КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Карманов Афанасий Георгиевич |
Афанасий Карманов родился 18 января 1907 года в селе Старокостево, ныне Бакалинского района Башкирии, в семье крестьянина. Окончил 5 классов в деревне Ардатовка Туймазинского района. Работал в сельском хозяйстве. С 1929 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Совершил более 50 боевых вылетов, в одном из которых спас лётчика Морозова, вывез его на своём самолёте с территории противника. Перед войной служил в 4-м истребительном авиационном полку, который стоял под Кишинёвом. Вспоминает известнейший советский лётчик - истребитель, трижды Герой Советского Союза, Александр Иванович Покрышкин: "В душу заползали мрачные предчувствия. Тоска отступала только по вечерам, когда в столовой собирались лётчики. Мы долго засиживались там за бесконечными разговорами о новых самолётах и необыкновенных случаях в авиации. Душёй круга был самый старший из нас, крупный и красивый Капитан, умевший хорошо рассказывать. Я встретился с ним лишь однажды, в Кишинёве, но в беседах с другими лётчиками довольно часто слышал его имя. Раньше Карманов служил испытателем в Москве. Там в чём - то провинился, и его прислали в строевой полк на исправление. Здесь он командовал эскадрильей. Все пилоты относились к нему с уважением. И было за что: летал он отлично, легко ладил с людьми..." С первые же дни Великой Отечественной войны, Афанасий Карманов провёл несколько воздушных схваток с противником, подтвердив репутацию мужественного и умелого воздушного бойца. Против войск Одесского военного округа и южного фланга Киевского военного округа противник в начале войны сосредоточил 1300 самолётов последних выпусков. Авиация Одесского военного округа имела 940 самолётов, причём из них 80% были устаревшими. Были на вооружении новые, хорошие самолёты, но их было мало, да и лётный состав освоил их недостаточно. На рассвете 22 июня 1941 года посты воздушного наблюдения, оповещения и связи донесли: несколько групп самолётов противника нарушили государственную границу и летят курсом на Бельцы, Кишинев, Тирасполь, Бендеры, Белгород - Днестровский, Болград... Находясь в полевых условиях, штаб ВВС ОДВО заранее установил связь с частями и дал им все необходимые указания. Поэтому массированный налёт вражеской авиации на рассвете 22 июня оказался малоэффективным. Высокое лётное мастерство, отвагу и героизм проявил при этом командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка (20-я смешанная авиационная дивизия, 9-я Армия, Одесский военный округ) капитан А. Г. Карманов. Он один вступил в бой на подходе к Кишиневу с 27 "Юнкерсами" и 9 "Мессерами". В ожесточённом бою сбил 2 самолёта противника. А произошло всё это так. В 5 часов 10 минут около трёх десятков Ju-88 в сопровождении 9 истребителей Ме-109 появились в районе Грассулово, где базировались наши самолёты СБ и Пе-2. Противник не без опасения предпринимал налёт, раз его бомбардировщики прикрывались "Мессерами". Ведущая девятка "Юнкерсов" сбросила бомбы с высоты 1000 метров. Они разорвались в полукилометре от стоянок рассредоточенных самолётов и не причинили никакого вреда. На цель устремились остальные Ju-88, прикрываемые Ме-109. И тут появился одинокий МиГ-3, пилотируемый командиром эскадрильи капитаном А. Г. Кармановым. Имея преимущество в высоте, он быстро сориентировался и устремился в атаку на "Юнкерсы". Удар сзади сверху - и один из бомбардировщиков рухнул вниз. Переполошённые лётчики остальных вражеских экипажей, опасаясь такой же участи, сломали боевой порядок, рассыпались и повернули от аэродрома. Истребители же, рассчитывая на лёгкую победу, бросились на "МиГа". Девять против одного... У Карманова было 3 пулемёта: БС калибра 12,7-мм и 2 ШКАСа калибра 7, 62-мм. У противника - как минимум 18 пулемётов калибра 7,92-мм и 9 пушек калибра 20-мм. Только боец необыкновенной воли и завидного мужества может не дрогнуть в такой ситуации. И Афанасий Карманов принял бой. Истребитель МиГ-3. На такой машине сражался комэск 4-го ИАП А. Г. Карманов. Отлично владея техникой пилотирования, он буквально выскользнул из - под удара "Мессеров" и сам атаковал одного из них. Ме-109 загорелся. Решив во что бы то ни стало уничтожить дерзкий "МиГ", противник открыл огонь из всего своего оружия. Отбиваясь от 8 Ме-109, Афанасий Карманов и сам нападал на них. Но вот нескольким "Мессерам" удалось атаковать его сверху сзади. Снаряды и пули буквально изрешетили самолёт, однако наш лётчик продолжал сражаться. Затем он перевёл машину в резкое пикирование и почти у самой земли вышел из боя. "Мессера" бросились в погоню, но было уже поздно. На бреющем полёте капитан Карманов оторвался от преследователей. А на земле догорали 2 сбитых им немецких самолёта - бомбардировщик и истребитель. На следующий день, 23 июня, в воздушном бою недалеко от Кишинёва, произошёл новый бой межу "МиГами" из 4-го ПАП и Ме-109 из Stab и II./JG 77. Около 20 "Мессеров" атаковали советский аэродром, уничтожив на нем 8 самолетов. В этот момент, "МиГи", поднявшиеся в воздух, перехватили противника. Завязался бой, в котором Афанасий Карманов уничтожил 3 Ме-109. Два немецких лётчика воспользовались парашютами и попали в плен. Одним из сбитых оказался фельдфебель Ганс Ильнер. Карманов уже собирался сесть на аэродроме Ревака, когда заметил ещё 4 Ме-109, шедшие к советскому аэродрому. У советского пилота почти не оставалось бензина и патронов, но он атаковал противника, намереваясь нарушить его замыслы. В завязавшемся бою "МиГ" был сбит. Карманов покинул машину, но его парашют не раскрылся. По-видимому, Карманова сбил обер-лейтенант Курт Ласе из III./JG 77, это была его 4-я победа. 27 марта 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в первые дни войны, капитану А. Г. Карманову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Отважный воздушный боец награждён орденами Ленина и Красной Звезды. Похоронен в столице Молдавии - городе Кишинёве. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |