Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Николаенко Евгений Маркович

Николаенко Евгений Маркович

Родился 17 сентября 1905 года в деревне Удога, ныне Чериковского района Могилёвской области, в семье крестьянина. Окончил начальную среднюю школу. С 1927 года в рядах Красной Армии. В 1928 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков. В 1930 году - 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного Флота в гороле Борисоглебске, в 1935 году - курсы усовершенствования командного состава при Военной Воздушной академии имени Жуковского.

В 1935 - 1941 годах служил в частях истребительной авиации. Был командиром звена, отряда, эскадрильи, начальником военной авиационной школы, командиром авиационной дивизии, заместителем командующего и командующим ВВС округа.

С 13 марта по 10 сентября 1938 года участвовал в национально - освободительной войне Китайского народа против японских милитаристов. Командовал эскадрильей, а затем истребительной группой. Выполнил более 35 боевых вылетов на И-16  ( имел 40 часов боевого налёта ), проведя 5 воздушных боёв, сбил 2 самолёта противника.

22 февраля 1939 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении специального правительственного задания, удостоен звания Героя Советского Союза.

По возвращении в Советский Союз, он был начальником авиашколы, командиром истребительной авиационной дивизии. С 1940 года генерал - майор авиации, Командующий ВВС Северо - Кавказского Военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года на Южном, Крымском, Западном, Юго - Западном, 3-м Белорусском фронтах. Командовал ВВС армии, ряда фронтов, был начальником авиашколы, курсов, заместителем командующего 1-й Воздушной армии. Участник боёв под Москвой, в Крыму и Восточной Пруссии.

После войны генерал - лейтенант авиации Е. М. Николаенко продолжил службу в ВВС. В 1952 году окончил Военную академию Генерального штаба. С декабря 1955 года - в отставке. Жил в Ленинграде. Умер 16 апреля 1961 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( трижды ), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     * Курсант авиационного училища. Фото 1929 г.

Евгений Николаенко родился 30 сентября 1905 года в деревне Удога Кричевского района в семье крестьянина. После окончания начальной школы с 1918 по 1924 год занимался в Чериковской средней школе. Он был одним из лучших учеников выдающегося педагога Модеста Николаевича Лепешинского. Модест Николаевич научил мальчика мечтать и любить науку. За школьной партой Евгений проявлял большие способности к физике и математике. В июне 1924 года Ннколаенко уехал в Ленинград продолжать учёбу. Юноша учился и одновременно работал грузчиком в порту, заработанные деньги делил с больным братом - студентом.

Была у него затаенная мечта - стать лётчиком. И эта мечта осуществилась: в декабре 1927 года он поступил в Военно - Теоретическую школу ВВС Красной Армии, которую окончил в декабре 1928 года. Затем он продолжал образование в Военной авиационной школе лётчиков.

Курсант сразу же обратил внимание преподователей своей пытливостью, стремлением глубже овладеть теорией и практикой лётного дела. И не случайно после окончания учёбы Николаенко оставили инструктором лётной подготовки. За 6 лет работы в школе  ( лётчиком - инструктором, командиром звена и отряда )  он подготовил много будущих военных лётчиков, обучил их мастерству высшего пилотажа. В тяжёлую для Родины годину его питомцы громили фашистских захватчиков на различных фронтах Великой Отечественной войны.

В июне 1937 года Евгений Макарович назначается командиром 118-й авиационной эскадрильи 92-й авиабригады.

Летом 1937 года правящие круги Японии развязали войну с народом Китая. Среди воинов - интернационалистов, отражающих эту агрессию, были и советские лётчики - добровольцы, в том числе воины ПВО Московского военного округа. Они воевали в составе одной из эскадрилий 34-го истребительного авиационного полка 57-й истребительной авиационной бригады. За смелые и мужественные действия почти весь личный состав эскадрильи удостоился правительственных наград, в том числе и её командир - капитан Е. М. Николаенко. Он зарекомендовал себя смелым и решительным командиром, проявил чудеса отваги и мужества в воздушных поединках. В ноябре 1938 года Е. М. Николаенко был награждён орденом Красного Знамени.

Позднее майор Е. М. Николаенко командовал истребительной авиагруппой. Проведя 5 воздушных боёв, лично сбил 2 самолёта противника   ( по другим источникам имел 3 победы, возможно - 2 личные и 1 групповую ).

Одним из наиболее крупных воздушных боёв, в котором принимал участие Евгений Маркович, произошёл 12 августа 1938 года над Уханем. Тогда 40 истребителей, ведомые Е. М. Николаенко, вступили в бой со 120 японскими самолётами. По нашим данным, советские добровольцы сбили тогда 16 японцев, потеряв 5 своих машин.

После возвращения из Китая майору Е. Н. Николаенко было присвоено воинское звание "Полковник". Он был назначен начальником авиашколы, а затем командиром истребительной авиадивизии.

22 февраля 1939 года за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство, полковнику Николаенко Евгению Марковичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда" ему была вручена медаль № 122. Высокую награду ему вручил в Кремле Михаил Иванович Калинин.

Затем он командовал 17-й авиационной дивизией Киевского особого военного округа. 4 июня 1940 года Е. М. Николаенко было присвоено воинское звание "Генерал - майор авиации". С 1940 года командовал ВВС Северо - Кавказского военного округа.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года. 24 июля, по приказу Народного Комиссариата Обороны, он убыл в город Тернополь и возглавил ВВС 5-й армии Юго - Западного фронта. Все усилия авиации 5-й армии направлялись командующим на уничтожение живой силы и техники наступающего противника, особенно на переправах и дорогах, идущих к фронту, и ведение разведки.

Николаенко Евгений Маркович

30 июля 1941 года на базе фронта резервных армий и Можайской линии обороны был образован Резервный фронт. На следующий день генерал - майор авиации Е. М. Николаенко назначается командующим ВВС Резервного фронта. Совместная работа с выдающимся советским полководцем Г. К. Жуковым, который в то время командовал фронтом, не прошла бесследно для Николаенко. Приобретённый здесь опыт чёткого взаимодействия наземных частей с воздушными помог ему в операциях по уничтожению противника в последующем ходе войны. Эту должность он занимал до 10 октября 1941 года, участвовал в проведении Ельнинской операции и Московской битве.

В конце 1941 года Николаенко был назначен командующим ВВС Крымского фронта. Вспоминает С. Н. Гречко:

"Все мы не без волнения ждали нового командующего ВВС фронта... За день до прилёта генерала комбриг Савельев предупредил меня:

- Готовьтесь к докладу командующему об обстановке на фронте. И чтобы всё было как подобает. Слышал, что Николаенко не любит незнаек.

Всю ночь я просидел за подготовкой доклада. Старался, чтобы доклад был полным, обстоятельным, чтобы имелись под рукой материалы по всем вопросам, которые могли за интересовать командующего...

В кабинет командующего я пришёл точно в назначенное время. Только переступил порог, как посыпались вопросы. Их задавал поднявшийся из - за стола широкоплечий, чуть выше среднего роста генерал с небольшим шрамом у правого глаза, вероятно результатом ранения. Голос твёрдый, с едва заметным белорусским акцентом. На кителе кроме "Золотой Звезды" Героя несколько боевых орденов.

Я попросил разрешения ответить на заданные командующим вопросы в ходе доклада. Он согласился, слегка прищурив глаза, сказал:

- Хотите танцевать от печки, боитесь сбиться. Ну что ж, докладывайте по "академической" схеме.

От краткого сообщения о наземной обстановке: я сразу же перешёл к анализу сил вражеской авиации. Командующий нетерпеливо прервал меня вопросом:

- Давайте короче. Где базируется немецкая авиация, какова её численность ?

Вопрос был не самый трудный. Ответил на него коротко. Самолёты врага располагались в основном на аэродромах в Сарабузе, Симферополе и Саках. По материалам фоторазведки, там базировалось до 70 бомбардировщиков и примерно 40 истребителей. Кроме того, противник использовал для нанесения ударов по нашим аэродромам и для срыва снабжения войск Крымского фронта через Керченский пролив авиацию, базирующуюся на аэродромах Мариуполя, Херсона и Кировограда. Там было до 30 бомбардировщиков типа "Юнкерс" и примерно 70 бомбардировщиков других типов.

- А чем богаты наши войска ? - снова задал вопрос Николаенко. Названная мною общая цифра - 581 самолёт - явно обрадовала командующего.

- Ведь это здорово ! - воскликнул он. - На нашей стороне двойное превосходство. Просто отлично.

Но когда я доложил, что новых типов самолётов фронт имеет всего лишь 164 единицы, в том числе 125 истребителей Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, 18 бомбардировщиков Пе-2 и 21 штурмовик Ил-2, а все остальные самолёты устаревшие, тихоходные, широкое лицо Евгения Марковича снова помрачнело, стало напряжённо - задумчивым. Не порадовал я его своим сообщением и о том, что базируются наши авиационные части на Керченском полуострове скученно, по 4 - 5 авиаполков на каждом аэродроме. Командующий заметил:

- Потому и глушат вас фашистские лётчики на аэродромах. - Воспользовавшись тем, что генерал взял у дежурного связиста трубку и некоторое время с кем - то разговаривал по телефону, я успел повесить на стену оперативную карту, на которой одни авиаполки были обозначены красными знаками, другие - коричневыми.

- Что это вы тут намудрили ? - рассматривая карту, спросил командующий. Я кратко пояснил, что коричневым цветом обозначены авиаполки армейской авиации, подчинённые генералам В. В. Нанейшвили  ( 51-я армия )  и Е. М. Белецкому  ( 44-я армия ), а красным - полки фронтовой авиации, находящиеся в подчинении командующего ВВС фронта.

- Ну и ну, - недовольно поморщился Николаенко. - Выходит, у каждого своя вотчина.

Обращаясь прежде всего к комиссару, Николаенко высказал недоумение, почему командование и штаб ВВС фронта терпят разобщённость в управлении авиацией. По его мнению, необходимо было как можно быстрее объединить силы ВВС фронта или по крайней мере за счёт фронтовой и армейской авиации создать две объединенные группы, бомбардировочные авиаполки полностью передать в распоряжение генерала В. В. Нанейшвили, а истребительные - под командование генерала Е. М. Белецкого. Растопыренные пальцы, как он выразился, пора сжать в авиационный кулак и бить этим кулаком по противнику, как сделали под Москвой с ведома и по приказанию командующего фронтом генерала армии Г. К. Жукова. Этого, по словам командующего ВВС фронта, требовало и Верховное Главнокомандование.

В это мгновение совсем недалеко грохнули один за другим несколько бомбовых взрывов. Из окон посыпались стекла, а с потолка штукатурка. Кабинет наполнился густой белой пылью.

- И часто так бывает ? - спросил меня генерал, стряхивая рукой пыль с кителя.

- Почти каждый день. Авиация противника наносит удары по морскому порту и огневым позициям артиллерии, размещённым у подножия горы Митридат. От бомбежёк достается и городу.

- Ладно, можете идти, - кивнул он мне. - Передайте комбригу Савельеву, пусть подумает, куда вывести штаб из Керчи.

Вскоре прибыл представитель Ставки армейский комиссар 1-го ранга Л. 3. Мехлис, имея специальное задание - помочь командованию фронта подготовить и провести операцию по освобождению Крыма.

С согласия Военного совета фронта нам удалось объединить истребительную авиацию в один мощный кулак в составе 12 авиаполков под общим командованием генерал - майора Е. М. Белецкого, а от создания объединённой бомбардировочной группы пришлось отказаться...

Присутствие на нашем фронте представителя Ставки Л. 3. Мехлиса сказалось на работе оперативного отдела штаба ВВС фронта прежде всего в том, что по его требованию мы 3 раза в сутки готовили справки - доклады о боевой деятельности авиации сторон, вновь и вновь дешифрировали производимые лётчиками через день фотоснимки 26-километровой 4-полосной обороны противника на направлении Ак - Монайского перешейка, монтировали их на огромные планшеты с обязательным условием, чтобы "красиво смотрелось". На всё это затрачивалось много времени, и потому его не хватало для обстоятельной и целеустремленной подготовки ВВС фронта к предстоящему наступлению...

Новое наступление началось 13 марта 1942 года. Оно тоже не было в достаточной мере подготовлено.... С передового КП то и дело по телефону поступали распоряжения от генерал - майора Е. М. Николаенко: бомбардировщикам точнее наносить удары по опорному пункту врага Кой - Асан, пусть, мол, учатся действовать над полем боя и не лезут в оперативную глубину; штурмовикам теснее взаимодействовать с наземными войсками; истребителям смелее вести борьбу с вражескими "Мессерами". Требования в общем - то правильные, но осуществлялись они порой без учёта реальных возможностей, в результате чего наша авиация несла большие потери".

Весной 1942 года войска Крымского фронта трижды пытались прорвать вражескую оборону и деблокировать осаждённый Севастополь, но успеха не достигли, и перешли к обороне.

8 мая 1942 года началось контрнаступление немецких войск. Советские войска имели более чем двукратный перевес над противником, но из - за ошибок руководства Крымского фронта потерпели жестокое поражение. Немцы нанесли отвлекающий удар вдоль Чёрного моря, а затем главным ударом одной танковой дивизии под выступающие позиции 44-й армии прорвали её оборону и прошли вдоль фронта до Азовского моря.

Сталин направил Мехлису телеграмму: "Вы держитесь странной позиции стороннего наблюдателя, не отвечающего за дела Крымфронта. Вы вместе с командующим отвечаете за то, что левый фланг фронта оказался из рук вон слабым. Вы ещё не поняли, что посланы на Крымфронт не в качестве Госконтроля, а как ответственный представитель Ставки. Дела у вас в Крыму несложные, и вы могли бы сами справиться с ними. Если бы вы использовали штурмовую авиацию не на побочные дела, а против танков и живой силы противника, противник не прорвал бы фронта и танки не прошли бы".

В течение 10 дней Крымский фронт перестал существовать. Советские войска с тяжёлыми потерями оставили Керченский полуостров. Судьба Севастополя также была решена и через полтора месяца ожесточённых боев он пал. Вспоминает С. Н. Гречко:

Николаенко Евгений Маркович

"Вскоре Л. 3. Мехлис был отозван из войск как один из прямых виновников неудачи Керченской операции, снят с поста заместителя Наркома обороны и начальника Главного политического управления Красной Армии, понижен в воинском звании до корпусного комиссара. Были также сняты с занимаемых постов и понижены и звании другие военачальники.

Вторая половина мая 1942 года. Наш штаб только что перебазировался в станицу Крымская. Мне приказано срочно вылететь в Краснодар, чтобы доложить генерал - майору авиации С. К. Горюнову о составе и размещении авиационных частей, выведенных с Керченского полуострова на Таманский.

- Не исключено, что вам вместе с Горюновым придётся встретиться с командующим войсками Северо - Кавказского направления Маршалом Советского Союза Буденным, - добавил Е. М. Николаенко.

Всё это было настолько неожиданно, что сразу подумалось: "А почему не летит в Краснодар сам командующий ВВС фронта ?   Кто такой Горюнов ?   Почему командование даже на встречу с Маршалом С. И. Будённым посылает меня, капитана, начальника оперативного отдела ?"

Осторожно попытался выяснить причину такого ненормального, на мой взгляд, положения, так как ещё не знал о полученной 2 часа назад телеграмме из Москвы об отстранении генерала Е. М. Николаенко от занимаемой должности. На мой вопрос, почему командующий не летит в Краснодар на встречу с Будённым сам, Николаенко ответил не сразу. С минуту тёр пальцами сильно поседевшие за последние дни виски, потом как бы нехотя выдавил:

- Меня, военкома Иванова и комбрига Савельева отзывают в Москву. Обвиняют в том, что не сумели организовать отпор вражеской авиации на Керченском полуострове.

- А кто же будет командовать авиацией ? - вырвалось у меня.

- Вероятно, Горюнов, раз интересуется данными, - буркнул Николаенко и, попрощавшись, вышел на свежий воздух".

4 июня 1942 года генерал - майор авиации Е. М. Николаенко был снят с должности и понижен в звании на одну ступень.

Вскоре полковник Николаенко был назначен начальником Липецкого авиационного учебного центра, основной задачей которого являлось формирование новых  ( маршевых )  авиационных полков на пикирующих бомбардировщиках Пе-2.

11 июня 1942 года приказом наркома обороны Центр был переименован в Липецкие курсы усовершенствования командного состава ВВС Красной Армии   ( ЛКУКС ), перед которыми ставилась задача подготовки командиров частей, вооружённых бомбардировщиками Пе-2, штурмовиками Ил-2, истребителями Як-1 и ЛаГГ-3, а также начальников воздушно - стрелковой службы полков.

17 марта 1943 года Николаенко вторично было присвоено воинское звание генерал - майор авиации.

В начале февраля 1944 года пришло распоряжение о перебазировании в Липецк. Радость возвращения была омрачена крушением поезда на подъезде к Куйбышеву. Пострадали 20 слушателей, которых в тяжёлом состоянии доставили в госпиталь.

В 1944 году приказом наркома обороны Курсы преобразовываются в Липецкую высшую офицерскую авиационную школу ВВС Красной Армии. Вместо учебных классов были созданы кафедры, которые вели не только учебную, но и научную работу. Приём слушателей проводился с экзаменами. Вместо учебных эскадрилий образовывались учебные полки, размещавшиеся в Липецке и Грязях. Имелась смешанная эскадрилья, вооружённая ленд - лизовскими "Аэрокобрами", "Харрикейнами", "Бостонами", транспортными Си-47, трофейными "Хейнкель-111", "Мессершмитт-109" и "Мессершмитт-110".

Начальником школы стал Герой Советского Союза генерал - майор авиации Е. Е. Ерлыкин, а генерал - майор авиации Е. М. Николаенко убыл на фронт. Он был назначен заместителем командующего 1-й Воздушной армии. 20 апреля 1945 года ему было присвоено воинское звание "Генерал - лейтенант авиации".

Вручение награды генерал - лейтенанту Е.М.Николаенко. 1945 г.

Где бы ни был Николаенко - находясь на переднем крае борьбы с немецко - фашистскими захватчиками, выполняя ответственные правительственные задания по организации перехвата вражеских самолётов, совершавших глубинные рейды в советский тыл, занимаясь переподготовкой лётного офицерского состава для нужд фронта - везде он отдавал все свои силы, весь свой богатый опыт и знания делу служения Родине, делу быстрейшего разгрома врага. Генерал лично летал на боевые задания днём и ночью, показывая образец бесстрашия. В лётной книжке Николаенко имеется запись о том, что к октябрю 1943 года он совершил 140 боевых вылетов, из них 30 - ночных. В своей автобиографии Евгений Макарович рассказывает о том, что ему поручалось планирование, организация взаимодействия с наземными войсками и фактическое управление авиацией над полем боя, Советские летчики, которыми руководил генерал Николаенко, покрыли себя неувядаемой славой в боях над Восточной Пруссией, при штурме Кёнигсберга, овладении портом и военно - морской базой Пиллау.

В 1945 - 1946 годах Е. М. Николаенко командовал 11-й Воздушной армией  ( Закавказский военный округ ), в 1946 - 1949 годах был командующим 1-й Воздушной армией Дальней авиации  ( город Смоленск ). В августе - ноябре 1949 года был 1-м заместителем командующего, с ноября 1949 по август 1950 года - командующий Дальней авиацией. В 1952 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1952 - 1955 командовал 50-й Воздушной армией Дальней авиации  ( город Смоленск ). С декабря 1955 года генерал - лейтенант Е. М. Николаенко - в отставке.

Последние годы жил в Ленинграде  ( ныне Санкт - Петербург ). Умер 16 апреля 1961 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт - Петербурге.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz