Николаенко (Греков) Василий Федорович - военный летчик СССР - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Николаенко (Греков) Василий Фёдорович

Фото пока не найдено

Василий Николаенко  [ Настоящая фамилия - Греков. Его родителями были Греков Фёдор Никитович и Грекова Антонина Германовна. Его жена до замужества с ним имела фамилию Рыбакова. Совершенно непонятно, когда и по каким причинам он поменял свою фамилию на Николаенко. ]  родился 4  (по другим данным 14)  Апреля 1915 года в деревне Вальки Суражского района Витебской области Беларуси в семье крестьянина. Окончил 7 классов в 1931 году и ФЗУ металлистов в Витебске в 1933 году. Работал кузнецом на Витебском кирпичном заводе до Июля 1935 года.

По спецнабору ЦК ЛКСМ Белоруссии 15 Июля 1935 года в Красной Армии. С Июля по Декабрь 1935 года учился в 7-й военной школе лётчиков в Сталинграде, после чего до Января 1937 года служил младшим лётчиком в 41-й   (по другим данным 40-й)  ИАЭ 83-й ИАБ Белорусского военного округа. 23 Января 1937 года получил звание Лейтенанта.

С 16 Мая по 29 сентября 1937 года был в Испании пилотом 1-й эскадрильи истребителей И-16.

В Августе 1937 года был тяжело ранен в воздушном бою, но нашёл в себе силы посадить самолёт на берегу залива в районе Хихона. В бессознательном состоянии его подобрали рыбаки и доставили в госпиталь.

28 Октября 1937 года награждён орденом Красного Знамени.

С Ноября 1937 года по Май 1938 года командовал отрядом в 6-й ИАЭ Московского военного округа, затем стал командиром эскадрильи 16-го ИАП того же округа.

"Истребители, прогнав "противника", производят посадку. На горизонте появляется группа самолётов, возвращающихся из "боя". Возбуждённые лётчики выходят из кабин. Они обмениваются мнениями о прошедших воздушных "боях". Командир собирает их, делает короткий разбор.

Орденоносцу Николаенко 23 года. Он прекрасно пилотирует и ведёт воздушный "бой". На проявленных пленках его кинопулемёта после каждого "боя" видны силуэты "сбитых" машин. Николаенко заботливо учит лётчиков, объясняя, как нужно вести "бой" в воздухе, как поддерживать соседей огнём, маневрировать, понимать друг друга в "бою".

Разбор заканчивается. Лётчики расходятся по своим местам. Техники приступают к заправке самолётов. Кое-кто из лётчиков пытается отдохнуть, устраиваясь в тени..."

(Из газеты "Красная Звезда", 6 Сентября 1938 года)

26 Октября 1938 года ему присвоили звание Капитана.

До Января 1939 года командовал эскадрильей, затем стал слушателем Липецких курсов усовершенствования командиров эскадрилий, которые окончил в Сентябре 1939 года. После этого до Января 1940 года был командиром эскадрильи 12-го ЗАП и до Июля того же года - командиром эскадрильи 163-го резервного авиаполка Орловского военного округа. С Июля по Сентябрь 1940 года был на должности инспектора - лётчика по технике пилотирования 66-й ИАБ, а затем до Апреля 1941 года - таким же инспектором в 9-й САД Белорусского военного округа, затем стал командиром эскадрильи 184-го ИАП.

23 Февраля 1941 года присвоено звание Майора.

Участник Великой Отечественной войны с 22 Июня 1941 года. Воевал на Западном фронте. Сначала, до Августа 1941 года в составе 184-го ИАП, затем, до Января 1942 года - командуя эскадрильей 174-го ИАП.

В Январе 1942 года стал командовать 174-м ИАП, участвовал в боях на Воронежском фронте. С Июня по Август 1942 года был в должности инспектора - лётчика по технике пилотирования 2-й Воздушной армии, после чего был назначен командиром 17-го ИАП. С Августа по Декабрь 1942 года, а затем с Июня 1944 года до конца войны воевал на 1-м и 2-м Прибалтийском фронтах. Летал на И-153, ЛаГГ-3, "Аэрокобре". 24 Октября 1944 года ему присвоили звание Подполковника.

Совершил 317 боевых вылетов, лично сбил 7 самолётов противника.

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника В. Ф. Николаенко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
130.06.1944 г.1  FW-190ПолоцкИ-152, ЛаГГ-3,

"Аэрокобра".
218.11.1944 г.1  FW-189юж. Скрунда
320.04.1945 г.1  FW-189Детский курорт

      Всего сбитых самолётов - 7  [ 3 ]  + 0;  боевых вылетов - 317.

За участие в Великой Отечественной войне был награждён двумя орденами Красного Знамени  (??.12.1941 и ??.04.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени  (??.7.1944), медалями "За победу над Германией"   (9.05.1945)  и "За взятие Кёнигсберга"  (9.06.1945).

В составе Забайкальского фронта участвовал в войне с Японией, за что был награждён орденом Красного Знамени  (??.09.1945)  и медалью "За победу над Японией"  (30.09.1945).

После окончания боевых действий продолжал службу в авиации на различных командных должностях. 29 Апреля 1956 года получил звание Полковника.

За безупречную службу был награждён орденами Красного Знамени   (??.12.1956), Красной Звезды  (15.11.1950), медалями "За боевые заслуги"   (6.05.1946)  и "30 лет Советской армии и Флота"  (22.02.1948).

22 Декабря 1956 года уволился в запас в звании Полковника. Проживал в Витебске  (Беларусь). Умер в 1974 году.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz