Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Корниенко Николай Лукич

Корниенко Николай Лукич

Родился в 1921 году. Летать учился в аэроклубе. С 17 декабря 1940 года в рядах Красной Армии. В августе 1942 года окончил Армавирскую военную авиационную школу пилотов и был направлен в 22-й ЗАП.

С мая 1943 года лейтенант Н. Л. Корниенко на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в составе 1798-го ИАП и 18-го Гвардейского ИАП на Западном и 3-м Белорусском фронтах, летал на Як-9 и Як-3.

К маю 1945 года выполнил 170 успешных боевых вылетов. Проведя 50 воздушных боёв, лично сбил 5 самолётов противника.

Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1953 годов в должности заместителя командира эскадрильи 18-го Гвардейского ИАП   ( 303-я ИАД, 64-й ИАК ). Гвардии капитан Н. Л. Корниенко выполнил 186 боевых вылетов, в 50 воздушных боях лично сбил 5 самолётов ВВС США.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 2-й степени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Список побед Гвардии лейтенанта Н. Л. Корниенко в ВОВ:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
115.01.1945 г.1  FW-190северо - западнее ГумбинненЯк-9, Як-1.
216.01.1945 г.1  FW-190Хенскишкен
315.02.1945 г.1  FW-190севернее Бальга
409.04.1945 г.1  FW-190Видиттен
513.04.1945 г.1  FW-190Зоргенау

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 170;   воздушных боёв - 50.

*     *     *

Эпизоды из боевой деятельности Н. Л. Корниенко в Корее.

23 октября 1951 года последовал очередной мощный налёт американских В-29, целью которого были северокорейские аэродромы Тайсен и Намси. Этот налёт "Крепостей" прикрывался крупным нарядом истребителей 4-го ИАКР и 49-го и 136-го ИБАКР. По данным советских лётчиков, в этом налёте участвовало от 22 до 28 бомбардировщиков В-29 под прикрытием наряда истребителей, количество которых доходило до 100 машин. В отражении налета участвовало 58 истребителей МиГ-15 из 303-й ИАД, которые составляли первый эшелон корпуса и должны были нанести удар по соединению противника, и 26 "МиГов" 324-й ИАД, которые составляли второй эшелон корпуса, задачей которых было наращивание сил и прикрытие выхода из боя лётчиков 303-й ИАД. Однако американцы заявляют, что в этом налёте на аэродром Намси участвовало всего 8 бомбардировщиков В-29 из 307-й БАГ САК под прикрытием 55 F-84 и 34 F-86 и что они подверглись атаке только 44 "МиГов". Американские данные сильно разнятся с советскими данными. Явно было только одно: что противник превосходил силы корпуса.

Налёт осуществлялся рано утром  ( 8:35 - 9:05 ), над целью и всем районом этой части Северной Кореи была мощная облачность до 10 баллов. Лётчики дивизии были в готовности № 1, сидели в кабинах своих "МиГов" и ждали команды на вылет, так как операторы советских РЛС уже давно засекли эту армаду самолётов противника и своевременно известили наше командование об их приближении. В воздух по тревоге были подняты все 3 полка 303-й ИАД, а 324-я ИАД осталась в резерве на аэродроме Аньдун для усиления в случае необходимости.

Боевой порядок 303-й ИАД состоял из ударной и прикрывающей групп, следующих в колонне полков в пределах визуальной видимости. В ударную группу входили 18-й и 523-й полки, а в прикрывающую - 17-й полк. Старшим дивизионной группы был подполковник А. П. Сморчков.

В 8 часов 40 минут следовавший во главе ударной группы 18-й ГвИАП в составе 20 экипажей в районе 20 - 25 км восточнее Гисю на встречных курсах встретил истребительный заслон, состоящий почти из 40 истребителей F-86. Одновременно с этим впереди и слева на высоте 5000 метров была обнаружена группа из 8 бомбардировщиков В-29, следовавших в боевом порядке "фронт", которые непосредственно прикрывали ещё около 30 истребителей F-84.

Оценив обстановку, подполковник Сморчков дал команду 1-й и 3-й АЭ  ( 14 экипажей )  полка связать боем "Сейбров", а сам во главе шестёрки "МиГов" из состава 2-й аэ атаковал строй бомбардировщиков.

Разбившись на пары, эта шестёрка на большой скорости пошла в атаку на "Крепости". Хотя их словно мухи облепили со всех сторон "Тандерджеты", они проскочили их, и те ничего не могли поделать с "МиГами", так как скорость у них была большей. Ведущий полка подполковник А. П. Сморчков, как и в предыдущем бою, вновь сбил один В-29, а капитан Н. Л. Корниенко - другую "Крепость". Строй В-29 был нарушен, и истребители прикрытия, вновь не справившись со своей задачей, начали сбрасывать бомбы и разворачиваться в сторону моря...

25 октября 1951 года крупных боёв не было. Однако в районе Ансю появились группы штурмовиков F-80 под прикрытием "Сейбров", а с моря, восточнее Ансю, действовала палубная авиация ВМС США. На перехват этих групп самолётов противника были направлены группы "МиГов" из 18-го ГвИАП и 17-го ИАП. Лётчики 18-го Гвардейского ИАП разогнали в районе Сюкусен несколько мелких групп штурмовиков, сбив один F-80, и без потерь вернулись на аэродром.  [ Вместо опознанных нашими лётчиками F-80 в налёте могли участвовать и палубные "Бэнши", поэтому сбитый капитаном Н. Л. Корниенко самолёт мог быть "Бэнши" с № 124959 из состава VF-172, пилот которого, Роберт Досс, был спасён ПСС США, которого американцы отметили потерянным день спустя. Либо это был действительно F-80 из состава 25-й АЭ 51-й ИБАГ, который также был потерян 25 октября. ]

Последний воздушный бой в октябре провели лётчики 18-го ГвИАП, которые по наведению с КП встретились во второй половине дня 30 октября в районе Дзюнсен с 36 F-84, которые выполняли роль демонстративной группы для отвлечения наших лётчиков от основных сил, работающих внизу по наземным целям. Завязался упорный воздушный бой, в котором обе стороны померялись силами в технике пилотирования. Вот как этот бой описал его участник Лев Кириллович Щукин:

"Иногда доходило до того, что на отдельных участках горизонтальных и вертикальных маневров от перегрузок темнело в глазах. Естественно, моё звено распалось на пары, а в парах боевой порядок стал более плотным, а это почти исключает возможность использования огня ведомых. Изрядно попотев, мне с ведомым cтаршим лейтенантом А. А. Астаповским удалось на вертикали подрезать маневр и выйти на дистанцию в 150 метров одному "Тандерджету" в хвост - огонь был точен. В этом бою был сбит ещё один F-84, который сбил капитан Н. Л. Корниенко. Однако и 2 наших лётчика, cтаршие лейтенанты Б. П. Сапожников и И. А. Горский, привезли по нескольку пробоин в своих самолётах".

На самом деле в этом вылете лётчики 18-го ГвИАП перехватили группу F-80 из состава 51-й ИБАГ и группу F-84 из 136-го ИБАКР, которые прикрывали разведывательную миссию разведчика RF-80 из состава 45-й ТРАЭ, и Щукину удалось сбить сам самолёт - разведчик RF-80 с № 44-84849, а его пилот Гранд Мэдсен при этом погиб. Ещё один F-80 с № 49-805 из 25-й АЭ 51-й ИБАГ сбил Капитан Н. Л. Корниенко, а его пилот Говард Уилсон также погиб. Был также поврежден ещё один F-80 с № 49-1823 из той же 25-й АЭ, но его пилоту удалось довести свой подбитый самолёт до своей базы, где он катапультировался. Кто из лётчиков 18-го ГвИАП мог его подбить, пока выяснить не удалось.

( Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год. )



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz