Иванов Николай Иванович

В детстве Николай Иванов о работе лётчика не помышлял, но к 18-ти годам уже влюбился в авиацию и в 1941 году поступил в Сталинградскую школу пилотов. В 1943 году, закончив обучение, был направлен в запасной авиаполк, в Саратов.

Наконец, после долгих мытарств, Николай получил направление под Смоленск, в 149-й авиаполк 323-й дивизии Резерва ВГК, 1-й Воздушной армии Громова. До конца 1943 года совершил 21 боевой вылет, провёл 16 боёв, одержал 2 победы и сам был сбит.

Зимой 1943 - 1944 годов нелётная погода приковала и нашу, и вражескую авиацию к земле, а к лету 1944 года дивизия вошла в 16-ю Воздушную армию Генерала Руденко и участвовала в Бобруйской операции. Николай много летал, набираясь опыта от своего ведущего, Героя Советского Союза Старшего лейтенанта Арсения Морозова   ( он погиб 24 Июля 1944 года ). По завершении Бобруйской операции дивизия перешла в 4-ю Воздушную армию, где принимала участие в освобождении Польши.

16 февраля 1945 года Старший лейтенант Н. И. Иванов снова был сбит и сильно обгоревший выпрыгнул с парашютом. Его доставили в Москву, в Центральный авиационный госпиталь. Операция спасла повреждённые глаза, но врачи дружно считали, что летать Николай больше не будет. Однако его настойчивость оказалась сильнее - он добился разрешения на полёты и был направлен в Учебный Центр ДОСААФ в Вязниках. Затем Николай попал в 726-й истребительный авиаполк, которому вскоре предстояло освоить новые МиГ-15 и отправиться в так называемую "Правительственную командировку"...

В Марте 1952 года 726-й ИАП получил приказ к перебазированию и уже с 20 Апреля дивизия начала активную подготовку к боевым действиям. 5 Июля полки дивизии перелетели на аэродромы первой линии Аньдун и Дапу, а 16 Июля пилоты провели первый результативный бой с "Сейбрами", сбив одну машину.

F-86 майора Феликса Эслы.
Истребитель F-86 "Сейбр" майора Феликса Эслы.

1 Августа 1952 года Николай Иванов открыл счёт своих побед, сбив сразу 2 самолёта, в том числе F-86 Майора Феликса Эслы, имевшего на счету уже 4 официальные победы.

20 Августа, участвуя в сложном бою с "Тандерджетами", прикрытыми "Сейбрами", Николай одержал свою 3-ю победу.

Однако, он вёл огонь с близкой дистанции под большим ракурсом и момент поражения цели на плёнку фотопулемёта не попал. Сбитый им самолёт зачислили на счёт всего полка.

5 Сентября Капитан Н. И. Иванов одержал очередную победу над "Сейбром", которую ему опять не засчитали - самолёт упал в залив. Вскоре Николаю присвоили звание Майор и наградили орденом Ленина.

МиГ-15 Капитана Н. И. Иванова.

Огромное нервное напряжение вскоре разбудило старые раны и Николая отправили в госпиталь. Откуда он вернулся в самом конце войны. 16 Июля 1953 года, выполнив свой последний боевой вылет, Н. И. Иванов повредил ещё один самолёт.

МиГ-15 Иванова
МиГ-15бис Н. И. Иванова.  726-й ИАП, Июль 1953 года.

Всего в небе двух войн Николай Иванов выполнил 178 боевых вылетов - 128 в Великую Отечественную и 50 в Корее, лично сбил 4 FW-190, 2 Не-111 и 3 F-86  ( ещё 3 победы в небе Кореи не получили официального подтверждения ).

По возвращении в Союз освоил МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ, окончил Военно - Воздушную академию. Как опытный истребитель, он часто вывозил молодых лётчиков на отработку пилотажа и, особенно, крутой спирали.

Николай Иванов продолжал летать до 1957 года, когда по состоянию здоровья был вынужден оставить лётную работу. Но с авиацией не распрощался и работал старшим инструктором и лётчиком - методистом в Учебном Центре ДОСААФ Ярославля.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и другими.

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта Н. И. Иванова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1??.09.1943 г.1  FW-190р-н ЕльниЯк-7, Як-9.
2??.09.1943 г.1  Не-111р-н Ельни
303.02.1944 г.1  FW-190Быхов

      Всего сбитых самолётов - 6  [ 3 ];  боевых вылетов - 128.

Также в 1944 году сбил лично 1 Не-111 и 2 FW-190   ( даты побед не установлены ).

Линия

Подробную статью о Н. И. Иванове читайте на сайте "www.airforce.ru".


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2013 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz