Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Шалль Морис  ( Challe Maurice )

Морис Шалль

Родился 18 Июня 1911 года в Реймсе ( на Марне ). В авиации с 1933 года, служил на 104-й воздушной базе в Ле - Бурже. В Июле 1936 года получил квалификацию лётчика и в Декабре 1937 года получил назначение в авиационное училище в Салоне. Активного участия в боевых действиях 1940 года не принимал. С 26 Июня по 30 Сентября 1940 года служил в составе GC II / 4. В Декабре 1942 года был демобилизован.

В Августе 1943 года - снова на службе, адьютант одного из подразделений на Малаге. Вместе со своим братом Рене через Испанию добрался до Северной Африки, однако там они оба были арестованы и находились в плену до Ноября того же года. 1 Декабря приехали в Касабланку ( Марокко ) и решили добровольцами воевать на Восточном фронте.

В семье Шалей было 4 брата, и все - лётчики. Двое из них - Морис и Рене, с Марта 1944 года воевали в составе полка "Нормандия - Неман". После переучивания на истребитель Як-9, они приступили к выполнению боевых заданий.

Боевая карьера Мориса, имевшего звание аспиранта, началась крайне неудачно. 8 Июня 1944 года в одном из первых боевых вылетов он, по ошибке, атаковал самолёт соседнего полка Василия Архипова, приняв его за вражеский. Архипов видел, что его атакует "Нормандец" и передал об этом по радио своему ведомому. Затем пытался покачиванием крыльев дать понять, что он - свой. Но Морис вошёл в азард и тут же сделал второй заход... Вот как описывает этот эпизод бывший начальник штаба 18-го ГвИАП подполковник Ф. С. Гнездилов:

"В начале лета 1944 года немецкое командование в ожидании большого наступления нашей армии проявляло заметную нервозность. Оно предпринимало все меры к тому, чтобы вскрыть направление главного удара. Большое внимание уделяли фашисты и воздушной разведке. В тот период войска 3-го Белорусского фронта готовились к переходу в наступление, и борьба с самолётами - разведчиками стала главной задачей прифронтовых истребительных авиаполков. Поначалу она велась недостаточно эффективно. Разведчики обнаруживались в основном лишь над линией фронта. Данные о них поступали в полки с опозданием, и наши истребители не успевали их перехватить. Фашисты проникали порой глубоко в тыл. И хотя в большинстве случаев их сбивали, экипажи успевали передать по радио некоторые данные о наших войсках.

В отдельных случаях из - за несогласованности поднимались одновременно с разных аэродромов пары и даже звенья наших истребителей. Это создавало опасные ситуации - своих наводили на своих. Один такой случай привёл к тяжёлым последствиям. 8 Июня мы получили данные о пролёте через линию фронта двух FW-190. Они шли курсом к станции Рудня. Я приказал поднять дежурное звено старшего лейтенанта Василия Архипова. Через минуту "Яки" взлетели.

Фашисты издали увидели нашу четвёрку, развернулись и на большой скорости со снижением пошли обратно. Догнать их не удалось. Архипов доложил об этом на КП и получил разрешение вернуться. В это же время с соседнего аэродрома Дубровка на перехват тем же FW-190 поднялось дежурное звено, в составе которого летел и молодой французский лётчик Морис Шалль. "Нормандцы" прибыли в заданный район позднее четвёрки Архипова. Из боязни потерять ведущего Морис Шалль - это был у него первый боевой вылет - почти не спускал с него глаз, слабо ориентировался и, увидев "Яков", посчитал их за вражеские. Открыл огонь и одного из них подбил.

В.И.Архипов.
В. И. Архипов.

Послышался голос Василия Архипова:

- Подбит своими, ухожу...

Он начал снижение курсом на аэродром. Не обращая внимания на опознавательные знаки, Шалль атаковал наш самолет повторно. Як-9 взорвался в воздухе. Архипов погиб. Так по нелепой случайности мы потеряли одного из лучших лётчиков, сбившего 12 самолётов врага.

Эта трагическая ошибка глубоко взволновала лётчиков "Нормандии". На похороны Архипова они прибыли во главе с командиром Пьером Пуйядом. Выступая на траурном митинге, он от имени всех лётчиков полка заявил, что считает этот случай чёрным пятном в истории "Нормандии" и что французы сделают в боях против врага всё, чтобы искупить вину за гибель советского товарища по оружию".

Пьер Пуйяд, командовавший тогда французами, никаких оправданий не искал. Доложив о происшествии командиру 303-й истребительной авиадивизии Г. Н. Захарову, он негромко, но твердо сказал: "Мой генерал, скажите, как бы вы поступили в такой ситуации с советским лётчиком ?". Захаров ответил, что за подобные ошибки, в наших ВВС, пилот отправляется в штрафной батальон. Но он не мог не принять во внимание, что ошибка совершена молодым лётчиком, ещё не имевшим боевого опыта. Однако слишком тяжела была потеря, Захаров сразу не мог объявить командиру "Нормандии" свое окончательное решение. "Только, - попросил Пьер Пуйяд, - не отправляйте его во Францию с этим позором..."

После некоторых размышлений было решено оставить французского лётчика в полку - дать ему возможность искупить свою вину. Морис Шалль доказал, что он - один из лучших пилотов "Нормандии". Первый вражеский самолёт сбил 26 Июня, к концу года имел уже 5 официальных побед  ( 1 из них - в группе ) и одну неподтверждённую. Получив звание Младшего лейтенанта и пересев на новый истребитель Як-3, в начале 1945 года одержал ещё 5 побед  ( 4 из них - в группе ).

Список известных побед Младшего лейтенанта Мориса Шаля:

ДатаТип сбитого самолётаМесто победыНа чём летал
26 Июня 1944 г.FW-190Докудово ( С - В )Як-9
30 Июня 1944 г.Ju-87 н / пСейни ( Сев. )
16 Октября 1944 г.Me-109Вилькавишки
17 Октября 1944 г.Me-109Гумбиннен ( Вост. )
20 Октября 1944 г.FW-190 ( в группе )Гумбиннен ( Ю - В )
22 Октября 1944 г.FW-190Блюменталь
14 Января 1945 г.Ме-109 ( в группе )Гумбиннен ( Ю - З )Як-3
Ме-109 ( в группе повреждён )Гумбиннен ( Ю - В )
19 Января 1945 г.Hs-129 ( в группе )Инстербург ( Зап. )
Hs-129 ( в группе )Гумбиннен ( Зап. )
8 Марта 1945 г.FW-190 ( в группе )Пилау ( Ю - З )
25 Марта 1945 г.FW-190- " -

Он сбил в ожесточённых воздушных схватках 10 вражеских самолётов. Ошибку свою искупил, но моральной вины с себя не снял. Его первая и последняя оплошность, стоившая жизни советскому лётчику, очевидно, в конце концов, стоила жизни и самому Морису Шалю.

До самого последнего дня он выискивал наиболее горячие точки и как одержимый лез в самую гущу схватки. Он действительно был хорошим лётчиком - среднего пилота при той постоянной одержимости, с какой он лез в пекло, сбили бы во втором - третьем бою. Но сбивал он. Его наградили орденом Отечественной войны 2-й степени, потом - 1-й степени.

В боях над Восточной Пруссией Морис Шалль делал по 4 - 5 боевых вылетов в день. Он жил как все другие пилоты и вместе с тем, внутренне, какой - то обособленной жизнью. Лётчик уже давно заслужил уважение товарищей своей храбростью, хладнокровной решимостью. За достигнутые боевые успехи был награждён орденом Красного Знамени - одной из самых почитаемых и ценимых фронтовиками наград. И после каждого награждения Морис Шалль начинал воевать ещё яростней.

Он погиб 27 Марта 1945 года, незадолго до конца войны, когда французы уже редко несли потери. Никто не знает, что с ним случилось, - Морис не вернулся с боевого задания и числится пропавшим без вести. Его брат, Рене Шалль, сбивший 7 вражеских самолётов, зимой 1945 года был тяжело ранен и после излечения вернулся в освобождённую Францию. Судьба же Мориса Шаля остается неизвестной до сих пор...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz