Крюков Герасим Владимирович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Крюков Герасим Владимирович

Крюков Герасим Владимирович

Родился в 1912 году в городе Емельяновск Чкаловской области. С 1932 года в рядах Красной Армии, призван Гомельский ГВК  (город Гомель, Белорусская ССР). В 1932 - 1934 годах учился в школе авиационных техников. После её окончания, до 1939 года служил в 1-й Краснознамённой истребительной авиаэскадрильи ДВК, был техником самолётов. С 1939 года по декабрь 1940 года учился в школе лётчиков.

С 22 июня 1941 года в действующей армии. С сентября 1941 года был командиром эскадрильи в 160-м ИАП на Северо - Западном фронте.

Некоторую информацию о боевой деятельности Герасима Крюкова можно найти в материалах наградного документа от 27 сентября 1941 года.

"Старший лейтенант Г. В. Крюков сколотил четвёрку пилотов, с которыми самоотверженно и в самых сложных условиях выполнил целый ряд штурмовок и воздушных боёв. Имеет 41 успешный боевой вылет.

7 и 8 сентября 1941 года, несмотря на ожесточённый огонь зенитной артиллерии, штурмовал механизированные части и пехоту противника в районе станции Мга до последнего патрона, проявив при этом отвагу и доблесть, заражая этим же подчинённых.

20 и 23 сентября 1941 года произвёл 3 штурмовки аэродромов противника, отважно поджигая самолёты противника на земле и штурмуя зенитную оборону.

21 сентября 1941 года, сопровождая бомбардировщиков, заметил разведчик противника, быстро сбил последнего, продолжал прикрытие бомбардировщиков возвращающихся после бомбёжки.

23 сентября 1941 года при сопровождении бомбардировщиков, заметил девятку бомбардировщиков противника, нацелил на них всю группу, в результате кратковременного боя из 9 самолётов противника, 4 было сбито, остальные беспорядочно сбросив бомбы, скрылись. В этом бою Г. В. Крюков вместе с подчинёнными сбил многоцелевой самолёт Ме-110".

Всего за время службы в 160-м ИАП совершил 170 боевых вылетов, сбил 4 самолёта противника.

В одном из воздушных боёв, Крюков был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. По выздоровлению Крюкова направляют преподавателем в Чкаловскую школу лётчиков. В июле 1942 года направлен в 520-й ИАП на должность командира эскадрильи. Крюков быстро завоевал симпатию всего личного состава полка. Он был требовательным командиром на службе, был весёлый и жизнерадостный в часы досуга, личный состав эскадрильи всегда называл его "Батько".

С прибытием полка на Сталинградский фронт, Крюков показал всему личному составу полка своё бесстрашие, смелость и инициативу в воздушных боях. Был не только отличным воздушным бойцом, но и отличным разведчиком.

За время боевой работы с 5 сентября 1942 года командир 1-й эскадрильи 520-го ИАП капитан Г. В. Крюков выполнил около 20 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 3 самолёта противника лично и 1 в составе группы.

Капитан Г.В.Крюков (в центре). 1942 г.

Командир эскадрильи 520-го ИАП капитан Г. В. Крюков  (в центре)  с товарищами, 1942 год.

12 сентября 1942 года капитан Крюков в воздушном бою в районе Кузмичи сбил один самолёт Ме-109F в 6 часов 40 минут.

13 сентября 1942 года капитан Крюков вёл воздушный бой над районом Пролейская на исходе горючего, сбил в 10 часов 5 минут самолёт противника Ме-109F, который упал в 2 км восточнее Пролейской и без горючего посадил самолёт на свой аэродром. Пленный немецкий лётчик штабом 283-й ИАД был направлен в штаб 16-й Воздушной армии.

17 сентября 1942 года капитан Крюков, старший лейтенант Иванов, младший лейтенант Харитонов, старшие сержанты Мельгунов и Братанич в воздушном бою в 7 км юго - восточнее Кондраши сбили один бомбардировщик Ju-88.

21 сентября 1942 года капитан Крюков в воздушном бою в районе Котлубань сбил один пикировщик противника Ju-87 в 9 часов 5 минут.

25 сентября 1942 года выполняя боевое задание по прикрытию своих войск на поле боя в районе Котлубань, в воздушном бою его самолёт был сильно повреждён и лётчик посадил свой Як-1 в степи. Местность оказалась не ровной и при посадке он сломал обе ноги, был тяжело ранен и направлен на излечение в тыловой госпиталь.

29 сентября 1942 года капитан Г. В. Крюков умер в эвакогоспитале № 1056 и был похоронен на городском кладбище города Саратова.

За период своего участия на фронтах Великой Отечественной войны капитан Г. В. Крюков выполнил около 200 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 7 самолётов противника лично и 1 в составе группы.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 5 личных и 2 групповые победы лётчика. ]

Награждён двумя орденами Красного Знамени  (Приказ № 0732-н по войскам Ленинградского фронта от 1 апреля 1942 года; Приказ № 27-н по войскам Донского фронта от 23 октября 1942 года)  и личным именным оружием от командования 16-й Воздушной армии.

(Фото лётчика и информацию по нему прислал Юрий Анатольевич Какадий.)

*     *     *

Список всех известных побед капитана Г. В. Крюкова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
121.09.1941 г.1  Hs-126юго - западнее МгаЛаГГ-3, Як-1.
223.09.1941 г.1  Ме-110  (в паре - 1 / 2)западнее Мга
327.09.1941 г.1  Ju-87Вороново
412.09.1942 г.1  Ме-109Кузьмичи
513.09.1942 г.1  Ме-109совхоз Сталинградский
617.09.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 5)совхоз Сталинградский
721.09.1942 г.1  Ju-87станция Котлубань

      Всего сбитых самолётов - 5 + 2.


Возврат

Н а з а д

Для вас в нашей организации проекты домов по невысоким ценам. Качественно.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz