Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Гесь Григорий Иванович

Гесь Григорий Иванович

Родился 25 марта  ( 7 Апреля )  1916 года в селе Васильевка, ныне посёлок Днепропетровской области  ( Украина ), в семье рабочего. В 1930 году окончил 7 классов средней школы. Работал заведующим клубом, бухгалтером в родном селе, в 1936 - 1937 годах начальником вокзала в городе Артёмовск   ( Донецкая область ). С сентября 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Читинскую школу младших авиационных специалистов. В 1938 - 1940 годах служил мотористом Батайской военной авиационной школы лётчиков. В 1941 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней же лётчиком - инструктором. В 1943 - 1946 годах был лётчиком 4-го запасного авиационного полка  ( Приволжский и Харьковский военные округа ), где занимался переучиванием лётчиков на истребители Як-7 и Ла-5.

Участник Великой Отечественной войны с октября 1944 года по декабрь 1944 года. Проходил боевую стажировку в должности командира звена 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 2-й Украинский фронт ). Совершил 21 боевой вылет на истребителе Ла-5, провёл 20 воздушных боёв, в составе группы сбил 2 самолёта противника  ( по другим источникам имел 5 побед ).

С марта 1946 года служил в строевых частях ВВС  ( Московский военный округ ), командовал звеном, был штурманом авиаэскадрильи.

Участник вооружённого конфликта на территории Кореи с марта 1951 года по январь 1952 года. Командир 1-й эскадрильи 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан Г. И. Гесь показал лучшие качества военного лётчика. За 2,5 месяца работы он успешно выполнил 55 боевых вылетов, провёл 17 групповых боёв, лично сбил 4 самолёта противника.

9 апреля 1951 года в 14 часов 10 минут по тревоге в район Ансю вылетели 8 МиГ-15 из состава 1-й эскадрильи 176-го Гвардейского ИАП и вскоре обнаружила группу из 4 бомбардировщиков В-26, которые бомбили станцию. В атаку на бомбардировщики были направлены пары Гвардии капитанов Г. И. Геся и С. П. Субботина, которые атаковали одиночные бомбардировщики В-26 и 2 из них поразили. Причём В-26 с № 44-34447 из состава 729-й БАЭ 452-го БАКР на базу не вернулся и упал в районе горы Батодзан  ( 10 - 15 км юго - восточнее Ансю ). Другой В-26 с № 44-34547 и этого же 452-го БАКР, видимо, повреждённый огнём Субботина, хоть и вернулся на свою базу, но был списан из-за нанесенных ему тяжёлых повреждений. Эти 2 В-26 стали единственными потерями, которые подтвердило командование 5-го ВФ США за этот день боёв, потерю своего F-86 и самолёта - разведчика RB-45 американцы до сих пор не подтверждают.

Крупное сражение разыгралось 12 апреля 1951 года в районе моста через реку Ялуцзян между Аньдунем и Синыйджу, в котором участвовало более 100 самолётов с обеих сторон. Ранним утром с баз Окинавы были подняты в воздух 39 бомбардировщиков В-29  ( по нашим данным - 48 ): 8 В-29 были из 19-й БАГ, 12 В-29 из 307-й БАГ и ещё 19 В-29 из 98-й БАГ. Их непосредственное прикрытие осуществляли 36 F-84Е из 27-й эскортной ИАГ, кроме того, 3 группы "Сейбров" 4-го ИАКР - 18 истребителей осуществляли передовой заслон колонны "Крепостей" и имели задачу сковать боем группы МиГ-15 с Аньдунского аэроузла  ( по нашим данным, было около 40 "Сейбров" ), а также до 20 истребителей F-80 из 49-го ИБАК.

Противник был своевременно обнаружен радиолокационными средствами корпуса, и на отражение его налёта были подняты все боеспособные истребители 324-й дивизии - в воздух последовательно, несколькими группами, ушли 44 МиГ-15.

Атаки "МиГов" оказались довольно эффективны, их жалящие укусы то здесь, то там выбивали из строя очередные бомбардировщики. Истребители прикрытия не были готовы к такой тактике боя и не успевали перехватить многочисленные пары "МиГов", и те успешно прорывались сквозь истребительный заслон и выходили на свою основную цель - В-29.

Атаки второго звена группы капитана Шеберстова оказались убийственны для бомбардировщиков первого "ромба". Паре капитана Г. И. Геся удалось выбить из "ромба" сразу 2-х бомбардировщиков, причём один упал на землю, а второй - подбитый - с дымящимися моторами повернул назад, оба бомбардировщика поразили пушки капитана Г. И. Геся. Вторая пара этого звена также сбила один В-29 - отличился ведущий пары капитан И. А. Сучков.

9 мая 1951 года повезло лётчикам 176-го Гвардейского полка, которые, вылетев в 12 часов 50 минут в район Сингисю группой из 6 экипажей во главе с капитаном К. Я. Шеберстовым, в районе Сенсена перехватили группу из 4 F-80, и в ходе быстротечной атаки капитаны К. Я. Шеберстов и Г. И. Гесь сбили 2 "Шутинг стара", и они оба врезались в землю в районе Тайсю. Один из них - F-80 с № 49-1852 из состава 8-й ИБАГ, его пилот 1-й лейтенант Франк Бэй погиб, а второй был F-80 с № 49-791 из состава 49-й ИБАГ.

Рано утром 20 июня 1951 года командование КНА предприняло попытку высадить десант на остров Симбито, на котором располагалась радиотехническая база противника с мощными РЛС для слежения за действиями лётчиков 64-го ИАК и ОВА. Решено было отбить у противника этот важный остров. Видя, что противник наращивает воздушное присутствие над островом с целью уничтожения десанта, на прикрытие десанта и действий авиации ОВА в воздух в 4:40 ушли 18 экипажей из 176-го Гвардейского ИАП под командованием командира полка Гвардии подполковника С. Ф. Вишнякова.

В 5 часов 5 минуи, подойдя к острову Симбито, лётчики 176-го полка обнаружили 3 восьмёрки поршневых штурмовиков F-51. Первая восьмёрка "Мустангов" вовремя обнаружила "МиГи" и тут же сделала резкий разворот и ушла в глубь моря. Вторая восьмёрка этого уже сделать не смогла, так как на неё уже шла в атаку ведущая шестёрка подполковника Вишнякова. Под огонь Вишнякова попало первое звено "Мустангов", и ему удалось с короткой дистанции сбить один из F-51. В это же время и ведомый Вишнякова лейтенант А. Ф. Головачёв сбил другой "Мустанг" - оба самолёта упали в море недалеко от острова Симбито. Другое звено "Мустангов" успело уйти от атаки пары капитана Н. М. Гончарова в сторону моря и не пострадала.

В то же самое время шестёрка капитана К. Я. Шеберстова атаковала третью восьмёрку F-51, и Шеберстову, а также капитану Гесю удалось сбить ещё 2 "Мустанга". Действительно, в этой атаке серьёзные повреждения получил и самолёт капитана Г. И. Геся, так как обломки сбитого им "Мустанга" попали в его самолёт, заклинили рули глубины, повредили плоскость "МиГа" и часть стабилизатора.

Подбитым Гесь стал выходить из боя, в это время их пару стала атаковать подошедшая к району боя группа F-86. Одна из пар решила добить подбитый "МиГ", но на их пути стал ведомый Геся старший лейтенант Г. А. Николаев, он своей атакой сорвал намерения противника, но сам попал под удар другого "Сейбра": пули "Сейбра" попали в кабину лётчика, разбили ему фонарь, самолёт получил 8 пробоин, а осколками плексигласа Николаев был ранен в лицо.

Оба лётчика, прикрываемые другими "МиГами", благополучно сели в Аньдуне, и Николаева тут же отправили в санчасть. Ранение оказалось неопасным. Проведя с "Сейбрами" короткий и безрезультатный бой, обе стороны вышли из боя.

Поединок МиГ-15 и F-86

10 сентября 1951 года группа из 16 "МиГов" 176-го Гвардейского ИАП встретила 24 F-80, и последние тут же ретировались в залив, потеряв при этом один "Шутинг стар", который сбил капитан Г. И. Гесь. Тут же была обнаружена группа из 8 "Метеоров", которые, видимо, сопровождали эту группу F-80. Они также попали под удар "МиГов", и тот же Гесь сбивает один из "Метеоров", а другие спешно покидают поле боя.

Однажды, после одного из боёв капитан Г. И. Гесь доложил, что сбил очередной американский самолёт. По его словам, он вёл огонь с короткой дистанции и машина противника взорвалась в воздухе. Это подтвердили другие лётчики, участвующие в схватке. Однако пленка фотопулемёта, работавшего синхронно с пушками, не могла служить доказательством результативной атаки. Бой проходил в большом диапазоне высот, стекло фотопулемёта при пикировании запотело, снимок получился размытым.

Командование оказалось в затруднении. Не решалось доложить в вышестоящий штаб об уничтоженном самолёте, хотя верило Гесю и его товарищам. Сомнения рассеял механник, производивший послеполётный осмотр истребителя. В крыле своего "МиГа" Гесь "привёз" кусок снаряжённой ленты пулемёта "Кольт - Браунинг" со взорвавшегося в воздухе самолёта противника.

Стабилизатор МиГ-15 Геся после столкновения с Р-51.

Всего он выполнил около 120 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 8 самолётов противника.

20 июня 1951 года Гесь атаковал группу поршневых штурмовиков F-51 "Мустанг". С небольшой дистанции он открыл огонь и сбил самолёт противника, но не успел отвернуть и столкнулся с обломками падающего "Мустанга". В результате на его "МиГе" заклинило стабилизатор, и он потерял управляемость в вертикальной плоскости. Оставалось катапультироваться, но Григорий Гесь решил спасти самолёт и произвести посадку с отказавшим управлением на свой аэродром. О своём решении он сообщил на КП, и после некоторых колебаний руководитель полётов разрешил ему произвести аварийную посадку.

Проявив всё своё мастерство и мужество, Гвардии капитан Г. И. Гесь сумел посадить и спасти самолёт. За этот героический подвиг Григорий Иванович Гесь командованием дивизии был представлен к званию Героя.

Г.И.Гесь

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года Гвардии капитан Гесь Григорий Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 10871 ).

По возвращении в Советский Союз, Григорий Иванович продолжил службу в ВВС. С апреля 1952 года служил в строевых частях авиации ПВО. В 1953 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы  ( город Таганрог ). Был штурманом авиаэскадрильи, помощником командира истребительного авиаполка по огневой и тактической подготовке. С 1957 года Гвардии майор Г. И. Гесь - в запасе. Жил в городе Электросталь Московской области. С 1965 года работал кочегаром - оператором котельной книжной фабрики № 1 в городе Электросталь. Умер 7 января 1968 года.

Награждён орденами: Ленина  ( 2.06.1951 г. и 10.10.1951 г. ), Красной Звезды  ( 23.02.1945, 29.04.1954, 26.10.1955 гг. ); медалями, китайской медалью.



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz