Шишкин Василий Иванович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Шишкин Василий Иванович

Шишкин Василий Иванович

Родился 13 февраля 1914 года в деревне Белое, ныне Далматовского района Курганской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов, работал в колхозе. С 1931 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Пермскую военную школу авиационных техников, в 1936 году - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С сентября 1940 года служил в составе 43-го ИАП  (ВВС Киевского Особого Военного округа), был командиром 3-й эскадрильи, вооружённой И-153.

С 22 июня 1941 года капитан В. И. Шишкин в действующей армии. По Декабрь 1942 года служил в 43-м ИАП; затем - 291-м ИАП; с Декабря 1942 года по Май 1945 года - в 581-м ИАП  (55-м Гвардейском ИАП).

К февралю 1942 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка  (16-я авиационная дивизия, 21-я армия, Юго - Западный фронт)  капитан В. И. Шишкин совершил 126 боевых вылетов, в том числе 65 на штурмовку войск противника.

27 марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил более 540 боевых вылетов. Участвуя в 178 воздушных боях, сбил около 30 вражеских самолётов лично и в составе группы.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1956 года Гвардии полковник В. И. Шишкин - в запасе. Жил в Киеве. Умер 9 ноября 1992 года.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (пять), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. В Далматово именем Героя названа улица.

*     *     *

Его нашли совершенно случайно - при разборке склада во дворе областного музея краеведения. Киль от самолёта Як-1. Раритетная запчасть истребителя хранилась там десятки лет. Это был первый в СССР именной самолёт, купленный на частные средства и подаренный фронту во время Великой Отечественной войны. Саратовские колхозники лично вручили самолёт Герою Советского Союза Василию Шишкину.

Подарить фронту самолёт саратовские крестьяне из колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района  (ныне село Усть - Курдюм Саратовского района)  решили на общем собрании в октябре 1942 года. Близилась годовщина Октябрьской революции, и после долгого обсуждения они пришли к выводу, что лучшего подарка для Красной Армии не придумать. На следующий день после собрания в госбанк было сдано 170 тысяч рублей личных сбережений тружеников.

"Подарок" заказали на Саратовском авиационном заводе. В Стране Советов это была "первая ласточка". До сих пор никто из частных лиц именных самолётов фронту не дарил.

В первых числах ноября 1942 года на завод приехал первый секретарь Саратовского обкома партии П. Т. Комаров с группой колхозников из колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района во главе с председателем Павлом Лиханиным. Пройдясь по цехам и пообщавшись с рабочими, они наконец-то определились с выбором. Истребитель выбирали тщательно. При решении вопроса, кому именно передать боевую машину, помог директор Саратовского авиационного завода И. С. Левин, который познакомился с лётчиком В. И. Шишкиным во время своей поездки на фронт, а надпись сделали по желанию покупателей.

Для приёмки самолёта прибыл командир 291-го истребительного полка Герой Советского Союза В. И. Шишкин.

Василий Иванович не был нашим земляком, - рассказала корреспонденту "Репортёра" заведующая отделом истории края Людмила Войтенко. - Он родился в селе Белое Далматовского района Курганской области в крестьянской семье. В родном селе окончил школу и некоторое время работал в колхозе, а потом уехал в город Свердловск. В 1931 году по путёвке Свердловского обкома ВЛКСМ направлен на учёбу в Пермскую военную школу авиационных техников, по окончании которой работал авиатехником. Учёбу продолжил в военной школе лётчиков в городе Борисоглебске.

К 1942 году он совершил порядка 130 боевых вылетов, и в феврале ему было присвоено звание Героя. Это был один из лучших советских лётчиков того времени. О том, что у него будет именной самолёт, Василий Иванович узнал, получив от начальства телеграмму. 1 ноября 1942 года Шишкин приехал в Саратов принимать подарок. Он сел в самолёт, сделал круг над заводом. Приземлился и сказал, какие недостатки надо устранить.

Самолёт ещё не был окрашен. На фюзеляже красовалась одна надпись: "Сталинскому соколу майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области". Василий Иванович попросил её изменить и вместо "Сталинскому соколу" написали "Герою Советского Союза".

Як-1Б В.И.Шишкина.

В то время самолёты красили обычно в зелёный цвет. Шишкин решил эту традицию нарушить. Як-1 покрасили в серебристый. На носу нарисовали красную стрелу.

Як-1Б В.И.Шишкина.

Як-1Б из состава 291-го ИАП. 1942 - 1943 гг.

В.И.Шишкин.

После того как самолёт полностью привели в порядок, майор В. И. Шишкин сел в кабину и улетел. Напоследок он сделал несколько кругов над "Сигналом революции" и сбросил им вымпел.

Развернув его, внутри колхозники нашли записку от Шишкина. На двух тетрадных листочках - послание от лётчика. На первом:

"Привет т. Лиханину !   Т. Уранову !   Т. Гаранину !   Т. Глухову !   Т. Рязанцеву !

Извините, что не смог пилотировать дальше, погода была плохая. Большое вам спасибо за самолёт, очень хороший самолёт. Видите, как летает хорошо. Ещё раз спасибо за всё. Я никогда Вас не забуду. Вы мои родные колхозники. Поздравляю Вас всех с праздником 25-м Октября. Целую всех. Ваш лётчик Василий Шишкин".

На втором листочке - продолжение:

"До свидания, дорогие товарищи колхозники !   Я улетаю сейчас на фронт. Ваш В. Шишкин".

И ниже, похоже, совсем неофициальное и чисто личное:

"Спасибо за трубку. Она у меня в самолёте. Спасибо за гостинцы и за всё !   Привет Синицкой Ане и всем девушкам. Вася".

Эту записку колхозники хранили как зеницу ока. Наскоро написанная простым карандашом на тетрадном листке, она была им очень дорога.

После окончания Борисоглебской авиационной школы лётчиков, до начала Великой Отечественной войны, Василий Шишкин служил в Киевской авиабригаде. Как один из лучших лётчиков выполнял фигуры высшего пилотажа при съёмках фильмов "Истребители" и "Валерий Чкалов", где вёл свой самолёт И-15 за известного советского лётчика Георгия Байдукова.

В июне 1941 года он был лётчиком 43-го ИАП, базировавшегося в Киевском особом военном округе.

Уже в июле 1941 года фронтовая газета "Красная Армия" в статье "Штурмовой атакой" рассказала читателям, как эскадрилья капитана В. И. Шишкина разбомбила большую вражескую автоколонну и склады с горючим и боеприпасами.

Утром 23 августа 1941 года 5 И-153 из состава 43-го ИАП   (36-я ИАД, ПВО Киева), возглавляемая командиром эскадрильи капитаном В. И. Шишкиным, нанесла бомбовый удар по мосту через Днепр в районе Окуниново. Мощный зенитный огонь не мог заставить советских лётчиков уйти от переправы до тех пор, пока ведущий не убедился в том, что задание выполнено успешно. Фугаски, сброшенные с небольшой высоты, попали точно в мост...

Но не всегда боевое счастье было на стороне отважного лётчика. Глубокой осенью 1941 года в бою под Киевом его самолёт был подбит, а сам он ранен в ноги и живот. Пришлось садиться на вражеской территории. Но боевые товарищи не оставили его в беде. Эскадрилья, охраняя его, кружила над местом вынужденной посадки, а командир звена Куприянчик приземлился рядом и под самым носом врага сумел забрать и вывезти своего командира. Отказавшись от госпитализации, Василий Шишкин уже через несколько дней повёл своих товарищей на очередную штурмовку.

В.И.Шишкин с товарищами.

3-я эскадрилья 43-го ИАП.  Бровары, сентябрь 1941 года.  Слева направо:
Л. Полянских, Д. Панов, В. Шишкин, А. Романов, А. Швец, П. Киктенко, М. Бубнов.

В начале 1942 года Василий Шишкин был произведён в Капитаны и назначен командиром эскадрильи.

30 января 1942 года командир 43-го истребительного авиаполка представляет его к званию Героя Советского Союза. В наградном листе говорится, что за время войны эскадрилья Шишкина уничтожила в боевых вылетах на штурмовку до 3500 немецких солдат и офицеров, около 300 автомашин с боеприпасами и живой силой противника, 13 батарей полевой и зенитной артиллерии, 3 склада с боеприпасами, 3 переправы через Днепр и много другой вражеской военной техники. На счету командира к этому времени было более 100 боевых вылетов, половина из которых - на штурмовку.

Оценивая его заслуги, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 27 марта 1942 года удостоил Василия Ивановича Шишкина высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 842).

Летом В. И. Шишкин получил звание майора, воевал под Сталинградом.

В ноябре 1942 года майор В. И. Шишкин был назначен командиром 291-го ИАП, выведенного с фронта в тыл на переформирование. Там он и получил новый самолёт Як-1  (заводской № 34104), который был подарен ему колхозом "Сигнал революции".

В.И.Шишкин в кабине Як-1
В. И. Шишкин в кабине Як-1, 1942 год.

На митинге В. И. Шишкин заверил колхозных делегатов, коллектив завода, что не пожалеет сил и, если потребуется, жизни для победы над врагом. Так на Сталинградском фронте в ноябре 1942 года появился первый именной самолёт   (орфография надписи на фотоснимке, приведённом выше, относится к её более позднему варианту).

Именной "Як" попал в надёжные руки. На нём Шишкин участвовал в двух переломных битвах войны. Из Саратова Василий Иванович отправился под Сталинград, где произвёл 55 боевых вылетов, сбил 3 самолёта противника, уничтожил штурмовкой на земле 5 фашистских самолётов. На этом самолёте Шишкин летал до конца 1943 года и уничтожил 12 самолётов противника.

В мае 1943 года Шишкин сражался на Орловско - Курском направлении, участвовал в легендарной Курской битве, воевал на 1-м Белорусском фронте. Здесь на его счету 15 боевых вылетов, 2 сбитых вражеских самолёта лично и 5 самолётов в группе.

Як-1Б В.Шишкина.

Шишкин очень хвалил "саратовский" самолёт. В статье, опубликованной 7 января 1945 года в газете "Коммунист", Василий Иванович писал:

"После приёма на заводе дарственного самолёта я его опробовал в воздухе. Мне было дано разрешение пилотировать над колхозом "Сигнал революции". Отпилотировав над селом, я сбросил вымпел, после чего улетел на фронт. С половины ноября 1942 года я начал летать на этом самолёте под Сталинградом, где за всю операцию произвёл 55 боевых вылетов, во время которых сбил в воздушных боях 3 самолёта противника, а на земле уничтожил 31 автомашину, 45 повозок, свыше 70 солдат и офицеров.

В мае 1943 года я на самолёте ворошиловцев вместе с полком был направлен на Орловско - Курское направление, где с 25 мая по 10 июля произвёл 15 боевых вылетов.

Як-1 командира 291-го ИАП майора В.И.Шишкина.

Особенно знаменателен вылет 6 июля 1943 года, под Орлом в районе Поныри, где я патрулировал над линией фронта с группой из 12 Як-1. Вместе со своим напарником майором Петровым я оторвался от своей группы и встретился с группой самолётов противника из 20 истребителей и около 30 бомбардировщиков. Мы завязали с ними бой. Мне запомнилось, как лёгко было драться на вертикалях с ФВ-190 - дарёный самолёт был облегчённый, и в бою я имел преимущество в высоте.

Вместе со своим ведомым мы сбили в этом бою 5 самолётов, из которых 2 "Фокке-Вульф-190" сбил я лично. Самолёт за свою боевую работу не имел ни одной пулевой пробоины или повреждения от осколков снаряда. После выполнения задания я нередко производил несколько фигур высшего пилотажа над линией фронта, после чего проходил бреющим полётом, показывая надпись на самолёте своим войскам. Самолёт хорошо знали на фронте, лётчики считали честью участвовать с ним в одном задании.

В.И.Шишкин.

После Орловской операции мне было приказано сдать самолёт, так как нашему полку дана была материальная часть другой системы. Жалко было расставаться с подарком, но надо было выполнять приказ.

Дальнейшего пути самолёта я не знаю. Знаю только, что он был в полку Гвардии майора И. П. Моторного, а потом в полку Гвардии майора В. Н. Макарова".

Летом 1944 года сотрудники областного музея краеведения обратились с просьбой передать им легендарную машину. Под новый год, 31 декабря 1944 года, самолёт Василия Ивановича Шишкина прибыл в Саратов из Бреста. Его боевой путь на этом и закончился.

Для него планировали построить отдельный павильон, даже разработали план. Но потом - Победа, послевоенное восстановление. Самолёт так и остался невостребованным. Залезшие в сарай грабители растащили Як-1 по частям. Разграбили кабину пилота, сняли аппаратуру. 25 ноября 1955 года самолёт списали и сняли с учёта фондов музея.

Сейчас киль самолёта выставлен в экспозиции музея. С одной стороны на нём нарисована красная звезда, с другой - золотая. Её нарисовали уже в военной части, где служил Шишкин. Герой должен был летать под золотыми звёздами.

Киль Як-1 В.И.Шишкина.

Почин колхоза "Сигнал революции" быстро распространился по городам и селам области. На завод прибывали делегации из колхозов, совхозов, всех районов этой и соседних областей, представители заводов, фабрик, учебных заведений, театров, институтов, учреждений. Коллектив Саратовского подшипникового завода внёс в Государственный банк на постройку самолётов 909 тысяч рублей, научные работники Института земледелия Юго - Востока - 500 тысяч, артисты оперного театра имени Н. Г. Чернышевского - 815 тысяч. Трудящиеся Хвалынского района приобрели 17 самолётов, Аткарского - внесли в Госбанк на строительство самолётов 4 миллиона рублей, Баландинского - 4,2 миллиона, Балаковского - 6,5 миллиона, Ершовского - 5,2 миллиона. Пугачевского - 6,5 миллиона рублей. Коллектив завода собрал средства на строительство эскадрильи боевых самолётов. Всего же на средства саратовцев было приобретено 1520 самолётов и большое количество другой боевой техники.

В декабре 1942 года майор В. И. Шишкин был назначен командиром 581-го истребительного авиаполка, которым командовал до конца войны.

В июне 1944 года Василий Шишкин был повышен в звании - стал Подполковником и командиром теперь уже 55-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (ранее именовался 581-м ИАП).

С утра 24 июня, после ночной авиационной и двухчасовой артиллерийской подготовки, войска правого крыла 1-го Белорусского фронта начали наступление, первый этап которого получил название Бобруйской операции. Несмотря на неблагоприятную в этот день погоду, преобладающее большинство лётчиков показали высокое лётное мастерство и стремление добиться победы иад ненавистным врагом.

Як-1 командира 291-го ИАП майора В.И.Шишкина.

28 июня лётчики 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии тремя группами по 12 самолётов штурмовали автоколонну противника на дороге Березино - Червень. Эту задачу отлично выполнили группы 55-го Гвардейского ИАП под командованием Героя Советского Союза Гвардии подполковника В. И. Шишкина и Гвардии капитана А. Д. Кучерявого. Пушечно - пулемётным огнём они разгромили колонну, полностью дезорганизовав отход вражеских войск.

Так же умело В. И. Шишкин руководил действиями полка и в заключительные недели войны. Всего он произвёл более 540 успешных боевых вылетов. Проведя 178 воздушных боёв, уничтожил около 30 самолётов противника лично и в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных и 16 групповых побед лётчика; Н. Г. Бодрихин - на 15 + 16. ]

Вместе с прославленным асом росла и слава авиационного полка, которым он командовал. За успешные боевые действия по освобождению Украины он стал Гвардейским, удостоен наименования "Харьковский", награждён орденом Красного Знамени.

После войны Василий Иванович продолжал служить в ВВС. 10 лет летал на реактивных истребителях. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно - технические курсы. В 1956 году вышел в отставку в звании полковника. Жил и работал в Киеве. Умер 22 ноября 1992 года. Похоронен на Городском кладбище "Берковцы". В городе Далматово именем Героя названа улица.

*     *     *

Список всех известных побед подполковника В. И. Шишкина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
128.07.1942 г.1  Ju-88р-н СталинградаИ-16, Як-1,

Р-39 "Аэрокобра".
202.08.1942 г.1  Ju-87Байбаев
303.09.1942 г.1  Ju-88Воропоново
405.09.1942 г.1  Do-215  (в группе - 1 / 5)юж. Алтухово
518.09.1942 г.1  Ме-109р-н Сталинграда
624.10.1942 г.1  Hs-126Новая Надежда - Конная
705.07.1943 г.2  Hе-111  (в группе - 2 / 4)Поныри
82  FW-190Малоархангельск - Поныри

       Всего сбитых самолётов - 12 + 16  [ 7 + 3 ];  боевых вылетов - 541;  воздушных боёв - 156.

*     *     *

Лётчик - ас Василий Иванович Шишкин.

Василий Шишкин родился 13 февраля 1914 года в селе Белом Далматовского района Курганской области в крестьянской семье. В родном селе окончил школу и некоторое время работал в колхозе, а потом уехал в город Свердловск. В 1931 году по путёвке Свердловского обкома ВЛКСМ направлен на учёбу в Пермскую военную школу авиационных техников, по окончании которой работал авиатехником. Учебу продолжил в военной школе лётчиков в городе Борисоглебске. С 1936 года до начала Великой Отечественной войны служил в Киевской авиабригаде.

Довоенное поколение советских людей было влюблено в этого киногероя из фильма "Истребители". Сергей Кожухоров покорил их своим мужеством и благородным характером, задушевным исполнением песни "В далёкий край товарищ улетает", демонстрацией техники высшего пилотажа. Но не все знают, что это блестящее лётное мастерство показал именно Василий Иванович Шишкин, лётчик - истребитель Киевской авиабригады. Именно из-за высокого уровня техники полёта его ещё раз пригласили участвовать в создании фильма "Валерий Чкалов", где Василий Шишкин вёл свой самолёт И-15 за известного советского лётчика Георгия Байдукова.

Большой талант и виртуозное владение техникой вождения самолёта ярко проявилось в боях Великой Отечественной войны. Уже в июле 1941 года фронтовая газета "Красная Армия" в статье "Штурмовой атакой" рассказала читателям, как эскадрилья капитана Шишкина разбомбила большую вражескую автоколонну и склады с горючим и боеприпасами. А спустя месяц та же газета в статье "Крылатая стража" вновь осветила боевое мастерство лётчика.

Материал военного корреспондента Натальи Бодэ был иллюстрирован фотоснимком, на котором был запечатлён Василий Шишкин со своим командиром. Когда спустя много лет фотокопию этого снимка показали ветерану, он вспомнил об этом военном эпизоде.

- 23 августа 1941 года меня срочно вызвали к командующему ВВС Юго - Западного фронта генералу Астахову. Генерал подвёл меня к карте и, указав на село, сказал, что в этом месте движутся фашистские танки и чтобы задержать их, надо взорвать мост через Днепр. Для выполнения задания я отобрал пятёрку самых отважных и умелых лётчиков. Среди них был и мой заместитель Михаил Бубнов, позднее погибший в одном из боёв. Сделав над аэродромом круг, легли на курс. Кругом море огня. Вражеские зенитчики встретили наши самолёты заградительным огнём. Я поставил перед своими товарищами задачу пикировать на мост до минимальной высоты. Если с первого захода промажем, то со второго я врежусь в мост сам...

К счастью нам удалось прорваться сквозь огонь без потерь и разбомбить мост с первого захода. Одновременно с мостом я с моими ребятами сжёг 9 вражеских танков"

Но не всегда боевое счастье было на стороне отважного лётчика. Глубокой осенью 1941 года в бою под Киевом его самолёт был подбит, а сам он ранен в ноги и живот. Пришлось садиться на вражеской территории. Но боевые товарищи не оставили его в беде. Эскадрилья, охраняя его, кружила над местом вынужденной посадки, а командир звена Куприянчик приземлился рядом и под самым носом врага сумел забрать и вывезти своего командира. Отказавшись от госпитализации, Василий Шишкин уже через несколько дней повёл своих товарищей на очередную штурмовку.

Война ещё только разгоралась, а капитан Шишкин уже зарекомендовал себя отличным воздушным бойцом и опытным командиром - организатором боевой работы эскадрильи.

30 января 1942 года командир 43-го истребительного авиаполка подполковник Сюсюкалов представляет его к званию Героя Советского Союза. В наградном листе говорится, что за время войны эскадрилья Шишкина уничтожила в боевых вылетах на штурмовку до 3500 немецких солдат и офицеров, около 300 автомашин с боеприпасами и живой силой противника, 13 батарей полевой и зенитной артиллерии, 3 склада с боеприпасами, 3 переправы через Днепр и много другой вражеской военной техники. На счету командира к этому времени было более 125 боевых вылетов, в том числе 65 на штурмовку войск противника.

Оценивая все эти заслуги, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 27 марта 1942 года удостоил Василия Ивановича Шишкина высокого звания Героя Советского Союза.

Это был второй герой на Зауральской земле в годы Великой Отечественной войны. Боевые товарищи Героя искренне радовались за него. Во фронтовую газету пришло письмо от заместителя командира эскадрильи Михаила Бубнова:

"Вот уже несколько месяцев я летаю с моим командиром крыло в крыло. И с первых же дней войны, в каждом воздушном бою вижу его гордую, непобедимую стальную птицу. И дружба наша нерушима. Трассы наших пулемётных очередей скрещивались в телах врагов. Мы познали с ним радость побед, когда дымились и горели в воздухе сбитые нами стервятники".

Знойным летом 1942 года в донских и приволжских степях разгоралась величайшая в мировой военной истории Сталинградская битва. В это время майор Шишкин был назначен командиром авиаполка.

За развёртыванием битвы под Сталинградом напряженно следила вся страна. Каждый советский человек стремился помочь защитникам города - героя. В эти дни сюда пришло письмо от колхозников сельхозартели "Сигнал революции" Саратовской области:

"Дорогие товарищи бойцы, командиры и политработники, мы купили боевой самолёт, который дарим вам, защитникам Сталинграда. Просим вас вручить его самому отважному, тому, кто умеет бить врага без промаха и беспощадно".

Выбор пал на командира авиаполка майора Василия Ивановича Шишкина. 7 ноября 1942 года колхозники вручили ему эту краснозвёздную птицу. В письме к матери героя Анне Ефимовне Шишкиной колхозники писали:

"С вашим сыном у нас установилась тесная дружба. Провожая его на фронт на самолёте, построенном на наши средства, мы дали ему наказ беспощадно бить фашистов, храбро отстаивать родную землю, честь и независимость нашей Родины. Мы же обещаем помогать ему всеми мерами, по-стахановски работать в тылу".

И Василий Иванович выполнил наказ колхозников. На этом самолёте отважный лётчик летал до конца 1943 года и сбил 12 вражеских самолётов. В конце войны его самолёт был отправлен в Саратовский музей.

Вместе с прославленным асом росла и слава авиационного полка, которым он командовал. За успешные боевые действия по освобождению Украины он стал Гвардейским, удостоен наименования "Харьковский", награждён орденом Красного Знамени.

Есть на земле такая высокая благородная профессия - защищать Родину. Её и выбрал Василий Иванович Шишкин вопреки желанию отца, который хотел, чтобы его любимый сын стал хорошим портным. Ежедневно рискуя жизнью, он в годы военного лихолетья совершил 520 боевых вылетов, участвовал в 178 воздушных боях. На его счету 30 сбитых вражеских самолётов. А кроме того, были многие десятки полётов на штурмовку живой силы и техники противника, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, на прикрытие с воздуха наших наземных войск.

По окончании Великой Отечественной войны Василий Иванович продолжил службу в рядах Советской Армии. В течение 10 лет осваивал новую реактивную авиационную технику. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно - технические курсы. В 1951 году получил высокое звание "Военный лётчика 1-го класса". И только в 1956 году по состоянию здоровья ушёл в запас. Последние годы жизни жил и работал в Киеве, вёл большую воспитательную работу и щедро делился своим богатым боевым опытом с молодым поколением авиаторов.

За героизм, проявленный на фронтах Великой Отечественной войны, отважный летчик награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, многими ме далями. В городе Далматово именем Героя названа улица.

Автор статьи Михаил Мозин.

(Из материалов сборника - "Золотое созвездие Зауралья".  Курган, "Парус", 2000 год.)
*     *     *

Как Василий Шишкин стал Героем.

В.И.Шишкин.

Люди, постоянно балансирующие на грани смерти, хотят, хоть немного, пожить по-человечески. И это фронтовое веселье, когда поднимаешь лётные 100 грамм с человеком, который возможно завтра на своём самолёте, горящим факелом полетит к земле, эти последние в жизни многих задушевные разговоры, остаются в памяти на всю жизнь. Где уж здесь бороться с пьянством, после лётной работы. Любил "расслабиться" и мой боевой командир и ещё очень молодой человек Вася Шишкин.

Впервые я познакомился с ним в 1936 году, когда мне пришлось облётывать и вводить в строй двух молодых лётчиков, приехавших с курсов командиров звеньев в нашу штурмовую эскадрилью: Шишкина и Горбунёва. У Шишкина сразу всё получалось, чувствовалась авиационная струнка, а Горбунёв всё никак не мог приземлиться в указанном месте. Я, бывший тогда опытным командиром звена, подсказал командиру отряда Михайлову, что к нам лучше взять Шишкина. Так и сделали. Некоторое время он летал четвёртым лётчиком в моём звене из-за отсутствия вакансий. После первых удачных полётов Вася, как полагается, выставил в лётной столовой два пузатых графина с пивом - этого добра и даже водки у нас было всегда достаточно, нужно было только знать время и место. Таким образом, мы отпраздновали вступление Васи Шишкина в лётный строй.

В боевой работе Вася был надёжным человеком, но вот беда, если он уезжал в Киев, то ожидать его возвращения в тот же день было бесполезно. Приходилось мне по несколько раз в день водить группы на барражирование и штурмовки, сильно переутомляясь. Я укорял Васю, но он всегда объяснял, что в Киеве есть масса проблем и, честно, не увиливая, весь следующий день водил группы на боевые задания, а я отдыхал. Во время одного из таких исчезновений Васи я познакомился с его "проблемой". Вася пропадал всю ночь, а наутро я застал его спящим в домике аэродромной команды. Я принялся воспитывать проснувшегося Васю, он оправдывался, натягивая к подбородку одеяло.

И вдруг, к своему удивлению, в разгар своей педагогической речи я обнаружил, что из-под нижнего края одеяла выглянуло четыре ноги. От удивления и страха, что Вася вдруг превратился в Кентавра, я запнулся на полуслове. Но к лишней паре ног нашлась, для полного комплекта, взлохмаченная голова. "Проблему" Васи звали Асей...

К августу 1941 года в боях и штурмовках наш 43-й ИАП потерял почти половину лётчиков и было произведено переформирование: из 4-х эскадрилий сделали только 2. Мы с Васей Шишкиным стали, соответственно командиром и комиссаром 2-й эскадрильи, а 1-й командовал капитан Евгений Петрович Мельников - хороший боевой парень, живший одно время до войны со своей семьёй - женой Нелей и маленьким сынишкой, в одной коммунальной квартире с нами в доме № 3 в Василькове. После войны он был командиром дивизии.

Вася Шишкин был храбрым парнем и хорошим лётчиком. Но таких в нашей эскадрилье было примерно половина, а Героем стал именно Вася. Почему ?   Да потому что Вася, призадумавшись, более или менее раскусил технологию производства Героев в нашей армии и понял, что в жизни нет ничего случайного: стать Героем, как и девушке выйти замуж, нужно суметь. И Шишкин принялся обмозговывать, как воплотить в реальность эту свою давнюю мечту. А здесь в нашу эскадрилью заглянул разъезжающий по частям корреспондент фронтовой газеты "Красная Армия" Михаил Розенфелъд, молодой, высокий холёный еврей. Он был не дурак выпить и побалагурить. Видимо, ему очень льстила дружба молодого командира эскадрильи, и они с Васей сделались - не разлей водой. Перед самой сдачей Харькова они умудрились несколько раз "погудеть" в ресторане "Интернационал" за счёт Васи, принципиально не отсылавшему деньги по аттестату очередной жене  (рассказ о них заслуживает отдельной страницы). Заезжал к нам Миша Розенфельд и на аэродром в Клиновец. Кроме поклонений Бахусу, их с Васей объединял ещё и общий интерес: Мише нужен был хлёсткий материал в газету, а Васе - "Золотая Звезда" Героя.

Таким образом, Шишкин вышел на отдалённые рычаги, разветвлённой еврейской мафии, которая в любом государстве стремится оставаться на втором плане, потихоньку решая дела первостепенного значения. Скромные еврейские бухгалтера, литредакторы и врачи - стоматологи, умело нажимают на руководящие кнопки в любом государстве, перебирая власть и управляя политиками и грозными диктаторами как в кукольном театре. Цепочка замыкается и переплетается таким образом, что и представить трудно. Тонок этот древний народ, терпелив и вкрадчив. Думаю, что репрессии, которые на них обрушил Гитлер, а потом и Сталин, во многом объясняются именно бешеной ревностью этих диктаторов, не желавших ни с кем делить власть, особенно со своими самыми реальными конкурентами. Боже упаси обвинять меня в антисемитизме. Но ведь таковы евреи, у которых нам многому нужно учиться, только вот вряд-ли получится. Недаром Ленин отмечал, что русские нередко талантливы, а евреи просто умны.

Следствием нежной дружбы Васи с Мишей, стало появление в газете "Красная Армия"  (или "Красной Звезде")  в январе 1942 года большого подвала с рассказом о героических подвигах воздушного аса Василия Шишкина, который, над населённым пунктом Чигры, почему-то, один на один встретился с несколькими немецкими истребителями и, после былинного поединка, сбил новейший немецкий истребитель - двухмоторный пушечный Mе-110. Мы прочитали этот опус и разинули рты. Мало того, что наша "Чайка", по сравнению с многоцелевым Mе-110, соответствовала бамбуковой китайской джонке рядом с линкором, но где находятся эти самые Чигры ?   Мы долго искали их на карте и нашли километрах в 250 к северу от нашего аэродрома Клиновец. Туда сроду не залетали наши латаные - перелатаные, битые - перебитые "этажерки". Все принялись смеяться над тем, как ловко Вася Шишкин упрятал свои героические подвиги. Вместе со всеми смеялся и сам Шишкин, объяснивший мне следующее: "Ну их на хер, Пантелеевич, по честному всё равно ничего не получится".

Многоцелевой самолёт Ме-110.

А Миша Розенфельд не терял времени даром. Вырезка с его материалом уже пошла по еврейской эстафете из одних, не испорченных мозолями, шустрых рук в другие - всякий знает, как важно приделать бумаге ноги. В конце концов вырезка приземлилась в вышестоящих штабах и превратилась в представление Васи Шишкина, за компанию с "забалуевцами" к званию Героя Советского Союза. Не задержалась она и в Президиуме Верховного Совета СССР, а уж мотавшему козлиной бородкой Калинину, "всесоюзному старосте", фактически игрушке в руках ловких клерков, как и все грозные руководители, было всё равно, что подписывать. Таким образом, наш Вася стал Героем. Бог ему в помощь, он, как и многие другие, заслужил не одну Звезду, а гораздо больше. Мы отнеслись к этому с юмором: никто не знал, будет ли завтра жив твой боевой товарищ, радующийся сегодня блестящей цацке. Просто я немножко показал, как в нашей армии делались Герои.

Вася Шишкин был первым Героем в нашей Воздушной армии, и потому её командующий - Зайцев, вручил ему "Золотую Звезду" и орден Ленина с большой помпой. Не успели мы обмыть это дело, как в наш полк из Президиума Верховного Совета СССР пришла бумага, прошедшая через вышестоящие штабы, по-моему, за подписью секретаря Президиума Горкина, в которой нам предлагалось, по всей форме, представить документы ещё только на награждение Васи Шишкина званием Героя Советского Союза. Ну и ловкачи евреи !   Недаром пил водочку Миша Розенфельд: Вася Шишкин получил "Золотую Звезду" и орден Ленина на основании одной только газетной вырезки. А ещё говорят, что у нас бюрократическое государство !!!   Просто нужно уметь жить в этом государстве.

Я оказался стрелочником и пару дней пыхтел, вместе с командиром полка Сюсюкаловым, наскребая всяческие факты для жизнеописания нашего героя Васи Шишкина. Даже ноги, простреленные в ресторанной драке, легли в боевые строки представления, как подлые проделки пилотов немецких истребителей. Со временем Вася забыл, как он получил эту "Золотую Звезду" и стал совершенно всерьёз уверять всех, что действительно совершил нечто необыкновенное. Несколько раз после войны я вежливо напоминал ему эту историю - Вася очень обижался и психовал.

Если за что и стоило давать Васе звание Героя Советского Союза, то это за геройские атаки на женщин, каждую десятую из которых он, утомившись ловить триппер  (при жизни Васи не публиковать !)  делал своей женой. Уже из лётной школы в Борисоглебске, где он окончил курсы командиров звеньев в 1936 году, Вася привёз маленькую, шуструю, довольно симпатичную женщину. Им дали комнатку. Но скоро Вася запсиховал - жена никак не беременела. Правда после исследований стало ясно, что виноват в этом сам Вася, последствием хронического триппера, которого стала неподвижность сперматозоидов, а, как известно, чтобы сделать своё дело, они должны вращаться со скоростью винта истребителя.

Но, тем не менее, преодолеть антипатию к своей первой жене Вася не смог и она уехала из Киева. Вообще, Вася пошёл в свою маму, на которую был похож: вреднющий, липучий и нудный кацапский курнопей, хитрый мужичок с Южного Урала. Лётчики его не любили, но Вася плевал на симпатии и антипатии и своё дело знал туго. Я, как комиссар, старший по званию и возрасту, неосознанно применял к Васе политику кнута и пряника: то пытался сглаживать резкости его характера, то начинал его воспитывать, чему Вася вообще-то поддавался. Видимо жена убежала ещё из-за противного характера Васи, который мог загнать в стресс кого угодно.

Второй жертвой Васи стала маленькая 15-летняя Аня с Южного Урала, по-моему из района Шадринска, которую Вася прихватил с собой, уезжая из дому в последний день отпуска. Впервые мы увидели Аню, когда она, которую мы приняли за случайно зашедшую в его комнату дочку кого-то из соседей, намазывала пальцем сливочное масло, которое доставала из банки, полученной Шишкиным как паек, на кусок хлеба. Я думаю читателю уже ясно, что психологический тип Васи был "вампир" и вскоре Аня, после целого ряда приключений и скандалов, даже жила одно время у моей жены Веры, когда я был в Китае, подалась на родину.

Аню сменила красивая блондинка Нина, похожая на популярную в те годы актрису Карлу Доннер, игравшую в кинокартине "Большой вальс". Правда Нина слегка заикалась, но это её не портило. Вася подобрал Нину на скамейке в военном городке, где она сидела, рыдая после ссоры с мужем, действительно, могу подтвердить, дурноватым лётчиком первой эскадрильи. Вася успокоил Нину, выяснил причину её отчаяния и заявил, что дело можно легко поправить - он берёт её в жены. Они зажили на удивление дружно, но Вася снова начал психовать по причине отсутствия детей. С началом войны Нина уехала на Урал к Васиной матери. Весной 1942 года Вася получил от матери письмо, прочитав которое, прямо на аэродроме заплакал и поделился со мной извечным мужским горем: "И эта оказалась блядью !"...

Я стал успокаивать Васю и выяснять: в чём дело ?   Оказалось, что Васина мама, въедливая старушка, сообщила ему, что Нина уехала на тачанке с райвоенкомом в Шадринск для оформления получения денег по аттестату, и её двое суток не было дома. Такие проститутки в семье Шишкиных, не ко двору, - резюмировала мать. Со слезами на глазах Вася согласился с родительницей, о чём не раз вслух впоследствии сожалел. Он написал Нине разводное письмо и отозвал аттестат.

Наученный опытом, пяток своих следующих отношений с женщинами Вася не оформлял официально, просто объявляя очередную женой, а прогоняя, сообщал, что "поиздержал на неё много денег". Оказавшись в 1943 году в Москве, наш неказистый Вася, теребивший "Золотую Звезду" Героя, с большим трудом сумел охмурить свою жену Марию Михайловну, которая работала на авиационно - диспетчерском пункте при Центральном аэродроме. Вася привёз Марию на фронт и начал скандалить, воспитывая её недозволенными методами. Будучи по национальности белоруской, а значит человеком очень терпеливым, Мария сумела найти тихие заводи и экологические ниши в буйном нраве нашего эскадрильского героя.

Вася Шишкин, как я заметил, после получения "Золотой Звезды" Героя, стал заметно терять интерес к боевым вылетам, видимо считая, что и с одной "Золотой Звездой" ему после войны будет житься неплохо. Следует сказать, что все эти "Звёзды" и шум вокруг них, очень плохо действовали на их обладателей. Вася, например, уже под Берлином, даже направился к Маршалу Г. К. Жукову выпрашивать вторую "Золотую Звезду", правда, неудачно, а уж цифра сбитых им лично немецких самолётов, после войны росла в геометрической прогрессии. Вася - мой боевой друг, но истина дороже, да и типичен этот пример для наших авиационных героев...

(Из книги воспоминаний Дмитрия Пантелеевича Панова - "Русские на снегу".  Львов, 2003 год.)

Возврат

Н а з а д

натяжные потолки


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz