Машенкин Алексей Михайлович - военный летчик-истребитель СССР - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Машенкин Алексей Михайлович

А.М.Машенкин.

Родился в 1917 году. Лётчик - истребитель, работал инструктором. В Апреле 1943 года, волею случая, старшина А. М. Машенкин оказался в 812-м истребительном авиаполку, где и остался. Летал на Як-1, Як-9 и Як-3.

25 Сентября 1943 года был сбит в воздушном бою, выбросился на парашюте, приземлился на территории противника, попал в плен. В Октябре бежал, но был схвачен и направлен в концлагерь. В начале Января 1944 года совершил побег, воевал в партизанском отряде. В Феврале 1944 года вернулся в свой полк.

К концу войны Капитан А. М. Машенкин выполнил около 200 боевых вылетов. Проведя около 50 воздушных боёв, сбил 14 самолётов противника лично и 4 - в группе.

В Марте 1979 года погиб в автомобильной катастрофе.

Награждён орденами: Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Вспоминает бывший командир 3-го истребительного авиационного корпуса Маршал авиации Е. Я. Савицкий:

"Старшина Машенкин, лётчик - инструктор одного из запасных авиационных полков, перегнал для нужд корпуса учебно - тренировочный самолёт - спарку. Ну перегнал, и ладно, возвращайся назад, в свою часть. Но Машенкин, видимо, считал иначе и добился встречи со мной, якобы для того чтобы лично доложить о выполнении задания.

Выслушав его доклад, я сам жду, зная наперёд, что последует дальше: в тылу лётчики настойчиво искали случая любыми путями попасть на фронт. Побуждение благородное, однако в армии поступки каждого определяет не его личные желвния, а приказ. Поэтому я заранее твёрдо решил отказать в просьбе старшине, едва он только её выскажет.

Но Машенкин перехитрил меня. Вместо того чтобы высказать свою просьбу вслух, он вручил мне её в письменном виде. Это было письмо Капитана Пасынка, комиссара 812-го ИАП, который со всей убедительностью доказывал необходимость помочь лётчику попасть на фронт, а лучше сразу в его 812-й ИАП. Красноречиво расписывая лётные таланты Машенкина, он делал особый упор на то, что тот научил летать на "Яке" весь личный состав полка. Пришлось уважить просьбу комиссара. Пасынок оказался прав: лётчиком Машенкин был, как говориться, от бога. Ну а великолепное его знание машины Яковлева пришлось как нельзя кстати: лётчики, с которыми он каждый день поднимался в небо, учились у него мастерству, открывая для себя новые возможности полюбившегося всем "Яка".

Так Алексей Машенкин оказался на фронте, где принял участие в боях на Кубани. 17 Апреля 1943 года, использовав преимущество "Яка" в вертикальном маневре, одержал первую победу. В качестве ведущего пары он сбил истребитель Ме-109, нагнав его тогда, когда тот лез на пределе своей скороподъёмности вверх.

Летом 1943 года получил звание Лейтенанта. В Августе 1943 года полк перелетел под Шахты, на Южный фронт, откуда совершал вылеты в район Приднепровья.

Як-9Т А.М.Машенкина

Осенью 1943 года А. М. Машенкин одержал несколько блестящих побед/ Вспоминает Герой Советского Союза, прославленный лётчик - истребитель, Иван Васильевич Фёдоров:

"14 Сентября полк перелетел на площадку у хутора Червоный, а 18-го - на аэродром Гуляйполе. Фашистская авиация усилила активность, над нашими войсками стали появляться все более крупные группы бомбардировщиков, прикрываемые большим количеством истребителей. Снова пришлось по нескольку раз на день подниматься в воздух, напряжение боевой работы всё возрастало.

Одним из первых сбил фашистский самолёт в небе Украины Алексей Машенкин. Возвращаясь в паре с Пескарёвым из разведки, он увидел около 70 Ju-87 под прикрытием группы истребителей. Не утерпев  (разведчику обычно не разрешается ввязываться в бой, тем более с превосходящими силами противника), Машенкин на большой скорости атаковал "Юнкерсы" сверху, сбил одного и пошёл было с ведомым на боевой разворот, как вдруг увидел, что их атакуют "Мессеры". Завязался бой. Появились ещё 4 Ме-109. Машенкину с Пескарёвым пришлось туго, особенно когда пара распалась, потеряв боевой порядок. У Машенкина был удобный момент, чтобы выйти из боя и увести Пескарёва, но он заметил, как армаду "Юнкерсов" взялись потрошить наши истребители  (позже мы узнали, что это были лётчики соседнего 402-го авиационного полка). Понимая, что его пара отвлекает на себя почти всё прикрытие бомбардировщиков, Машенкин решил продолжать неравный бой. Это было настоящее испытание и для него, опытного бойца, и для новичка Пескарёва. Но они уцелели. Обеспечив успешную работу братьев - истребителей, которые буквально разгромили строй "Лаптёжников", пара благополучно вернулась на свой аэродром".

25 Сентября 1943 года А. М. Машенкин одержал очередную победу   (сбив бомбардировщик Не-111), но и сам был подбит над вражеской территорией и попал в плен.

В тот день четвёрка "Яков" во главе с Алексеем Машенкиным прикрывала наземные войска в районе Щербановки. До конца патрулирования оставалось несколько минут, когда станция наведения информировала, что к району приближается группа бомбардировщиков Не-111. Машенкин осмотрелся - немецких истребителей рядом не было, поэтому, когда бомбардировщики подошли поближе, принял решение атаковать их всей четвёркой. Начал строить маневр для атаки. Вскоре "Яки" заняли выгодное положение - зашли в хвост "Хейнкелям". Воздушные стрелки заметили атакующих советских истребителей и открыли по ним бешеный пулемётный огонь. Трассы сфокусировались на ведущем "Яке", но Машенкин, умело маневрируя, пробился к ведущему "Хейнкелю" и длинной очередью зажёг его. "Хейнкель-111" клюнул носом, затем с разворотом начал медленно падать, - видимо, был ранен лётчик, а возможно, перебиты тяги управления.

Машенкин нырнул вниз, чтобы уйти от прицельного огня бомбардировщиков, и начал разворот для повторного захода на цель. Но в этот момент услышал сильный удар, словно кто-то опустил на "Як" огромный и тяжеловесный молот. Алексей сразу же понял - его машину прошила очередь из "эрликона". В кабине появился дым, а уже через 2 - 3 секунды снизу, от педалей, потянулось пламя. Не успел он сообразить, что к чему, как на нём загорелся комбинезон. А тут, как на зло, на руках не оказалось перчаток. Взлетали в спешке - забыл. Одно к одному. Пламя лизнуло руки, которые нельзя да и некуда было спрятать, прожгла острая боль. Машенкин попытался открыть фонарь кабины, но замок не поддавался - заклинило. А пламя уже поднялось к лицу. Нагнуться ?   Так ведь внизу тоже всё в огне. Приподняться - некуда: фонарь не открывается, привязные ремни не отстегнуты...

Задыхаясь, он что есть силы начал бить по замку фонаря левой рукой, а правой расстегивать привязные ремни. Пламя плясало перед лицом, он невольно закрыл глаза. Наконец почувствовал, что привязные ремни освободили плечи, повернулся влево и со всего размаха, так что потом на руке долго не заживала глубокая ссадина, в отчаянии врезал по рукоятке замка. Фонарь открылся !   Смутно помнит, как вывалился из горящей кабины и через несколько секунд раскрыл парашют. По-настоящему очнулся, когда свежий воздух поступил, наконец, в лёгкие. Посмотрел вниз - до земли метров 800. Оглядел купол парашюта - цел, не прогорел и не пробит осколками.

Внизу виднелся небольшой хутор. Машенкин с тревогой вглядывался во дворы, дорогу, перерезающую хутор вдоль, - нет ли немцев ?   Знал, что территория занята врагом. Мечтал об одном: не увидели бы его приземления. В крайнем случае, если и засекут, то чтобы не сразу оказались рядом - можно успеть скрыться... Невольно потянулся рукой к кобуре. Увы, она была пуста, оборванный ремешок от пистолета болтался в воздухе... А земля всё ближе и ближе. 70, 50 метров... И тут Алексей увидел, как из ближайшей хаты выскочили на улицу несколько немцев с автоматами в руках...

Из плена ему удалось бежать и связаться с партизанами, некоторое время находился в одном из отрядов. В конце Февраля 1944 года вернулся в свой полк, который был переведён на 3-й Белорусский фронт.

Командир 3-й АЭ 812-го ИАП лейтенант А. Машенин возле своего Як-9Т. Сентябрь 1943 г.

В битве за Крым весной 1944 года самое активное участие принимали авиаторы 8-й Воздушной армии, в честь которых на Малаховом кургане установлен монумент. Среди авиасоединений этой армии важную роль играл 3-й ИАК Генерала Е. Я. Савицкого, истребители которого практически ежедневно находились в воздухе.

Первой Апрельской победой 812-го ИАП стал Ме-109, уничтоженный Петром Пескарёвым 7 числа. Во второй половине дня 265-я ИАД нанесла штурмовой удар по аэродрому Ички  (ныне райцентр Советское), месту базирования самолётов противника. Подлёт к цели происходил над морем на "бреющем" вдоль Арабатской стрелки, и удалось достичь полной внезапности - зенитки противника сначала не успели, а затем просто не смогли открыть огонь. В результате налёта на земле были сожжены 4 Ju-87 и "разбиты" 5 FW-190. В штурмовке отличились: командир 812-го полка И. Попов, а также лётчики П. Тарасов, А. Машенкин, И. Фёдоров, П. Пескарёв, Ю. Куреев, И. Стрюк, А. Кузнецов.

В годы войны было несколько случаев, когда лётчики 3-го ИАК, попавшие в плен и сумевшие вырваться из него, подвергались тщательным проверкам, сомнению в благонадёжности. Им грозило отчисление из авиации. Так было с Михаилом Дыдыгиным из 43-го полка, Алексеем Машенкиным из 812-го полка, Иваном Сосеговым из 15-го полка и другими. Командир 3-го ИАК Е. Я. Савицкий сделал всё, чтобы вернуть их к боевой работе, снять с них всякие подозрения. Эти люди потом хорошо воевали и получали высокие правительственные награды.

А.М.Машенкин с товарищами

А.М.Машенкин

В Сентябре 1944 года 812-й истребительный авиаполк был перевооружён новейшими самолётами Як-3 и уже в 1945 году А. М. Машенкин сражался над территорией Польши и Германии, был Капитаном, командовал 3-й эскадрильей.

К концу войны он выполнил около 200 боевых вылетов и одержал 18 побед: 14 самолётов сбил лично и 4 - в составе группы.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных побед. ]

Но даже и после войны слово "плен" помешало Машенкину поступить в военную академию. И только вмешательство Е. Я. Савицкого помогло ему вернуться в военную авиацию. Он долгое время оставался на действительной службе, дослужился до Подполковника.

В Мае 1979 года погиб в автомобильной катастрофе.


*     *     *

Список всех известных побед Капитана А. М. Машенкина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
102.05.1943 г.1  FW-189юго - зап. НеберджаевскаяЯк-1, Як-9, Як-3.
204.05.1943 г.1  FW-189Неберджаевская
305.05.1943 г.1  Ме-109юж. Крымская
41  Ju-87зап. Крымская
507.05.1943 г.1  Ме-109Абинская
625.09.1943 г.1  Не-111зап. Дмитровка
715.04.1944 г.1  FW-190сев. Мекензиевы горы
822.04.1944 г.1  FW-190ст. Караваево
912.05.1944 г.1  Ме-110зап. м. Херсонес
1002.02.1945 г.1  FW-190сев. - зап. Барфельде
1104.02.1945 г.1  FW-190юж. Реппин

       Всего сбитых самолётов - 12 + 0  [ 11 + 0 ];  боевых вылетов - 170;  воздушных боёв - 43.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz