Бокач Борис Васильевич - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Бокач Борис Васильевич

Бокач Борис Васильевич

Родился 3 апреля 1923 года. Окончил 9 классов средней школы и Днепропетровский аэроклуб. В 1942 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. До весны 1943 года находился в 16-м запасном полку.

С марта 1943 года в действующей армии. До апреля 1943 года сражался на Калининском фронте в составе 152-го ИАП, затем в небе Заполярья в составе 197-го ИАП. К маю 1945 года выполнил около 100 боевых вылетов, в воздушных боях сбил предположительно 2 самолёта противника.

С осени 1946 года служил старшим лётчиком 196-го ИАП, принимал участие в воздушных парадах над Красной площадью и Тушинским аэродромом. В ноябре 1950 года капитан Б. В. Бокач стал командиром эскадрильи.

С апреля 1951 года по февраль 1952 года участвовал в активных боевых действиях в небе Северной Кореи. Вспоминает Герой Советского Союза Е. Г. Пепеляев:

"Как известно, почти 90% лётного состава нашего полка были участниками Великой Отечественной войны. Однако с лучшей стороны как воздушные бойцы показали себя как раз те летчики, которые ранее не воевали. Но и среди опытных, уже вдоволь повоевавших пилотов было немало отличных бойцов. Одним из них был и командир 2-й эскадрильи Борис Васильевич Бокач.

С моей точки зрения, это был лучший комэск в полку. Честный, смелый и деловой офицер. Для него боевые действия и воздушные бои были просто работой, к которой он всегда относился серьёзно, тщательно готовился сам и так же готовил своих лётчиков. Мне запомнилось, что он ни разу преждевременно не покинул боя, дважды приходил мне на помощь в критических ситуациях, отгоняя опасно атаковавших "Сейбров".

Бокач совершил в Корее около 180 боевых вылетов, в полусотне воздушных боёв сбил 7 самолётов противника.  [ И. А. Сейдов в своих исследованиях указывает на 6 личных побед лётчика в 161 боевом вылете и 74 воздушных боях. ]  Он участвовал и в Великой Отечественной войне, уничтожив несколько немецких самолётов. По итогам боевой работы в Корее представлялся к званию Героя Советского Союза, но из - за амбиций большого авиационного начальника эту заслуженную им награду не получил".

Крупное сражение разыгралось 12 апреля 1951 года в районе моста через реку Ялуцзян между Аньдунем и Синыйджу, в котором участвовало более 100 самолётов с обеих сторон. Ранним утром с баз Окинавы были подняты в воздух 39 бомбардировщиков В-29  ( по нашим данным - 48 ): 8 В-29 были из 19-й БАГ, 12 В-29 из 307-й БАГ и ещё 19 В-29 из 98-й БАГ. Их непосредственное прикрытие осуществляли 36 F-84Е из 27-й эскортной ИАГ, кроме того, 3 группы "Сейбров" 4-го ИАКР - 18 истребителей осуществляли передовой заслон колонны "Крепостей" и имели задачу сковать боем группы МиГ-15 с Аньдунского аэроузла  ( по нашим данным, было около 40 "Сейбров" ), а также до 20 истребителей F-80 из 49-го ИБАК.

Противник был своевременно обнаружен радиолокационными средствами корпуса, и на отражение его налёта были подняты все боеспособные истребители 324-й дивизии - в воздух последовательно, несколькими группами, ушли 44 МиГ-15.

Атаки "МиГов" оказались довольно эффективны, их жалящие укусы то здесь, то там выбивали из строя очередные бомбардировщики. Истребители прикрытия не были готовы к такой тактике боя и не успевали перехватить многочисленные пары "МиГов", и те успешно прорывались сквозь истребительный заслон и выходили на свою основную цель - В-29.

Несмотря на самоотверженность наших лётчиков, которые продолжали проводить атаки по бомбардировщикам даже после израсходования своего боезапаса, и несмотря на большие потери, нескольким звеньям В-29 всё же удалось пройти через атаки "МиГов" и выйти к стратегическому мосту.

За всей обстановкой внимательно следили как на КП дивизии, так и на КП корпуса, и, видя, что всех бомбардировщиков остановить не удалось, Кожедуб бросил в бой свой последний резерв - 8 экипажей 196-го ИАП под командованием командира 2-й эскадрильи этого полка капитана Б. В. Бокача. Вылетев в 9 часов 22 минуты, группа сразу после взлёта пошла в атаку на 2 звена В-29, которые были уже на боевом курсе и которых сверху прикрывали 2 звена истребителей. Аэродром Аньдун располагался недалеко от этого стратегического моста через пограничную реку Ялуцзян, так что времени на раздумывания не было, и наши лётчики сразу устремились в атаку на В-29, пытаясь отвести их с боевого курса и не допустить их удара по мосту.

Сначала ведущая пара капитана Б. В. Бокача атаковала звено "Сейбров", заставив их уйти под строй бомбардировщиков вниз, а затем, развернувшись, атаковала второе звено В-29 и провела несколько атак до полного израсходования боезапаса. При этом Бокачу удалось подбить одну "Крепость", и та вышла из строя и повернула в залив. Кроме того, и его ведомому старшему лейтенанту И. В. Ларионову удалось повредить второй В-29 в этом "ромбе", и он, также не дойдя до моста, вынужден был повернуть в залив.

Вторая наша пара этого звена под командованием капитана В. А. Назаркина атаковала первый "ромб" этой группы В-29, и ведущий так удачно провёл эту атаку по ведущему этого "ромба", что горящий В-29 через секунды рухнул прямо возле моста, так и не сбросив свой опасный груз.

12 сентября 1951 года противник предпринял крупный налёт силами двух ИБАГ. В воздух были подняты две авиадивизии корпуса, которыми лично руководил в воздухе командир корпуса генерал Лобов. Против 150 самолётов противника было поднято 80 МиГ-15 из состава 5-ти полков корпуса. Встреча с противником и последующий бой состоялся между 16 и 17 часами дня в районе Сюкусен - Дзюнсен.

В этом бою лётчики 196-го ИАП сбили 4 штурмовика: 3 F-80 записали на свой счёт капитаны Н. К. Шеломонов и замполит 1-й эскадрильи Л. Н. Иванов, а также старший лейтенант А. Д. Рыжков; капитан Б. В. Бокач сбил один F-84.

8 ноября 1951 года отличились лётчики 196-го ИАП, ведомые их командиром полковником Е. Г. Пепеляевым. В этом бою пара командира полка сбила 2 "Сейбра", причём оба сбил Пепеляев, но один F-86 он отдал своему ведомому старшему лейтенанту А. Д. Рыжкову за прекрасное прикрытие. Ещё один "Сейбр" в этом сражении был сбит командиром 2-й эскадрильи капитаном Б. В. Бокачем.

У лётчиков 4-го авиакрыла ВВС США в этом бою погиб капитан Чарльз Пратт из 334-й АЭ - его F-86А с № 49-1338 сбил подполковник Пепеляев. Также был потерян F-86А с № 49-0259, который был сбит совместными усилиями Пепеляева и его ведомого старшего лейтенанта А. Д. Рыжкова, но пилоту этого "Сейбра" Дэвиду Фриланду удалось дотянуть до своей территории и благополучно катапультироваться.

В сражениях 11 декабря 1951 года участвовали все 5 полков 64-го ИАК. В первом бою сошлись лётчики 17-го ИАП с 18 F-86, бой закончился безрезультатно. Полк вылетал в составе ударной группы дивизии и первым принял на себя удар противника в виде большой группы F-86. Во втором сражении дня вновь участвовали лётчики всех 3-х полков 303-й ИАД, которые дрались в "Аллее "МиГов" с большой группой F-86.

Лётчики 196-го полка в этом бою сбили 2 "Сейбра" - они на счету капитанов В. И. Алфеева и Б. В. Бокача. Кроме того, в этом же сражении в районе Ансю участвовали и 22 лётчика 17-го ИАП, которые провели удачный бой с 10 F-86, в котором капитан Н. Г. Докашенко подбил один "Сейбр". А вот лётчики 18-го ГвИАП в этом сражении сбили сразу 2 "Сейбра" - отличилась пара старшего лейтенанта И. И. Шавшы и его ведомого старшего лейтенанта В. А. Конева.

11 января 1952 года пилоты 16-й и 25-й АЭ из 51-го крыла во главе с командиром крыла полковником Френсисом Габрески прикрывали налёт своей ИБА в район "Аллеи "МиГов". В отражении этого налёта принимали участие все полки 64-го корпуса, и были проведены 2 крупных воздушных боя. Причём лётчики корпуса взяли на себя "Сейбры", а по "Тандерджетам" ударили лётчики ОВА. В этом сражении особо отличились лётчики 196-го ИАП, которые сбили в двух боях 6 F-86, из которых по 2 "Сейбра" сбили капитаны И. М. Заплавнев и В. Г. Муравьёв, один - командир 2-й АЭ капитан Б. В. Бокач и один - командир полка Е. Г. Пепеляев. Это была 20-я и последняя победа выдающегося аса этой войны в небе Кореи.

Всего же в этом бою было сбито, согласно данным штаба корпуса, 8 "Сейбров", из которых 6 F-86 сбили лётчики 196-го ИАП, ещё 2 "Сейбра" - лётчики 17-го ИАП, и очередную победу над F-86 записал на себя майор Н. В. Сутягин.

После возвращения из Кореи, Борис Васильевич служил в частях ПВО. Командовал авиационным полком. С 1968 года полковник Б. В. Бокач - в запасе. Жил и работал в городе Орле. Умер в 1998 году.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями: "За отвагу" и "За боевые заслуги".

( Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год. )



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz