбивать самолёты. Перемалывать живую силу врага. Заставлять гитлеровцев платить самую дорогую цену за каждый свой шаг. Стойко защищать советскую землю. Готовить будущее наступление, которое обратит вспять заклятого врага. Обороняясь, срывать планы вермахта, учиться его побеждать". И он побеждал !

5 марта 1942 года в передовой статье "Славная воздушная вахта" газеты "Правда" говорилось: "Стаями воздушных разбойников Гитлер пытался деморализовать тыл Красной Армии, разрушить наши предприятия и оборонные объекты, спалить Москву и другие крупные города нашей страны. Не вышло !   Зорка вахта, поставленная командованием Красной Армии вокруг наших городов, сокрушительны удары сталинских соколов - лётчиков, метки залпы советских зенитчиков, решительны и умелы действия пожарных команд, сплочено и организовано население.

Сегодня страна по достоинству отмечает доблестных воинов частей противовоздушной обороны, образцово выполнивших боевые задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками. Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза присвоено доблестным лётчикам, политруку Годовикову А. Н., Лейтенанту Голубину И. Ф., Старшему лейтенанту Горбатюку Е. М. Всего 11-ти лётчикам".

Цветы на могилу Героя.
Цветы у обелиска Героя...

Память о политруке Годовикове свято пронесла в своем сердце его жена Нина Алексеевна. Для неё Лёка был единственным, первым и последним мужчиной до скончания дней  (умерла она 6 апреля 2003 года). Сын А. Н. Годовикова Леонид Алексеевич  (когда погиб отец, ему было всего 3 месяца), тщательно изучая в Центральном архиве Министерства обороны боевые документы, встречаясь с однополчанами отца, с большой достоверностью исследовал боевой путь отважного комиссара и 740-го ИАП ПВО.

Через местные органы власти ему удалось увековечить память погибших лётчиков, однополчан Алексея Николаевича - лейтенанта И. П. Макарова, младшего лейтенанта В. М. Бондаренко, старшины А. Ф. Сорокина.

Уголок Героя
Уголок Героя в ЧАШ РОСТО
справа - стоит его сын...

Вместе с Леонидом Годовиковым в этом благородном деле большую активность проявили поисковые отряды из 25-й и 27-й средних школ города Череповца и их руководители Любовь Александрова и Алевтина Страхова.

Рядом со старым городом вырос новый Череповец: громады зданий из бетона и стекла. И одна из новых улиц этого города носит имя Алексея Годовикова. Свято чтит память комиссара Годовикова и коллектив завода, где трудились он и его отец. В одной из московских школ пионерская дружина долгое время носила имя Героя.

В августе 2001 года постановлением губернатора Вологодской области В. Е. Позгалева в строй учебных организаций РОСТО, удостоенных имени Героев, воспитанников ОСОАВИАХИМа, встала Череповецкая автомобильная школа. Открылась новая страница в её 50-летней истории, символизирующая живую связь поколений оборонного общества страны. В постановлении сказано:

"С целью увековечения памяти Героя Советского Союза Алексея Николаевича Годовикова, лётчика 740-го истребительного авиационного полка, комиссара авиаэскадрильи Череповецко - Вологодского дивизионного района ПВО, и патриотического воспитания молодёжи присвоить негосударственному образовательному учреждению "Череповецкая автомобильная школа Российской оборонной спортивно - технической организации - РОСТО" имя Героя Советского Союза А. Н. Годовикова".


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz