Соколов Анатолий Михайлович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Соколов Анатолий Михайлович

А.М.Соколов.

Родился 2 Декабря 1911 года в городе Кишинёве  (Молдавия), в семье рабочего. Окончил Киевский вечерний рабочий университет. Работал слесарем в железнодорожных мастерских. С 1933 года в рядах Красной Армии. В 1934 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Награждён орденом Красной Звезды.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Декабрю 1941 года военный комисар эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (Калининский фронт)  батальонный комиссар А. М. Соколов совершил 148 боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сбил 8 самолётов противника.

25 Января 1942 года погиб в воздушном бою. Похоронен в селе Луковниково Старицкого района Калининской области.

12 Апреля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красной Звезды. Именем Героя названы улица в посёлке Боровая Фастовского района Киевской области, где он жил. Долгое время его имя носила и пионерская дружина одной из средних школ. В Киеве установлена мемориальная доска.

*     *     *

К началу Великой Отечественной войны лишь немногие из наших лётчиков имели опыт боевых действий. Опыт этот был приобретён в битвах с немецкими и итальянскими захватчиками в Испании, японскими самураями на озере Хасан и реке Халхин - Гол, а также в боях с белофиннами. И на тех, кто обладал этим опытом, ложилась особенно большая ответственность за воспитание молодого поколения авиаторов, которые в короткий срок должны были научиться управлять штурмовиками, бомбардировщиками, истребителями и наносить удары по врагу. В числе такого рода воспитателей был комиссар эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиаполка Капитан Анатолий Михайлович Соколов.

Начав службу в Красной Армии ещё в 1933 году, он хорошо освоил несколько типов боевых самолётов - истребителей, отлично владел техникой пилотирования. Во время войны с белофиннами Анатолий Соколов не раз участвовал в воздушных схватках и был награждён орденом Красной Звезды.

Великая Отечественная война началась для лётчиков 129-го истребительного авиаполка на полевом аэродроме вблизи западной границы. Командир полка Капитан Ю. М. Беркаль рано утром 22 Июня поставил перед лётчиками задачу - отражать налёты вражеской авиации на аэродром и близлежащие населённые пункты. В первом же вылете комиссар эскадрильи старший политрук А. М. Соколов прямо над аэродромом сбил "Мессера".

Начались тяжёлые бои на Западном фронте. Особенно напряжённая обстановка сложилась в грозные и суровые дни Смоленского сражения. В эскадрилье Капитана А. М. Соколова были лётчики, пришедшие на фронт прямо из училищ, и он делал всё, чтобы в кратчайшие сроки молодые неопытные пилоты стали умелыми и отважными воздушными бойцами.

Вылетая на боевые задания, он каждый раз брал с собой в качестве ведомых тех из пилотов, которые ещё ни разу не участвовали в боях, и личным примером обучал их мастерству воздушного боя, штурмовым ударам по войскам захватчиков, ведению разведки.

Обучение молодого поколения проходило тем более успешно, что Капитан А. М. Соколов был не только опытным военным лётчиком, но и политическим работником. Военные знания он прививал своим питомцам в сочетании с партийной пропагандой, прививающей им идейную убежденность, патриотизм. Как комиссар эскадрильи, Соколов наряду с командиром нёс полную ответственность за выполнение боевых задач. Он воспитывал своих подчинённых в духе высокой лётной дисциплины, воинской твёрдости и мужества, готовности драться до последней капли крови с врагами.

Благодаря умелому сочетанию военного опыта комиссара Соколова с политработой эскадрилья в короткий срок стала лучшей в истребительном полку. За 6 военных месяцев 1941 года лётчики эскадрильи совершили до 2500 боевых вылетов, провели 387 воздушных боёв, уничтожили 67 вражеских самолётов. За это же время эскадрилья потеряла 7 самолётов, в воздушных боях погибло 4 лётчика.

Сам Капитан А. М. Соколов к концу 1941 года имел на своём боевом счету 148 успешных боевых вылетов: он сопровождал бомбардировщиков и штурмовиков, прикрывал наши наземные войска, осуществлял штурмовку и разведку. Соколов участвовал в 37 воздушных боях и уничтожил 8 самолётов противника.

129-й истребительный авиаполк, в котором сражался А. М. Соколов, в числе первых авиационных частей Красной Армии получил почётное наименование Гвардейского, и в этом была немалая заслуга комиссара эскадрильи. Для лётчиков 5-го Гвардейского истребительного авиаполка Капитан А. М. Соколов всегда был примером беззаветного мужества, воинского мастерства и умения, беспредельной преданности Родине и ненависти к врагам.

25 Января 1942 года вражеская авиация совершила налёт на аэродром базирования 5-го Гвардейского ИАП. При отражении этого налёта комиссар эскадрильи старший политрук А. М. Соколов погиб. Похоронен он вблизи деревни Вардичино.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 Апреля 1942 года Анатолию Михайловичу Соколову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

*     *     *

Список всех известных побед батальонного комиссара А. М. Соколова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
122.06.1941 г.1  Ме-109ТарновоМиГ-3, ЛаГГ-3.
230.07.1941 г.1  "Хе-113"Ельня
311.08.1941 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / ?)Ярцево
421.08.1941 г.1  Ме-109вост. Сущево
502.10.1941 г.1  Ju-88Устье

      Всего сбитых самолётов - 8  [ 4 + 1 ];  боевых вылетов - 148;  воздушных боёв - 37.

*     *     *

В 1940 году Анатолий Соколов впервые встретился в Финляндии с вражескими самолётами. Сбил несколько машин, был награждён орденом Красной Звезды.

За 8 месяцев Великой Отечественной войны 150 раз вылетал на боевые задания, в воздушных боях уничтожил 8 фашистских самолётов. Его спасала исключительная выдержка, самообладание, находчивость. И, разумеется, отличное знание лётного дела. В 22 года он по путёвке комсомола поступил в Качинскую военную школу лётчиков имени Мясникова, работал лётчиком - инструктором, служил в строевых авиачастях, воевал с финнами.

В 129-м истребительном авиационном полку все, что называется, влюбились в него с первого взгляда. Смуглый, худощавый, с живыми цыганскими глазами, он умел найти ключик к каждому, даже самому угрюмому и скрытному человеку. Носил неизменный кожаный реглан, поверх него шлемофон, пристегнутый к поясному ремню. Карту складывал гармошкой и засовывал за голенище левого сапога.

Соколов личным примером увлекал в бою других. В мирное время и в первые дни войны комиссары эскадрилий были лётчиками. Затем, наверное, из-за нехватки командного состава, на эту должность стали назначать людей, не имеющих лётного образования. Они тоже умело воспитывали личный состав, но только на земле. Занимались этим со всей серьёзностью.

Наш комиссар говорил так, что заслушаешься. Речь его отличалась лаконичностью, выразительностью, страстностью большевика. Таким выступлениям мог позавидовать любой оратор. Соколов читал лётчикам газеты и журналы, знакомил с положением на нашем участке фронта, делился боевым опытом. Любое дело спорилось у него потому, что брался за всё с огоньком, от души, а душа была щедрая, широкая, словом, русская душа. Причём не чуждая лирики.

Как-то в годовщину Октября собрались в тесной столовой. Кто-то затянул хрипловатым басом: "В далекий край товарищ улетает". Соколов пригладил руками непокорный смоляной чуб. Слегка прищурился. - Так где же, приятель, песня твоя ?   Гренада, Гренада, Гренада моя !   Он знал наизусть много стихов Светлова и Есенина. Особенно любил Маяковского.

...22 Июня 1941 года. Заправив самолёты горючим и боеприпасами, в воздух поднялись 12 МиГ-3 во главе с заместителем командира эскадрильи по политчасти, старшим политруком Анатолием Соколовым. Набирая высоту, ведущий группы увидел подходившие к аэродрому сначала 6, а затем ещё 6 немецких самолётов. Покачав с крыла на крыло, Соколов повёл своих лётчиков на врага. Но фашистские самолёты почему-то развернулись и стали удаляться на восток в направлении аэродрома соседнего 124-го истребительного авиаполка. На полном газу "МиГи" поспешили за вражескими бомбардировщиками. И тут же встретились с новой смешанной группой фашистских бомбардировщиков и истребителей. Она шла ниже наших истребителей, намерение её было вполне определённое - фашисты держали курс на наш аэродром. Группа Соколова со снижением, набирая скорость, понеслась навстречу "Юнкерсам".

Сломав вражеский строй, открыли огонь. Тонкие, словно осы, Ме-109 вступились за Ju-88. С земли хорошо было слышно, как завывали на максимальных оборотах моторы, как резко вспарывали воздух скорострельные пушки и пулемёты. Бой был в разгаре. Если в самом начале ощущалась какая-то неслаженность, нечёткость, скованность молодых лётчиков - чувствовал командир, что нервничают ребята, - то скоро лётчики успокоились, пришли в себя. И сразу же появился трезвый расчёт, уверенность в собственных силах. Тон задавал комиссар эскадрильи Анатолий Соколов. Он успевал повсюду: и помочь оказавшимся в беде товарищам, и отсечь огнём замыкающую пару Ме-109 и завязать с ними бой.

Фашисты, видимо, поняли, что имеют дело с опытным лётчиком. Наперебой стали яростно атаковать МиГ-3 комиссара со всех сторон. Но старший политрук не испугался их атак. Выбрав удобный момент, энергичным маневром после боевого разворота зашёл в хвост Ме-109 и тут же дал очередь из бортового оружия. Через прицел он увидел, как свинцовые струи прошили "Мессер". За вражеским истребителем потянулась полоса дыма, вспыхнуло пламя. Огненный хвост становился всё длиннее. Самолёт со свастикой как-то неловко перевернулся и, опустив нос, в клубах дыма и пламени отвесно пошёл к земле, чуть не зацепив крылом свой бомбардировщик. Первый сбитый самолёт !   Ох, как нужен он был сейчас. 30-летний лётчик, обстрелянный в боях с финнами, мог гордиться. Имел все основания на это.

Командир эскадрильи А. Г. Панов высоко ценил профессиональные и боевые качества своего заместителя по политчасти. Деловые служебные отношения дополнялись крепкой личной дружбой между ними. Соколов удачно сочетал в себе высокую требовательность и взыскательность к подчинённым с замечательным чутьём партийного работника. Чуткий и внимательный к людям, он поистине был душой подразделения. Хорошая лётная подготовка, инструкторские навыки давали ему возможность глубоко вникать в процесс лётного обучения.

Ещё в мирное время, в дни полётов, подзывая к себе лётчика, говорил: "Ну-ка, садись в самолёт, я проверю, как ты выполнишь упражнение". А после полёта подолгу и терпеливо беседовал с ним.

Очень часто при составлении плановой таблицы командир эскадрильи обращался к нему: "Анатолий Михайлович, проверь технику пилотирования у лётчика Петрова, а с лётчиком Гудком слетай в зону, посмотри, как он строит маневр при заходе на стрельбу по конусу".

В боевых условиях он личным примером учил парторга и комсорга эскадрильи, редактора боевого листка, как надо организовывать и проводить целеустремленную, действенную политико - воспитательную работу.

Потеря истребителя, видимо, подействовала на фашистов. Их бомбардировщики поспешно стали сбрасывать бомбы. Те рвались на окраине аэродрома, не принося особого вреда. С этой первой победой пришла к нашим лётчикам и уверенность в собственных силах. В первый же день войны это было особенно важно. Просто необходимо.

30 Июля 1941 года, задолго до рассвета, воздух над аэродромом наполнился мощным рокотом работающих моторов. В темноте переливались, чередуясь, вспышки выхлопов отработанных газов - это техники производили проверку материальной части, готовили её к боевой работе. В назначенное время истребители взлетели с аэродрома, вместе со штурмовиками и бомбардировщиками двумя группами направились к линии фронта. Там штурмовики прижались к земле. Маскируясь рельефом местности, через несколько минут первыми точно вышли на вражеский аэродром Ельня.

Зенитки противника открыли огонь. В небе грозно распушили свои чёрные бутоны смертоносные разрывы снарядов. Они всё ближе, но строй Ил-2 твёрдо выдерживает курс. Ведущий штурмовиков сделал "горку", подал команду "Атака". Сразу же из люков посыпались осколочные и зажигательные бомбы. Одновременно лётчики обстреляли зенитные точки и стоянки самолётов реактивными снарядами, пушечным и пулемётным огнём. Пока Ил-2 разворачивались для второго захода, подоспевшие Пе-2 прицельно сбросили бомбы по скоплению самолётов на земле. На аэродроме горели и взрывались заправленные бензином, начинённые авиабомбами фашистские бомбовозы.

Неожиданно появилась шестёрка Ме-109. Они кинулись на Пе-2. Лётчики на "МиГах" преградили им путь. Меткие очереди наших истребителей сорвали замысел врагов. Завязался скоротечный бой. Атака следовала за атакой. Пётр Ковац, Николай Романов и Алексей Панов сбили 3 Ме-109.

Пока вверху шёл воздушный бой и Пе-2 прицельно бомбили аэродром, штурмовики стали в круг, методично уничтожая одну цель за другой. От прямых попаданий пушечных снарядов загорелось бензохранилище. Взметнулся высокий столб чёрного дыма.

Подошло время возвращаться на свой аэродром. Повернули все 4 группы: штурмовики, бомбардировщики и 2 группы истребителей прикрытия. Возвращались без потерь. Когда пересекали линию фронта, их пытались атаковать сверху 4 истребителя "Хе-113". Однако находившийся поблизости комиссар эскадрильи Соколов успел почти в упор вонзить длинную пулемётную очередь в кабину вражеского самолёта. Перевернувшись несколько раз через крыло, тот рухнул на землю. Остальные ушли. Скоро воздушная разведка подтвердила, что на аэродроме Ельня уничтожено 12 самолётов противника, взорван склад горючего, выведена из строя лётная полоса.

После удачного вылета был разбор. Командир полка Беркаль дал высокую оценку работы лётчиков.

...И вот мы провожаем комиссара в последний путь. При штурмовке вражескими самолётами нашего фронтового аэродрома на взлёте он погиб. Лётчики сняли с кузова грузовой машины гроб из новых сосновых досок и понесли к могиле. Хоронили Анатолия Михайловича Соколова напротив деревни, под развесистой сосной, головой на Запад. Полукругом стоял в немой скорби траурный строй однополчан. Григорий Онуфриенко сказал просто:

- Прощай Анатолий. Беру на себя то, что ты не успел совершить. Буду бить врага за двоих. Обещаю это тебе и товарищам.

Наступили последние минуты. Морозный воздух прорезал оружейный залп. Второй.., третий... Прощальный салют погибшему Гвардейцу...

(Из книги воспоминаний Н. Г. Ильина - "Гвардейцы в воздухе".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2006 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz