Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Котов Александр Григорьевич

А.Г.Котов

Родился 19 Октября 1918 года в селе Троицк, ныне Ковылкинского района Республики Мордовия, в семье служащего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал узловязальщиком Монинского камвольного комбината Московской области. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По Август 1941 года сражался в составе 87-го ИАП; по Апрель 1942 года - в 42-м ИАП; по Август 1943 года - в 434-м ИАП  (32-м Гвардейском ИАП). Участвовал в обороне Брянска, Орла и Курска, в битве под Сталинградом.

К середине Января 1943 года заместитель командира эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (210-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт)  Гвардии старший лейтенант А. Г. Котов совершил 250 боевых вылетов, в 88 воздушных боях сбил 16 самолётов противника.

22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

3 Апреля 1943 года получил тяжёлое ранение в спину и больше не летал.

С Августа 1943 года - в запасе по ранению. В 1946 году снова призван в армию. С 1953 года Гвардии капитан А. Г. Котов - в отставке. Жил в селе Троицк, работал электротехником. Умер 25 Июня 2005 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени; медалями. В 1972 году на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Бывшему военному лётчику, а ныне почётному гражданину республики Мордовия идёт восьмой десяток лет. Он по - прежнему живёт в родном селе Троицк Ковылкинского района. За годы войны Александр Григорьевич совершил более 250 боевых вылетов, провёл почти 100 воздушных боёв, в которых сбил 16 самолётов врага. Медаль Героя - высшую награду страны - он получил 22 Февраля 1943 года - в Кремле, из рук "всесоюзного старосты" Михаила Калинина. Традиционные встречи ветеранов, проживающих в Ковылкинском районе А. Г. Котов проводит в своём доме именно 22 Февраля, но проблемы со здоровьем всё чаще заставляют переносить дату встречи на несколько дней. До сих пор Александр Котов с теплом вспоминает своего боевого друга и товарища Василия Сталина. Сын генералиссимуса ценил преданность молодого лётчика из российской глубинки, а после войны не раз принимал его у себя дома.

Александр Котов родился 19 Октября 1918 года в селе Троицк Ковылкинского района Мордовии. К 18 годам он успел поработать и в поле, и узловязальщиком на камвольном комбинате, и пройти обучение в Щёлковском аэроклубе. В 1938 году становится курсантом Качинской военной авиационной школы. В Ноябре 1940 года по окончании школы получает назначение на должность командира звена в 87-й истребительный авиаполк. Активно участвовал в освоении новой техники, занимался на курсах усовершенствования лётного состава.

С Июля 1941 по Май 1942 года был командиром звена в 42-м истребительном авиаполку. Этот полк, которым командовал Герой Советского Союза Майор Фёдор Иванович Шинкаренко, был сформирован в начале войны. Две эскадрильи должны были получить новейшие истребителии МиГ-3, а третья - Капитана В. И. Сталина - самолёты Як-1.

Однажды Василий Сталин и Александр Котов, дружившие ещё в Качинской авиашколе, встретились на одном из полевых аэродромов. Оба были рады неожиданной встрече, а спустя несколько дней Котов, стараниями Василия, был переведён в состав 42-го авиаполка.

Задачи, поставленные перед лётчиками, были следующие: не допустить бомбовых ударов врага по городам и железнодорожным узлам Брянск, Орёл, Курск, а также пресекать пролёты вражеских бомбардировщиков в направлении Тулы и Москвы. Боевой счёт полка открыли Г. И. Герман, Д. И. Романенко и В. Г. Миронов. Очень скоро вслед за ними одержали свои первые победы А. Г. Котов, Н. А. Власов, Е. А. Судробин и другие лётчики.

Истребитель МиГ-3

Истребитель МиГ-3.  На такой машине сражался в 42-м ИАП А. Г. Котов.

Уже к осени полк стал спаянной дружной семьёй, в нём выросли прекрасные воздушные бойцы о которых писалось в армейской и фронтовой печати. В одном из материалов рассказывалось о нелёгком бое, в котором Александр Котов спас жизнь заместителю командира полка, будущему Герою Советского Союза, Майору Г. В. Зимину. Рассказывает сам Георгий Васильевич:

"В один из дней мы вылетели по тревоге двумя звеньями в район севернее Плавска. Там были встречены 8 бомбардировщиков под прикрытием 6 истребителей. "Мессеры" шли метров на 600 выше, и было похоже, что нас они не видели. Мы с ходу устремились в атаку и сразу сбили 3 пикировщика Ju-87. Строй бомбардировщиков рассыпался, но тут сверху на нас попарно ринулась четвёрка Ме-109. Завязался бой. Вскоре я увидел, что звено Лейтенанта Котова бьётся с другой четвёркой Ме-109, которая, вероятно, подошла на усиление.

Маневренные качества Ме-109 были лучше, чем у наших МиГ-3, поэтому вести бой было нелегко. В какой - то момент звено "Мессеров" атаковало мой самолёт. Я только и успел втянуть голову в плечи. Противник сидел у меня на хвосте, а это самое тревожное, что может произойти в воздушном бою. И вдруг огонь по мне прекратился. Оказалось, что в самый критический момент на помощь мне устремился Котов, который одной очередью сбил ведущего атаковавшей меня четвёрки Ме-109 и спас тем самым от верной гибели. Вслед за ним подоспели ещё два наших лётчика. Противник, потеряв своего ведущего, сразу утратил прыть и вышел из боя.

Вернувшись на аэродром, я прежде всего обнял и расцеловал Сашу Котова. Кстати, вскоре после этого боя он был награждён орденом Ленина, а впоследствии стал Героем Советского Союза...

Осень 1941 года была порой напряжённых боёв. Вот, к примеру, короткая запись о наших делах за один Октябрьский день:

"Первый вылет: сбит тов. Рузиным разведчик FW-189. Второй вылет: мною и Младшим лейтенантом Котовым сбито по одному Ме-110. Третий вылет: Старший лейтенант Судробин сбил один Ме-109. Четвёртый вылет: сбито нами 5 самолётов противника. Я сбил двух, лётчики Котов, Гусев и Воронцов - по одному каждый. Пятый вылет: уничтожено до 50 автомашин противника".

В составе ВВС Брянского фронта 42-й авиаполк воевал до 15 Ноября, после чего был отправлен в тыл на переформирование. К тому времени лётчикам уже попросту не на чем было летать. За полтора месяца боёв в районе Тулы они сбили около 30 вражеских самолётов, штурмовыми действиями уничтожили много живой силы и техники противника. Вот как рассказывал сам Александр Григорьевич об одном из воздушных боёв:

А.Г.Котов

"Мы только что вернулись из разведки. И едва вылезли из кабины самолёта, получаем новый приказ: штурмовать и разбить колонну противника неподалёку от ближнего города. Приказ есть приказ, да на войне вообще забываешь об отдыхе. Вылетаем по заданному курсу. Звено истребителей ведет Капитан Г. И. Зимин. Только немного отлетели, вижу: в сторону нашего аэродрома идут 5 вражеских истребителей. Я ухожу в пике и этим даю сигнал нашим о появлении "Мессеров". А они уже близко, идут плотно и бьют из всех видов своего оружия.

Делаю один маневр, другой - стараюсь зайти в хвост "Мессера". Сблизился почти до 150 метров. Открываю огонь. Строй "Мессеров" нарушен, они убегают восвояси, и мы преследуем противника. Огонь наших пулемётов достигает цели, и вот уже в огне и дыме пошёл к земле один вражеский самолёт...

А бой продолжается. Вот Зимин повел соколов в обход противника. Вскоре внизу показалась колонна фашистской техники. Снизившись до бреющего, мы открыли по ней огонь. В это время появились 8 "Юнкерсов" в сопровождении 3 "Мессеров". Второй волной выше этих летели ещё 2 вражеских истребителя.

Итого - 13 фашистских самолётов и 5 наших. Силы явно неравные. Но командир сигналит: "Вперёд !   В атаку !"   Мы резко развернулись и пошли в лобовую. Фашистские асы не выдержали и стали сбрасывать свои бомбы где попало и удирать в разных направлениях.

Вступили в бой Ме-109. Но мы трёх сбили сразу же, а остальные повернули восвояси. Бросил свой самолёт в погоню. Догнал "Юнкерс", прицельно стреляю. Вижу, что попал в стрелка. И уже почти вплотную бью по кабине вражеского пилота, по мотору. Самолёт задымил и в штопоре врезался в землю..."

После переформирования - снова боевая работа. Причём, довольно активная. В то время в полку проходили фронтовые испытания несколько опытных истребителей ЛаГГ-3-37. Вспоминает сам Александр Григорьевич:

"В Марте 1942 года наш авиаполк получил приказ перебазироваться на один из аэродромов Брянского фронта. Его переводили в состав резервной авиационной группы Верховного Главнокомандующего, командовал которой Генерал С. И. Руденко. Перед вылетом командир полка сказал пилотам: "Аэродром находится вблизи линии фронта. Не исключена встреча с противником, воздушный бой. Так что предупреждаю: в случае малейшей неисправности техники перелёт не выполнять. Вернуться назад или садиться на промежуточном аэродроме".

Мы понимали, что нелишняя предосторожность была вызвана и другой причиной: на нескольких наших самолётах ЛаГГ-3 была установлена 37-мм пушка, а тогда это составляло определённую секретность. Не случайно поначалу нам не разрешали даже пересекать линию фронта.

В тот раз, помню, я поставил кран шасси "на уборку", а они не убираются. Промучавшись несколько минут, я решил вернуться на аэродром, с которого взлетел. Когда приземлился, ко мне подошёл заместитель командира дивизии Полковник Иванов - он выпускал наш полк на новый аэродром. Помню его недовольное, суровое лицо - и сразу крик: "Почему вернулся ?"

Я ответил, что не убираются шасси. В ответ Полковник разразился такой площадной бранью, что все стоящие рядом вынуждены были отвернуться.

- Трус !.. Боишься лететь на фронт !.. Даю 2 часа на размышления. Если потом не улетишь - отдам под суд трибунала !

Я пытался ему было возразить, но Полковник, не выслушав меня, круто повернулся и ушёл на КП. До глубины души было обидно слышать такой навет !

- Не волнуйся, Котик, разберёмся, - успокоил меня инженер полка Добрин, и приказал поднять самолёт на козелки. Попробовали убрать шасси - не вышло. Пришлось разбирать гидросистему. И только к вечеру специалисты смогли наладить уборку и выпуск шасси моей боевой машины".

ЛаГГ-3-37

Истребитель ЛаГГ-3-37 из состава 42-го ИАП.  Западный фронт, лето 1942 года.

Вот так, запросто, любой лётчик мог в те дни попасть под суд... Буквально через месяц в 42-й ИАП поступила телеграмма следующего содержания: "Срочно командируйте опытного лётчика в штаб ВВС на совещание к тов. Сталину по вопросу качества нашего истребителя МиГ-3". Выбор, как ни странно, пал на Котова.

...В начале лета 1942 года под Харьковом в тяжелейших условиях сражался истребительный авиаполк, который навсегда войдёт в боевую биографию и судьбу многих лётчиков, в том числе Александра Котова и Василия Сталина. Немцы уверенно наседали. Измотанный, обескровленный, полк едва держался. И тогда Саша Котов обратился к старому другу - начальнику инспекции ВВС Подполковнику В. И. Сталину: "Вася !   Помоги. Нам реактивные снаряды позарез нужны. Бьют будь здоров..."   И вопрос быстро был решён...

В боях на Юго - Западном направлении в Июне - Июле 1942 года он лично сбил 3 и в группе - 1 самолёт противника.

А.Г.Котов

Осенью 1942 года Александр Котов сражался уже в небе Сталинграда, был заместителем командира эскадрильи. В Сентябрьских боях лично уничтожил 2 самолёта противника. Вот краткая хроника лишь одного дня, запечетлённая в архивных документах:

"23 Сентября два звена "Яков" под общим командованием Капитана Стародуба завязали бой с 18 бомбардировщиками и 12 истребителями противника. Схватка была исключительно упорной. В итоге - 5 немецких самолётов нашли себе могилу на советской земле. Их уничтожили лётчики Луцкий, Команденко, Котов и Стародуб. Сбив "Мессершмитта" и израсходовав при этом все боеприпасы, Капитан Стародуб решительно пошёл на таран "Юнкерса". Оба самолёта взорвались в воздухе..."

Памятен ему и другой бой, произошедший на Донском фронте. Однажды, вылетев на разведку, он встретил большую группу вражеских самолётов: бомбардировщики шли в сопровождении истребителей. Котов направил свой "ястребок" наперерез врагам. Один против целой группы, конечно, очень рискованно. Но раздумывать было некогда, надо было преградить неприятелю путь.

Любовь к Родине, чувства воинского долга вели его на этот решительный и отважный шаг. Но надо было знать Котова, чтобы до конца понять его до отчаянности смелый поступок. Здесь сыграло и то обстоятельство, что пилот уже имел боевой опыт и умел вести воздушный бой мастерски. Ведь за его плечами были и блестяще оконченная лётная школа, и курсы усовершенствования командиров авиационных звеньев. По окончании этих курсов в его характеристике было записано:

"Теоретические знания богатые, материальную часть знает, лётную работу любит. Звено водит отлично. Воздушный бой отработан хорошо. Ночью летает уверенно. На курсах совершил 173 вылета..."

А потом, с самого начала войны, - бои, бои, бои... И если где - то оплошал - лететь тебе дымным факелом к земле. Но Котов до сих пор ни разу не был сбит.

И вот он один против группы "Мессеров", да ещё и бомбардировщиков. Правда, Котов понимал, что истребители все в бой не вступят, несколько машин останутся охранять бомбовозы. И всё же многовато их против одного... Вызвать по рации своих на подмогу ?.. Но стиснул зубы, обругал себя: "Что же ты, Сашка, струсил ?" - и рванул свой истребитель резко вверх. Один маневр, второй... Кружатся вокруг него, как в пляске "Мессеры", норовят все зайти в хвост, да никак не удаётся. Краснозвёздная машина вихрем носится между врагов, выделывает головоломные фигуры высшего пилотажа, и никак врагу не поймать её в прицел.

Котову было и радостно, и жутко: "Значит, я сильнее вас, летаю лучше ! - смеялся он про себя, но мгновенно смех сменяла острая ножевая мысль: "Много их, всё равно могут подстрелить... Но к чёрту панику. В атаку !"   Он удачно зашёл в хвост "Мессеру". В прицеле на какое - то время зачернел большой и распластанный самолёт. Мгновенно ударил пулемёт, и Ме-109, дернувшись, задымил и скрылся из виду куда - то вниз...

Победа прибавила ему сил, а немцы всё больше и больше нервничали. Котов уже прорвал кольцо охранения и устремился к бомбардировщикам... И тут как раз подоспели наши. Так и не удалось противнику сбросить свои бомбы на головы советских бойцов. За этот подвиг Старший лейтенант Александр Григорьевич Котов был представлен к ордену Ленина.

Получать орден Котов приехал в Москву. В Кремле, в Георгиевском зале, Михаил Иванович Калинин крепко пожал лётчику руку и сказал, улыбнувшись:

- Спасибо, сокол !

Этот памятный воздушный бой произошёл на Донском фронте. После было немало таких же горячих - не на жизнь, а на смерть, сражений и в небе Сталинграда, и на Калининском и Северо - Западном фронтах...

А.Г.Котов

В боях на Калининском фронте в Декабре 1942 года - Январе 1943 года лично сбил 4 самолёта.

К началу 1943 года Старший лейтенант А. Г. Котов совершил 256 боевых вылетов, в 88 воздушных боях сбил 16 вражеских самолётов.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных и 6 групповых побед лётчика. ]

22 Февраля 1943 года, за участие в боевых действиях по обороне Сталинграда, Гвардии капитан А. Г. Котов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Лётчик - истребитель Александр Котов в годы войны сражался в небе Сталинграда, на Калининском и Северо - Западном фронтах. Он не прятался за спины товарищей: 4 раза его самолёт сбивали немцы, 3 раза он сажал подбитые машины на брюхо. В первый раз на горящем самолёте еле добрался до своих. В 4-й раз ему кое - как удалось выпрыгнуть из горящего истребителя.

Вспоминает Майор в отставке И. Р. Шевченко, ветеран 3-й Ударной армии, в Январе 1943 года командир стрелкового батальона, воевавшего под Старой Русой:

"Мы преследовали немцев, отступающих на город Новосокольники. Числа 22 Января на моих глазах 2 "Фокке - Вульфа" атаковали наш "ястребок", подбили его, но он не загорелся и с великим трудом сел на лёд озера Солёное. Немцы попытались добить его. Я приказал нашим зенитчикам открыть огонь и "Фоккеры" драпанули... Лётчик был тяжело ранен в ноги... Перевязали его, по рации сообщили о нём в авиаполк. Это был Александр Котов, друг Василия Сталина. Вскоре прилетел санитарный самолёт и забрал его".

3 Апреля 1943 года во время пресловутой "рыбалки", которую возглавил Василий Сталин, Александр Котов был тяжело ранен в позвоночник. После долгого лечения и выписки из госпиталя, в Августе 1943 года он был демобилизован по состоянию здоровья, вернулся в родную деревню, где до 1946 года был прикован к постели. И вновь судьба свела его со старым другом - Василием Сталиным. Тот всегда оставался предан своим однокашникам, с кем летал ещё в Каче, бесстрашным пилотягам, с кем ходил в атаки по фронтам войны. Не забыл он и Сашку Котова.

Вспоминает сам Александр Григорьевич Котов:

"Я всё ещё лежал в госпитале, но уже потихоньку начал поправляться. Неожиданно позвонил Василий Сталин: "Саша, - раздался в трубке знакомый голос. - Сейчас за тобой подойдёт машина". Василий ждал меня вместе с женой во Внуково на своей даче. Конечно, побыть на свежем воздухе и пожить на даче, было очень хорошо. Однажды, когда мы жили у Василия, я решил отлучиться в Москву. Василий тут же спросил: зачем ? - Ответил, что надо в оружейный магазин, хочу купить ружье. Василий вышел из комнаты и вскоре вернулся с ружьём. "Это тебе", - протянул подарок Василий, большой любитель охоты. Ружьё, на котором проставлена дата изготовления "1912 год", когда-то принадлежало маршалу Тимошенко".

Этот трофей Тимошенко отобрал ещё во время Гражданской войны у какого-то помещика. Потом ружьё перекочевало в оружейную коллекцию Василия Сталина, который в то время ухаживал за дочерью Тимошенко. Теперь это ружьё хранится в доме Александра Григорьевича. На ружье табличка с надписью "Саше от В. Сталина".

После ранения Александр Григорьевич вернулся в родную деревню. Прикованный к постели, он, казалось, навсегда уже был вычеркнут из жизни. Но спустя 2 года усилием воли Котов сделал первый шаг - ноги ожили. А вскоре его отыскал Василий и вернул в строй, в родную лётную стихию.

"Василий был человеком довольно противоречивым: вспыльчивым, резким, но добрым. Он терпеть не мог недисциплинированности, разгильдяйства. Многим от него попадало. Но многие его товарищи из нашей среды обязаны ему своим ростом".

А.Г.Котов, 2002 г.

В 1946 году Василий Сталин добился восстановления Александра Котова на воинской службе: с Октября 1946 по Август 1947 года Гвардии капитан А. Г. Котов был адъютантом эскадрильи 32-го ГвИАП, дислоцированного в то время в Группе советских войск в Германии.

Далее на государственной и партийной работе: заместитель председателя Ковылкинского районного совета, слушатель Мордовской областной партийной школы.

С 1952 по 1954 год - начальник пункта управления и наведения в 56-й бомбардировочной авиационной дивизии.

В 1954 году он возглавил Троицкую межколхозную ГЭС, а с 1964 по 1975 год трудился старшим электротехником колхоза "Гигант" Ковылкинского района. Вёл большую воспитательную работу среди молодёжи. С 1999 года - Почётный член Ассоциации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России.

Александр Григорьевич Котов умер на 87-м году жизни 25 Июня 2005 года. Проститься с Героем пришли тысячи его земляков. На траурном митинге присутствовали руководители Мордовии во главе с главой Республики Николаем Меркушкиным.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана А. Г. Котова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
116.09.1941 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)БрянскИ-16, МиГ-3,

Як-1, Як-7.

202.10.1941 г.1  Не-111  (в паре - 1 / 2)Шаблыкино
323.10.1941 г.1  Ме-110  (в группе - 1 / 3)юго - зап. Плавск
427.10.1941 г.1  Ме-110  (в паре - 1 / 2)ст. Тёплое
51  Ju-87Плавск - Горбачёво
613.06.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 14)Шиповатое
724.06.1942 г.1  Ме-110Двуречное
825.06.1942 г.1  Не-111Лиман - Красное
903.07.1942 г.1  Не-111Осколище
1018.09.1942 г.1  Ju-87ст. Котлубань
1120.09.1942 г.1  Ме-109Большая Россошка
1216.12.1942 г.1  Ju-87р-н Великих Лук
1330.12.1942 г.1  Ме-109сев - зап. Великие Луки
1406.01.1943 г.1  Не-111юго - вост. ст. Чернозём
151  Ме-109Плоское

      Всего сбитых самолётов - 10 + 6  [ 10 + 5 ];  боевых вылетов - 250;  воздушных боёв - 88.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz