Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Греков Леонид Игнатьевич

Л.И.Греков

Родился 27 Декабря 1913 года на хуторе Литовск, ныне Колпнянского района Орловской области, в семье крестьянина. Был делегатом 1-го Всесоюзного слёта пионеров. После окончания школы работал в райкоме комсомола, затем был редактором районной газеты. В 1932 году окончил заочно комвуз. С 1934 года в Красной Армии. В 1936 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. В Июне 1938 года был избран депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го созыва от Урюпинского избирательного округа Сталинградской области. В Сентябре 1940 года был назначен на должность заместителя командира по политической части 169-го истребительного авиаполка, формировавшегося в городе Ржев Калининской области. К началу войны полк имел на вооружении 50 самолётов И-153.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Помощник командира 169-го истребительного авиационного полка  (52-я отдельная армия)  Капитан Л. И. Греков совершил 65 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 4 и в группе 10 самолётов противника. 29 Октября 1941 года погиб в воздушном бою над Ленинградом.

27 Декабря 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

Похоронен в городе Боровичи Новгородской области. Его имя носят улица в посёлке Колпны, Ярищенская средняя школа Колпнянского района. На здании школы - мемориальная доска.

*     *     *

Анна Фёдоровна Короткова может часами рассказывать о Леониде Грекове. Кстати, именно она обратила внимание на пробел, допущенный в первом издании книги известного публициста, в годы войны - фронтового корреспондента - А. В. Бурова "Твои Герои, Ленинград": о Герое Советского Союза Леониде Игнатьевиче Грекове там не было ни слова. Проверив её доводы, автор убедился, что Капитан Греков действительно сражался за Ленинград.

Анна Фёдоровна отлично помнит Леонида. Они вместе учились в Ярищенской школе, потом вместе работали в Колпнянском райкоме комсомола Орловской области. Она помнит даже то, что в детстве он был делегатом 1-го Всесоюзного слёта пионеров. Но, пожалуй, больше всего ей запомнился день, когда Леониду вручали партийный билет. Он взял его из рук секретаря райкома партии и сказал:

- Клянусь быть достойным высокого звания коммуниста.

Это было в 1932 году. Ему исполнилось тогда 19 лет. После этого Леонид Греков прожил только 9 лет. Но клятву свою он выполнил с честью.

Только 9 лет... Зато какие это были годы !  Вначале он работал инструктором, затем его избрали секретарем райкома - руководителем всей комсомолии Колпнянского района. Спустя несколько лет Леонида выдвинули на ещё более ответственную работу - редактором областной газеты. В Июне 1938 года он стал членом правительства республики - трудящиеся Урюпинского избирательного округа Сталинградской области выбрали его депутатом в Верховный Совет РСФСР.

Это было, когда Леонид Греков уже не редактировал газету, а летал. И в райкоме, и в редакции его не оставляла мысль о полётах. Наконец он добился своего - закончил авиационное училище.

В Сентябре 1940 года Военным Советом Московского военного округа было принято решение о формировании нового 169-го истребительного авиационного полка с дислокацией в городе Ржев Калининской области. Командиром полка был назначен Майор Богачёв Никита Григорьевич, заместителем командира полка по политчасти - Капитан Греков Леонид Игнатьевич.

23 Июня 1941 года полк в составе 4-х эскадрилий с общим количеством 50 самолётов И-153 перелетел в район боевых действий на аэродром Приямино (40 км западнее города Борисов). В этот же день на фронт убыли штаб и технический состав полка.

С 27 Июня 169-й ИАП вёл боевую работу с аэродрома Оршанского аэроузла (Пронцевка, Зубово, Яковлевичи) в направлениях Борисов - Могилёв - Шклов, в полосе действий 20-й армии Западного фронта.

В исключительно тяжёлых условиях, сложившихся в первые дни войны, молодому лётному составу приходилось отражать яростные атаки численно превосходящего противника. Несмотря на малую лётную практику и отсутствие боевого опыта, лётчики с большим рвением, перенапрягая силы, честно и добросовестно выполняли свой долг перед Родиной, совершая в день до 8 - 10 боевых вылетов (налётывая при этом до 9 часов), сопровождавшихся многочисленными воздушными боями. Несмотря на частые перебазирования с одного аэродрома на другой (с 23 Июня по 12 Августа было сменено 8 аэродромов), при плохой обеспеченности со стороны батальона аэродромного обслуживания полк ни на один день не прекращал боевой работы.

С 5 Июля по 12 Августа полк вёл боевую работу с аэродромов Горки, Смоленск, Шаталово и Олсуфьево. К 12 Августа 1941 года было произведено 1446 боевых вылетов с общим налётом 1350 часов 49 минут.

Пробыв на Западном фронте в течение 50 дней, 12 Августа полк распоряжением командира 23 авиационной дивизии был направлен на переформирование в 6-й запасной авиаполк (город Рассказово Тамбовской области) куда и прибыл 17 Августа 1941 года.

В течение одного месяца полк переформировался, переучившись на новую матчасть - самолёт МиГ-3. Процесс переучивания и формирования протекал исключительно быстро. За 15 лётных дней полк сумел закончить сокращённую программу переучивания на новой скоростной матчасти, имея в среднем 5 - 6 часов налёта главным образом за счёт освоения техники пилотирования. Не имея тренировки ни в групповой слётанности, ни по штурманской подготовке и тем более в боевом применении полк в связи с напряжённым положением на фронте был вынужден вылететь в район боевых действий.

Осенью 1941 года лётчики полка вели напряжённые бои на Ленинградском фронте.

Когда началась война, Греков чувствовал себя не просто лётчиком. Он как бы испытывал двойную ответственность - и как лётчик, и как депутат - избранник народа. Заместитель командира полка, у которого и на аэродроме забот хватало, он постоянно стремился в бой. Дрался смело, мужественно. Уже в самом начале войны сбил несколько немецких самолётов.

Бюст Л.И.Грекова.

В середине Августа враги пытались штурмовать аэродром. В бой с ними вступило звено, ведомое Капитаном Грековым. Три советских истребителя атаковали 10 вражеских самолётов. Один из них был сбит, остальные рассеяны. Удар по аэродрому враги так и не нанесли.

Спустя несколько дней, когда вблизи аэродрома появился немецкий воздушный разведчик, Капитан Греков стрелой взлетел в небо, догнал "Юнкерс" и двумя атаками сбил его.

Воевал Леонид Греков всего лишь 4 месяца. Последний его бой состоялся 29 Октября 1941 года. В донесении об этом сказано очень коротко: "Охраняя подступы к городу Ленина, Капитан Греков вступил в бой с 4 фашистскими истребителями".

Он отвлёк на себя 4 вражеских истребителя, чтобы другие наши лётчики могли атаковать бомбардировщиков. Греков дрался до последнего патрона и не вышел из боя, когда стрелять уже было нечем. Лишь раненный, он оставил горящий самолёт. Немецкие пилоты кинулись вслед распустившемуся парашюту, расстреливая уже беспомощного лётчика.

Так погиб член правительства Леонид Греков. Но его боевой счёт на этом не оборвался. Счёт мести врагам продолжили воспитанники героя, которых у него было много...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz