Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Благовещенский Алексей Сергеевич

Благовещенский Алексей Сергеевич

Родился 18 октября 1909 года в городе Брест - Литовск, в семье железнодорожника. Вскоре семья переехала в Курск. Там юноша окончил промышленно - экономический техникум. С 1927 года Алексей Благовещенский в рядах Красной Армии. В 1928 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, а в 1929 году и 2-ю военную школу лётчиков в городе Борисоглебск. С ноября 1929 года проходил службу в 13-й авиаэскадрильи ВВС Белорусского военного округа  ( город Брянск ), был лётчиком и командиром авиационного звена. С июня 1933 года командир неотдельного авиаотряда 108-й авиаэскадрильи ВВС Тихоокеанского флота. В мае 1936 года "за выдающиеся личные успехи по овладению авиационной техникой и умелое руководство боевой и политической подготовкой" награждён орденом Красной Звезды.

С сентября 1937 года работал. лётчиком - испытателем НИИ ВВС РККА. В совершенстве зная многие самолёты, поражал всех удивительным хладнокровием в воздухе и вертуозной техникой пилотирования.

С 5 декабря 1937 года по 10 сентябряа 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Будучи командиром эскадрильи, капитан А. С. Благовещенский совершил 73 боевых вылета  ( с общим налётом 125 часов )  на И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 2 самолёта противника.   [ По другим источникам имел более 20 групповых побед. Скорее всего, это общий итог побед, одержанных лётчиками его подразделения. ]

В одном из боёв сбил командира группы японских истребителей, оказавшегося известным асом, полковником, одним из "непобедимых королей воздуха". Как шутили потом лётчики - "снял с него корону, вместе с головой". Сам Благовещенский, в этом бою, был легко ранен в левый бок.

За выдающиеся успехи в организации истребительного противодействия японским ВВС, правительством Китайской республики  ( в числе 3-х наших авиационных командиров )  А. С. Благовещенский был награждён высшим китайским орденом.

14 ноября 1938 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, майор Благовещенский Алексей Сергеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

С октября 1938 года был лётчиком - испытателем отдела сухопутных самолётов НИИ ВВС РККА. В январе - апреле 1939 года, став уже полковником, учился на КУВНАС при Академии Генерального штаба, по окончании которых назначен командиром 54-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.

В этой должности участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов, в ходе которой совершил 39 боевых вылетов. Командуя 54-й ИАБ, так организовал её работу, что она была отмечена в приказе Наркома Обороны в числе лучших. На КП своего аэродрома организовал испытания первых наземных радиолокационных комплексов наведения "Редут", на нескольких И-16 установил радиостанции и опробовал их в боевой обстановке.

И-16 тип 5 А.С.Благовещенского

Истребитель И-16 тип 5 Алексея Благовещенского, конец 1930-х годов.

С апреля 1940 года командир 60-й истребительной авиационной бригады, затем с августа того же года - командир 27-й авиационной дивизии Закавказского Военного округа. С января 1941 года заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта.

С начала Великой Отечественной войны А. С. Благовещенский в прежней должности. С октября 1942 года командир 2-го истребительного авиационного корпуса резерва ВГК. Корпус под командованием А. С. Благовещенского сражался на Калининском, Волховском, Западном, Степном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. А. С. Благовещенский умело руководил действиями корпуса в Великолукской наступательной операции, при прорыве блокады Ленинграда ( операция "Искра" ), в Ржевско - Вяземской, Орловской и Городокской наступательных операциях. В 1943 году А. С. Благовещенскому присвоено воинское звание "Генерал - лейтенант авиации".

С июня 1944 года корпус в составе 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта принимал участие в освобождении Белоруссии и Литвы. В боевой характеристике А. С. Благовещенского за этот период отмечалось, что 2-й истребительный авиационный корпус особенно отличился при прорыве долговременной глубоко эшелонированной обороны противника на подступах к городам Орша и Витебск, в боях за освобождение городов Минск, Молодечно, Вильнюс и Каунас, при обеспечении форсирования войсками фронта реки Неман. Только в июне - августе 1944 года корпус под командованием А. С. Благовещенского совершил 4905 боевых самолёто - вылетов с налётом 4485 часов, провёл 218 воздушных боев, сбил 308 самолётов противника, уничтожил большое количество боевой техники противника на земле. За участие в освобождении города Орша корпусу было присвоено почётное наименование "Оршанский".

С сентября 1944 года корпус в составе 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта принимал участие в Висло - Одерской наступательной операции, обеспечив ввод в сражение 4-й танковой армии.

Всего за годы войны А. С. Благовещенский лично совершил 48 боевых вылетов. Этот невысокого роста, плотный и энергичный генерал пользовался у лётчиков большим авторитетом. Командуя крупным соединением он продолжал много летать, всегда первым из лётчиков корпуса осваивал новые типы самолётов, часто вылетал на боевые задания и мастерски провёл несколько воздушных боёв. В обращении с людьми он был прост, высокую требовательность к подчинённым умел сочетать с отеческой заботой об их нуждах и запросах.

А.С.Благовещенский

9 февраля 1945 года при осмотре нового аэродрома в Любене   ( территория Германии )  машина с Благовещенским наскочила на мину и он был тяжело ранен. На санитарном самолёте, в сопровождении истребителей прикрытия, его отправили во фронтовой госпиталь. Весь личный состав корпуса сожалел о случившимся: Благовещенский принадлежал к числу таких командиров, которых подчинённые не только уважают, но и любят искренней сыновьей любовью. На фронт Алексей Сергеевич уже не вернулся  ( до сентября 1945 года находился на излечении ).

Согласно некоторым источникам, общим итогом его боевой деятельности стали 12 самолётов противника сбитых лично и 25 в группе с товарищами.

После войны с сентября 1945 года А. С. Благовещенский был начальником Высшей офицерской школы воздушного боя ВВС Московского военного округа, с июля 1947 года - помощник командующего по строевой части 7-й Воздушной армией Бакинского Военного округа, с июня 1949 года - начальник Управления испытания самолётов Государственного Краснознамённого НИИ ВВС Советской Армии, с марта 1953 года - начальник этого НИИ и, одновременно, старший лётчик - испытатель   ( всего освоил 99 типов машин ). В 1956 году на международном салоне в Англии после короткой консультации поднял в воздух учебно - тренировочный истребитель "Хантер" и показал высший класс пилотажа !

С апреля 1960 года генерал - лейтенант авиации А. С. Благовещенский - в запасе. Работал на руководящих должностях в лётно - испытательных учреждениях Министерства авиационной промышленности. Умер 25 мая 1994 года в Москве.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени  ( трижды ), Суворова 2-й cтепени, Кутузова 2-й cтепени, Богдана Хмельницкого 2-й cтепени, Отечественной войны 1-й степени   ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями, а также иностранными орденами. Его фамилия помещена на мемориале в Курске и в музее Бреста.

*     *     *

ВО СЛАВУ РОДИНЫ.

Генерал - лейтенант Алексей Сергеевич Благовещенский был боевым героем Отечество из первой сотни Героев Советского Союза. Среди громких имен в авиации его имя по долгу службы не афишировалось. Он был скромен и на просьбы рассказать подробно о пройденном пути в авиации говорил: "Об этом напишут другие".

Благовещенский Алексей Сергеевич

Алексей Сергеевич Благовещенский родился 18 октября 1909 года в семье железнодорожного машиниста из Брест - Литовска. Впервые Алёша увидел самолёт в 5-летнем возрасте: отец повёз его на окраину города, где стояло крылатое чудовище. Неожиданно оно затрещало, и пыль с песком ударила ребёнку в глаза, а через минуту, встряхнув головой, он увидел только маленькую точку в небе. Это поразило его до глубины души. Второй раз он был потрясён захватывающими рассказами о полётах военных лётчиков на авиационном празднике в Курске, где Алексей учился в промышленно - экономическом техникуме. После этого решил окончательно: "Буду только лётчиком !"

Путёвку в армию тогда давала комсомольская ячейка, и по окончании техникума ребята не могли не поддержать своего лидера по учёбе, футболу и гимнастике. Но чтобы попасть в военно - теоретическую школу ВВС Ленинграда, ему пришлось пройти конкурс 10 к 1 при таком строгом отборе, который Алексей Сергеевич помнил всю жизнь, тем более, что взял грех на душу - на 2 месяца увеличил себе возраст. И вот теперь он уже имел возможность потрогать каждую деталь самолёта, изучать органы управления, рулить и выполнять пробежки.

Отличника через год направили в Борисоглебскую 2-ю военную школу лётчиков - "Орлиный стан", как её называли впоследствии, вырастившую таких питомцев, как В. П. Чкалов, П. М. Пумпур, Е. С. Птухин первого выпуска и сотоварищей Благовещенского - Н. П. Каманина, В. К. Коккинаки, И. П. Мазурука и многих других.

Из полутора лет упорного освоения мастерства полёта самым знаменательным для Алексея стал день рождения 18 октября, совпавший с первым самостоятельным вылетом.

В ноябре 1929 года после юбилейного 25-го выпуска школы младший лётчик Алексей Благовещенский прибыл в 15-ю Брянскую истребительную авиабригаду Белорусского военного округа, где 4 года работы в составе звена, эскадрильи и групп более 100 самолётов, сделали из него лётчика, в совершенстве знавшего истребители, поражавшего всех железной выдержкой в воздухе и точным расчётом при маневре.

Лётная группа Благовещенского

На соревнованиях округа его звено вызывало восторг командования филигранной точностью дистанций и интервалов, оригинальностью полёта на самолётах, связанных между собой одним шнуром, и это при отсутствии тогда радиосвязи.

В Бригаду приезжал герой - испытатель Валерий Чкалов с персональным заданием проверить технику его пилотирования. Причиной приезда, по предположению Алексея Сергеевича, могли послужить 2 случая из его лётной практики: первый произошёл на Центральном аэродроме в Москве, когда при взлёте у него вдруг вспыхнул мотор. В труднейших условиях Алексей спас машину. Второй случай связан с гибелью на глазах начальника ВВС лётчика Григорьева, не сумевшего на малой высоте уйти к верхней точке петли. Взлетев вслед за Григорьевым, Алексей стал уверенно закручивать каскады на той же высоте.

После полёта с Чкаловым молодой командир звена укрепил свою веру в возможности новых истребителей по набору высоты в процессе боевого разворота и выхода из-под удара.

Последующие 4 года, пока его отряд в составе авиаэскадрильи Тихоокеанского флота создавал воздушный заслон в Приморье от японских милитаристов, капитан Благовещенский не оставлял мечты стать испытателем. Награждённый за образцовую службу орденом Красной Звезды в сентябре 1937 года, он добивается направления в НИИ ВВС РККА в качестве лётчика - испытателя отдела сухопутных самолётов. Но, проработав испытателем всего 2 месяца, он вскоре вместе с группой лётчиков отправился в боевую командировку на восток Китая.

Секретная операция "ЗЕТ" предполагала не только поставки лучшего вооружения китайскому народу для сопротивления японскому агрессору, развязавшему "молниеносную" войну в июле 1937 года. Уже на следующий день после прибытия в Нанчан новый командир советской истребительной авиации А. С. Благовещенский возглавил свой первый бой, и успех в нём воодушевил лётчиков, которые до этого несли большие потери от японцев, превосходивших их по численности в 5 - 7 раз.

С начальником, который виртуозно владел техникой, показывая личный пример храбрости, лётчики воевали уверенней. Его принципы боя: один за всех и все за одного; одиночка - мишень для противника; командир тот, кто атакует, помогай ему; высота - преимущество перед противником, вскоре почувствовали на себе японские самураи неба.

За короткий срок, сумев создать ударную истребительную группу советских и китайских лётчиков  ( более 120 самолётов ), Благовещенский разгромил лучшие японские эскадрильи: "Четыре короля неба", "Кисарадзу", "Сасебо" и другие. Совершив 73 боевых вылета и приняв участие в 11 воздушных боях, он лично сбил 7 японских самолётов.

Алексей Сергеевич особенно запомнил битву 29 апреля 1938 года над Ханькоу в день рождения императора Японии, когда тайно поменяв аэродромы, его группа неожиданным ударом перерезала дорогу армаде бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Праздничный "подарок" - 21 сбитый самолёт - на 3 дня погрузил Японию в траур.

Когда руководство Китая колебалось, чьи современные самолёты - истребители покупать - западные или советские, Благовещенским был предложен простой выход: организовать соревнования с лётчиками, летавшими на западной технике. При этом дать возможность взаимно изучить чужие самолёты и получить отзывы о нашей технике со стороны. Полетав на британском истребителе - биплане "Гладиатор", он доказал слабость регулировки его крыльев и предложил в присутствии комиссии лётчику, летавшему на "Гладиаторе", полетать на нашем И-16, но тот, по непонятным причинам, отказался.

Когда прибыла покровительница китайской авиации мадам Чан Кай-ши, начался демонстрационный пилотаж. Лётчик на "Гладиаторе" искусно показал своё умение и качество самолёта держаться на больших углах атаки. За ним наш лётчик Рахов блестяще выполнил каскад фигур на истребителе И-15.

Настала очередь Благовещенского вылететь на И-16. На максимальной скорости бреющего полёта он поставил вертикальную свечу до полной потери скорости, подвёл плавно самолёт к земле и в вертикальной плоскости исполнил ряд фигур при высокой скорости. Всего в 30 метрах от земли заложил двойной вираж с перегрузкой, при которой на крыльях возникли блестящие белые струи. Затем резко погасил скорость и эффектно "притёр" самолёт на 3 точки к земле, остановив его как, послушного коня, у самой кромки поля, где сидела мадам Чан Кай-ши. Встав с места, она восхищённо зааплодировала. На следующий день многие газеты Китая вышли с сообщением: "Русские победили с огромным счётом !   Их перевес над западной техникой неодолим !.."   Этим восхищением судьба кредитов и крупных поставок была решена в пользу советской техники. "Гладиаторы" были приобретены китайцами в небольших количествах. Всего китайским правительством в дальнейшем было приобретено 287 И-15бис и 197 И-16. Британских "Гладиаторов" Мк.I было поставлено в Китай всего 36 штук.

После последнего боя с японцами 3 августа 1938 года в самолёте Благовещенского насчитали 30 пробоин, 11 пуль сплющились о бронеспинку его И-16. Пробитый мотор остановился. Лётчик спланировал, но так как шасси не выпустилось, он посадил истребитель на "брюхо".

Через несколько дней поступил приказ о возвращении в Москву. Домой А. С. Благовещенский приехал с высшим китайским боевым орденом, а вскоре, 14 ноября 1938 года, получил звание Героя Советского Союза и "Золотую Звезду" за № 099.

После Возвращения из Китая Алексей продолжает работать лётчиком - испытателем, заканчивает курсы усовершенствования командного состава ВВС при Академии Генерального штаба. В 1939 - 1940 годах участвует в Советско - Финляндской войне, командует 54-й истребительной авиабригадой, которая защищала Ленинград.

Весть о нападении немецких войск на Советский Союз застала А. С. Благовещенского на Дальнем Востоке, где он был заместителем Командующего ВВС Дальневосточного фронта. В первые дни войны подал рапорт о переводе в действующую армию, но только в октябре 1942 ему разрешили сформировать 2-й истребительный авиакорпус резерва Верховного Главного Командования, а в ноябре корпус уже получил боевое крещение при наступательных Велико - Лужской и Ржевской операциях.

Благовещенский Алексей Сергеевич

Затем последовали операции на главных направлениях удара: прорыв блокады Ленинграда на Волховском фронте, прикрытия в районе Воронежа в составе Степного фронта, в Курской битве, на Орловском и Брянском направлениях, Минско - Неманского наступления, Сандомирско - Одерского плацдарма с выходом на взятие Берлина.

В составе корпуса прошла свой боевой путь знаменитая эскадрилья "Монгольский Арат", в которой воевали 4 Героя Советского Союза.

Командование корпуса не мешало Благовещенскому всегда первым осваивать новые самолёты и переучивать лётный состав. Для перехвата самолётов противника он и командир 1-го авиакорпуса Белецкий начали использовать на своих командных пунктах наземные радиолокационные станции, которые вскоре стали неотъемлемым элементом КП всех корпусов. Благовещенский относился к тем командирам, которые сами вылетали на выполнение различных боевых задач. Сам он не разлучался со своей личной радиостанцией Р-399. В любое время суток его позывной "Сатурн-2" и приятный голос радистки Иры Угловой знали все лётчики, штабы и радисты корпуса.

Но перед самым штурмом Берлина трагедия случилась не в воздухе, а на земле. При подготовке аэродрома Алексей Сергеевич и его сопровождающие подорвались на мине и были тяжело ранены. Несмотря на замену командира, корпус продолжал "благовещенскую" традицию при штурме Берлина. К знамёнам, водружённым над Рейхстагом, 1 мая в 12 часов 25 минут лучшие лётчики из Гвардейских полков корпуса опустили 2 алых полотнища с надписями "Победа".

К этому победному полёту следует добавить 23 585 боевых вылетов, 1100 воздушных боёв, 1308 уничтоженных самолётов противника. Воюя в составе корпуса, 30 лётчиков получили звание Героя, а успехи корпуса 19 раз отмечались приказами Верховного Главнокомандования.

Необыкновенная воля Благовещенского, его закалённый спортом организм опровергли мрачные заключения врачей. Уже в сентябре 1945 года командир 2-го авиакорпуса получил новое назначение на должность начальника Высшей офицерской школы Воздушного боя в город Люберцы, где за 2 года помог подготовить более 300 пилотов без единого ЧП.

После перевода школы в Таганрог, служил помощником командующего 7-й Воздушной армии, на которую возлагалась задача охраны южных рубежей государства, руководил оказанием воздушной помощи жителям Ашхабада, пострадавшим во время катастрофического землетрясения 5 октября 1948 года.

Строевая служба, выгодная с точки зрения карьеры военного, Благовещенского не удовлетворяла, и он вновь добивается перевода в научно - испытательный институт в подмосковном Чкаловске, знакомый ему ещё с 1937 года. В марте 1952 года он становится во главе организации. Рекордсмен мира, военный штурман - испытатель В. К. Муравьев так описал приход нового начальника:

"Энергично внедрялась новая реактивная техника, а в ГК НИИ ВВС проводились активные испытания вертолётов, военно - транспортных самолётов, амфибий, скоростных боевых машин и многое другое. Началась атака на звуковой барьер, и генерал - лейтенант Благовещенский стал её непосредственным участником".

Многим запомнились эпизоды испытания мобильной стартовой установки новых истребителей МиГ-19  ( СМ-30 ). Одним из немногих, кому довелось совершать "нулевой" старт, был Алексей Сергеевич.

За освоение уникальных методов испытаний самолетов в 1957 году впервые в институте звание Героя Советского Союза сразу было присвоено 18 лётчикам.

Около 10 испытательных полётов нового лайнера Ту-104 под руководством Алексея Сергеевича помогли в 1955 году успешно пройти государственные испытания и вывести машину на международные трассы. Когда на следующий год в Лондон прибыла делегация наших авиаторов, то популярность Алексея Сергеевича объяснялась тем, что Ту-104 в Англии имел колоссальный успех, а он был представлен как организатор - испытатель подготовительных работ первого перелёта Москва - Лондон.

Тогда же и произошёл сенсационный случай, мало известный у нас, но широко освещённый зарубежной прессой по поводу полёта "русского шпиона" на английском секретном самолёте.

На авиационном салоне в Фарнборо показали полёт нового опытного двухместного учебно - тренировочного истребителя "Хантер" - модификации серийного одноместного истребителя фирмы "Хоукер". На тот период у англичан эта машина имелась в единственном опытном экземпляре. Англичане поинтересовались мнением Алексея Сергеевича о самолёте. "О машине судят после полёта" - многозначительно ответил тот. Тогда известному генералу - испытателю пообещали устроить такой полёт на опытном самолёте, но "позабыли"...

Благовещенский, как гость английской королевы, напомнил высоким чиновникам об обещании. Ради сохранения английского достоинства полёт был разрешён: на полчаса, в которые входило и время ознакомления с самолётом. Газета "Дэйли экспресс" потом сообщала: "Странная сцена - генерал сбросил пиджак, заправил брюки в ботинки и залез в кабину. Главный лётчик - испытатель Билл Бетфорд в течение пяти минут через переводчика объяснял назначение приборов..."   После полёта маршал авиации Честер подарил Алексею Сергеевичу высотный шлем с надписью: "Поразившему нас красному асу Благовещенскому". А Бетфорд назвал его лучшим пилотом мира.

Военную службу А. С. Благовещенский закончил в 1960 году, выполнив 3554 полёта и налетав 2978 часов 40 минут, и тут же получил приглашение А. Н. Туполева на работу по испытаниям новых самолётов.

С Туполевым Алексей Сергеевич был знаком с 1950 года. На большинстве послевоенных туполевских самолётах, поступавших на испытания или имевшихся в ГК НИИ ВВС, он летал, подписывал, как начальник ГК НИИ ВВС акты и рекомендации по ним. Когда его рекомендации нарушали сроки, установленные правительством, в институт приезжал сам А. Н. Туполев, чтобы "задавить" своим авторитетом подчинённых А. С. Благовещенского, на что Алексей Сергеевич отвечал: "Вы создаете технику, а мы ищем её слабые стороны - каждому своё". Андрей Николаевич смеялся и говорил: "А кормить меня ты будешь ?"

Как и Туполев, Благовещенский всю жизнь вёл творческий поиск, был готов к новым идеям и задачам, и, чествуя в 1969 году уже своего помощника - "молодого юбиляра" - Туполев трогательно сказал: "Вы стали самым родным, самым лучшим сотрудником всего нашего коллектива". Проходили 1960-е, 1970-е, 1980-е годы: путёвку в жизнь получали красавцы Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а вместе с ними время отбирало жизнь у их создателей. Интересное совпадение: через руки лётчика - испытателя, Героя Советского Союза за номером "99" прошло 99 самолётов разных типов и назначений. Но главное, что отличало А. С. Благовещенского, - это внимание к людям и стремление оказать им реальную помощь, было ли это на фронте, или в различных конструкторских бюро, комиссиях, советах по общественно - партийной работе...

В. Г. Носов, О. Г. Носов.

( Из материалов журнала "Авиация и Космонавтика".  2009 год, № 10. )



Дополнительная информация о А. С. Благовещенском.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz