Митусов Алексей Иванович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Митусов Алексей Иванович

Митусов Алексей Иванович

Их всё меньше сейчас, людей, помнящих предвоенное время. В том, что война будет, мало кто сомневался. Молодёжь занималась в оборонных кружках, организованных "Осоавиахимом", а самые сильные и здоровые романтики устремлялись в аэроклубы и военные училища. Одним из них стал и Алексей Митусов, уроженец села Дубки Тульской области. Он родился в 1921 году. Окончил 8 классов и школу ФЗУ. Без отрыва от производства посещал аэроклуб, затем поступил в Качинское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1940 году.

С мая 1940 года служил младшим лётчиком 161-го резервного авиационного полка, с 1940 года был младшим лётчиком 167-го ИАП. С мая 1941 года учился на курсах командиров звеньев при штабе ВВС Северо - Кавказского военного округа. С осени 1941 года был командиром звена 352-го ИАП.

В апреле 1944 года лейтенант А. И. Митусов становится фронтовым лётчиком в составе 352-го истребительного авиационного полка 16-й Воздушной армии. В боях он показал лётное мастерство и личное мужество. Об этом красноречиво свидетельствуют три ордена Красного Знамени и один Александра Невского - полученные им за бои в Великой Отечественной войны. Митусов был командиром звена, заместителем командира и штурманом эскадрильи. Он участвовал в освобождении Белоруссии и Польши, в Берлинской наступательной операции.

Согласно данных наградного листа от 7 мая 1945 года, заместитель командира эскадрильи 352-го истребительного авиационного Минского ордена Суворова 3-й степени полка  ( 273-я истребительная авиационная Гомельская ордена Суворова 2-й степени дивизия, 6-й истребительный авиационный Барановичский ордена Суворова 2-й степени корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт )  капитан А. И. Митусов выполнил 149 успешных боевых вылетов. Он провёл 17 воздушных боёв, в которых сбил лично 6 самолётов противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 5 личных побед лётчика. ]

Список известных побед капитана А. И. Митусова в ВОВ:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
104.07.1944 г.1  FW-189западнее ТимановичиР-39 "Аэрокобра".
212.08.1944 г.1  FW-190Кемпа - Немойевска
317.09.1944 г.1  FW-190Яблонна
431.01.1945 г.1  FW-190Гериц
520.04.1945 г.1  FW-190Альт - Ландсберг

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 150;   воздушных боёв - 18.

После окончания войны продолжал служить в ВВС, занимал различные должности в составе 352-го ИАП, 65-го Гвардейского ИАП, 705-го Гвардейского ИАП, 196-го ИАП, 176-го Гвардейского ИАП.

Вскоре после войны в авиаполки начали поступать реактивные самолёты. Алексей Митусов был в числе первых лётчиков, освоивших новую технику. Очень скоро ему довелось продемонстрировать в полной мере владение этой техникой в небе Кореи, когда там в начале 1950-х годов разгорелся военный конфликт. Мастерски используя свой боевой опыт, накопленный в боях с фашистами на поршневых самолётах, подполковник Митусов показал, насколько наш реактивный МиГ-15 эффективнее американских "Сейбров" - 105 боевых вылетов, более 40 воздушных боёв и 7 сбитых американских самолётов !   Ещё два ордена Красного Знамени вдобавок к трём, полученным в Великую Отечественную, украсили грудь героя. Он стал одним из немногих лётчиков - "дважды асов", сбивших по 5 и более самолётов противника в каждой из 2-х этих войн !

Командир 324-й истребительной авиационной дивизии, прославленный советский ас трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб, подписал представление на присвоение звания Героя Советского Союза подполковнику А. И. Митусову. Но тут пошло переформирование авиационных частей, замена полков ВВС на части из ПВО, и это представление осталось не реализованным.

Группа советских лётчиков.

Слева направо, верхний ряд: Н. К. Кирисов, А. И. Митусов и Н. А. Колпаков.
Нижний ряд слева направо: Е. Н. Самусин, Л. Н. Иванов, Ф. Т. Юшин, А. Д. Литвинюк,
В. И. Иовлев, В. И. Иштокин, А. М. Достоевский и А. П. Овчинников - все они стали
участниками воздушного парада над Москвой 1953 года.

Осенью 1952 года подполковник А. И. Митусов назначен заместителем командира и лётчиком - инспектором по технике пилотирования 196-го ИАП, а с ноября 1952 года был командиром этого полка. С декабря 1955 года полковник А. И. Митусов - заместитель командира 98-й Гвардейской ИАД по лётной подготовке.

*     *     *

Комментарий к некоторым победам А. И. Митусова в небе Кореи:

11 июля 1951 года произошёл крупный воздушный бой в районе Сенсена. Утром 21 F-80 попытался нанести удар по целям в районе Ансю, но были перехвачены 26 "МиГами" из 324-й ИАД. Увидев наши самолёты, "Шуты" тут же покинули район, а сверху "МиГи" атаковали 14 F-86.

Митусов Алексей Иванович

В составе этой группы действовала и восьмёрка экипажей из состава 1-й эскадрильи полка под командованием майора Н. А. Антипова, которая пыталась пробиться в район, где действовали штурмовики, но их также атаковали "Сейбры" в количестве 4 машин и связали боем почти всю группу. Только одной паре под командованием заместителя командира 196-го полка майора А. И. Митусова, которая находилась в составе группы майора Антипова, удалось выйти в район Пхеньяна, где они обнаружили 7 F-80 и атаковали их. Атаке подверглась замыкающая строй тройка "Шутинг старов", и один из них получил попадания снарядов пушек "МиГа" майора Митусова и рухнул на землю. Остальные F-80 тут же покинули данный район, а пара Митусова вернулась на свой аэродром.   [ В этом бою А. И. Митусову удалось сбить F-80 с № 49-1803 из 36-й АЭ 8-й ИБАГ, пилот которого 2-й лейтенант Сесил Мор погиб. ]

14 октября 1951 года американцы предприняли обычные свои налёты в уже привычное для лётчиков 64-го корпуса время. Первый налёт, как всегда, был утренний, около 9 часов утра, в районе транспортного узла Ансю. Следующее сражение произошло после обеда в районе 14 часов дня в том же районе. На этот раз группа в составе 18 "МиГов" 17-го полка под командованием майора Г. И. Пулова вступила в бой с группой из 28 F-86, а лётчики 196-го полка прорвались к штурмовикам. В бою истребителей победу праздновали лётчики 17-го полка, которые сбили один "Сейбр", - отличился мапитан С. С. Артемченко. А лётчики 196-го полка также успешно отогнали от цели группу штурмовиков F-80 и также сбили один "Шутинг стар" - отличился майор А. И. Митусов У нас в этом бою потерь не было.

Американцы, как обычно, не признают потери своих F-86 в этот день, но подтверждают потерю 1 F-84 и 1 F-80 с № 49-747 из состава 16-й АЭ 51-й ИБАГ - его пилот спасся и был вывезен на свою территорию на вертолёте. Как обычно, обе эти потери приписываются к потере от огня зенитной артиллерии.

18 декабря 1951 года произошли кратковременные бои с американскими лётчиками. При отражении утреннего налёта противника отличились лётчики 196-го и 17-го полков, которые провели успешные бои с "Сейбрами". В этом сражении один из самолётов сбил заместитель командира 196-го ИАП подполковник А. И. Митусов.

А.И.Митусов (в центре) с товарищами.

Слева направо: П. Ф. Ткацкий, А. И. Митусов, Л. Н. Иванов.  Город Аньдун, октябрь 1951 года.

Свою последнюю победу одержал 7 января 1952 года. Согласно отчёту штаба 64-го ИАК события развивались следующим образом:

В 8 часов 49 минут 196-й полк встретил группу до 40 самолётов F-86 на высоте 10000 метров в районе Бихен. Сражение продолжалось 15 - 16 минут в пределах высот от 7000 до 10000 метров и двигалось к Ансю. В этом бою 10 лётчиков стреляли по вражеским самолётам. Было сбито 4 F-86. Полковник Е. Г. Пепеляев, подполковник А. И. Митусов, капитан И. М. Заплавнев и старший лейтенант Рудько каждый сбили по вражескому самолёту.

( Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год. )
*     *     *

В 1961 году произошло резкое сокращение армии, А. И. Митусов вышел в запас и поселился в Нижнем Новгороде. Полный здоровья, сил и опыта, молодой  ( ему было только 40 лет )  офицер ищет себя "на гражданке". Без работы этот кипучий человек не может. И вот, он - перегонщик автомобилей на Горьковском автозаводе...

Но душа его просится в небо !   Митусов узнает, что в ЦКБ по СПК, где строят экранопланы, формируется лётный отряд. После переподготовки он становится пилотом в этом подразделении. Теперь его задача - обеспечение испытательных полётов экранопланов и транспортные операции.

Летом 1967 года группа аналитиков разведки США собралась в так называемой зелёной комнате для расшифровки необычных фотоснимков, сделанных спутником - шпионом. На фотографиях был виден самолёт, размеры которого значительно превышали любой бомбардировщик или гражданский лайнер. Самолёт стоял в огороженной зоне в районе Каспийска - небольшого городка на побережье Каспийского моря. По этой причине разведчики стали именовать гигантскую машину "Каспийским монстром". Последующие немалые усилия американской разведки позволили собрать лишь некоторые сведения о этой машине. Всё прояснилось только после окончания холодной войны.

Экраноплан КМ

Этот здоровенный экраноплан был построен в 1966 году и имел 10 турбовинтовых двигателей - 8 на крыльях и 2 на хвосте. "КМ", или корабль - макет, как его назвали в ЦКБ, имел длину 92 метра, высоту 22 метра, размах крыла 37 метров. Днище корпуса было устроено по-корабельному, хотя внешне "КМ" походил на самолёт. На переднем пилоне размещалось 8 турбореактивных двигателей тягой по 10 тонн каждый - их мощность использовалась в основном при старте. На киле стояли ещё 2 таких же двигателя, достаточных для поддержания крейсерского режима. В рекордном полёте его масса достигала 544 тонн, что было в то время неофициальным мировым рекордом для летательных аппаратов того времени. Он был побит только с созданием самолёта Ан-225 "Мрия"...

Экраноплан КМ

Испытания показали, что для взлёта с воды необходимо разогнать экраноплан до скорости 350 км/час. Первый полёт над Каспийским морем продолжался 50 минут и происходил на высоте 4 метров.

В первом опытном выходе Митусов, сопровождавший "КМ" на Як-12, сразу заметил и немедленно сообщил командиру корабля о разрушении закрылка, что заставило экипаж принять срочные меры. Испытания "КМ" проходили на Каспии в течении 15 лет и закончились очень печально в 1980 году: пилот, давно не сидевший за штурвалом "монстра", слишком резко задрал при взлёте нос машины, она быстро и почти вертикально пошла вверх, растерявшийся лётчик резко сбросил тягу и не по инструкции сработал рулём высоты - корабль, завалившись на левое крыло, ударился о воду. Жертв не было.

Экраноплан КМ

Экраноплан КМ

Экраноплан КМ

Алексей Иванович Митусов вышел на пенсию в 1988 году. На его счету более 30 типов освоенных самолётов и вертолётов различного класса и назначения, на которых в общей сложности "прожито в воздухе" около 9000 часов, или около 375 суток - более года !

Своим отношением к работе, умением быть в экипаже не только командиром, но и отзывчивым товарищем, он заслужил почёт и уважение в ЦКБ по СПК. Митусова хорошо знают в ветеранской организации Приокского района, где он участвовал в оборонно - воспитательной работе.

Алексей Иванович прожил в счастливом браке с супругой Музой Михайловной более полувека, и они вырастили сына и дочь. А совсем недавно родные, коллеги, сослуживцы и все люди, с которыми свела судьба А. И. Митусова, отметили его 90-летие !

За долгие годы службы А. И. Митусов награждён орденами: Красного Знамени  ( шесть ! ), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz