Крамаренко Сергей Макарович. Мы сбили 1300 американских самолётов - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

"Мы сбили 1300 американских самолётов"

Коммерсантъ ВЛАСТЬ  ( Андрей Иванов, Александр Воронцов )

Сергей Крамаренко

Историческая встреча президентов двух Корей состоялась накануне знаменательной даты - 25 июня исполняется 50 лет с начала корейской войны. О событиях тех лет рассказывает её участник - Герой Советского Союза генерал - майор Сергей Крамаренко.


- Как вы попали на Корейскую войну ?

В 1950 году я служил командиром звена на аэродроме в подмосковной Кубинке. Во время Первомайского военного парада мы показали над Красной площадью наш новый истребитель МиГ-15. А в октябре к нам в Кубинку приехал заместитель командующего ВВС Московского округа. "Американская авиация бомбит Северную Корею, стирает с лица земли целые города, сжигает напалмом деревни, - сказал он. - Правительство разрешило выезд в Корею лётчиков - добровольцев с самолётами. Кто желает ?".   Захотели все. Но отобрали в основном тех, кто уже воевал в Великую Отечественную.

Наши МиГ-15 разобрали, погрузили в товарные вагоны, и через 7 дней добрались до Маньчжурии. Здесь по ночам ехали с потушенными огнями и зашторенными окнами: опасались обстрелов со стороны хунхузов - китайских бандитов. Прибыли в Дунфын на бывший японский аэродром. Собрали самолёты и стали тренироваться - мы всё - таки 5 лет не воевали, необходимо было восстановить боевые навыки. Параллельно обучали корейских лётчиков.

Через 2 месяца мы передали корейцам свои самолёты и переехали в город Даньдун, в 10 километрах от реки Ялуцзян, разделяющей Китай и Северную Корею. Там нас ждали новые самолёты. Разместились в бывших японских казармах. И начались боевые вылеты.

- Какие задачи стояли перед вами ?

Мы подчинялись только советскому командованию. Вылетали по сигналам РЛС, которые сообщали о приближении американских самолётов. Наша основная задача была не столько сбивать их, сколько мешать им бомбить. Поэтому наши самолёты даже не имели маскировочной окраски - блестели на солнце, как алюминиевые кастрюли, видно их было издалека. Это был сигнал американцам: мы приближаемся.

Поначалу мы пытались скрывать свою принадлежность к советским ВВС. Летали в китайской униформе, с корейскими опознавательными знаками. Так и говорили: "Форма китайская, знаки корейские, душа русская". Одно время нас заставляли даже переговоры в воздухе вести по - корейски. Писали на планшете основные фразы и команды. Надо скомандовать, что поворачиваем налево, - читаешь соответствующую запись. Тебе отвечают по - корейски - ты ищешь в своей бумажке, что это значит. Это было очень неудобно, так что скоро пришлось от этого отказаться и говорить по - русски. Американцы записывали все наши разговоры. Но их командование предпочитало помалкивать о том, что они воюют с советскими лётчиками.

- Согласно американским данным, советские потери были в несколько раз больше американских...

Это не так. За всю войну мы сбили 1300 американских самолётов, в том числе около 200 бомбардировщиков В-29, то есть примерно треть общего парка. В то время В-29 были единственными средствами доставки атомных бомб. Не исключено, что именно выявившаяся в Корейской войне уязвимость В-29 заставила США отказаться от планов нападения на СССР в 1953 году. Но официально американцы никогда не признавали этих потерь. Мы же потеряли только 330 машин и 135 пилотов.

Бомбардировщик В-29
Американский тяжёлый бомбардировщик В-29

11 апреля 1951 года вообще стало чёрным днём американской авиации. В тот день по приказу полковника Кожедуба, героя Отечественной войны, мы вылетели на перехват большой группы В-29. Американцы называли их "летающая крепость", а мы - "летающий сарай", потому что они горели, как сараи. В той группе было 48 бомбовозов В-29 под прикрытием 200 реактивных истребителей.


Сблизились до 800 метров и атаковали, воспользовавшись тем, что американцы могли стрелять лишь с 400 метров.

У МиГ-15 одна 37-миллиметровая пушка и две 23-миллиметровые. От попадания одного 37-миллиметрового снаряда получалась дыра площадью 2 квадратных метра. От неожиданности американцы не успели организовать защиту, и с первой атаки мы подожгли 8 "крепостей". Потом ещё 4. Всё небо было покрыто парашютистами - в каждом В-29 по 10 - 12 человек команды. В общем, бомбёжку мы им сорвали. Потом выяснилось, что при посадке у них разбились ещё 4 повреждённых В-29. А я тогда атаковал истребители прикрытия. Один сбил.

Ещё один памятный бой. Мы увидели, как американцы атаковали железнодорожную станцию. Мы пролетали выше, оказались в выгодной позиции. Я сбил двух. Американцы рассыпались. Смотрю, один улетает, такой беззащитный. И я не стал его сбивать - понял, что это молодые мальчишки, воевать совсем не умеют. Пусть летит, расскажет, как их побили.

- Ненависти к американцам не было ?

Нет. Вообще, это была совсем не та война, что с Германией. Это были схватки не людей, а машин. Мы воспринимали бои как спортивные поединки. Да и преследовать американцев за линию фронта или за пределы суши нам не разрешали.

Советский пилот в кабине МиГ-15
Пилот в кабине истребителя МиГ-15, Корея.

Американцы тоже на рожон не лезли. Им ведь платили за каждый вылет, они были заинтересованы в том, чтобы вернуться живыми и получить свои деньги. Правда, иногда можно было нарваться и на отчаянных. Один раз я атаковал их командира крыла, полка по - нашему. А его у американцев всегда охраняли два ведомых. Навалились на меня все трое. Ну, думаю, конец. Нырнул в огромное облако, ушёл влево и потом вверх. Смотрю, они тоже полезли за мной в облако и ищут меня.

Они разделились - один влево, два вправо. Одного я сбил, тут остальные двое подоспели. Пришлось срочно улепётывать. А там недалеко была граница с Китаем, водохранилище и ГЭС, которую охраняли китайские зенитчики. Ну, думаю, полечу к ним, они меня прикроют. А зенитчики меня за американца приняли, открыли заградительный огонь. Впереди разрывы, сзади - два американца. Пришлось рискнуть - рванул прямо в разрывы. Проскочил, американцы отстали.

Но один раз меня всё же сбили. Приземлился на парашюте, иду, не знаю, где я. Слышу скрип телеги - смотрю, корейский крестьянин. Я ему заученную корейскую фразу: "Я советский лётчик, помогаю народной армии Кореи сражаться с американскими империалистами"...

Но он ничего не понимает. Пришлось объясняться почти междометиями: "Ким Ир Сен - хорошо" и так далее. Только тогда он понял. Отвёз в деревню, накормил.

- Для вас эта война была лёгкой ?

Нет, конечно. В первый год соотношение потерь было 1 к 10 в нашу пользу. Но потом и американцы научились воевать. Они буквально висели над нашим аэродромом в Китае и сбивали наших на взлёте и посадке. И боевого опыта они набрались. А у нас новых лётчиков вводили в строй неграмотно: меняли весь состав полностью и новичков без прикрытия "стариков" бросали в бой. К тому же почему - то стали присылать лётчиков из ПВО, они вообще не умели сражаться с истребителями. Поэтому в 1953 году соотношение потерь стало уже 1 к 2...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.