Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Фокин Георгий Тихонович

Фокин Г.Т.

29 Июля 1951 года лётчики 17-го ИАП произвели 3 боевых вылета, 2 из которых сопровождались воздушными боями. В одном из них Старший лейтенант Г. Т. Фокин сбил самолёт F-80.

Капитан М. С. Пономарёв, находясь в группе прикрытия на высоте 7000 метров, ниже себя слева обнаружил 6 F-80, шедших в "кильватере звеньев". Пономарев тут же скомандовал своей группе произвести резкий разворот влево, после чего со снижением перешёл в атаку на обнаруженную группу "Шутинг Старов".

Пилоты F-80 также обнаружили присутствие "МиГов" и также сделали левый разворот со снижением в направлении восточнее Пхеньяна. В момент преследования противника один F-80 произвёл разворот на 180° и пошёл в атаку на встречных курсах со Старшим лейтенантом Г. Т. Фокиным. При атаке пилот Ф-80 первым открыл огонь, вслед за ним открыл огонь и Фокин, после чего резко вышел вверх. Перед этим Георгий Фокин наблюдал впереди себя взрыв - это взорвался атакованный им самолёт.

Но Георгию было уже не до уничтоженного им "Шутинг Стара", так как при лобовой атаке американский пилот метко стрелял - 8 крупнокалиберных пуль поразили самолёт Фокина. Одна из них угодила в боеприпасы, они взорвались, и их осколки тяжело ранили нашего лётчика в правую ногу. Одновременно в самолёте были перебиты тяги управления элеронами. Изнемогая от боли, Георгий Фокин даже не передал по радио, что он ранен. Вышел из боя и привёл самолёт на свой аэродром и там совершил вынужденную посадку с убранным шасси. После чего сразу же был отправлен в госпиталь.

Сам Георгий Тихонович так описывает этот бой:

"29 Июля мы вылетели в составе эскадрильи на перехват штурмовиков F-80, перехватили их и завязали бой. Погода была самая неблагоприятная для ведения воздушного боя. Дело в том, что облачность была в несколько слоев, и вот в этом межслоевом пространстве надо было бить противника. Но беда в том, что не знаешь, откуда может вынырнуть самолёт противника. Так вот как раз и получилось: F-80 вынырнул из облаков впереди меня, и я тут же произвёл по нему атаку и сбил этот F-80, причём он взорвался в воздухе. Не успел я всё это осмыслить, как почувствовал, что меня заложило в крен, и я понял, что мой самолёт подбит. Была перебита тяга управления элеронами. Удалось выровнять самолёт рулями поворота, и с трудом я прилетел на свой аэродром. В процессе этого полёта почувствовал, что ранен в ногу. После переговоров с КП дивизии мне разрешили на подбитом самолёте сесть на "брюхо", на грунт рядом с ВПП, то есть без шасси, что я и сделал".

Взрыв F-80 наблюдал и Капитан М. С. Пономарёв, но быстро сконцентрировался на преследовании другой пары уходящих F-80. Сблизившись за счёт разгона на снижении своего самолёта с парой F-80 до дистанции 250 - 300 метров, он открыл огонь по ведомому F-80. После чего атакованный им самолёт F-80 левой крутой спиралью пошёл вниз. Выйдя из атаки, Пономарёв занял удобную позицию для атаки по ведущему этой пары и, сблизившись с ним до дистанции 800 - 700 метров, произвёл по нему 2 короткие очереди. Однако результата своей стрельбы он не наблюдал, так как противник успел нырнуть в облака.

После этого вся группа Майора Г. И. Пулова получила приказ возвращаться на свою базу. На земле были подведены итоги этого боя, и по результатам фотоконтроля и докладов лётчиков полку было засчитано 4 победы, которые были записаны на счёт Артемченко, Пономарёва, Сутягина и Фокина, хотя от северокорейской армии пришло подтверждение только на 3 упавших F-80.

Героем дня в этот день стал Георгий Фокин. Когда личный состав узнал о подвиге Старшего лейтенанта Фокина, то в Чанчуньский госпиталь, где он лечился, было отправлено 40 приветственных писем. Ответ Фокина, в котором он писал, что так поступил бы каждый советский человек, был зачитан перед строем всего личного состава полка. Старшему лейтенанту Фокину посвятили листовку с описанием его подвига. Он был представлен командованием к ордену Ленина. После госпиталя 12 Сентября 1951 года Старший лейтенант Фокин убыл в санаторий в город Дальний, потом вернулся в полк и продолжал воевать.

Американская сторона, как обычно, признала потерю в этот день только одного своего F-84Е  ( № 49-2339 )  из состава 154-й FBS   ( 136-го FBW ) - его пилот Джэймс Оверстрит  ( James Overstreet )  пропал без вести. Сообщается, что его "Тандерджет" взорвался на своих бомбах. Скорее всего, это именно он сошёлся в лобовой атаке с "МиГом" Старшего лейтенанта Фокина, но больше повезло советскому лётчику. Время гибели F-84 также совпадает со временем этого боя.

Тогда откуда взялись в докладах наших лётчиков "Шутинг Стары" ?   Дело в том, что наши лётчики в круговерти боя могли спутать типы атакованных ими ударных самолётов противника, так как в данном районе одновременно работали по наземным целям несколько групп ударных самолётов противника различных типов, в том числе и морского базирования. В этот день американцы также признают потерю одной своей "Пантеры"  ( F9F-2В )  из состава эскадрильи VF-23, пилот которой Брюс Ллойд  ( Bruce В. Lloyd )  также пропал без вести, и очень возможно, что именно одна из групп этих машин ВМС США, которые очень похожи в воздухе на F-80, попала под удар одной из групп 17-го полка !   Возможно, остальные 2 получили повреждения в этом бою.

6 Января 1952 года наши лётчики провели очень напряжённый воздушный бой с американскими пилотами из состава 51-го ИАКр  ( до 50 машин ). Бой длился около 15 минут, в результате было сбито 6 F-86 и подбито ещё 2 "Сейбра".

Это был один из самых удачных воздушных боёв, проведённых 17-м ИАП за всё время боевых действий в Корее. Вот как этот бой описывает один из его участников, Георгий Тихонович Фокин:

"6 Января был бой, которого - я смело могу утверждать - не было ещё у нас в небе Кореи. Описать этот бой не хватит нескольких страниц. Дело в том, что в это время вводили в бой несколько частей китайских ВВС и один из наших полков прикрывал и вводил одновременно в бой летчиков китайской истребительной авиации.

Так получилось и в этот раз: 523-й полк прикрывал братьев китайцев, которые уже выполнили задание и начали производить посадку. Нам же дали вылет нашим полком в составе 18 экипажей, и 12 самолётов было из 18-го ГвИАП, - итого вылетело тогда 30 самолётов МиГ-15бис. Американцы послали против нас также 2 группы F-86 из состава 4-го и 51-го авиакрыльев - это несколько десятков "Сейбров", а нас всего 30 экипажей против этой армады.

Очевидцы, которые были на земле, потом рассказывали, что земля стонала от рёва двигателей и волосы становились "дыбом". В этом бою мы сбили 11 самолётов противника, и я горжусь, что также внёс свою лепту, сбив одного "Сейбра".

Следует признать, что Георгий Тихонович немного путает, что позволительно после 50 лет молчания, так как в этом сражении было одержано меньше побед, что не умоляет заслуги наших лётчиков, которые участвовали в этом сражении. Кроме того, Георгию Тихоновичу в этом бою удалось на самом деле только повредить один из "Сейбров", а не сбить его, но он прав - он всё же внес свою лепту в эту общую победу лётчиков нашего авиакорпуса в том сражении !


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz