Щербаков Евгений Антонович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Щербаков Евгений Антонович

Щербаков Е.А.

Родился в 1920 году. Лётчик - истребитель.

С 1942 года сержант Е. А. Щербаков на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 88-го Новороссийского истребительного орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени авиационного полка  (впоследствии преобразованного в 159-й Гвардейский истребительный авиационный полк). Летал на И-16, ЛаГГ-3 и Ла-5.

К концу войны Гвардии старший лейтенант Е. А. Щербаков выполнил более 100 успешных боевых вылетов. В воздушных боях уничтожил 7 самолётов противника: 6 лично и 1 - в паре.

Награждён орденами: Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Запомнился мне боевой вылет нашего полка 3 Июня 1943 года. На задание ушла шестёрка под командованием лейтенанта Е. А. Пылаева. Все 5 его подчинённых были молодыми, мало обстрелянными в боях лётчиками - у каждого на счету только по 10 - 12 боевых вылетов. Опыта, конечно, маловато, но желания побыстрее схватиться с врагом, отличиться в бою - хоть отбавляй. Такой энергией нужно управлять умело, чтобы избежать неоправданных потерь. Лётчики Т. Агапов, В. Иванов, Н. Шаронов, Е. Щербаков. В. Шулятьев в полку появились недавно, и командиру тоже хотелось, чтобы этот, один из первых боёв прошёл удачно, дал молодым воздушным бойцам отведать вкус победы, прибавил бы мужества и уверенности в своих силах. Группе же предстояло прикрывать наши наземные войска в районе станицы Киевской.

И вот Пылаев услышал в шлемофоне голос Подполковника И. Дзусова с главной радиостанции наведения:

- К линии фронта идут несколько групп бомберов - до 80 "Юнкерсов". Атакуйте головную группу. Вас прикроют "Яки".

- Понял. Выполняю, - ответил Пылаев и вскоре увидел, как к "Мессерам", расчищавшим дорогу перед своими бомбардировщиками, устремилась восьмёрка "Яков". Их вёл в бой заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант И. М. Горбунов - лётчик из 42-го Гвардейского истребительного авиаполка.

"Яки" чётко выполнили указания Дзусова: бомбардировщики остались без прикрытия. Заметив это, Пылаев устремился к головной группе и метким огнём поразил сначала один, а вскоре второй "Юнкерс". Как бы прошив строй вражеских самолётов, наши истребители вели по ним прицельный огонь. Боясь столкнуться с ними, один из фашистов шарахнулся в сторону и врезался в свою же машину. Оба самолёта, разваливаясь на глазах, полетели на землю. Гитлеровцы запаниковали - ряды их расстроились. Бомбы полетели куда попало, и часть угодила по собственным войскам.

Вдохновлённый удачей, Пылаев повёл свою шестёрку на новую группу бомбардировщиков. И надо же было такому случиться, что в повторных атаках каждый из молодых пилотов сбил по одному самолёту противника. Да ещё наши зенитчики подсыпали врагу перца - сразили 3 машины. Вражеский налёт был успешно отражён: неприятель потерял 12 самолётов, у нас - без потерь. Командир группы Евгений Пылаев за тот бой был награждён орденом Красного Знамени, а его молодые соратники - все пятеро - орденами Красной Звезды.

30 Марта 1945 года войска 2-го Белорусского фронта при поддержке авиации штурмом взяли город Данциг  (Гданьск), загнав остатки войск Восточнопомеранской группировки врага в заболоченное устье Вислы и здесь заставив их сдаться.

Под крыльями эскадрилий Новороссийского полка, перебазировавшегося на аэродром Макфитц, неподалёку от линии фронта, появился последний для него в этой войне водный рубеж - река Одер. Долгий, неимоверно тяжёлый путь привёл их сюда. Степи, горы, моря, леса лежали на этом пути. И реки, реки - Прут и Днестр, Южный Буг и Днепр, Северский Донец и Дон, Кубань и Терек, Березина и Неман, Нарев и Висла. И вот теперь - широко разлившийся от вешних вод Одер. Два его рукава вместе с залитой болотистой поймой посередине представляли собой широкое, на 5 километров, пространство воды, которое наши солдаты определили метко и зримо: "Два Днепра, посредине - Припять". Форсирование необычной водной преграды осложнялось тем обстоятельством, что на западном высоком берегу Одера противник сосредоточил сильную оборонительную группировку, заняв господствующее положение над местностью. Фашистам и тут не изменила их напыщенность - они назвали Одер "рекой немецкой судьбы". Жест отчаяния...

В этой операции полк действовал в полосе наступления 65-й армии, которой после форсирования Одера предстояло овладеть Штеттином  (Щецином)  и ударами в северо - западном направлении прижать к морю вражеские войска, действовавшие к северо - востоку от линии Штеттин, Нойбранденбург, Росток. Преодолеть Одер было не так-то просто. Противоположный берег здесь почти не просматривался. И вновь на помощь пришла воздушная разведка.

Наши лётчики стали глазами командования фронта, которым "сверху видно всё". С 20 Апреля в течение нескольких дней воздушным разведчикам Афанасенко и Александрову довелось совершить над Одером 21 вылет. Штурмовики под прикрытием истребителей нашей Воздушной армии наносили ощутимые удары по оборонительным позициям врага на западном берегу Одера, уничтожая его танки, самоходные орудия, огневые точки и живую силу. Войска 65-й армии, находившиеся на вспомогательном направлении, при мощной поддержке авиации 20 Апреля сумели форсировать Вест - Одер  (западный рукав), прорвать первую позицию обороны противника и, отражая его беспрерывные контратаки, захватить плацдарм до 6 километров по фронту и до 1 - 2 километров в глубину.

На следующий день бои разгорелись с новой силой. Лётчики поддерживали войска 65-й армии Генерала П. И. Батова, которые отразили около 30 контратак неприятеля и расширили плацдарм до 9 километров по фронту и до 3 километров в глубину. Направление, на котором действовала армия, из вспомогательного превратилось в главное. Этот успех нужно было закрепить. Тогда-то на помощь 65-й армии были брошены основные силы 4-й Воздушной армии.

Особенно напряжённым оказался день 22 Апреля. Лётчикам - новороссийцам пришлось сопровождать 35 групп штурмовиков, в общей сложности - 200 самолётов. Истребители полка совершили в этот день 82 самолёто - вылета, в среднем по 4 вылета на каждый самолёт, попутно уничтожив 18 вражеских автомашин, подавив огонь 2-х батарей полевой артиллерии гитлеровцев. Противодействие неприятеля в воздухе было слабым - его основные силы были скованы действиями советской авиации под Берлином, Однако через несколько дней ситуация изменилась. В ночь на 26 Апреля наши войска заняли города Глазов и Лектнитц. В течение дня они прорвали вторую полосу обороны противника и к вечеру ворвались в Штеттин. Гитлеровцы попытались организованно отвести свои войска и усилили их прикрытие с воздуха. Впервые с начала операции в небе завязались ожесточённые бои.

Отличились в эти дни молодые лётчики Старшие лейтенанты В. Мысовский, А. К. Базунов, Е. Щербаков, Лейтенанты Е. И. Сааков, М. И. Брелов, В. М. Волошинов, В. Ф. Городний, Ф. К. Марданов, П. В. Селезнёв, В. Е. Максименко - "маленький", прозванный так, чтобы не путать с В. И. Максименко, командиром полка, Младшие лейтенанты Н. А. Александров, В. И. Зайцев.

В канун Первомая 159-й Гвардейский Новороссийский истребительный авиационный полк перебазировался на 85-й по счёту за годы войны аэродром - Пазевальк, расположенный в 115 километрах от Берлина. Отсюда воины полка совершили последние боевые вылеты, сопровождая штурмовики в район Штеттина, где наши войска очищали от гитлеровцев острова Волин, Узедом, Рюген. Этим и закончились боевые действия нашего полка в Великой Отечественной войне...

(Из книги воспоминаний Г. А. Пшеняника - "Долетим до Одера".)
*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта Е. А. Щербакова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
103.06.1943 г.1  Ju-87БлагодарноеИ-16, ЛаГГ-3, Ла-5.
202.03.1944 г.1  Ju-87ст. Керчь-1
311.04.1944 г.1  Ме-109Чистополь
419.04.1944 г.1  FW-190Бешуй
502.08.1944 г.1  FW-190юго - зап. Райгруд
624.10.1944 г.1  FW-190сев - зап. Макув
720.03.1945 г.1  FW-190  (в паре - 1 / 2)сев. Гдыня

      Всего сбитых самолётов - 6 + 1.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz