Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Грисенко Александр Иванович

Грисенко Александр Иванович

Родился в 1904 году в городе Ростов-на-Дону, в семье рабочего. С 1920 года в рядах Красной Армии, с 1934 года Александр Грисенко служил в авиации.

С января по август 1938 года принимал участие в боях с японскими захватчиками в Китае. Летал на И-15бис  ( боевой налёт - 95 часов ). В воздушных боях лично сбил 4 вражеских самолёта  ( 2 истребителя И-97 и 2 бомбардировщика Б-97 ).

С 1941 года по 8 августа 1942 года полковник А. И. Грисенко был командиром 2-го истребительного авиационного полка.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. В конце 1941 года полк сражался на Брянском фронте, затем защищал небо Сталинграда. 8 августа 1942 года был сбит и получил тяжёлое ранение в ногу, её пришлось отрезать чуть ниже колена. После продолжительного лечения  ( с 14 августа 1942 года по 29 мая 1943 года ), вернулся на фронт.

С 26 декабря 1943 года по 23 октября 1944 года полковник А. И. Грисенко занимал должность командира 304-й истребительной авиационной дивизии   ( 23-я Гвардейская ИАД ), летал уже на "Аэрокобре".

По состоянию на 1 марта 1944 года произвёл 60 боевых вылетов с общим налётом 75 часов  ( 30 - на И-16, 10 - на ЛаГГ-3 и 35 - на Як-1 ). Проведя 27 воздушных боёв сбил лично 2 Ме-109 и 2 Ju-88.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Вот что пишет в своих вспоминаниях бывший техник звена, ныне подполковник запаса С. П. Ивлев, в сборнике "На земле, в небесах и на море":

"В августе 1942 года наш 521-й полк, понеся большие потери в боях за Ржев, был направлен под Саратов за получением новых самолётов. В этот период началось формирование трёхэскадрильных полков, так что большая часть нашей эскадрильи, особенно технического состава, была переведена во 2-й истребительный авиаполк, который сражался под Сталинградом. Хотя в это время мне и предлагали должность старшего техника авиаэскадрильи - с переходом в другой полк, - я попросил, чтобы меня оставили на прежней должности, но в составе моей родной эскадрильи. Так я остался техником авиазвена. Правда, полк этот был для меня уже 4-й по счёту, но с ним я прошёл до конца войны. Служил в эскадрилье, которой вначале командовал Я. Н. Сорокин, а затем А. П. Бритиков.

Боевую деятельность под Сталинградом 2-й истребительный вёл с нескольких аэродромов. Со второй половины августа бои развернулись на ближних подступах к городу и ожесточённые схватки не затихали ни днём ни ночью. В конце Августа противнику удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда. Тут наши лётчики проявили удивительное мужество, воинскую доблесть и мастерство. Приведу лишь несколько боевых эпизодов.

8 августа группу Як-1 в бой против целой армады фашистских бомбардировщиков повёл сам командир авиаполка полковник А. И. Грисенко. Лётчики вступили в ожесточённый, неравный бой. Фашисты били из всех пулемётов и пушек по нашим машинам, но воздушные бойцы не дрогнули. Экономя боеприпасы, наши лётчики короткими и прицельными очередями крушили врага.

Вот на одном из фашистских бомбардировщиков показался дымок - и он пошёл вниз, оставляя за собой длинный чёрный шлейф дыма. За ним загорелся второй, третий. Побросав где попало бомбы, фашисты начали удирать на свою территорию.

К сожалению, в этом бою полковник А. И. Грисенко был тяжело ранен. Он с большим трудом приземлил повреждённый самолет в прифронтовой полосе. Оказалось, что вражеский снаряд попал прямо в кабину истребителя и осколком снаряда лётчику раздробило левую ногу. Командира тут же доставили в медсанбат, затем в госпиталь, где ногу ампутировали.

Забегая вперёд, скажу, что врачи выдали лётчику справку о том, что к лётной службе он не пригоден. Но Александр Иванович Грисенко не мог мириться с тем, что ему не придется больше ходить в атаки на боевом истребителе. Он добился приёма у командующего ВВС, который разрешил ему вернуться в боевой строй, на фронт. Вскоре А. И. Грисенко с ампутированной ногой сел в кабину самолёта. Пришлось освоить новый истребитель - "Аэрокобру",- и до конца войны лётчик храбро сражался на нём с фашистами, командуя авиасоединением".

А вот как вспоминает о своей встрече с А. И. Грисенко фронтовой корреспондент И. Я. Бражнин, в книге "В Великой Отечественной...":

"Вот приехал на разбор лётного дня в полк Подполковника Сергея Ивановича Тимофеева комдив. Полковник Александр Грисенко невелик ростом, подвижен, несмотря на то, что вместо одной ноги у него протез. Глаза острые, внимательные. Приглядывается, прислушивается. Лётчик Фанин докладывает о бое, который вёл сегодня. Против его группы было 4 "Мессершмитта". Потом вдруг оказалось, что их только три. Стал оглядываться, куда девался четвёртый ?   А немец уже ему в хвост заходит. Хорошо, вовремя схватился.

Комдив слушал и чему - то усмехался. А после разбора вышел вперед и похлопал по вытянутому перед собой протезу:

- Вот оно, нечётное число. Было 8 "Мессеров". Потом стало 7. Один внезапно исчез. Я не заметил. И нет ноги... Ищите чётное число врагов. Нечётного быть не может. Видите три - ищите четвёртого. Видите семь - ищите восьмого...

Слушая полковника Грисенко, я оглядел сидевших на скамейках лётчиков. Они слушали его с напряжённым вниманием. Я перевёл взгляд на сухонькую крепкую фигурку комдива. Вот оно - ещё одно, и немаловажное, звено взаимосвязи и взаимовыучки в школе боевого мастерства, в которой я, наблюдая её, жил последнюю неделю. Вот eщё один из учителей в ней, и, как видно, учитель многоопытный, умелый, находчивый. Сделав собственный протез наглядным учебным пособием, он, думается, навсегда внедрил в сознание своих лётчиков важный закон чётности. Они могут, пожалуй, забыть любое другое поучение касательно этого предмета, но никогда не забудут сухого треска протеза под маленькой крепкой ладонью полковника.

Александр Грисенко - человек трудной судьбы, человек, поражающий своей неукротимой настойчивостью и волей. На войну он пришёл уже опытным и бывалым истребителем, воевавшим в качестве добровольца в Китае против японских захватчиков. Там он и открыл свой боевой счёт. К началу Великой Отечественной Грисенко командовал истребительным полком. Летом 1941 года полк стоял в лагерях под Киевом.

Июнь уже был тревожным. Война надвигалась, и такой опытный боевой командир, как Грисенко, не мог не видеть, не понимать этого. Видеть и понимать - для Грисенко значило обязательно и действовать. И за несколько дней до начала войны он приказал оружейникам зарядить стоящие на самолётах пулемёты боевыми патронами.

По тем временам это был риск, и немалый. Если бы начальство узнало о столь самостоятельных действиях молодого командира полка, его бы, по всей видимости, предали военному суду. Но, к счастью для Грисенко и многих киевлян, начальство об этом приказе не узнало. А на рассвете 22 июня, когда налетели на Киев немецкие бомбардировщики, с полевого аэродрома мгновенно поднялись в полной боевой готовности истребители Грисенко.

Больше года прошло в непрерывных и отчаянных схватках с противником. Коричневые тучи уже надвигались на Волгу. Сталинградское небо было очень трудным для наших лётчиков. Немцы имели здесь огромное превосходство в воздухе. Истребители Грисенко, переброшенные к Сталинграду, делали по 4 - 5 и больше вылетов в день. Полковой командир водил своих лётчиков сам в бой, и в один злой день Грисенко был сбит и лишился ноги.

Для всякого другого это, вероятно, был бы конец. Летать без ноги невозможно. Может быть, это и так, но только не для Грисенко. Он таких "невозможно" не признавал. Он научился летать с протезом, он настоял на возвращении его в строй. Он снова был в воздухе. Снова командовал истребительным полком, а потом и дивизией.

И вот он передо мной возле КП Тимофеевского полка - этот неукротимый комдив, настоящий человек, настоящий лётчик, настоящий боец".

*     *     *

Фотографию А. И. Грисенко, взятую из школьного музея   ( ныне лицей № 33 города Ростов - на - Дону, выпускником которого он был )  и некоторую дополнительную информацию, прислала Наталья Ровчак:

"Александр Иванович Грисенко учился в этой школе в 1920-е годы. Член партии большевиков с 15 лет, участник революционного подполья в царское время, он стоял у истоков "кинокомсомола". Кинокомсомол в Ростове - это группа молодёжи, занимавшаяся созданием кинофильмов, как хроникальных, так и художественных. Там занималась и группа учеников этой школы. А. Грисенко выступал и в роли артиста и в роли режиссёра. Можно предположить, что он стал бы работником киноискусства. Но в начале 1930-х годов страна бросила клич: "Молодёжь, на самолёты !". И Грисенко становится первоклассным лётчиком. Он был послан воевать в Китай  ( в то время - тайная миссия ). Оттуда вернулся с наградой - орденом Красного Знамени, полученным за боевые заслуги.

Вскоре началась Великая Отечественная война и Александр Иванович снова на фронте. Он участвовал в тяжелейших воздушных боях. В одном из них его самолёт был подбит, а сам он ранен, в результате чего потерял ногу. После выздоровления он с величайшим упорством добился возвращения на самолёт. Ещё долго и успешно воевал в воздухе до окончания войны. После войны преподавал в лётном училище.

В школьном музее есть снимки самолёта, на котором летал Грисенко. Сейчас на него страшно было бы сесть, до того он мал, несовременен, по сравнению с теперешними. Какое надо было иметь мужество, чтобы воевать на таких самолётах, и какое мастерство, чтобы одерживать победы. Как надо было любить Родину, чтобы настоять на возвращении в этот ад, вместо спокойной жизни на земле !.."

*     *     *

Жизни и боевой деятельности А. И. Грисенко посвящена документальная повесть "За облаками - солнце !"  ( авторы - Виталий Татаренко и Вячеслав Бондаренко. Ростовское книжное издательство 1973 год ).

Некоторые материалы, опубликованные в ней, любезно предоставил Горелов Игорь Алексеевич.

Документы А.И.Грисенко. Документы А.И.Грисенко.

Документы А.И.Грисенко. Документы А.И.Грисенко.

Интересно отметить следующий факт. В письме домой от 20 июля 1944 года, Грисенко упоминал, что на днях собирается побывать в гостях в своём старом 2-м ИАП  ( 85-й Гвардейский ИАП ). Далее в книге описан бой капитана Тимофея Лобок, как неожиданно появилась пара "Аэрокобр" и сбила Ме-109. Лобок запомнил бортовой номер одной из "Аэрокобр". Когда он приземлился на своём аэродроме, то увидел эти "Кобры", стоящие там. На вопрос: "Что за гости ?", получил ответ, что прилетел бывший командир полка полковник А. И. Грисенко. Случилось это, судя по всему, летом 1944 года. Так что боевой налёт Грисенко в Великой Отечественной войне, возможно, может быть и больше  ( чем указано в лётной книжке, по состоянию на 1.03.1944 года ), а сбитых самолётов не 4, а возвожно и 5...

*     *     *

ТРИ ВОЙНЫ "РОСТОВСКОГО МАРЕСЬЕВА".

Во время Великой Отечественной войны лётчик - истребитель полковник Александр Грисенко повторил подвиг Алексея Маресьева, ставшего широко известным благодаря "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого. Подвиг же Александра Грисенко менее известен, и я давно считал своим долгом хотя бы кратко напомнить об основных моментах его далеко не ординарной жизни.

В 1951 году А. И. Грисенко получил квартиру в нашем доме № 96   ( теперь № 82 )  по улице Максима Горького, и мне довелось 15 лет прожить рядом сэтим мужественным человеком. Дом был элитным и часто назывался "профессорским", так как в нём тогда проживали многие профессоры Ростовского госуниверситета и мединститута. Однако, Александр Иванович не затерялся, а органично "вписался" в коллектив жильцов. До сих пор хорошо помню доброжелательный взгляд его умных глаз, слегка подпрыгивающую походку и чисто "грисенковскую" улыбку. Нас, мальчишек 1950-х годов, всегда поражали его военная выправка и закалка: даже в сильные морозы он обычно ходил без головного убора в лёгком пальто или даже плаще.

Александр Иванович никогда не бравировал своими боевыми заслугами. Естественно, в доме знали об отдельных моментах его биографии, однако многое о фронтовых подвигах нашего отважного земляка стало известно только после его смерти...

В 1966 году наша семья переехала на другую квартиру, а в 1969 году Александра Ивановича не стало. В память о Грисенко одна из улиц в Первомайском районе названа его именем, а на нашем доме установлена мемориальная доска: "В этом доме с 1951 по 1969 год жил один из первых комсомольцев Ростова, Гвардии полковник авиации, отважный лётчик А. И. Грисенко".

Проведённая в начале июня 1941 года внеплановая проверка установила, что все самолёты 2-го истребительного авиаполка полковника А. И. Грисенко без приказа вышестоящего командования вооружены полным боекомплектом. Началось расследование, и Грисенко за самовольное приведение своего полка в полную боевую готовность грозило суровое  ( вплоть до военного трибунала )  взыскание. Однако наказать полковника не успели: началась Великая Отечественная война. На рассвете 22 июня 1941 года немецкая авиация внезапно атаковала наши аэродромы и уничтожила прямо на земле сотни не успевших взлететь советских самолётов. В отличие от многих других подразделений, лётчики полковника Грисенко не дали застать себя врасплох, сами атаковали немецкие бомбардировщики и за весь первый день войны не имели боевых потерь от налётов вражеской авиации. Так для полковника Грисенко началась уже третья по счёту война...

Родился Александр Грисенко в 1904 году в нашем городе. Шестнадцатилетним юношей вступил в комсомол и добровольцем ушёл в Красную Армию. Воевал в Крыму и на Украине. После окончания Гражданской войны вернулся в Ростов. Обладая недюжинными организаторскими способностями и врожденным актерским талантом, вместе с Моней Большинцовым создал в Ростове комсомольский общественный театр, а затем и первую в России комсомольскую киностудию "Кинокомсомол". На этой киностудии М. В. Большинцов снял свой первый полнометражный художественный фильм "Приказ №:" о подвигах молодых ростовских подпольщиков. Главного героя в этом фильме сыграл Александр Грисенко. Фильм с успехом прошел по всей стране, а М. В. Большинцов  ( 1902 - 1954 гг. )  впоследствии стал известным советским кинодраматургом и режиссером, лауреатом Сталинской премии 1941 года.

Наступил 1932 год. К этому времени Александр уже переехал в Ленинград к Большинцову и приступил к работе помощником режиссера на "Ленфильме". К сожалению, кинематографическому таланту Грисенко не суждено было раскрыться до конца: его призывают в кадровую армию. Здесь он снова круто меняет свою жизнь. Стране не хватает лётчиков, и в 29-летнем возрасте он поступает в лётное училище, становится лётчиком - истребителем.

В 1938 году для Александра Грисенко началась вторая война: он едет лётчиком - добровольцем в Китай сражаться против японских захватчиков. В Китае доброволец Грисенко участвует в десятках воздушных боев и лично сбивает 4 японских самолёта. Боевые успехи "китайского добровольца" Грисенко и его товарищей подробно описаны в книге известного журналиста, а затем и политического обозревателя Юрия Жукова "Крылья Китая. Записки военного лётчика". Эта книга вышла в свет в 1940 году и была написана Жуковым на основе воспоминаний Грисенко, которому для сохранения секретности был присвоен псевдоним вымышленного китайского лётчика, некоего капитана Ван Си. За образцовое выполнение задания Родины в небе Китая А. И. Грисенко был награждён орденом боевого Красного Знамени и в чине полковника направлен командиром полка в Особый Киевский военный округ...

Третья война для А. И. Грисенко началась на рассвете 22 июня 1941 года. Полк под его командованием выдержал первые, самые страшные удары немецких войск, остался боеспособным и мужественно сражался в начальный, самый тяжёлый для нашей страны период войны. Почти за год непрерывных боёв, с 22 июня 1941 года по 8 августа 1942 года, полк под руководством Грисенко сбил в воздушных боях более 100 самолётов, уничтожил до 10 тысяч солдат и офицеров противника. Успешно организуя боевую работу полка, Грисенко и сам лично сбил 2 Ме-109 и 2 Ju-88.

Летом 1942 года развернулись тяжёлые кровопролитные бои на подступах к Сталинграду. Противник бросил в бой свои лучшие силы. Под Сталинград были направлены новейшие образцы немецких самолётов под управлением лучших асов воздушного флота "Рихтгофен". 8 августа 1942 года в бою с несколькими немецкими самолётами самолёт Грисенко был сбит, а сам он получил тяжёлые ранения и потерял левую ногу. Более полугода Грисенко провёл в Свердловском госпитале, где перенёс несколько сложных операций. Он научился ходить на протезе и, несмотря на инвалидность, добился в виде исключения возвращения в действующую армию.

Истребительная авиадивизия, которой теперь командовал А. И. Грисенко, вместе с дивизией А. И. Покрышкина входила в Гвардейский авиакорпус генерал - лейтенанта А. В. Утина, участвовавший в основных сражениях на направлениях главных ударов наших войск. Дивизия Грисенко и её командир воевали отлично. Вот как оценивает в своих мемуарах боевые действия А. И. Грисенко весной 1944 года генерал - полковник авиации С. Н. Гречко:

"Боевой опыт у полковника Грисенко был немалый. Он был тяжело ранен, лишился ноги, но, продолжая летать, участвовал в воздушных боях и не раз выигрывал поединки в борьбе с "Мессерами". Истребительная дивизия полковника А. И. Грисенко действовала великолепно".

И это при том, что Грисенко с протезом вместо ноги воевал на американском истребителе "Аэрокобра", который, в отличие от наших истребителей, имел ножные тормоза и был очень строг в управлении при посадке !

А.И.Грисенко и А.В.Утин.

Войну Александр Иванович закончил в Вене, а затем несколько лет командовал Чугуевским высшим военным авиационным училищем лётчиков. В 1948 году судьба приготовила для Грисенко новое испытание... Во время сильного землетрясения в Средней Азии он попал под развалины, получил серьёзные травмы и был вынужден покинуть военную службу. Демобилизовавшись, Грисенко теперь уже окончательно вернулся в родной Ростов. Жаль, что такой отважный лётчик, воевавший с первого и до последнего дня войны, так и остался в чине полковника. Ведь на войне, если талантливый лётчик сразу не погибал, он быстро продвигался по службе. Например, снятый на фото начала войны вместе с полковником А. И. Грисенко подполковник А. В. Утин стал генерал - лейтенантом авиации, видным советским военачальником.

Очевидно, основной причиной этого были подозрительность и недоверие тогдашнего высшего руководства ко всем побывавшим за границей лётчикам - интернационалистам. Так, известный "испанский" и "китайский" доброволец, Герой Советского Союза, генерал - майор авиации Г. Н. Захаров  ( во время Отечественной войны в его дивизии сражался французский полк "Нормандия - Неман" )  тоже как начал, так и закончил войну в одном и том же звании. Видные же авиационные военачальники - интернационалисты Я. В. Смушкевич, П. В. Рычагов и многие другие вообще были расстреляны как враги народа...

Автор статьи Буйло Сергей Иванович.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz