Федорец Семён Алексеевич

Федорец Семён Алексеевич

Ратный день 12 апреля 1953 года лётчики 32-й истребительной авиационной дивизии встретили, как обычно, в кабинах своих самолётов в готовности № 1. Полки дивизии дислоцировались на двух аэродромах - Аньдун и Дапу, в Северо - Восточном Китае. Как и прежде, основной их задачей являлась защита от налётов американской авиации плотины Суптух ГЭС - важного стратегического объекта, питавшего электроэнергией как Северо - Восточный Китай, так и всю Северную Корею. В тот день ожидался очередной налёт, и американцы не заставили себя долго ждать. Около 7 часов утра несколько бомбардировщиков F-84E-3 "Тандерджет" под прикрытием истребителей F-86E "Сейбр" из 51-го авиакрыла ВВС США, появились в небе над объектом.

По сигналу тревоги в воздух поднялись все 3 полка 32-й дивизии китайских ВВС. Встреча с противником произошла недалеко от гидроэлектростанции. В небе завертелась гигантская карусель из более чем 200 самолётов с обеих сторон. Американцам и на этот раз не удалось прорваться к цели. Через час сражение сошло на нет и итог боя был равен - на землю упали 8 самолётов, из них 4 МиГ-15   ( сбитыми оказались 2 советских и 2 китайских лётчика )  и 4 F-86E   ( это только те, которые упали на территории КНДР и КНА, не считая подбитых ).

Вроде бы обычный бой, которых в небе Корее произошло сотни. Да и итог не столь значительный - были схватки и крупнее, ожесточённее. И примечателен он тем, что во - первых, именно 12 апреля в бою встретились лучшие асы 32-й ИАД с одной стороны и 51-го ИАК - с другой. А во - вторых, в этом бою был сбит лучший лётчик ВВС США - капитан Джозеф Мак - Коннелл. И вывел его из строя советский лётчик, также ас 32-й ИАД капитан Семён Алексеевич Федорец - лётчик "от бога".

Семён Федорец закончил Днепропетровский аэроклуб в 1941 году и в мае стал курсантом Военной авиационной школы в Одессе. Вскоре началась война, и судьба бросала его по всей стране - училищу несколько раз пришлось эвакуироваться. В марте 1944 года, по окончании обучения, выпускника направили на Ленинградский фронт, где он попал в 403-й истребительный авиаполк  ( 2-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, ПВО территории страны ). Полк, сформированный из молодых лётчиков, получил вскоре новые самолёты типа Р-39 "Аэрокобра" и приступил к их освоению. И только в конце мая 1944 года часть допустили на фронт.

Однако реальность была уже такова: фронт далеко откатился от границ Ленинграда, самолёты Люфтваффе беспокоили крайне редко. Совершив до конца войны всего несколько боевых вылетов, Семён Алексеевич только дважды видел самолёты - разведчики противника, да и то - издалека. Словом, повоевать ему по - настоящему тогда не пришлось.

Весной 1946 года, уже после расформирования 403-го ИАП, С. А. Федорец попал в 26-й Гвардейский авиаполк, где и прослужил до 1949 года. В сентябре того же года его перевели на аэродром Воскресенска  ( Дальний Восток ), в 1-ю авиационную эскадрилью 913-го полка 32-й авиационной дивизии. На новом месте службы будущий ас вскоре был назначен командиром звена. Его подразделение стало лучшим не только в своей эскадрилье, но и в полку, а в стрельбе по наземным целям и конусу - во всей 54-й Воздушной армии.

Вот так, будучи командиром звена, и убыл Семён Алексеевич вместе с полком в "спецкомандировку" в далекий Китай, в апреле 1952 года. Первоначально дивизия базировалась на аэродроме города Аньшань и, готовясь к боям, находилась в резерве 64-го истребительного авиакорпуса. В конце августа 913-й авиаполк под командованием подполковника В. А. Марченко перелетел на фронтовой аэродром Аньдун и с сентября приступил к боевым действиям.

Облёт района будущих сражений полк в полном составе совершил 19 сентября 1952 года. Первые встречи с противником принесли и первые потери. Для поднятия морального духа молодых лётчиков победы нужны были как воздух. Поэтому так радовались все победе уапитана Федорца, которую он одержал 17 декабря. Причём в этом бою Семён Алексеевич спас от гибели своего ведомого - старшего лейтенанта Попова.

А дело было так: полк в составе всех 3-х эскадрилий вылетел по тревоге и боевую задачу получил уже в воздухе. В районе цели на высоте 13 - 14 км, после встречи с большой группой "Сейбров", завязался бой постепенно распавшийся на противоборства отдельных пар и звеньев. Сражение оказалось упорным, но безрезультатным, и уже совсем начало затихать, когда ведомый Федорца сообщил, что к нему в хвост пристроился "Сейбр" и атакует его. Семён Алексеевич тут же сориентировался, и дал команду ведомому идти по прямой с набором высоты, а сам энергично выполнил отворот влево с набором высоты. Затем он переложил свой самолёт вправо и сверху слева пошёл в атаку на проскочившего вслед за ведомым F-86.

С.А.Федорец, 1951 г.

Федорец начал сближение с ним и, видя, что "Сейбр" уже ведёт огонь по напарнику, также ударил по противнику из всех 3-х пушек. Дистанция была короткой - около 200 метров, F-86 перевернулся и с дымным хвостом ушёл к земле. Упал и взорвался он в 15 - 20 км от залива. Самое главное, что эта первая в полку победа принесла понимание - "не страшен сам чёрт, как его малюют", что "Сейбров" последних модификаций очень даже можно бить.

Так уж случилось, что 19 февраля 1953 года в воздушном бою был сбит командир 1-й эскадрильи майор С. И. Бабич. Ему пришлось катапультироваться и потом провести некоторое время в госпитале. Командиром эскадрильи вместо него назначили Семёна Федорца, одержавшего, кстати, в том же бою, свою вторую победу. Новое назначение было встречено личным составом эскадрильи с большим воодушевлением.

А бои в небе не прекращались. В то время Федорец летал на МиГ-15бис с бортовым номером "393". Эта машина поступила в полк серебристой, и уже там, в ПАРМе, была окрашена в камуфляжные цвета: сверху - пятна зелёного, коричневого и песочного цветов; снизу - голубой. Единого стандарта на окраску машин не существовало, поэтому все "МиГи" полка имели один и тот же набор красок, отличаясь друг от друга лишь по рисунку камуфляжа. Номер "393" был красным, без окантовки. Опознавательные знаки  ( корейские )  располагались в 6-ти позициях: на фюзеляже, сверху и снизу крыла. Диски колес были зелёными.

Наиболее удачным для 913-го полка было сражение 3 марта 1953 года, когда советские лётчики одержали победы над своими постоянными противниками - F-86. Было сбито 2 "Сейбра", одного из которых записал на свой счёт капитан Федорец.

На всю жизнь запомнился Семёну Алексеевичу воздушный бой и 12 апреля, о котором мы уже упомянали в самом начале статьи. А события того дня развивались следующим образом. В тот день на прикрытие ГЭС поднялись все 3 полка 32-й ИАД, им противостояло несколько десятков F-86. К охраняемому объекту 913-й ИАП подошёл, когда бой был уже в разгаре. Федорец услышал по радио призыв - "Помогите, меня подбили... Помогите !". Окинув пространство взглядом, он увидел дымящийся "МиГ", которого преследовал, не переставая бить по нему в упор, "Сейбр".

Федорец развернул свой истребитель и пошёл в атаку на увлечённого охотой противника. С дистанции около 200 метров советский лётчик ударил по американцу и тот вошёл в своё последнее пике.  [ Под удар Федорца попал F-86A № 49-1297 2-го лейтенанта Нормана Э. Грина из состава 335-й эскадрильи, которому удалось дотянуть до залива и там катапультироваться. Он был подобран ПСС ВМС США. ]  Однако, прийдя на выручку попавшему в беду коллеге, Федорец оторвался от своего ведомого и потерял его из виду.

Одинокий "МиГ" - заманчивая цель. Этим не преминули воспользоваться американцы. Четвёрка "Сейбров", ведомая капитаном Мак - Коннеллом, тут же атаковала его самолёт. Семён Алексеевич только оторвался от прицела, сбив назойливого "Сейбра", как по кабине хлестанула очередь. Вдребезги разлетелось остекление фонаря, и приборная доска, однако сам самолёт остался послушен рулям. Да, это был удар настоящего аса !   Так обычно повергал противников капитан Мак - Коннелл, но и мастерство нашего пилота было не хуже. Он тут же среагировал на удар и резко бросил самолёт вправо под атакующего "Сейбра". Самолёт F-86F  ( № 51-12971 )  Мак - Коннелла оказался впереди и слева.

МиГ-15бис Семёна Федорца

Американский ас, по - видимому несколько успокоился, наблюдая как задёргался советский истребитель. Это была нормальная реакция "обезглавленного"   ( с убитым лётчиком )  самолёта. Когда же МиГ-15, находясь сзади, стал выворачивать в сторону "Сейбра", Мак - Коннелл удивился, стал выпускать закрылки и щетки, гася скорость и пытаясь пропустить противника вперёд. Но было уже поздно - Федорец навскидку ударил  ( а удар у МиГ-15 хороший ! )  по американцу. Очередь пришлась по правой консоли, ближе к фюзеляжу, вырвав из крыла кусок в добрый квадратный метр. "Сейбр" кувыркнулся вправо и пошёл к земле. Опытному Мак - Коннеллу удалось - таки дотянуть до залива и там катапультироваться.

А на подбитый "МиГ" тут же накинулись оставшиеся F-86. В результате этой атаки были перебиты тяги управления и советскому лётчику пришлось также катапультироваться. Так закончился этот драматический поединок двух асов в небе Кореи. Это была 5 и 6-я победы капитана Федорца, а у капитана Мак - Коннелла - уже 8-я. Правда, из - за того, что самолёт Нормана Э. Грина упал в море, а плёнка фотоконтроля сгорела вместе с "МиГом", одну победу в этом бою Семёну Алексеевичу не зачли, как подтверждённую.

С.А.Федорец.

После месяца лечения и отдыха, С. А. Федорец вернулся в полк и до конца войны выполнил ещё 20 боевых вылетов, сбив при этом 2-х "Сейбров"   ( один из них 11 июля ). Последний свой F-86 Семён Алексеевич завалил 19 июля 1953 года над аэродромом Дапу. В тот день его эскадрилья была дежурной в полку и тут последовала команда с КП - "Быстро в воздух, противник над аэродромом !". Действительно, к аэродрому приближалась группа из 20 "Сейбров" на высоте около 600 метров. Эскадрилья Федорца тут же пошла на взлёт, а взлетев и ещё не убрав шасси, стала сбрасывать подвесные баки - американцы были почти над ними.

С ходу развернувшись на малой высоте и выйдя сзади снизу к группе F-86, комэск атаковал ведущего. С дистанции  ( его коронной )  в 200 метров он ударил по американцу из всех пушек, после чего тот взорвался в воздухе. В это время и ведомый Федорца старший лейтенант Попов открыл огонь по ведомому "Сейбру" и тоже сбил его. Потеряв в течение минуты 2 машины, группа противника ретировалась к Корейскому заливу, куда нашим лётчикам летать запрещалось.

Но самое интересное было потом. После посадки, машину Федорца окружили техники и стали удивленно рассматривать что - то. Комэск вылез из кабины и, присоединившись к ним, увидел следующее: левый борт его самолёта насквозь пропорот, в центроплане - большая рваная дыра диаметром 25 - 30 см. Оказалось, что все эти повреждения нанёс узел предкрылка взорвавшегося "Сейбра" и сам застрял у лонжерона. Вот такой "гостинец" привёз из своего последнего боя Семён Алексеевич.

После знаменитого боя 12 апреля 1953 года, когда его машина с номером "393" была потеряна, Семён Федорец пересел на другой МиГ-15бис с бортовым номером "376"  ( красным ). Этот самолёт имел те же краски в камуфляже, что и предыдущий. Отличия состояли в том, что у "76-го" не было опознавательных знаков снизу крыла.

Носовая часть МиГ-15бис С.А.Федореца.

Всего же за время боевых действий в Северной Корее майор С. А. Федорец совершил 98 боевых вылетов, провёл около 40 воздушных боёв, в которых одержал 7 подтверждённых побед и 1 неподтверждённую. Все трофеи аса - самолёты ВВС США типа F-86 "Сейбр".

Ближе к концу Корейской войны наши лётчики стали наносить на самолёты звёзды побед. К тому моменту, когда Федорец покинул Корею  ( июль 1953 года )  на его машине таких знаков было 7. Звёздочки рисовались слева на фюзеляже под фонарём кабины в районе бронезаголовника красной краской и не имели окантовки.

За выполнение интернационального долга Семён Алексеевич был представлен к званию Героя Советского Союза самим командиром 64-го отдельного авиакорпуса генерал - лейтенантом авиации Героем Советского Союза С. В. Слюсаревым.

Командир 32-й ИАД полковник Гроховецкий лично подавал документы - ведь Федорец являлся самым результативным лётчиком не только в своём 913-м ИАП, но и во всей 32-й авиадивизии. Его эскадрилья была самой результативной: лётчики сбили 14 самолётов противника. Однако "наверху" решили иначе и наградили лётчика орденом Ленина. Справедливости ради, нужно отметить, что позже, во время учёбы Федорца в Военно - Воздушной академии, его "догнал" ещё и орден Красного Знамени.

По возвращении в Советский Союз Семён Алексеевич продолжил службу в ВВС. Уйдя в отставку, подполковник Федорец работал преподавателем по тактике в Харьковском Высшем военном авиационном училище лётчиков имени Сергея Грицевца, передавая курсантам свои знания и личный опыт. Умер в 2002 году.

МиГ-15 С.А.Федорца.

Иначе сложилась судьба Джозефа Мак - Коннелла: он прибыл в Корею в конце 1952 года, в составе истребительной эскадрильи 16-го ИАК и уже 14 января 1953 года открыл свой боевой счёт, сбив МиГ-15 лётчика из 224-го ИАП всё той же 32-й авиадивизии. Правда, пилот остался жив, катапультировавшись из подбитого самолёта. 16 февраля Мак - Коннелл становится асом в этой войне, одержав свою 5-ю победу. В том знаменательном бою, 12 апреля, ему засчитали сбитие одного "МиГа"  ( видимо, Федорца ), однако и самому пришлось покидать повреждённую машину над Жёлтым морем. Лётчика подобрал вертолёт спасательной службы ВМС США.

F-86F Джозефа Макконела

F-86F Джозефа Мак - Конела, Май 1953 года.
Капитан Джозеф Мак-Коннелл

Самый яркий и удачный воздушный бой был у Джозефа Мак - Коннелла последним. 18 мая 1953 года он уничтожил сразу 3 истребителя МиГ-15, доведя список своих побед до 16. После окончания войны Мак - Коннелл ушёл в испытатели на фирму "Норт Американ" и в 1954 году погиб при испытании новой модефикации "Сейбра" - F-86H.



"ПОБЕДИТЕЛЬ ОСТАЁТСЯ ОДИН. МОИ ВОЗДУШНЫЕ БОИ."

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2013 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz