Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Артемченко Степан Савельевич

Артемченко Степан Савельевич

Родился в 1922 году в селе Андреевка Красноармейского района Запорожской области. Окончил 7 классов в 1937 году. Летать учился в аэроклубе. В сентябре 1942 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков   ( учился 2 года и 7 месяцев ). Служил пилотом 22-го ЗАП  ( в городе Иваново ), затем в 17-м ИАП.

С 22 июня 1944 года младший лейтенант С. С. Артемченко в действующей армии. Воевал в составе 17-го истребительного авиационного полка  ( 190-я ИАД, 11-й ИАК, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ). Совершил 101 боевой вылет, провёл 19 воздушных боёв, сбил лично 6 самолётов противника.

Участник Советско - Японской войны 1945 года в должности командира звена 17-го ИАП  ( 190-я ИАД, 9-я Воздушная армия, 1-й Дальневосточный фронт ). Совершил 4 боевых вылета.

3 марта 1950 года назначен командиром 1-й эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка  ( 303-я ИАД ). С марта 1951 года по 20 февраля 1952 года участвовал в Корейской войне. Совершил около 150 боевых вылетов. 1 ноября 1951 года ему присвоено очередное воинское звание "Майор". В 64 воздушных боях лично сбил 7 самолётов США.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени; 5 медалями.

*     *     *

Запорожскому аэроклубу уже более 50 лет. Его успехи отмечены многими наградами. Воспитанники аэроклуба отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, 13 стали Героями Советского Союза. Среди них С. Маковский, И. Бабак, В. Локатош, В. Бабаев, П. Калюжный... Они и после войны нередко бывали в аэроклубе, а кавалер 8 боевых орденов С. Артемченко - работал, учил и воспитвал новое поколение авиаторов. Этот рассказ о нём - одном из лучших преподавателей аэроклуба С. С. Артемченко.


МОЙ ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ

Мальчишка смотрит в небо... Там, в синеве, разматывая белую нить конденсата, летит серебристая птица. Какие чувства рождает эта картина в юноше !   Туда, в высоту, за штурвал !   Знать эту машину, повелевать ею. Не обязательно боевую, пусть это будет мирный лайнер Ту-134 или труженик Ан-2. Но как сделать первый шаг к осуществлению мечты !   Один из первых шагов в небо - аэроклуб ДОСААФ.

В далёком 1939 году 17-летний Степан Артемченко, работая электриком в мартеновском цехе "Запорожстали", без отрыва от производства учился в Запорожском аэроклубе. Поступил в него по комсомольской путёвке.

На фронтах Великой Отечественной войны лётчик - истребитель Артемченко совершил 269 боевых вылетов, лично сбил 15 вражеских самолётов. Лётчики его эскадрильи кроме того уничтожили ещё 32. Все были награждены орденами, а заместитель комэска капитан Н. Сутягин удостоен звания Героя Советского Союза.

Первые послевоенные годы - знаменательное и напряжённое время. В части поступала новая реактивная техника. Надо было её осваивать, надо было учить лётчиков. И Артемченко отдавал этому все свои знания, опыт, душу бойца.

В 1950-е годы в должности старшего штурмана - лётчика Артемченко служил в прославленной в годы войны истребительной авиационной дивизии. Проявляя образцы героизма и мужества, лётчики этого соединения бились с врагом под Сталинградом, в небе Белоруссии, в Восточно - Прусской операции. И где бы они ни сражались, везде одерживали блистательные победы.

Продолжая славные традиции героев - фронтовиков, С. Артемченко первым в соединении освоил новый тогда реактивный сверхзвуковой самолёт Су-7, летал днём и ночью в сложных погодных условиях, возглавлял и лично проводил перегонку новой авиационной техники с завода в воинские части, а затем и войсковые испытания машины. Тогда же он, инструктор, подготовил 50 лётчиков 1-го класса.

За боевые дела в годы Великой Отечественной войны, а также освоение новой реактивной техники, Степан Савельевич Артемченко отмечен многими боевыми наградами.

Прошли годы... И вот он, офицер запаса снова в Запорожском аэроклубе, но теперь уже инструктором - лётчиком - методистом, обучает самолётовождению. Курсанты - пилоты благодаря его неутомимой энергии, инициативе и трудолюбию получают твёрдые знания, умело применяют их в учебных полётах и в дальнейшей практической работе в частях ВВС, гражданской авиации, аэроклубах ДОСААФ.

Не считаясь с личным временем, он проводит занятия с теми, кто по каким - либо причинам пропустил предыдущие, с теми, кто не разобрался в пройденном. Свободных мест на дополнительных занятиях не было: приходили и успевающие, Артемченко было интересно послушать.

К весне, времени выезда на аэродром, мы, узнав много нового, чувствовали себя уверенно. Навигационная линейка нас уже не смущала. Инженерно - штурманский расчёт полёта, прокладка маршрута, применение радиотехнических средств в самолётовождении - начало и прочный фундамент для будущих твёрдых знаний - вот что дали мне, моим товарищам уроки Степана Савельевича.

Сколько раз вспоминал я добрым словом своего первого учителя по самолётовождению !   И когда был уже заместителем командира эскадрильи и занимался с молодыми пилотами штурманской подготовкой, и когда, исполняя обязанности штурмана части, решал соответствующие задачи. Основы этой сложной и нужной науки заложил в нас он, полковник запаса С. Артемченко. И лишь недавно, спустя столько лет после нашего знакомства, узнал я страницы его боевой биографии. Человек необычайной скромности, он никогда не рассказывал нам о себе, а всегда о товарищах, однополчанах.

С. Артемченко - победитель социалистического соревнования по итогам работы в 9-й, 10-й пятилетках и в первые два года 11-й пятилетки, ударник коммунистического труда. Его имя постоянно на Доске почёта, занесено в Книгу Почёта аэроклуба.

За большую воспитательную и общественную работу, высокие показатели в социалистическом соревновании С. Артемченко награждён Почётным знаком ДОСААФ СССР, Почётными грамотами ЦК ДОСААФ СССР, УССР и областного комитета ДОСААФ.

...Иногда в аэроклуб заходит кто-то из ветеранов. Из тех, что служили с Артемченко, когда он был командиром звена, эскадрильи. Из бывших его подчинённых. Разыщет Степана Савельевича, встанет по стойке "смирно", доложит:

- Товарищ командир !   Бывший ваш лётчик прибыл.

Они благодарны ему по сей день. Отважный боец и умный ведущий, он, будучи командиром эскадрильи, не потерял ни одного лётчика.

К нему приходят и молодые офицеры, его воспитанники, бывшие курсанты Запорожского аэроклуба, а ныне военные лётчики, стражи воздушных границ нашей Родины.

А. Остапенко.

*     *     *

Список всех известных побед лейтенанта С. С. Артемченко в ВОВ:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
129.06.1944 г.1  FW-190севернее станции Оболь"Аэрокобра".
207.08.1944 г.1  FW-190Солончай
321.08.1944 г.1  FW-190Буначай
415.09.1944 г.1  FW-190юго - западнее аэродрома Румбула
510.10.1944 г.1  FW-190порт Мемель
624.10.1944 г.1  FW-190юго - западнее станции Суссте

      Всего сбитых самолётов - 6 + 0.

*     *     *

Приведённая выше статья опубликована в одном из номеров журнала "Крылья Родины" ещё в 1980-х годах. Тогда было запрещено открыто указывать на участие наших лётчиков в Корейской войне. Поэтому итог боевой деятельности С. С. Артемченко - 269 боевых вылетов и 15 сбитых вражеских самолётов   ( реально их было только 13 )  - указан как за Великую Отечественную войну. На самом деле сюда входит и его боевая деятельность в небе Северной Кореи. Кстати, заместитель комэска капитан Н. Сутягин удостоен звания Героя Советского Союза также за бои в Корее, где сбив 22 вражеских самолёта  ( по официальным данным )  стал лучшим советским асом этой войны.

Некоторую информацию о С. С. Артемченко можно найти в недавно вышедшей книге Игоря Сейдова и Юрия Сутягина "Гроза "Сейбров"  ( издательство "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2006 год ):

"Капитан С. С. Артемченко долгое время был заместителем командира 3-й авиационной эскадрильи. Это был очень опытный, хороший лётчик, храбро воевавший в Отечественную войну. Но незадолго до конца войны он был сбит над Восточной Пруссией и попал в плен к немцам. И хотя в плену он был буквально несколько дней, это на него очень сильно подействовало. Он панически боялся, что его не пошлют в командировку  [ Примечание: то есть в Корею ]  и демобилизуют. Но всё обошлось для него благополучно".

В небе Кореи С. С. Артемченко сражался в составе 17-го истребительного авиационного полка  ( 303-я ИАД ), командуя 1-й эскадрильей. В воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника.

Утром 29 июля 1951 года лётчики 17-го ИАП совершили 2 боевых вылета на перехват самолётов противника, но только во 2-м вылете в 11:06 полковая группа из 26 экипажей под командованием майора Г. И. Пулова провела результативный бой с группой из 40 F-86, в котором лётчики 1-й эскадрильи капитан С. С. Артемченко и старший лейтенант В. Ф. Шулев сбили 2 "Сейбра" в районе Тайсен  ( не подтверждается данными США ).

29 июля 1951 года в 3-м бою в этот день  ( взлёт в 15:15 )  засчитана победа над F-80. На самом деле F-84 1-го лейтенанта Макаллистера был лишь повреждён и в последствие восстановлен  ( по данным США ).

Всего в этот день было заявлено сбитыми 3 F-86 и 4 F-80 при повреждении 1 МиГ-15 и ранении его пилота  ( лейтенант Фокин ). На самом деле потери понесли F-84 136-го ИБАКр: сбито 3 самолёта  ( № 49-2339 - его сбил старший лейтенант Сутягин ), № 49-2385  ( капитан Пономарёв ), № 49-2338   ( лейтенант Фокин )  и повреждён 1  ( капитан Артемченко ). Так же потерян F-86A № 49-1098  ( капитан Крамаренко )  из 4-го ИАКр.

9 августа 1951 года в 15:53 командир 17-го ИАП майор Г. И. Пулов повёл полковую группу из 23 экипажей на отражение налёта самолётов противника, и ею была встречена группа из 8 штурмовиков F-80 в районе о. Синбито. В коротком бою эта группа была рассеяна, а один "Шутинг Стар"  ( № 49-838 из 16-й АЭ 51-й ИБАГ )  при этом был сбит. Победа была записана на счёт командира 1-й АЭ С. С. Артемченко. Пилот F-80  ( Дж. Брозе )  погиб.

26 сентября 1951 года в районе Ансю сбил F-86  ( не подтверждается США ).

14 октября 1951 года в районе Ансю сбил F-86  ( не подтверждается США ).

4 ноября 1951 года юго - западнее Ансю сбил F-86  ( не подтверждается США ).

23 ноября 1951 года, во второй половине дня, командование 5-го ВФ США послало в "Аллею "МиГов" свою ИБА. В 15:40 - 15:45 в воздух ушли 20 экипажей 18-го Гвардейского ИАП и 16 экипажей 17-го ИАП. Вслед за ними в воздух ушла ударная группа из 18 "МиГов" 176-го Гвардейского ИАП. Лётчики 18-го полка вступили в бой с заслоном из "Сейбров", а группу из 40 F-84 в районе Сюкусен атаковали лётчики 176-го и 17-го полков. Майорам К. Я. Шеберстову и С. С. Артемченко удалось сбить 2 "Тандерджета", а остальные покинули данный район. Наши лётчики в этом сражении потерь не имели.

6 декабря 1951 года 17-й ИАП выполнил 2 боевых вылета. В первом вылете в 10:42 группа в составе 20 экипаженй под командованием капитана Н. В. Сутягина провела воздушный бой с 16 F-86. Один "Сейбр" сбил майор С. С. Артемченко.

Вскоре после этого боя Степан Савельевич Артемченко был представлен к званию Героя Советского Союза. В документе указывалось, что с 17 июня по 21 декабря 1951 года командир 1-й АЭ 17-го ИАП майор С. С. Артемченко беспрерывно принимал участие в боевой работе, выполнил 152 боевых вылета, провёл 64 воздушных боя, в которых лично сбил 7 самолётов противника.

( Использованы материалы книги И. А. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи.  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год. )



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz