Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Горбачёв Иван Илларионович

И.И.Горбачёв

Родился 15 Сентября 1914 года в городе Батайске  (Ростовская область). В 1932 году окончил начальную школу, затем школу ФЗУ. Участвовал в оказании интернациональной помощи народу Китая в борьбе с японской военщиной в 1937 - 1938 годах и "Зимней" войне с Финляндией в 1939 - 1940 годах.

С 22 Июня 1941 года Капитан И. И. Горбачёв в действующей армии. По Июнь 1942 года служил в составе 71-го ИАП КБФ. С 16 Сентября 1941 года - командир 3-й эскадрильи, с 20 Апреля 1942 года - командир 1-й эскадрильи. До Июня 1942 года совершил 130 боевых вылетов, в том числе 31 - на штурмовку живой силы и техники противника.

10 Августа 1941 года в воздушном бою с 4 истребителями Me-109 над Рижским заливом на самолёте МиГ-3 таранил одного из них. Покинул повреждённый "МиГ" на парашюте и был подобран советским катером. За этот бой награждён орденом Красного Знамени.

С 20 Июня 1942 года Майор И. И. Горбачёв заместитель командира 21-го ИАП КБФ по лётной подготовке.

1 Октября 1942 года погиб в воздушном бою в районе Колпино, Ленинградской области.

Всего совершил более 200 боевых вылетов, сбил 7 вражеских самолётов лично и 5 - в составе группы.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В Мурино, близ Ленинграда, на одном из мемориальных обелисков, где золотыми буквами начертаны имена и фамилии лётчиков, штурманов, стрелков - радистов, отдавших в годы Великой Отечественной войны свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины, за город на Неве, имеется и строка об Иване Илларионовиче Горбачёве.

Он родился в 1914 году в городе Батайске, в семье рабочего железнодорожного депо. Учёбу в школе ФЗУ совмещал с занятиями в планерной школе Осоавиахима. В 1932 году райком комсомола направил 18-летнего юношу в Качинскую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова. Окончив её, Горбачёв служил в авиации Черноморского флота: лётчик, старший лётчик, командир звена. В 1937 году молодого Лейтенанта направили в одну из частей ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Именно отсюда, как одного из лучших пилотов, Горбачёва направили добровольцем помогать китайскому народу в борьбе против японских захватчиков.

Великую Отечественную войну он встретил уже опытным воздушным бойцом, за его плечами были бои в небе Китая и над Карельским перешейком зимой 1939 года. На груди командира эскадрильи 71-го истребительного авиационного полка Капитана И. И. Горбачёва красовались два боевых ордена.

...Шёл третий месяц войны. Немцы рвались к главной базе Краснознамённого Балтийского флота - Таллину. Советские войска прочно удерживали острова Моонзунда. Над заливом клубились, затянув небо, серые тяжёлые облака. Изредка плотная пелена туч разрывалась, показывался золотистый луч солнца. Вскоре многослойная облачность снова затягивала небольшие просветы.

Откуда - то с высоты, из - за облаков, донёсся надрывный звук ревущих моторов, сменяемый треском пулемётных очередей. Вот, раскручивая дымную спираль, вываливается бомбардировщик Ju-88. За ним второй.

Воздушный бой с "Юнкерсами" вела пара "МиГов" во главе с Капитаном Горбачёвым. Краснозвёздные истребители сбили 2 бомбовоза. Но тут на помощь "Юнкерсам" подоспела четвёрка Ме-109. Немецкие истребители попытались взять в клещи наши "МиГи", предвкушая быструю над ними расправу. Но не тут - то было !  Горбачёв и его ведомый смело вступили в схватку против четырёх "Мессеров". Самолёты то круто виражили, то почти отвесно пикировали и снова шли на вертикаль. Один из Ме-109 проскочил вперёд "МиГа" и на какую - то долю секунды оказался в прицеле Ивана Горбачёва. Раздалась короткая очередь и "Мессер", свалившись на крыло, упал в воды Балтики.

Оставшаяся тройка немецких пилотов пришла в ярость. И тут, как назло, у Горбачёва кончились боеприпасы. Его ведомый - в хвосте замыкающего Ме-109. Однако атака была неудачной: трасса прошла мимо противника. Горбачёв развернул свой МиГ-3 и пошёл в лобовую атаку. Дерзкий, полный отваги маневр позднее он объяснил так: "Решил, если враг не отвернёт, нанесу по нему таранный удар". Но нервы врага не выдержали, он шарахнулся в сторону. Другой "Мессер" на обгоне подошёл совсем близко и его пилот жестами показал, что, дескать, сейчас тебе придёт конец. Однако конец пришёл ему. Горбачёв включил форсаж, догнал врага и винтом отрубил у Ме-109 хвостовое оперение... Машина врага, став неуправляемой, упала в воду. Остальные "Мессеры" поспешили убраться восвояси.

Весной 1942 года, в числе первых лётчиков в части, Майор И. И. Горбачёв был награждён орденом Ленина.

Отважный воздушный боец участвовал в отражении ночных воздушных налётов на корабли флота в Кронштадте, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков. В начале Августа 1942 года немецкие бомбардировщики пытались нанести удар по нашим кораблям, находящимся в Финском заливе. Горбачёв и его ведомые встретили противника на подходе к цели. Стремительная атака, и 2 "Хейнкеля", объятые пламенем, упали на землю, остальные повернули назад. Удар по кораблям флота был сорван.

Осенью 1942 года он был назначен заместителем командира 21-го ИАП ВВС КБФ, но прослужил в этой части всего около трёх месяцев...

1 Октября день выдался особенно напряжённым для защитников Ленинграда. Только лётчики успевали вернуться из боя, заправить самолёты горючим, а сигнальная ракета вновь поднимала их на отражение очередного налёта "Юнкерсов". Лётчики полка уже сбили свыше десятка вражеских самолётов. Майор Горбачёв совершил до обеда 4 вылета, провёл 2 боя. Ведомая им группа сбила 3 бомбардировщика, остальные побросали свой груз, не достигнув намеченных объектов.

Под вечер, в составе четвёрки "Яков", Майор И. И. Горбачёв вылетел на перехват очередной группы пикировщиков Ju-87, которых сопровождала 10 истребителей Ме-109. На высоте 2000 метров наши лётчики стремительной атакой сбили ведущего группы противника и расстроили его боевой строй. "Мессеры" бросились наперерез отважной четвёрке. Завязался воздушный бой. Горбачёв приказал паре атаковать "Юнкерсы", а сам вступил в неравную схватку с истребителями прикрытия. Ему удалось сбить один из "Мессеров", но и сам попал под огненную трассу...

К тому времени отважный воздушный боец совершил более 200 боевых вылетов, сбил 7 вражеских самолётов лично и 5 - в составе группы.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 4 личные и 6 групповых побед. ]

*     *     *

Список всех известных побед Капитана И. И. Горбачёва:
(Из книги И. И. Цапова, В. Н. Конева, Ю. А. Мясникова - "Гвардейцы Балтики крылатой".)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
123.07.1941 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / 3)р-н ВезенбергМиГ-3, И-153.
210.08.1941 г.1  Ме-109  (сбит тараном)Ирбенский пролив
303.06.1942 г.1  Не-111  (в паре - 1 / 2)район м. Инониеми
41  Не-111  (в паре - 1 / 2)район Тайвола
505.06.1942 г.1  Не-111  (сбит ночью)Кронштадт

      Всего сбитых самолётов - 7 + 5  [ 2 + 2 ];  боевых вылетов - более 200.

Эпизоды из боевой деятельности.

23 Июля 1941 года лётчики 71-го ИАП КБФ И. И. Горбачёв, Б. В. Романов и П. Н. Цветков на МиГ-3 в районе Везенберг на высоте 1500 метров встретили Hs-126 и сбили его.

10 Августа 1941 года капитан И. И. Горбачёв над Ирбенским проливом в районе озера Эзель из-под облаков был атакован 6 Ме-109. После атаки мотор задымил, после второй - стало пробиваться пламя. "Погибать, так с врагом вместе" решил Горбачёв и направил свой МиГ-3 на проходивший внизу Ме-109. Оба самолёта упали в воду. Горбачёв с обгорелым лицом и руками выпрыгнул из поврежденного самолёта на парашюте с высоты 300 - 400 метров. Проплавав около 3-х часов, был подобран своим катером.

3 Июня 1942 года майор В. С. Корешков и капитан И. И. Горбачёв на высоте около 1000 метров с дистанции 100 метров сбили Hе-111, который упал в районе мыса Инониеми. Они же сбили и второй Hе-111, который упал в районе Тайвола.

5 Июня 1942 года в течении ночи лётчики 71-го ИАП КБФ совершили 7 самолёто - вылетов на отражение налёта до 35 Hе-111 и Ju-88 на южные форты Кронштадта. Лётчики И. И. Сербин в паре с П. И. Бискупом, Сербин в паре с А. В. Алексеевым, И. И. Горбачев и А. Г. Батурин лично сбили по одному He-111.

Информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой..."

*    *   *

Достаточно много места уделил Ивану Илларионовичу Горбачёву в своей книге "С крылатыми героями Балтики" бывший военврач 21-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ В. Г. Митрофанов. Часть этих воспоминаний и предлагаются вашему вниманию.

"Новый заместитель командира полка по лётной подготовке Майор И. И. Горбачёв в полку недавно. Всего 2 месяца назад он сменил Капитана Панфилова, назначенного в другую часть, но уже заслужил всеобщее признание однополчан.

Лётчики его полюбили. Иван Илларионович был молод, красив, строен, всегда подтянут. Поясной ремень затягивал так, что и пальца не поддеть. Хромовые сапоги начищал до блеска. Внешний вид его был безукоризнен. И это в условиях напряженной боевой работы. Секрет заключался в его высокой требовательности к себе. Умел он не приказом, а личным примером, своими боевыми делами увлекать людей. При случае не забывал напомнить о дисциплине. "Ставшая чертой характера, она - великая сила, верный союзник побед в воздушном бою", - наставлял он. Лётчики полка хорошо знали приверженность Горбачёва к "дисциплинке" и всегда старательно подтягивались, приветствуя проходившего мимо заместителя командира полка.

Однополчане хорошо знали, чем были вызваны следы ожогов на его лице, руках. 10 Августа 1941 года в воздушном бою над Ирбенским проливом Иван Илларионович таранным ударом на МиГ-3 сбил Ме-109. Стервятник упал в пролив. Но и сам Горбачёв вынужден был оставить загоревшийся самолёт - выпрыгнул на парашюте. В тяжёлом состоянии, обожжённого и закоченевшего, извлекли его из воды. После лечения и переучивания на Як-1, он прибыл в наш 21-й истребительный авиаполк. На его груди сверкали тогда три ордена: Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. Вскоре его наградили четвёртым боевым орденом и по числу наград он стал первый в полку.

Однажды при входе в столовую все увидели большой фотопортрет Горбачёва в красочном оформлении по случаю его очередной победы. Плакат гласил: "Мастер таранного удара Майор Горбачев сбил ещё одного фашистского стервятника - истребитель Ме-109. Лётчики, соколы Родины !  Отомстим за поруганную Родину !". Однополчане понимали: в изготовление плаката пропагандист Гринишин вложил всё своё умение и личные симпатии к Горбачёву.

Как заместитель Горбачёв вполне устраивал командира полка Подполковника Слепенкова. Они с полуслова понимали и хорошо дополняли один другого. Их отношения были полны взаимного уважения и сердечности. Это видели все и считали их примером для себя, своею гордостью.

И.И.Горбачёв

День 1 Октября 1942 года был праздничный для однополчан - ровно год назад, в Рузаевке полку вручили его святыню - Знамя. Эта дата считается днём основания части. Первые 8 месяцев минувшего года были посвящены освоению новой материальной части Як-1. Следующие 4 месяца - фронт. Боевая работа с аэродромов осаждённого Ленинграда - Приютино, Борки, Гражданка. За этот короткий срок сделано и пережито немало.

...Поступила команда на вылет очередной четвёрки "Яков". В её составе отправились на задание Майор Горбачев, Старший лейтенант Рубцов, Лейтенант Постников и сержант Ткачёв. Примерно через час от начала вылета над аэродромом появились вернувшиеся с задания "Яки". Привычный звук моторов возвещал об этом безошибочно. Мы поспешили наверх вслед за командиром. В этот полёт он собирался идти сам. Но возразил Горбачев. Корректно, но настойчиво. Убедил, что лететь - его очередь. И Слепенков уступил. Согласился.

"Яки" приземлялись на наших глазах. Одного не хватало. Наблюдая посадку с близкого расстояния, по бортовым номерам, мы поняли: нет Горбачева.

- Где же он ? - с тревогой вырвалось у командира.

Медленно потянулись минуты томительного ожидания. Слепенков и все, кто находился рядом, ждали с докладом Рубцова - заместителя Горбачева в полёте. Ждали с надеждой услышать нечто успокоительное. Ведь бывало не раз, когда невернувшийся лётчик садился на соседний аэродром и вскоре оказывался дома.

С нарастающим нетерпением следили мы за Рубцовым. Казалось, он очень долго рулит на стоянку, закончив пробег. Выключив мотор, неоправданно задерживается в кабине. Даже его торопливая походка казалась сейчас недостаточно быстрой. Но вот Рубцов остановился в трёх шагах от командира. Вид его был мрачен.

- Майор Горбачёв погиб смертью храбрых, уничтожив в неравной схватке 2 стервятника, - доложил он.

Всех поразила категоричность доклада. Не оставалось места для сомнений и надежд. И тем не менее хотелось сомневаться и надеяться.

Слепенков после минутной паузы распорядился отменить на сегодня мероприятия, намеченные в связи с годовщиной полка, и немедленно организовать поиск в районе Нового Посёлка. Поиски велись одновременно двумя группами. На 3-й день от наземных войск в полк пришло сообщение: Майор И. И. Горбачев похоронен недалеко от правого берега Невы, на высоте с отметкой 16,5. Были присланы его парашют, деформированные при падении ордена, уцелевшее удостоверение личности.

Много лет прошло с той поры. Но и теперь, вспоминая Ивана Илларионовича Горбачева, я слышу его живой голос, его последнее на этой земле слово - "добро", заключавшее последнее желание - навестить в день годовщины полка своих раненых друзей, порадовать их чем можно".


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz