Герой Советского Союза Александр Куманичкин - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Дополнительная информация о А. С. Куманичкине

Вернувшись в полк после ранения, я чаще всего летал ведомым в паре с Куманичкиным, и он сбил со мной 12 немецких самолётов. Считаю своим долгом подробнее рассказать об этом талантливейшем лётчике и командире.

Куманичкин был старше меня на 3 года, но самым главным сейчас представляется то, что аэроклуб Пролетарского района Москвы он окончил за 3 года до войны, в 1938 году. Через год он закончил Борисоглебское авиационное училище лётчиков-истребителей и в числе лучших был оставлен в училище инструктором. Почти 2 года он обучал курсантов полётам, приобрёл большой лётный и методический опыт и к Июню 1941 года был назначен командиром эскадрильи 943-го истребительного авиаполка.

А.С.Куманичкин.

Полк отражал попытки немецкой авиации прорваться к Москве, и за первые месяцы войны Куманичкин приобрёл опыт ведения воздушных боёв с немецкими самолётами на новейших истребителях МиГ-3. После успешного участия в Московской битве полк был переброшен на юг, где выполнял самые разные боевые задачи: прикрывал наши войска, сопровождал бомбардировщики, вёл разведку и штурмовку неприятельских войск. В результате в полку осталось 5 - 6 самолётов МиГ-3, и зимой 1942 года он оказался почти у самого Каспийского моря, откуда двинулся на запад вместе с наступающими частями Красной армии.

Недостаток самолётов и лётчиков вынудил командование вывести часть на переформирование. Полк был выведен в тыл, где пополнился молодыми лётчиками и новейшими тогда самолётами Ла-5. Прибывшие на пополнение из училищ молодые лётчики были прикреплены ведомыми к старым лётчикам полка. К этому времени в полку уже отказались от полётов в составе трёхсамолётных звеньев и перешли к полётам парами.

Закончив получение новой авиатехники и пройдя небольшую лётную тренировку, полк в Апреле 1943 года вылетел в район города Белгорода, где вошёл в состав 8-й Гвардейской истребительной авиадивизии 2-й Воздушной армии. В течение 3-х месяцев полк прикрывал войска и выполнял различные боевые задания. Решением командующего 2-й Воздушной армии Куманичкин был переведён в 41-й Гвардейский истребительный авиаполк командиром эскадрильи. Там его застало начало величайшего сражения в Великой Отечественной войне - битвы на Курской дуге.

В первый же день битвы Куманичкин, совершавший вылет во главе своей эскадрильи в составе 7 самолётов, встретил 17 немецких самолётов: 9 бомбардировщиков Ju-87 и 6 истребителей Me-109. В завязавшемся бою эскадрилья Куманичкина сбила 10 самолётов: 8 Ju-87 и 2 Me-109. Сам Куманичкин сбил 2 Ju-87. Бой проходил над командным пунктом фронта, и его наблюдали командующий фронтом генерал Ватутин и представитель Ставки маршал Жуков.

За героизм и мастерство все лётчики были награждены орденами Красного Знамени. Тогда, в первые годы войны, героизм оценивался высоко, впоследствии награды стало получать гораздо сложнее.

В один из следующих дней боёв Куманичкин во главе 6 Ла-5 вступил в бой с 36 бомбардировщиками Ju-87, прикрытыми двумя десятками Ме-109. В бою были сбиты 8 бомбардировщиков, но и сам Куманичкин был сбит. На своём буквально изрешечённом "Лавочкине", с остановившимся двигателем он совершил вынужденную посадку в расположении своих войск. К вечеру на попутных машинах он вернулся в свой полк. Радости соратников не было предела. Лётчики чувствовали свою вину в потере командира, и вот он вернулся: осунувшийся, но живой и такой же весёлый.

В один из дней Куманичкин шестёркой вылетел на прикрытие наступления наших войск в районе Ахтырки. Группа набрала высоту 3000 метров и вышла в заданный район, когда внезапно на горизонте показалась целая туча вражеских самолётов. Около 200 неприятельских машин направлялись бомбить наши наступающие части !   Впереди шли 54 бомбардировщика Не-111, за ними вторая группа - ещё 45 "Хенкелей". Сзади них - 2 группы бомбардировщиков Ju-88 в составе ещё около 60 - 70 машин. А над бомбардировщиками и сзади их носились десятки Ме-109. Итого - 6 против 200 самолётов прбтивника !

Передав по радио на командный пункт о приближении самолётов противника, Куманичкин подал команду своей группе на атаку. Воспользовавшись тем, что истребители противника находились выше и сзади бомбардировщиков, группа Куманичкина атакует первую девятку "Хенкелей" и сбивает 2 бомбардировщика, из них один - Куманичкин. Повторив атаку по "Юнкерсам", наши истребители сбивают ещё 2 "Юнкерса", опять один сбивает Куманичкин. В завязавшемся бою с истребителями Куманичкин сбивает 3-й самолёт - Me-109. Тогда Куманичкин в одном бою сбил 3 самолёта: это редкий результат, хотя и не единственный в его истребительной карьере. Его лётчики тогда сбили 4 бомбардировщика и 1 истребитель, но группа понесла потери: были сбиты и погибли 2 лётчика, а сам Куманичкин был подбит, но сумел дотянуть и приземлиться на своём аэродроме.

Всё же части бомбардировщиков противника удалось тогда прорваться и бесприцельно отбомбиться по нашим войскам. К сожалению, немцы заранее заблокировали наши аэродромы, и взлетающим истребителям приходилось сразу после взлёта отбиватьоя от атак вражеских самолётов. Именно поэтому помощь шестёрке Куманичкина не подошла, и она понесла большие потери.

Бои продолжались, но в воздухе теперь господствовала наша авиация. Лучшие кадры немецкого Люфтваффе были истреблены в воздушных боях. Полк Куманичкина, 41-й Гвардейский, сражался над Днепром, и осень 1944 года застала полк в районе известного города Бердичева. Противник несколько оправился после лётнего поражения на Курской дуге. Эскадрилья Майора А. С. Куманичкина активно вела боевые действия, когда в полк пришёл приказ о его переводе штурманом в 176-й Гвардейский полк, который называли "Маршальским" или "полком свободных "охотников".

Прибыв в полк, Куманичкин быстро вошёл в строй и стал своим среди остальных лётчиков нашего полка. Сначала он летал ведомым с командиром полка Павлом Фёдоровичем Чупиковым, но после нескольких вылетов Чупиков убедился, что Куманичкин летает прекрасно и предложил ему летать самостоятельно на "свободную охоту", а ведомым порекомендовал взять меня. Так с осени 1944 года я стал ведомым лётчиком штурмана полка Героя Советского Союза Александра Куманичкина.

С Октября 1944 года по 9 Мая 1945 года я был его постоянным ведомым, и за всё это время только один раз, в нашем первом вылете на штурмовку немецкой колонны, пара немецких "Фокке - Вульфов" обстреляла его самолёт в лобовой атаке, нанеся ему повреждения.

После окончания войны Куманичкин, как и Чупиков, был вынужден уйти из полка. К счастью, его бывший командующий Воздушной армией помог ему попасть на курсы командиров полков при Академии Генерального штаба. После окончания им курсов, Василий Сталин, в составе дивизии которого мы воевали в Берлинской операции, помог Куманичкину получить назначение командиром нашего 176-го Гвардейского полка.

Будучи талантливым лётчиком и командиром, Куманичкин сделал для нашего полка очень многое. Так, он явился зачинателем высшего группового пилотажа. С Августовского парада, кажется, 1948 года лётчики нашего полка почти ежегодно показывали над аэродромом Тушино высший пилотаж. Выполнение "мёртвой петли" девяткой винтомоторных, а потом реактивных самолётов представляло собой захватывающее зрелище !   Сейчас наш полк преобразован в центр показа авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба: к нему относятся знаменитые "Стрижи" и "Русские витязи", демонстрирующие блестящий групповой пилотаж на современных реактивных истребителях МиГ-29 и Су-27.

Ещё больше он сделал для меня. Лишь благодаря Куманичкину, добившемуся от Василия Сталина разрешения оставить меня, 7 дней пробывшего в немецком плену, в парадном полку, я смог участвовать в воздушных парадах и стать полноправным лётчиком.

Между тем судьба Куманичкина резко изменилась в 1946 году. Василий Сталин перевёл его в Кубинку командиром 29-го Гвардейского полка, который должен был получать новейшие реактивные самолёты МиГ-15. В этот же полк начальником штаба был назначен некий выпускник ВВА, окончивший её с золотой медалью. До Академии этот выпускник был, как говорили, начальником фотолаборатории. Видимо, у него была мощная поддержка, потому что получить такое назначение было чрезвычайно трудно.

Начав работать на этой очень ответственной и требующей больших навыков и опыта должности, он стал допускать ляпсус за ляпсусом. Куманичкин пытался учить его, подсказывать, но ничего не помогало. Тогда, не видя другого выхода, Куманичкин поехал на приём к командующему авиацией округа и поставил вопрос о его замене. Василию Сталину это не понравилось, и он сказал, что раз поставили, то надо учить. Куманичкин возразил:

- Пробовал, ничего не получается !

Последовал ответ:

- Попробуйте ещё.

Тут Куманичкин пошёл ва-банк:

- Не получается из него начальник штаба. Не буду с ним работать. Или меня оставляйте, или его !

Василий Сталин вспылил:

- Не возражаю. Вы свободны, можете идти.

Вскоре последовал приказ о снятии Куманичкина с должности командира 29-го Гвардейского полка и назначении его заместителем командира полка на Сахалине. Через неделю Куманичкин отбыл поездом на Дальний Восток. С дороги, кажется из Читы, он отправил телеграмму: "Бродяга Байкал переехал".

На Сахалине Куманичкин начал с того, что за неделю освоил новый для него американский истребитель "Аэрокобра", показав высший пилотаж прямо над аэродромом. Освоение нового самолёта в полку пошло гораздо быстрее. Лётных происшествий не было. Вскоре Куманичкина назначают командиром полка, а в 1951 году, когда в Китай была направлена 303-я авиадивизия под командованием Лобова, Куманичкин назначается его заместителем. Вскоре Лобова назначают командиром 64-го истребительного авиакорпуса, а Куманичкин становится командиром 303-й авиадивизии.

Дивизия под его командованием успешно сражалась с американской авиацией. В дивизии было 3 полка: 18-й Гвардейский истребительный, 17-й и 523-й истребительные. Каждый полк сбил более 100 самолётов, потеряв при этом только 5 - 6 своих лётчиков. Общий счёт дивизии был 330 самолетов против 18 погибших своих лётчиков, то есть почти 1:18. При этом лётчики дивизии сбили более 50 огромных четырёхмоторных "Сверхкрепостей", которые обычно сопровождались большим количеством самолетов прикрытия. Сам Куманичкин почти регулярно летал со своими лётчиками на боевые задания и при этом сбил, кажется, 4 самолёта.

Успешные действия дивизии во многом объясняются применением новых тактических приёмов. Если в годы Отечественной войны наши лётчики применяли эшелонирование групп по высоте  ( так называемые "этажерки" ), то в Корее этот боевой порядок был совершенно непригоден, так как лётчики часто теряли друг друга из вида. Поэтому лётчики нашей дивизии отказались от большого эшелонирования и летали разомкнутыми по фронту. Это позволяло "прочесывать" большой район полёта, но было неудобно в случае атак американцев: трудно было отбивать их атаки.

"Куманичкинцы" пошли по другому пути: они вытянули боевые порядки в длину. Строй самолётов стал представлять собой колонну звеньев или пар. При этом вся колонна шла почти на максимальной скорости и при встрече с группой американских самолётов буквально пронизывала их строй, сбивая при этом несколько самолётов. Американцы, пытавшиеся отбивать атаку передних самолётов этой "шпаги", попадали под удар задних самолётов и сами оказывались сбитыми. В дальнейшем группа набирала высоту и, разбившись на пары и звенья, атаковала противника сверху. Дивизия действовала успешно, и командир корпуса постоянно использовал её для борьбы со штурмовиками и бомбардировщиками противника, оставив нам довольно тяжёлую задачу: вести бой с "Сейбрами" - истребителями их прикрытия.

Вернувшись из Кореи и имея на счету уже 36 сбитых самолётов, Куманичкин заканчивает Академию Генерального штаба и получает назначение на должность начальника Липецкого авиационного центра. Там он становится Генерал - майором, успешно командует, осваивает новые реактивные сверхзвуковые истребители МиГ-21 и подготавливает на них лётчиков строевых полков.

А.С.Куманичкин.

Будучи крупным военачальником, он в душе оставался юным, увлекающимся, задорным весельчаком и спортсменом. Он был неистощим на шутки, весёлое озорство, "гусарские" выходки. Простого их перечня набралось бы на целую главу... Но однажды ему не повезло. Как-то, проходя по берегу местной речушки, он увидел, что ребятишки, прыгая с острова в воду, плюхаются и ударяются животами о воду. Решив показать им, как надо нырять, он раздевается и прыгает головой вниз в воду. К несчастью, там оказалось какое-то подтопленное бревно. Ударившись головой о него и сломав шейный позвонок, Куманичкин с трудом выбрался на берег. Далее - госпиталь и списание с лётной работы. Чупиков устраивает его у себя в Закавказье начальником разведки Воздушной армии. Но, видимо, переход с командной работы на вспомогательную оказался трудным, да и постоянные боли давали о себе знать. Уволившисья из армии, он пытался остаться в авиации: устроился начальником ЛИС Воронежского авиазавода. Но вскоре заболел раком лёгких  ( курил он очень много ) и в 1967 году умер.

Такова судьба этого отважного и талантливейшего лётчика, честного и порядочного человека, незаурядного авиационного командира.

( Из воспоминаний Героя Советского Союза С. М. Крамаренко. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz