Иванов Лев Николаевич - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Иванов Лев Николаевич

Иванов Лев Николаевич

Родился в 1923 году в городе Иваново. Окончил 10 классов средней школы и аэроклуб. В 1941 году направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1943 году. По ноябрь 1949 года работал в ней лётчиком - инструктором.

С апреля по конец декабря 1951 года принимал участие в Корейской войне 1950 - 1953 годов. Служил в составе 196-го истребительного авиационного полка. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи по лётной подготовке. Совершил 186 боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, в которых лично сбил 7 самолётов противника.

Вспоминает бывший командир 196-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза полковник Е. Г. Пепеляев:

- О некоторых лётчиках своего и особенно 176-го Гвардейского полка могу сказать, что, случалось, им приписывали победы, приписывали и геройство. Хочу сказать, что такие лётчики 196-го авиаполка, как заместитель командира полка майор А. Митусов, командиры эскадрилий Б. Бокач, Н. Шеламонов, командиры звеньев Л. Иванов, И. Заплавнев, В. Алфеев - настоящие труженники войны и мастера воздушного боя, остались в тени из-за своей скромности. Эти лётчики сделали по 150 - 180 боевых вылетов, провели до 50 воздушных боёв, сбили по нескольку американских самолетов...

Как-то в конце лета 1951 года я получил приказ выделить опытного лётчика, летающего днём и ночью, чтобы на самолёте Як-11  ( двухместный учебно - тренировочный самолёт ), доставить кровь для переливания раненому лётчику. В воздушном бою был сбит МиГ-15 соседней дивизии. Лётчик был ранен, катапультировался и приземлился недалеко от ВПУ  ( вспомогательного командного пункта ), в районе города Ансю КНДР. На ВПУ находился врач, который оказал ему первую помощь и попросил для его спасения кровь нужной группы.

Для этой цели нам и дали Як-11. Самолёт подготовили, и перед сумерками, когда была мала вероятность встречи с истребителями противника, опытный лётчик 196-го ИАП капитан Л. Н. Иванов взлетел с начальником парашютно - десантной службы капитаном Коротковым с необходимым запасом нужной крови. Полёт в район ВПУ выполнялся на малой высоте. В заданном районе с высоты 500 - 600 метров парашютист Коротков с ценным грузом покинул самолёт и приземлился в заданной точке. Капитан Л. Н. Иванов в сумерках возвратился на свой аэродром. Самолёт Як-11 возвратили хозяевам с благодарностью. Нужная кровь была использована по назначению для раненого лётчика, который в дальнейшем благополучно поправился и продолжил боевые действия...  [ По данным И. А. Сейдова, двухместный полковой самолёт связи Як-11 пилотировал начальник ВСС 303-й ИАД капитан А. А. Калюжный, а в задней кабине сидел начальник парашютной службы дивизии, мастер парашютного спорта полковник Свобода, у которого была фляга с нужной кровью. Во время полёта на низкой высоте у Калюжного была встреча с 8 F-86, но он ускользнул от них и точно вышел в район госпиталя, где был выложен простынями белый крест. Сделав "горку" над госпиталем и набрав высоту, он выбросил на парашюте полковника Свободу, который благополучно приземлился в районе госпиталя и своевременно доставил врачам кровь нужной группы, и тем самым была спасена жизнь нашего лётчика. Капитан Калюжный благополучно вернулся в Мяогоу, и за этот рисковый полёт ему было присвоено внеочередное воинское звание "Майор", а полковнику Свободе был вручен орден Красного Знамени за прыжок, спасший жизнь человеку. А вот прикрывала его четвёрка МиГ-15 из 196-го ИАП под командованием капитана Л. Н. Иванова. ]

Я точно знаю, что командир 324-й истребительной дивизии трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял 6 лётчиков моего полка к званию Героя Советского Союза: Алексея Митусова, Бориса Бокача, Владимира Алфеева, Ивана Заплавнева, Льва Иванова и Бориса Абакумова. Эти лётчики сбили по 7 - 8 американских самолётов, а некоторые из них и по 2 - 3 немецких самолёта в Великую Отечественную войну.

Возвратившись с Корейской войны в Советский Союз, 324-я авиационная дивизия вошла в состав войск ПВО страны. Генерал - лейтенант авиации Савицкий будучи командующим авиацией ПВО часто наведывался в 196-й авиаполк. Нам уже было известно, что после убытия из Кореи наши сменщики, то есть лётчики 97-й истребительной авиадивизии несли большие потери, и американцы свободно ходили над аэродромом Андунь. Генерал Савицкий никак не хотел смириться с тем, что авиаполки ПВО воюют хуже, чем лётчики ВВС, поэтому его команда стремилась всячески принизить успехи лётчиков 324-й авиадивизии, бывшей дивизии ВВС в Кубинке... Препятствия Савицкого в достойном награждении лётчиков 196-го авиаполка за боевую работу были значительны. Из 6 лётчиков, представленных к званию Героя, пропустил только меня. Многие лётчики за боевые вылеты, воздушные бои и победы по нормам Отечественной войны заслуживали высшие боевые ордена, а их наградили лишь орденами Красной Звезды. Мне лично рассказывал И. Н. Кожедуб, что все представления, которые он написал на лётчиков 196-го ИАП, не пропустил выше именно генерал Савицкий.

Самого Савицкого давно нет, да и нет многих лётчиков, заслуживших награды в Корее. Это уже история. А всё - таки обидно за несправедливость, которая существовала и существует в нашей жизни до сего времени.

После возвращение в Советский Союз Л. Н. Иванов продолжал служить в ВВС и ПВО. В 1956 году сбил 2 шара - разведчика, запущенные со стороны Финляндии. С июня 1961 года подполковник Л. Н. Иванов - в запасе. Проживал в Москве.

*     *     *
Группа советских лётчиков.

Слева направо, верхний ряд: Н. К. Кирисов, А. И. Митусов и Н. А. Колпаков.
Нижний ряд слева направо: Е. Н. Самусин, Л. Н. Иванов, Ф. Т. Юшин, А. Д. Литвинюк,
В. И. Иовлев, В. И. Иштокин, А. М. Достоевский и А. П. Овчинников - все они стали
участниками воздушного парада над Москвой 1953 года.
*     *     *
Л.Н.Иванов

4 апреля 1951 года в 7 часов утра на боевое задание ушла восьмёрка "МиГов" из состава 1-й АЭ 196-го ИАП под командованием капитана Н. А. Антипова. В районе Сенсена они встретили группу из 12 F-86 и вступили с ними в бой. В ходе этого боя лётчику 334-й АЭ майору Эдварду К. Флечеру удалось подбить самолёт старшего лейтенанта В. Ф. Калмыкова, которому пришлось совершить вынужденную посадку на территории Северной Кореи, - лётчик отделался легкими ушибами, а самолёт вскоре восстановили. Правда, и лётчики 196-го полка не остались в долгу, и капитану Л. Н. Иванову удалось удачно атаковать звено "Сейбров" и поразить один из них, и он подбитым вышел из боя.

Большое воздушное сражению разыгралось 12 апреля 1951 годжа в районе моста через реку Ялуцзян между Аньдунем и Синыйджу, в котором участвовало более 100 самолётов с обеих сторон. Ранним утром с баз Окинавы были подняты в воздух 39 бомбардировщиков В-29  ( по нашим данным - 48 ). Их непосредственное прикрытие осуществляли 36 F-84Е из 27-й эскортной ИАГ, кроме того, 18 F-86 из 4-го ИАКР осуществляли передовой заслон колонны "Крепостей" и имели задачу сковать боем группы "МиГов" с Аньдунского аэроузла, а также до 20 истребителей F-80 из 49-го ИБАК. Противник был своевременно обнаружен радиолокационными средствами корпуса, и на отражение его налета были подняты все боеспособные истребители 324-й дивизии - в воздух последовательно, несколькими группами, ушли 44 МиГ-15.

Первыми на отражение этого крупного соединения бомбардировщиков были подняты лётчики 196-го ИАП. Сначала по тревоге в 8:55 в воздух ушла группа из 8 "МиГов" 3-й АЭ под командованием старшего лейтенанта Н. К. Шеломонова, а через минуту с аэродрома Аньдун ушла в воздух шестёрка "МиГов" 1-й АЭ под командованием капитана П. Ф. Ткацкого. Когда группа Ткацкого прибыла в район Тецузана, то обнаружила на подходе 2 звена бомбардировщиков В-29, которые сопровождали 8 F-80. Доложив ведущему об обнаруженном противнике, капитан Л. Н. Иванов решил своей парой ударить по бомбардировщикам. Для этого он обошёл стороной передовое звено "Шутов" и ударил сверху по переднему "ромбу" В-29. Иванову на большой скорости удалось сблизиться на короткое расстояние с "Крепостью" и в упор расстрелять её. Б-29 загорелся, вывалился из строя и развернулся в сторону залива. Но уйти ему не удалось, так как подоспевший ведомый Иванова старший лейтенант А. M. Кочегаров добил его мощной очередью, и бомбардировщик врезался в землю.

12 сентября 1951 года противник предпринял крупный налёт силами двух ИБАГ. В воздух были подняты две авиадивизии корпуса, которыми лично руководил в воздухе командир корпуса генерал Лобов. Против 150 самолётов противника было поднято 80 МиГ-15 из состава 5-ти полков корпуса. Встреча с противником и последующий бой состоялся между 16 и 17 часами дня в районе Сюкусен - Дзюнсен.

В этом бою лётчики 196-го ИАП сбили 4 штурмовика: 3 F-80 записали на свой счёт капитаны Н. К. Шеломонов и замполит 1-й эскадрильи Л. Н. Иванов, а также старший лейтенант А. Д. Рыжков; капитан Б. В. Бокач сбил один F-84.

2 октября 1951 года, во второй половине дня, в период с 15:00 по 16:00 командование 5-го ВФ США предприняло налёт на наземные цели в районе Ансю. На отражение этого налёта были подняты группы "МиГов" всех 3-х полков 303-й МАД. На этот раз повезло встретить противника лётчикам 3-й аэ 17-го ИАП, которые в составе общей группы из 24 машин совершали перехват противника в районе Ансю. Они первыми обнаружили 8 самолётов противника, которые опознали как F-80, и пошли в атаку на эту группу.

Американские пилоты, попавшие под удар "МиГов", вызвали помощь в виде 3-х звеньев F-86, которые атаковали самолёты 17-го полка. В 15:16 в районе Тэйсю на высоте 9000 метров при ведении воздушного боя с этими "Сейбрами" самолёт, пилотируемый командиром звена капитаном И. Н. Морозовым, сзади сверху с дистанции 200 - 300 метров был атакован парой F-86. В результате атаки самолёт МиГ-15 загорелся и упал в 5 км юго - восточнее Ододо, что 24 км северо - восточнее Сенсен. Лётчик Морозов Иван Николаевич погиб.

На помощь лётчикам 17-го ИАП пришли их товарищи из состава 18-го Гвардейского ИАП под командованием подполковника А. П. Сморчкова и группа "МиГов" 196-го ИАП, которые атаковали группы "Сейбров", дав возможность лётчикам 17-го полка выйти из боя. В этом бою наши лётчики заявили о сбитии 3 F-86, которые записали на счёт подполковника А. П. Сморчкова, старшего лейтенанта Л. К. Щукина и капитана Л. Н. Иванова из 196-го ИАП - у наших лётчиков потерь в этом бою не было.

По заявлению американцев, в этот день лётчики 4-го ИАКР сбили 6 "МиГов". Но полки 64-го корпуса в этот день потеряли всего 2 машины и одного пилота. Скорее всего, самолёт капитана Морозова из 17-го ИАП сбил капитан Джордж Данн из 334-й АЭ, а 1-й лейтенант Ллойд Томсон из 336-й АЭ повредил самолет майора Пулова. Остальные победы пилотов "Сейбров" подтверждения не имеют. В свою очередь штаб 5-го ВФ подтверждает потерю 1 RF-80 и 1 F-84 в этот день и повреждение в бою с "МиГами" F-86Е который, видимо, подбил Щукин из 18-го Гвардейского ИАП и которому удалось вернуться на свою базу, где этот "Сейбр" был вскоре отремонтирован.

( Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год. )



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz