Куляпин Валентин Александрович - советский военный летчик - Красные соколы. Авиаторы летчики-асы СССР 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Куляпин Валентин Александрович

В.А.Куляпин

Валентин Куляпин родился 1954 году. Служил заместителем командира эскадрильи по политической части в том же истребительном авиационном полку   (34-я Воздушная армия, Закавказский военный округ, аэродром Вазиани в Грузии), что и Г. Н. Елисеев, первым в мире совершившим воздушный таран на реактивном самолёте, за что посмертно был удостоин звания Героя Советского Союза. Очень скоро и Капитану В. А. Куляпину предоставилась возможность проверить себя в деле...

18 Июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший контрабандой партию оружия в Иран. На перехват были подняты 2 пары истребителей Су-15ТМ. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён Валентин Куляпин. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории.

Обнаружив самолёт - нарушитель на высоте 11000 метров, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда - "Нарушителя сбить !".

Су-15ТМ  (бортовой номер "37")  Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе...

Перехватчик Су-15ТМ.

Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом - нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Экипаж погиб.

За этот подвиг Валентин Александрович был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза, но... получил лишь орден Красного Знамени.

*     *     *

У реактивного сверхзвукового самолёта нет разящего винта и мощных плоскостей - крыльев. Таран казался на нём технически невозможным, тем более после гибели лётчика - перехватчика Геннадия Николаевича Елисеева. И всё же через 8 лет капитан Валентин Куляпин на сверхзвуковом реактивном самолёте совершил второй таран уничтожив неизвестный самолёт, вторгшийся в воздушное пространство СССР.

Он родился 9 Сентября 1954 года в городе Краснокамске Пермской области в семье служащего. Вскоре вместе с семьёй переехал в Пермь. В 1971 году окончил среднюю школу № 132. С детства мечтал поступить в лётное училище, но не прошёл медкомиссию. Пришлось делать операцию. Затем у него отказались принимать документы, так как на 1 Сентябре ему ещё не исполнилось 18 лет. Прилось отцу, ветерану войны, напрямую обратиться к начальнику училища, который разрешил Валентину сдавать вступительные экзамены. В 1975 году окончил Ставропольское военное авиационное училище лётчиков и штурманов. Служил в истребительном авиационном полку ПВО.

- Я учился на третьем курсе Высшего военного лётного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева, - рассказывает Валентин Александрович. - Мы все, 19-летние, в те дни спрашивали друг у друга: "А ты бы смог ?"   Я тогда промолчал - что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге ?   Но про себя решил: Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном самолёте. Так когда-то Нестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный приём оружием в войне с врагом, и более 600 советских лётчиков - наследников Нестерова - насчитывает сегодня история авиации.

...В тот Июльский день погода в Закавказье была дивная - безоблачное небо, яркое солнце, лёгкий освежающий ветерок... Приближалось обеденное время, и Валентин с товарищами собирался перекусить. И вдруг раздалась команда:

- 733-й, взлёт !

- Эх, на голодный желудок придётся лететь ! - шутливо простился он с товарищами.

- Мы тебе двойную порцию оставим, - ответили те.

На сверхзвуке, на высоте 11 000 метров - в квадрат, где замечен нарушитель. Какие у него цели ?

- Это был четырёхмоторный самолёт с неизвестными опознавательными знаками, без иллюминаторов, - значит, не пассажирский ! - негромко рассказывает Валентин. - На запросы "земли" он не отвечал, на сигналы - тоже. Мне очень мешал избыток скорости, ведь самолёт - нарушитель шёл на скорости всего 400 километров в час. Пришлось и мне перейти на эту мизерную скорость, хотя на сверхзвуковом с его небольшими по площади крыльями полёт на малой скорости рискован - самолёт становится плохо управляемым и может свалиться в штопор. Хорошо понимал это и лётчик - нарушитель, знал, что для атаки мне нужно удалиться на большое расстояние.

Поняв безопасность своего положения, нарушитель повёл себя безбоязненно. То шёл на меня с большим креном, грозя зацепить винтами, то устремлялся ещё дальше от пограничного рубежа, будто насмехался надо мной: что ты, мол, сделать можешь ?   А ничего не можешь !

И такое меня зло взяло. Что ему у нас нужно ?   Наша земля под крыльями !   Положение у меня сложное - и за опасной "игрой" нарушителя следи, и на указатель скорости своего истребителя поглядывай, и прикидывай, что всё - таки сделать можно, чтобы остановить лазутчика.

А "земля" по-прежнему приказывает посадить нарушителя на наш аэродром. А он не желает !   Начинает уходить к границе. И тогда я вот что придумал: если я его по стабилизатору ударю - придётся ему сесть поневоле, если подобру не желает. Но и мне нужно, как искусному ныряльщику, "поднырнуть" под стабилизатор и тут же "вынырнуть", не доходя до его носа, и при этом так рассчитать, чтобы задеть своим фюзеляжем и крылом лишь стабилизатор, а не фюзеляж или крыло нарушителя. Помню, промелькнуло в голове: как хорошо, что жена и дети далеко, отдыхают на море. Если со мной что случится, их подготовят...

Но вот что любопытно: как же растянулись те секунды, что я шёл под правым стабилизатором !   Скорости почти равны - у меня с мизерным превышением, и вот иду, иду, поднырнув под серой, грязной  (такой она мне показалась)  плоскостью стабилизатора, а она бесконечная прямо - таки !

В этот момент "земля" как раз спрашивает: "Ваши действия ?"   Отвечаю: "Вишу под целью !"   Я ведь правда под ней висел !   Наконец вижу чистое небо. Значит, прошла стабилизатор моя кабина, я, по моим расчётам, должен быть в безопасности и можно взять ручку на себя... Удар !   Это фюзеляж моей машины таранит стабилизатор. Встряска... Вполне терпимо. Но сыплется стекло от фонаря - разбился. Пришлось катапультироваться. Раскрывается парашют - и первое, что делаю, осматриваю небо.

А нарушителя не видно !   Помню, только в этот миг вошёл в сердце холод страха: неужто не сбил ?   Ведь всё точно рассчитал !   Медленно опускаю взгляд вниз, а нарушитель кувыркается подо мной, к земле идёт.

Самолёт CL-44 / CL-106.

Нарушителем границы оказался транспортный самолёт типа CL-44, принадлежащий аргентинской компании и зафрахтованный для тайной перевозки оружия из Израиля в Иран.

В.А.Куляпин

Тогда я принялся землю осматривать, где лучше приземлиться ?   Пожалуй, в той ложбинке между гор - там вблизи дорога. Приземляюсь, ко мне уже бегут два парня с проезжающего грузовика, они всё видели, смотрят на меня как на бога, с почтением. Я иду к ним, прихрамывая, в одном ботинке - второй сорвало при приземлении. Смеюсь над собой, парни - тоже.

За подвиг на границе замполит эскадрильи капитан Валентин Александрович Куляпин награждён орденом Красного Знамени. Потом он закончил Военно - политическую академию имени В. И. Ленина, был делегатом XIX съезда ВЛКСМ, служил в Прибалтике. В настоящее время полковник В. А. Куляпин - в запасе.

Победный воздушный таран 1981 года - пока последний в героической истории авиации нашего Отечества...

(Из книги Л. Н. Жуковой - "Выбираю таран".   Москва, 2005 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz