Родионов Михаил Александрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Родионов Михаил Александрович

Родионов Михаил Александрович

Родился в 1918 году в деревне Песочное, ныне Белогородского района Нижегородской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, школу ФЗУ и аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, год спустя окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С июня 1941 года в действующей армии. Командир звена 562-го истребительного авиационного полка  (6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны)  младший лейтенант М. А. Родионов произвёл 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил 5 самолётов противника. 3 июня 1942 года у деревни Шумятино  (Малоярославецкий район Калужской области)  двойным тараннным ударом сбил бомбардировщик врага. Погиб при посадке самолёта.

14 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в деревне Новая Лужа  (ныне Родионово)  Химкинского района Московской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени. На родине Героя на доме, где он родился и жил, установлена мемориальная доска. Его именем названы улица в городе Белогородск и деревня, где сооружён памятник Герою. Навечно зачислен в списки воинской части.

*     *     *

В Химках, на 22-м километре Ленинградского шоссе, где к 30-летию Победы создан мемориальный комплекс, на братской могиле советских лётчиков установлен гранитный обелиск с фотографией. На нём надпись: "Герой Отечественной войны лётчик - истребитель Михаил Александрович Родионов погиб при воздушном таране "Ю-88" на дальних подступах к Москве. 1917 - 1942 гг".   Именем Героя, командира звена 562-го истребительного авиаполка младшего лейтенанта М. А. Родионова названа одна из улиц города.

Родионов Михаил Александрович

Командир звена 562-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Михаил Родионов стал одним из многих советских лётчиков, совершивших в годы Великой Отечественной войны воздушный таран. При этом, он дважды в одном бою таранил самолёт противника на высоте всего 50 метров над землёй. Это, вероятно, единственный в истории авиации случай.

М. А. Родионов родился в 1917 году в селе Песочном Горьковской области. В 20 лет он ушёл в Красную Армию. Окончив лётную школу, служил в авиационных частях.

В первые дни Великой Отечественной войны Родионов подал рапорт с просьбой направить его на фронт. В ожесточённых воздушных боях он храбро сражался с врагом на дальних и ближних подступах к столице. Произвёл 242 боевых вылета. В одиночных и групповых воздушных боях сбил 5 фашистских самолетов. За проявленный героизм в период оборонительных боёв и контрнаступления советских войск под Москвой М. А. Родионов в марте 1942 года был награждён орденом Красного Знамени.

3 июля 1942 года младший лейтенант М. А. Родионов на самолете Як-1 вылетел на перехват вражеского самолёта Ju-88 в районе Малоярославца. На высоте 3000 метров он обнаружил врага и немедленно устремился в атаку. Противник, маневрируя, яростно отстреливался и пытался уйти. Вскоре после очередной атаки "Юнкерс" прекратил огонь. Очевидно, одна из очередей младшего лейтенанта достигла цели: неприятельский стрелок был убит.

Немецкий лётчик понимал, чем грозит ему дальнейшее единоборство с истребителем. Он прибегнул к обычному в то время приёму: спикировал до самой земли и повёл машину на бреющем полёте. Родионов повторил его маневр. Но преследование на такой высоте чрезвычайно затруднительно: маневр истребителя ограничен. Лётчику приходилось следить не только за противником, но и выдерживать предельно малую высоту.

Памятник М.А.Родионову

Несмотря на свою молодость, Михаил Родионов был испытанным воздушным бойцом. Получив боевое крещение ещё в период "Зимней" войны с Финляндией, он успешно сражался и с немецкими захватчиками: одержал уже 4 победы в воздухе, провёл несколько успешных штурмовок наземных войск врага, был награждён орденом Красного Знамени. Но и противник ему достался опытный.

Командир звена неотступно следовал за вражеским самолётом, а затем повторил атаку. Однако очереди не последовало - кончились боеприпасы. Чтобы уничтожить врага, лётчик решил его таранить. В районе деревни Шумятино на высоте 50 метров М. А. Родионов консолью крыла своего истребителя ударил по правой плоскости вражеского самолёта, обрубив ему более двух метров крыла. "Юнкерс" клюнул носом, но затем, выровнявшись, продолжал удирать. Сделав разворот, советский истребитель вновь догнал его и врезался своим винтом в фюзеляж Ju-88. От вторичного тарана бомбардировщик камнем рухнул на землю.

Младший лейтенант, с трудом удерживая сильно повреждённый самолёт, пошёл на вынужденную посадку. Но площадка, куда собирался приземлиться Родионов, оказалась ограниченной по длине, и истребитель на пробеге врезался в земляную насыпь. Отважный лётчик разбился вместе со своей боевой машиной. Так погиб бесстрашный защитник московского неба, совершив в одном бою два тарана на высоте бреющего полёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за свой героический подвиг младший лейтенант М. А. Родионов посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

*     *     *

Вспоминая о боевых подвигах Михаила Родионова, следует отметить и ещё одну воздушную победу лётчика. Она была одержанна им в начале 1942 года, но не записана на официальный счёт. И вот почему: сбитой им машиной оказался советский истребитель Як-1. Пилотом этого самолёта был известный ныне лётчик - испытатель, Герой Советского Союза, Степан Анастасович Микоян.

Подробности того дня достаточно подробно приведены в книге Артёма Драбкина "Я дрался на истребителе", выпущенной в Москве издательствами "ЯУЗА" и "ЭКСМО":

- 16 января 1942 года состоялся мой 11-й вылет. Нас по тревоге подняли. Командиром моего звена был Владимир Лапочкин  [ Лапочкин Владимир Дмитриевич. Капитан. Воевал в составе 11-го ИАП. Всего за время участия в боевых действиях в воздушных боях сбил 3 самолёта лично и 4 в группе. Награждён орденом Красного Знамени. - Примечание М. Ю. Быкова. ], опытный лётчик, который имел орден Красного Знамени за отражение первого налёта на Москву.

М.А.Родионов

Мы парой взлетели и пошли на Истру, потому что нам сообщили, что там появился немецкий самолёт - разведчик "Юнкерс". Когда мы подошли к Истре, там уже никого не было. И вот мы стали с Лапочкиным ходить. Он командир, я ведомый. Он мне: "Выходи вперёд !"   И я как бы ведущим становлюсь, а он ведомым. И мы стали так ходить.

Вдруг я увидел 3 самолёта - истребителя, идущих нам навстречу, немножко выше. Я к ним подошёл сзади с разворотом, вижу это наши "Яки". Ну, раз "Яки", стал отворачивать от них, но не теряю их из вида. И вдруг вижу, что левый ведомый делает резкий разворот и становится мне в хвост. Я встал в вираж, а он в хвосте у меня, причём близко от хвоста, не больше 50 метров. Я вижу, что это "Як", но всё - таки виража 2 - 3 сделал. На вираже он стрелять не мог. У нас были однотипные самолёты, а летал я уже неплохо: меня даже хвалили.

Другое дело, я и не думал, что он будет в меня стрелять. Вижу, что он свой, и стал из виража выходить. Только вывел, вижу - зелёная "трасса" бьёт по крылу  (пулемётные трассирующие пули - зелёные). Хорошо, что я вышел из виража со скольжением и трасса прошла левее фюзеляжа. Стрелял он в упор, и если бы попал в фюзеляж, то бронеспинка бы не спасла...

Я покачал крыльями, показывая, что я свой, и отвалил, полупереворотом ушёл вниз. Вывел самолёт на высоте метров 800, и тут смотрю, у меня крыло у самого фюзеляжа "раздето" и горит. Я сразу стал снижаться для посадки. Вообще - то полагается, когда пожар, прыгать с парашютом, но я о прыжке даже не подумал. Решил садиться "на живот". Тут пожар разгорелся ещё больше, по - видимому, из - за того, что скорость стала меньше. Причём бензин протёк в кабину и там горел. У меня обгорела штанина мехового комбинезона, перчатки, лицо, кисти. Я закрывал лицо левой рукой и всё - таки сел.

Некоторые моменты совсем выпали из памяти. Помню, как начал выравнивание, а потом самолёт уже стоит, вернее лежит, поскольку шасси было убрано. На мне горит целлулоидная планшетка, и я стал её снимать. Вылез из кабины, вернее, упал на крыло. Видимо, это именно тогда я сломал колено, а не при посадке, ведь я сел на живот и особого удара при приземлении не было. Потом я помню только, что лежу в снегу метрах в 10 от самолёта. Но как отползал, не помню. Я решил, что обе ноги ранены пулями, потому что обе они болели. Но оказалось потом, что одна обожжена, а вторая сломана.

Когда я лежал на снегу, надо мной прошёл ведущий. Я помахал ему рукой, чтобы он понял, что я жив. Лапочкин прилетел в полк и сказал: "Микояна сбили, но он жив". А вообще, где он всё это время был, я не знаю. Он, кажется, в объяснении написал, что, когда я сделал резкий маневр, он отстал и потерял меня. Я немножко удивляюсь тому, что с момента, как я начал атаку, я его и не видел, пока на земле не оказался.

Потом какие - то ребятишки на лыжах, проходившие мимо, ко мне подошли. Уложили меня на лыжи и повезли к дороге. На дороге оказались сани с лошадью. Деталей я не помню. Помню, что меня погрузили и повезли в полевой госпиталь. Обгоревшее лицо стало замерзать (мороз был 20 градусов). Мне кто - то закрыл лицо шапкой. Лётчик, который сбил меня, оказался из того полка, где был Володя Ярославский. Он сказал после посадки: "Кажется, я своего сбил. А чего он мне в хвост полез ?"  [ Самолёт С. Микояна по ошибке сбил лётчик 562-го ИАП младший лейтенант Родионов Михаил Александрович. Всего за время участия в боевых действиях он выполнил 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил 2 самолёта лично и 3 в группе. Погиб 3 июня 1942 года при таране бомбардировщика противника. Герой Советского Союза  (посмертно), награждён орденами Ленина и Красного Знамени. - Примечание М. Ю. Быкова. ]

Тут ещё какая мелочь была. Все самолёты на зиму перекрасили в белый цвет. А я - то только что получил новый самолёт с завода, он не был перекрашен и был зелёного цвета. Вот формальная причина - все белые, а мой зелёный, мало ли чей ?..

М.А.Родионов

Так или иначе, я сутки провёл в полевом госпитале. Ожоги очень болели, сестра мне смазывала марганцовкой, тогда становилось легче. Приехала за мной "санитарка" из Москвы. Привезли меня в Москву, в больнице я лежал почти 2 месяца. Приезжал ко мне один полковник из ВВС, позже он стал моим товарищем - Михаил Нестерович Якушин, известный лётчик, который воевал в Испании. Он занимался этим делом. Писал проект приказа. Я читал потом приказ. У меня даже есть копия. Там сказано:

"Младшего лейтенанта Родионова отдать под суд, а степень вины лейтенанта Микояна установить после его выхода из госпиталя".

Однако ни его не судили, ни со мной потом никто не разбирался. Он продолжал летать ещё 4 месяца, а в июне погиб. Причем погиб геройски. Он дважды таранил самолёт противника. Первый раз тот не упал, тогда Родионов второй раз его таранил, после чего, совершая вынужденную посадку, сел на противотанковые укрепления и разбился. Посмертно он получил звание Героя. Вот такая была история...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz