КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Вострухин Пётр Михайлович |
Родился 15 июня 1921 года в деревне Выхино, ныне в черте Москвы,
в семье крестьянина. По окончании школы ФЗУ работал токарем на заводе "Серп и молот".
С 1940 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Борисоглебскую военную
авиационную школу пилотов и служил в ней лётчиком - инструктором. С 18 сентября 1942 года в действующей армии. За полгода пребывания
на фронте старший пилот 271-го истребительного авиационного полка (274-я
истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт)
младший лейтенант П. М. Вострухин совершил 83 боевых вылета, участвовал в
28 воздушных боях, сбил лично 12 и в составе группы 3 самолёта противника. 1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в
боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Весной и летом 1943 года сражался в составе 64-го Гвардейского
истребительного авиационного полка (бывший 271-й ИАП). Всего же, менее чем за 2 года боевой деятельности, совершил 114
боевых вылетов. Проведя 46 воздушных боёв, сбил лично и в группе с товарищами
20 самолётов противника. 19 июля 1943 года командир звена 64-го Гвардейского истребительного
авиационного полка Гвардии лейтенант П. М. Вострухин погиб при выполнении боевого
задания. Похоронен в селе Моховое Зелегощенского района Орловской области,
где воздвигнут обелиск. На территории завода "Серп и молот" установлен памятник.
Имя Героя носят улицы в Москве и селе Моховое, также оздоровительный лагерь от
завода "Серп и молот", колледж автоматизации и радиоэлектроники № 27. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды),
Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Моховая - небольшая станция на железнодорожной магистрали под Орлом. Если поезд останавливается на ней в светлое время, перед пассажирами открывается вид на окаймляющий платформу вишнёвый сад. Но не он привлекает внимание, а возвышающийся над кронами деревьев бронзовый бюст совсем ещё юного офицера в форме авиатора. Это памятник Герою Советского Союза прославленному лётчику - истребителю Петру Михайловичу Вострухину. У лейтенанта Вострухина короткая, характерная для нашей молодёжи 1930-х годов биография. Пётр родился 5 июля 1921 года в деревне Выхино Московской области (сейчас район Москвы) в семье крестьянина. В семье было 9 детей, двое умерли в детстве, осталось 4 сестры и 3 брата. Все трое братьев погибли в Великую Отечественную войну... В 1936 году П. М. Вострухин закончил 7-летнюю школу и поступил в ФЗУ при заводе "Серп и молот" (сегодня колледж № 27). По окончании ФЗУ в 1938 году работал электроаппаратчиком на этом заводе. В 1937 году поступил без отрыва от производства в аэроклуб Пролетарского района, который окончил в 1939 году. В марте 1940 года был призван Ухтомским РВК Московской области по спецнабору в ВВС Красной Армии. В ноябре того же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов и был направлен для дальнейшего прохождения службы в город Новосибирск лётчиком - инструктором. Работал там до начала войны. В июле 1941 года школа была эвакуирована в Новосибирск. 23 июня 1941 года Пётр Вострухин подал на имя командования рапорт об отправке его на фронт. В просьбе было отказано - в тылу именно сейчас требовались специалисты для ускоренной подготовки лётчиков - истребителей. И в 20 лет, выпускник Борисоглебской авиационной школы, Пётр Вострухин стал готовить курсантов. Тогда все верили, что война не затянется надолго, но за первым военным выпуском были уже второй и третий, а в просьбе "направить на фронт" уже в который раз было категорично отказано. Только в сентябре 1942 года младший лейтенант Пётр Вострухин добился своего, получил назначение в 271-й истребительный авиационный полк, где и начал свою боевую деятельность. С первых боевых вылетов он проявил себя отважным и храбрым воздушным бойцом. Счёт сбитым вражеским машинам младший лейтенант Вострухин открыл в одном из первом боевом вылете и с каждым новым вылетом пополнял его уничтоженными вражескими машинами. За 2 лично сбитых самолёта врага и 3 в паре был награждён орденом Красного Знамени. Через некоторое время за 4 лично сбитых вражеских самолёта был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени. ...День 29 декабря 1942 года на одном из прифронтовых аэродромов начался как обычно. Около самолётов суетились механики, оружейники. Поодаль расположились экипажи, готовые по приказу командира в считанные минуты поднять свои боевые машины в воздух и вступить в схватку с врагом. Был здесь и младший лейтенант Пётр Вострухин. Ему недавно исполнился 21 год. Несмотря на молодость, он был уже опытным воздушным бойцом. И вот поступила команда вылетать на прикрытие наших штурмовиков в район Громово - Бутинино. Боевая машина с красной звездой на фюзеляже, послушная воле пилота, уверенно взмыла в воздух. Прошло несколько минут, и Пётр услышал голос ведущего группы: "Внимание, впереди показался враг !". Через мгновение Вострухин увидел, как из-за облаков вынырнула большая группа самолётов противника. - Один, два, три... двадцать восемь, а нас шестеро, но мы будем драться, - про себя произнёс отважный истребитель и ринулся навстречу "Юнкерсам" и "Мессершмиттам". Меткая прицельная очередь, и, объятый пламенем, "Мессер" врезался в землю... Шестёрка наших истребителей разогнала вражескую армаду. Противник бросился врассыпную, оставив на земле 3 бомбардировщика и 1 истребитель. В декабре 1942 года на Калининском фронте во время боевого вылета на 18-й минуте полёта у Вострухина отказал мотор, давление бензина в бензобаке упало до нуля. В считанные доли секунды Пётр принимает решение: посадить самолёт на сосны, на нейтральной полосе. Благополучно сажает самолёт и с помощью ремонтников перевозит его в свою часть на аэродром Людиново. Таких критических ситуаций в жизни лётчика было 3. В последний раз - 13 июля 1943 года на Орловско - Курской дуге. П. М. Вострухин находился в составе группы из 6 Як-7, которая встретила 10 Ме-110 и 6 FW-190. Лейтенант Вострухин с 3-й очереди поджигает FW-190 и сразу же за ним атакует второй самолёт противника, затем на вертикали с дистанции 75 - 100 метров поджигает и его. В этот день он посадил свой подбитый самолет недалеко от передовой и с помощью ремонтников разобрал его и привёз в часть. Через 3 дня 17 июля 1943 года на этой же машине П. М. Вострухин снова сражался в небе Орловщины. С 5 марта 1943 года Пётр Вострухин воевал на именном самолёте "Балашовский колхозник". В один из дней командир полка вызвал лётчика в штаб и сказал: - Вам, товарищ Вострухин, выпало большое счастье - будете летать на самолёте, построенном колхозниками Саратовской области. Доверяю вам этот именной самолёт. Несколько позднее, в своей статье, которая была опубликована в газете "Сталинский сокол", лётчик так написал о тех событиях: "Это сообщение сильно обрадовало меня. Такое почётное доверие свидетельствовало о хорошей оценке моей боевой работы. Облетывать "балашовца" долго не пришлось - очень хороший оказался самолёт. Надпись на его фюзеляже каждый раз напоминала мне о моих высоких обязанностях. 5 марта я вместе с товарищами первый раз вылетел на новой машине в боевой полёт. Боевое крещение "балашовца" - 2 сбитых немецких самолёта". Необходимо отметить, что на таком же самолёте "Балашовский колхозник" воевал его однополчанин Герой Советского Союза И. М. Глухих. На именных "Яках" саратовцев воевали так же Герои Советского Союза А. П. Чернобай, С. В. Сыромятников, А. И. Хользунов, В. А. Луцкий. 16 марта 1943 года командир полка, представляя Вострухина к высокому званию Героя, отмечал, что в этот день произошёл поучительный бой П. М. Вострухина, где он ещё раз показал себя отличным воздушным бойцом, мастером воздушного боя, отважным и мужественным защитником Родины. В середине марта 1943 года войска Северо - Западного фронта продолжали наступательную операции, отбрасывая немецкие части ещё дальше на запад. Но к исходу 16 марта, противник, отошёл на рубеж реки Редея, где и закрепился. Немецкая авиация резко активизировала свои действия, пытаясь бомбить наступающие советские войска. В небе разгорелись ожесточённые бои. Особых успехов в этот день добились лётчики 271-го истребительного авиаполка. Защищая переправы через реку Ловать, по которым двигались наши части, в 3-х боевых вылетах они уничтожили 13 вражеских самолётов, из которых 4 - пришлось на долю Петра Вострухина ! Газета "Советский патриот" 19 марта 1943 года в статье "Победа над врагом" писала: "За один день в воздушных боях сбито 27 вражеских самолётов. Мужество, отвагу и высокое мастерство проявили майор А. А. Сурков, сбивший в одном бою 2 Ю-87. Младший лейтенант П. М. Вострухин уничтожил 4 самолёта, старшина Н. М. Алексеев сбил 2 ФВ-190". В тот знаменательный день, 16 марта 1943 года, восьмёрка Як-7 прикрывала наземные войска и переправы в районе Рамушево, Кобылкино, Шелгуново. В районе цели они встретили 10 FW-190. В 15-минутной схватке группа сбила 7 самолётов противника, 2 из них - младший лейтенант Вострухин. Во второй вылет восьмёрка Як-7 встретили уже 18 Ju-87 под прикрытием 10 FW-190 и 4 Ме-109, которые шли бомбить переправу через реку Ловать. Несмотря на численное превосходство противника, группа вступила в бой, заставила бомбардировщиков противника сбросить бомбы мимо цели и сбила 2 Ju-87 и 4 FW-190. Личный счёт Петра Вострухина в этом бою пополнился ещё одним фашистским бомбардировщиком. Совершая 5-й боевой вылет за день, Вострухин сбил ещё одного FW-190, а другого подбил. Таким образом, только за один день 16 марта 1943 года П. М. Вострухин сбил 4 самолёта противника. С 18 марта 1943 года полк стал именоваться 64-м Гвардейским. К тому времени Пётр Вострухин лично и в группе с товарищами сбил уже 15 неприятельских самолётов. За мужество и отвагу был представлен командованием к званию Героя Советского Союза. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года старший пилот 271-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Вострухин Пётр Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 928). Вскоре, после присвоения ему звания лейтенанта, был назначен командиром звена и летом 1943 года принял участие в Курской битве. К 11 июля немецкие войска, понеся огромные потери на земле и в воздухе и не добившись успеха, прекратили наступление и повсеместно перешли к обороне. С утра 12 июля войска Брянского фронта перешли в наступления, их действия прикрывала наша авиация. В воздухе разгорелись ожесточённые бои. Идя на высоте 800 метров, четвёрка "Яков" обнаружила ниже себя группу из 12 самолётов Ме-110 в сопровождении 10 FW-190. Ведущий нашей группы Герой Советского Союза Гвардии капитан П. И. Муравьёв скомандовал: "Атака !" - и пошёл на Ме-110 с Гвардии младшим лейтенантом Руденко. Одного бомбардировщика они вышибли из группы пушечным огнём. В бой вступили прикрывающие её FW-190. И снова удача сопутствовала Муравьёву. Он, а вслед за ним и Герой Советского Союза Гвардии лейтенант П. М. Вострухин сбили по одному немецкому истребителю. Этот бой происходил в районе Евтехов - Чёрная Грязь - Тростниково, куда пробивались войска фронта. Ме-110, подожжённый П. И. Муравьёвым, упал в районе Победное. Там же очутился и сбитый им FW-190. Гвардии старший лейтенант И. Комаров, имея преимущество в высоте, атаковал пару "Фоккеров". Один из них горящим упал вблизи совхоза "Заря". Вскоре у хутора Весёлый догорал и второй самолёт, сбитый Героем Советского Союза Гвардии лейтенантом П. М. Вострухиным. 14 июля 1943 года Пётр Вострухин за 20 сбитых самолётов противника был представлен командованием полка к очередной награде. А спустя всего несколько дней, 19 июля военная удача отвернулась от лётчика. В тот день 24 немецких истребителя FW-190, с подвешенными бомбами, под прикрытием облаков направились к расположению наших наступающих войск. Они расчитывали на свою многочисленность, внезапность и скрытность. Но уловка оказалась тчетной. Навстречу им поднялись 12 истребителей, один из которых вёл Герой Советского Союза Гвардии лейтенант Пётр Михайлович Вострухин. В тот самый день он с товарищами выполнял уже 5-й боевой вылет. О гибели бесстрашного лётчика рассказывает его боевой друг капитан А. М. Лысый: "19 июля во время 5-го боевого вылета восьмёрка наших "Яков" встретила 24 гитлеровских самолёта FW-190 под прикрытием 10 Mе-109. В этом бою Пётр сбил 2 самолёта, а его ведомый П. М. Куприянов - один Mе-109. Но Вострухин и сам был подбит. Тем не менее он перетянул линию фронта, пошёл на посадку, не выпуская шасси, и сел на нейтральной полосе. Куприянов спустился на бреющем полёте и увидел, что Пётр стоит на крыле и машет ему шлемофоном. Вскоре мы продвинулись вперед к Брянску, и наш 64-й Гвардейский ИАП остановился в Карачеве. Туда и пришло письмо из деревни Подмаслово. В нём говорилось, что когда колхозники начали косить овес, они наткнулись на тело отважного лётчика. Нашла его Мария Никитична Матвеева 29 августа 1943 года. Молодой лётчик лежал на спине, глаза его смотрели в небо, на груди сияла "Золотая Звезда" Героя". Самолёт Вострухина действительно приземлился на ничейной полосе. Противнику было видно, как из совершившего посадку "на живот" самолёта выбрался пилот, припал к земле и пополз к своим. И тогда немцы открыли ураганный огонь из всех видов оружия... Когда ничейная полоса отодвинулась за Моховую, тело Петра Вострухина нашла во ржи колхозница. 22-летнего лётчика похоронили в вишнёвом саду. Над могилой взяли шефство ученики близлежащей школы. Своей хорошей учёбой, ребята добились, чтобы пионерской дружине (были в советские времена такие организации) и самой школе было присвоено имя отважного лётчика. Боевые товарищи Петра отправили его матери письмо: "Шлём вам свой боевой привет и желаем доброго здоровья. Начиная боевую работу, мы всегда видим перед собой дорогой образ Петра. А за его безвременную гибель беспощадно мстим врагу". "Я думаю не остаться в долгу перед колхозниками Балашовского района Саратовской области, построившими на свои средства этот замечательный самолёт, - писал П. М. Вострухин в своей статье. - То доверие, которое мне оказали, я постараюсь оправдать с честью". Доверие народа он оправдал. П. М. Вострухин стал одним из результативнейших лётчиков Великой Отечественной войны, за период с 18 сентября 1942 года по 19 июля 1943 года он совершил 114 боевых вылетов. Проведя 46 воздушных боёв, сбил лично и в группе с товарищами 20 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 3 групповые победы лётчика. ] Не забыли своего воспитанника и на заводе "Серп и молот". В аппаратной мастерской электрического цеха ежемесячно проходили комсомольские собрания, на которых лучшему молодому рабочему вручался вымпел, дающий право занять верстак Петра Вострухина. Именем Героя названа одна из московских улиц в Волгоградском районе и оздоровительный лагерь от завода "Серп и Молот". Каждому, кто проходит по Рязанскому проспекту столицы недалеко от станции метро того же названия, бросается в глаза большое красочное панно. На нём - эпизод воздушного боя, портрет молодого лётчика и краткий текст: "Пётр Михайлович Вострухин. Родился в 1921 году в Москве (Выхино), работал на заводе "Серп и молот". Отлично окончил лётное училище. Войну встретил инструктором Борисоглебского училища. На его счету 28 сбитых самолётов противника. Награждён 5 правительственными наградами. 1 мая 1943 года сбил 4 самолёта. В этот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб 19 июня 1943 года при выполнении боевого задания". [ Справедливости ради, следует отметить, что некоторые данные из текста этого панно отличаются от официальных, приведённых в архивных источниках. Так например, 4 вражеских самолёта (по некоторым источникам - 3 FW-190 и 1 Не-111), Вострухин сбил не 1 мая, а 16 марта 1943 года. Да и погиб он не 19 июня, а 19 июля 1943 года, в период боёв на Орловско - Курском направлении. Что же касается 28 его воздушных побед... об этом чуть ниже. ] От этого панно начинается улица Вострухина, которая пролегла среди новых кварталов Волгоградского района. Трудно представить, что на этом месте когда - то теснились деревянные домишки старого Выхино. Когда в нём родился, рос и учился Пётр Вострухин, посёлок считался не самым ближним Подмосковьем... В декабре 1966 года в ознаменование 25-летия разгрома немецко - фашистских войск под Москвой зимой 1941 - 1942 годов и в память о прославленном лётчике одна из улиц города была названа именем Петра Вострухина, Герою сооружён памятник (скульптор - В. В. Глебов) и установлена мемориальная доска на улице его имени? на доме № 1. Список известных побед Гвардии
лейтенанта П. М. Вострухина:
Вернёмся теперь к числу воздушных побед Петра Вострухина. Практически во всех литературных источниках (начиная ещё с советских времён), а так же различных интернет - сайтах, указывается на 28 сбитых им самолётов противника. Однако, вот какой фокус, в последнем наградном листе лётчика (подписан 14 июля 1943 года, за неделю до его гибели, ознакомиться с ним можно на сайте "Подвиг народа") указано только на 20 побед лётчика - 16 лично и 4 в паре:
А где же ещё 8 сбитых ? Возможно они были сбиты им за период боёв с 14 по 19 июля ? К сожалению, не факт... В архивных документах 64-го Гвардейского ИАП последняя победа Вострухина датирована 13 июля, и... всё. Больше никаких его побед (даже в последнем бою 19 июля, в котором по словам однополчан он сбил 2 самолёта) не найдено. Откуда взялась цифра 28 - скорее всего мы уже никогда не узнаем. Его боевой счёт, официально подтверждённый архивными документами, составляет 16 личных и 4 групповые победы. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |