Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
HSU

Михин Михаил Иванович

М.И.Михин

Михаил Михин родился 25 Октября 1923 года в небольшом селе Бор - Форпост Волчихинского района Алтайского края, в семье крестьянина. Окончил 9 классов средней школы № 30 в городе Алма - Ата  ( Казахстан ). В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. В 1943 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов, а в 1945 году и Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.

После Великой Отечественной войны служил в ВВС. Летал на различных самолётах, в том числе и конструкции А. С. Яковлева.

В 1952 году он был уже Капитаном, заместителем командира эскадрильи 518-го истребительного авиационного полка. В Марте того же года полк был направлен в Корею. Там он выполнил 140 бовых вылетов. Участвуя в 67 воздушных боях, сбил 9 самолётов противника и 3 подбил. Там же получил звание Майора.

14 Июля 1953 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего же, за период боевых действий в Корее, лётчики 518-го истребительного авиационного полка уничтожили 31 самолёт противника. Свои потери составили 19 самолётов типа МиГ-15 и 6 лётчиков.

По возвращении в Россию, Михаил Иванович продолжил службу в ВВС. В 1956 году успешно окончил центральные курсы усовершенствования офицерского состава, в 1973 году - Военную академию тыла и транспорта.

С 1980 года Генерал - майор авиации М. И. Михин - в запасе. Жил и работал в Ленинграде  ( ныне Санкт - Петербург ). Скончался 25 Марта 2007 года. Похоронен на Серафимовском кладбище.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Красной Звезды  ( трижды ), медалями. Его имя носила пионерская дружина Бор - Форпостовской средней школы. Почётный солдат воинской части.

*     *     *

Интервью с Героем Советского Союза Генерал - майором авиации
Михиным Михаилом Ивановичем и Михиным Игорем Михайловичем.

Я 1923 года рождения, 25 Октября. Родители мои - крестьяне. Отец имел 4 класса Церковно - приходской школы. Раньше выше и не было, 4 класса тогда считалось, как сегодня высшее образование.

- Как Вы попали в авиацию ?

По собственному желанию. Это было в Алма - Ате. В 9-м классе поступил в аэроклуб. Летал на У-2. Когда аэроклуб закончил, а это случилось примерно через месяц, полтора после начала войны, нашу группу отправили нас в Оренбургское училище. Оно тогда готовило лётчиков - бомбардировщиков, а я хотел попасть в истребительную авиацию, а потому его не закончил.

- Как определяли будущую специальность курсанта ?   Или это чисто случайность ?

Нет, неслучайно. Я же говорю: сначала я учился на лётчика - бомбардировщика, а потом, по собственной инициативе, "переключился" на истребителя. Окончил Качинское училище, которое в Казахстан из Крыма переехало.

- То есть можно было написать рапорт ?

Можно было.

- Как был построен учебный процесс ?

"Тёрка" в начале. Она очень затянулась. А после "Тёрки" летали в училище сначала на У-2, потом на УТ-2.

- Пишут и говорят, что этот самолёт в плоский штопор входил легко.

Были случаи. Но это больше относилось к УТ-1, тот грешил штопором. Правда, я на нём не летал, так что не могу сказать подробнее. А УТ-2 более - менее устойчивая машина была.

- А после УТ-2 ?

Потом был Як-7Б. На "Яках" я закончил училище, и первое время в строевых частях на "Яках" летал, пока не перешли на реактивные.

- В каком году Вы училище закончили ?

В 1944 году, примерно Ноябрь - Декабрь. Ну, пока переформировывались и прочее. Короче, в боевую часть я попал в Январе 1945 года.

- Куда попали ?

Як-9У М.И.Михина

Истребитель Як-9У из состава 518-го ИАП, на котором в конце 1940-х
- начале 1950-х годов летал Старший лейтенант М. И. Михин.

В Харьков, аэродром рядом с городом. Точнее в Рогань в учебный полк. А когда война с Германией закончилась, дивизия передислоцировалась в Россию. И с тех пор и до демобилизации служил всё время в 516-м полку.

М.И.Михин.

М. И. Михин у своего истребителя Як-9У.

- Вам в боевых действиях участие довелось принимать во время Отечественной войны ?

Нет. Был в учебно - тренировочном полку, и учил лётчиков воевать, хотя сам не воевал. Вернее учил их летать на боевое применение.

- Как Вы попали в Корею ?

Ну, как ?   Добровольно по принуждению. Как говорится: "Родина послала". Всей дивизией загремели туда.

- И когда Вы туда попали ?

В 1952 году. И был до конца войны.

- На какой должности Вы там были ?

Сначала командиром звена, потом заместителем командира эскадрильи, потом командиром эскадрильи. Закончил заместителем командиром полка.

- Какие типы самолетов у Вас были в Корее ?

МиГ-15. Первое время были ещё "Ла", "Як-17", но потом их из Кореи убрали.

- Порфирий Борисович Овсянников рассказывал, как он на Як-17 учил китайцев летать. У них учебно - тренировочных МиГ-15 не было.

На Як-17 ?   У нас "МиГи - Спарки" были.

- Где Вы базировались ?

В Мяогоу, в Аньшане... Вообще в основном в Мяогоу. Потом ещё короткое время там поблизости, место называется... Нет, не помню... [ Видимо речь идёт о другом передовом аэродроме Дапу, где базировался другой полк 216-й ИАД.  Примечание И. С. ]

- Задачи, какие ставились перед Вами ?

На войне, какие задачи бывают ?   Воевать. В основном - перехваты. Ну, ещё прикрывали ГЭС Супхунскую на реке Ялуцзян. И мосты через Ялуцзян. Мы прибыли уже после того, как один мост был уже разбомблен и остался один.

- Супхунская ГЭС тоже разрушили ?

Нет. Пытались разрушить, но не получилось. Это же такая громадина. Её ничем не возьмёшь.

- С кем вели бои в основном ?

С американцами, с кем ещё. А самолёты противника в основном "Сейбры". Ну, были сначала "Тандерджеты", но их быстренько посбивали и остались одни "Сейбры".

- А В-29 попадались ?

Вначале были, ночью, но недолго.

- А днём не встречались ?

Днём, не встречались. Ну, это же для них - самоубийство.

- Какой у Вас был налёт на МиГ-15, перед тем как Вас отправили в Корею ?

Небольшой. Бог его знает сколько. Ну, где-то около 100 часов было.

- Боевое применение изучали на "МиГах" ?

Только учебные бои и стрельбы по конусу, и наземные стрельбы.

- Когда в Корею пришли, про то особенности американских самолетов Вам рассказали ?

Так, а кто это мог бы сделать ?

- Ну а те, кого Вы меняли ?   Кто убывал ?

Ну-у, они быстренько оттуда сматывались...

- И все "прелести войны" осваивали на своей шкуре ?

Да. Приходилось...

- Скажите, с чего для Вас война началась ?   С победы ?   Или с потери ?   Для Вас лично.

У меня ?   Это был даже не первый боевой вылет, а первый ознакомительный полёт. Мы ознакомились с районом боевых действий. И у меня сбили ведомого. [ Это было 5 Августа 1952 года. В этом вылете неожиданной атакой был сбит ведомый Михина старший лейтенант Яковлев Иван Васильевич - он благополучно катапультировался и вернулся в строй.   Примечание И. С. ]

- Американцы расстреливали парашютистов наших ?

Да нет. Это было не этично.

- Зато практично: "хороший враг - мёртвый враг !"

Нет, это не благородно.

- Но говорят, что американцы расстреливали парашютистов наших, если была возможность.

Воевать воевали, и не щадили друг друга, но до этого вроде не доходило.

- Я читал, что у них была морская служба спасения эффективная ?

Да. Это у них хорошо организовано было. Подбитые тянули в море, и там прыгали с парашютом. А уже там их подбирали.

- У Вас приказ, именно приказ был, о том, что нельзя за береговую черту уходить, или рекомендации ?

Вообще-то приказ. В армии никаких рекомендаций, в армии - приказы.

- А Овсянников говорит, что у них прямого приказа не было. Им было сказано, что если их собьют над морем, то спасти никто не сможет.

Так вот о чём речь. Ясно. Нет, нам приказ зачитывали, никаких рекомендаций.

- Пишут, что эффективная дальность стрельбы самолётов в основном была порядка 200 метров.

Правильно.

- А начинали огонь вести с 1000 метров. Почему ?

От глупости.

- А у Вас в полку, какая дальность была ?

"Убойной" считалась дистанция 200 - 300 метров. И чем меньше дистанция, тем лучше. Ну, а по прицелу срабатывали примерно в 1000 - 1200 метров. Наш прицел, СПБ, полуавтоматический. А у американцев, у них радиолокационный прицел был, и они с ещё большей дистанции начинали стрелять.

- А убойная сила у пулемётов ?

Пулемёт у них хороший - "Кольт". Пулеметов было 6. Как пилой врежет, будь здоров !   Правда, наш самолёт МиГ-15 живучий был, не так то просто его сбить было...

- А МиГ-17 у Вас там были ?

Нет. А они хуже. МиГ-17 был хуже, чем МиГ-15бис.

- Все по-разному говорят. Что по маневренности хуже, зато скоростнее.

Сколько людей, столько и мнений...

- Как Вы оцениваете своего противника в Корее ?

Подготовка у нас и у противника очень сильно различалась. Мы туда приехали всей дивизией, то есть всякие лётчики были, и опытные, и "безусые". И учились уже на своём опыте. А у них - добровольцы. Они поопытнее ребята-то были, заранее подготовленные. И некоторые уже по второму разу приезжали туда.

- То есть сильные лётчики ?

Хорошие лётчики.

- Ну а за счёт чего тогда у них потери были выше, чем у нас ?

Зато мы стреляли лучше.

- Принято сравнивать: МиГ-15 и "Сейбр". Кому бы Вы отдали предпочтение ?

Известно чему - своему самолёту. Самолёты разные, пилоты разные и маневры в бою различаются. Когда мы встречались в хорошей свалке, "Сейбр" старался уходить вниз. А мы, если приспичит, уходили вверх. И вообще, в бою побеждает лётчик, а не самолёт. Дураку-то хоть что дай...

- А в чём были отличия войны в Корее от Великой Отечественной войны в психологическом плане ?

Я в Отечественную не воевал, поэтому сравнить не могу.

- В психологическом плане ?   Ведь когда готовились к встрече с немцами, наверняка что-то слышали про зверства немецкие и прочее...

Ну, я же был военный профессионал. Поэтому мне, эта психология ни к чему. Враг есть враг, его надо убивать, иначе он тебя убьёт. Логика-то простая.

- Вы - Герой Советского Союза ?

Да, был такой случай.

- Сколько у Вас сбитых ?

Считается 9, а вообще-то 12. Ещё 3 как мы говорили: "в море ушли". [ Официально 9 лично сбитых и ещё 3 подбитых F-86.  Примечание И. С. ]

- Как в Корее засчитывались победы ?

На основании подтверждений. Почему у меня 9 засчитано, потому что эти 9 корейцы подтвердили: они упали на корейской земле.

- А фотокинопулемёт ?   У Вас же он стоял ?

Ну и что ?   Факт попадания ?   А сбил ты или не сбил, он же не может подтвердить. Он же не фотографирует "отвалившийся хвост", к примеру. Он фотографирует очередь, которая только начинает попадать.

- Много споров идёт по поводу кинопулемётов, ветераны говорят, что фотокинопулемёт даёт только факт попадания, но не сбития. А Вы видели, что Вы его сбили ?

Ну, естественно.

- А каким образом ?

Ну, если он уже начал падать, то значит сбил. А если он продолжает лететь, значит промазал.

- Самому наблюдать падение сбитых самолётов частенько Вам приходилось или нет ?

Ну, как частенько, я бы не сказал. Некогда фиксировать падение - воевать надо. А то дофиксируешься, что самого зафиксируют.

- Не обязательно Вами сбитых, а вообще сбитых видели ?   Как падают сбитые ?   Парашютист американский опускается ?   Ну, чтоб как в кинохронике, с дымом, с пламенем ?

Нет. Врать не буду. Такого мне не приходилось видеть.

- Сбитый самолёт, он что, начинает гореть или разваливаться ?

Падать начинает. Разваливаться ?   Это, понимаешь, надо артиллерийским снарядом попасть в него...

- Ну, так у Вас, извините, пушки: 37-мм и 2 х 23-мм.

Ну и что ?

- Пишут: если из 37-мм попало, то пробоина - метр на метр примерно.

Да ну. Не разваливался. Ну, попадал, сбивал. А разваливать ?   Я не разваливал никого.

- Вы, могли бы рассказать, как сбили первого ?

Не помню.

- Каков состав эскадрильи, сколько лётчиков и сколько самолётов было ?

Состав моей эскадрильи штатный: 12 самолётов. А воевали восьмёркой, всегда восьмёркой. Два звена.

[ Михин воевал в составе 1-й АЭ полка, которая начала воевать в таком составе:

Капитан М.Н.Игнатов.
Капитан М. Н. Игнатов.
1. Фролов Валентин Ильич - майор, командир АЭ;
2. Михин Михаил Иванович - ст. л-нт, зам. ком-ра АЭ по лётной части;
3. Игнатов Михаил Никифорович - капитан, замполит АЭ;
4. Чернавин Владимир Сергеевич - капитан, командир звена;
5. Загребельный Павел Фёдорович - капитан, командир звена;
6. Баннов Михаил Сергеевич - капитан, командир звена;
7. Абидин Михаил Лекандрыч - ст. л-нт, ст. лётчик;
8. Панков Леонид Николаевич - ст. л-нт, ст. лётчик;
9. Вадковский Борис М. - ст. л-нт, лётчик АЭ;
10. Яковлев Иван Васильевич - ст. л-нт, лётчик АЭ;
11. Седышев Владимир Николаевич - ст. л-нт, лётчик АЭ;
12. Зотов Михаил - ст. л-нт, лётчик АЭ;

В боях погибли 2 лётчика эскадрильи: Чернавин В.С. ( 14.09.1952 ) и Седашев В.Н. (14.03.1953 ). Вместо них в состав АЭ прибыли лётчики резерва лейтенанты Лапицкий Виктор Ефимович и Коршунов Борис Васильевич. В бою 18.06.1953 года Борис Коршунов погиб. Итого, в составе 1-й АЭ 518-го ИАП погибло 3 лётчика. Ещё 4 были сбиты, но спаслись на парашютах ( Яковлев, Панков, Вадковский и Абидин. Примечание И. С. ]

- А скажите, пожалуйста, Вам доводилось воевать вместе с китайцами ?   Вести бой в составе группы ?

Нет. При мне они больше по наземным войскам работали. Потому у них опыта мало было. Тех, кто начинал войну на поршневых, их всех поубивали. Они уже в конце войны начали на реактивных воевать.

- Кто прибывал на пополнение ?

Вот пополнение-то хреновое прибывало. Слабо подготовленные. Обычно, у нас же как: "На тебе Боже, что нам негоже". Часто приходилось уже на месте там доучивать, как надо воевать. А были и такие, присылали таких, которые и летать-то не могли. Не знаю, по каким причинам, но слабое, очень слабое прибывало пополнение.

- Как в бой вводили ?

Постепенно. В начале в ожесточённые бои не брали, а в такие, так чтоб полегче. Ознакомительные, подлёты, прикрытие и прочее.

- Американцы налёты на Мяогоу устраивали ?

Не бомбили, но налёты устраивали. Истребители - охотники. Сбили одного. Двоих морячков, которые приехали с Владивостока, на взлёте сбили. Помню, и из наших на посадке одного сбили.

- На аэродроме в Мяогоу, что базировалось ?   Дивизия ?   Полк ?

Два полка - 518-й и 878-й ИАП.

- У Вас лётчиков было больше, чем самолётов ?   Или на каждого лётчика свой самолёт ?

Лётчиков больше [ В полках 216-й ИАД было больше лётчиков, чем самолётов. Был некоторый резерв в 8 - 10 лётчиков для подмены в случае выхода из строя пилотов основного состава по разным причинам - от болезни до ранения или гибели.  Примечание И. С. ]

- По каким причинам убывали лётчики из Кореи, Вы помните ?

Всякое бывало. И по ранению, и по болезни, и по трусости. По-всякому. Как у нас говорят, бывает "на все буквы алфавита". И на "я" бывает...

- А жили Вы, где вообще вот там ?

Жили в горах, туда на ночь уезжали, а днём - на аэродроме.

- Жили не во дворце ?

Нет. Жили там обычно. Не сарай, а как их... Из-под самолётов ящики. Сейчас говорят, контейнеры, да. Один раз нас приглашали во дворец на фуршет, было такое.

- Кормили Вас как ?

Кормили "на убой". И разнообразно.

- Кормили нашей или китайской едой ?

Кто что хотел. Даже трепанги были. Знаете что такое трепанги ?   Морской гребешок. Вкуснейшая пища, это считается лучшая пища мужикам. Жаль, что я их распробовал поздно, уже когда уезжать собирались.

- Во время Отечественной войны, после вылетов давали спирт или водку. А как у Вас было ?

И нам давали. 100 грамм. Так это общепринято, везде во всех армиях. Вечером за ужином - 100 грамм. Это официально, а сам из кармана можешь и бутылку достать.

- Летать на следующий день не мешало ?

Нет. Не "нажирались", как говорится. Норму знали.

- Ночные вылеты бывали ?

Только днём. У нас, мы только днём воевали. А ночниками другие были. Эскадрилья ночников была. Летали тоже на "МиГах". И вообще я не видел там ни одного поршневого.

- Вернёмся, давайте к Вашим победам. Вы помните, кого Вы сбили ?   По типам самолетов ?

Да, помню: 8 "Сейбров", и 1 "Тандерджет".

- Премии за сбитые платили ?

Обязательно. По-моему - 1000, за каждый сбитый.

- И ещё за боевые вылеты отдельно ?

Да. За 25, за 50, за 100. Я 140 вылетов имею.

- А боёв сколько ?

Десятка 3 - 4. Это было бы слишком тяжко - каждый вылет с боем. Не всякий выдержит. Ну и не каждый бой сбиваешь. [ За Михиным числится 67 воздушных боёв.  Примечание И. С. ]

- В дома отдыха отправляли ?

Да. Под Порт - Артур.

- Чем на отдыхе занимались ?

Бильярд, преферанс. Ну, купались если лето. Зимой, ванны принимали. Всё под наблюдением врачей. Пьянствовали в основном.

- Случаев отравления метиловым спиртом или ещё каким суррогатом не было ?

Нет. Да, там водка китайская - "Жемчуг". Но русская по происхождению. Какой-то знаменитый производитель русской водки в Китае ею торговал.

- А кстати, Вы в Китае с нашими эмигрантами общались ?

Был у нас переводчик. Русский. Но откуда он я не знаю, его документы не смотрел.

- Удивительно, потому что обычно китайцев ставили.

И когда мне 10 дней отпуска дали, меня в дом отдыха сопровождал русский.

- На основании чего отправляли в дом отдыха ?   Плохого самочувствия ?   Или какое-то количество вылетов сделал, что надо отдохнуть ?

А я этого сейчас не помню.

- Награждение орденами, медалями ?

Да.

- Как со званиями там дело шло ?

Не шибко. Никак. В общем, существуют правила в армии. По выслуге лет.

- Плюс досрочное ?

Досрочное ?   Существует правило - один раз можно за всю службу. Когда я приехал, сбил 2 - 3 самолёта, и мне срочно присвоили Капитана. И всё. Сколько больше не сбивал...

- А заместителем командира полка были ?

Капитан. Майора дали потом уже, в Советском Союзе, через 3 года, по-моему.

- Скажите, пожалуйста, вообще сам факт Вашей командировки, он насколько был закрыт ?   Все молчали, ничего не рассказывали. Подписку взяли ?

Да нет, никаких подписок не было, но предупредили, что б не болтали и всё.

- Вы сменили массу типов самолётов. А есть у Вас любимый самолёт ?

Да, есть: МиГ-15бис.

- А последующие "МиГи" ?

Я потом на "Яках" летал: Як-25, потом ещё последний-то какой "Як". Наверное Як-28. У него в центре одно колесо, и на крылышках. Тяжёлый, очень тяжёлый. И неудобно пилотировать, экипаж 2 человека. Правда, на Як-25 тоже 2 человека.

- А удобство кабины ?   Оборудование ?   Расположение приборов ?   Тоже "МиГ-15 ?   Или всё-таки "Як" ?

Избалованный ты человек, ещё и удобства подавай. Воевать надо во всех условиях. Не думать об удобствах. Впервые вижу человека, который думает о приятном в войну. Мне, например, каждый год был неприятный.

- Вас подбивали ?   Или Вы лучше летали ?

Не подбивали.

- С парашютом Вы не прыгали ?

В учебных целях, 25 прыжков имею. Лётчику положено 2 прыжка в год с парашюта.

- А вообще как Вы относитесь к парашютным прыжкам ?

Никак.

- Давайте вернёмся, к самолётам перейдём. Какие номера были у Вас на самолётах ?   Двухзначные ?   Трёхзначные ?

У меня четырёхзначный. Я просто принял от предыдущего лётчика. Кто-то на нём летал таком. А в основном номера были двухзначные.

- То есть Вы были как "белая ворона", один с четырёхзначным. Или ещё были ?   Вы не помните ?

Молодец !   Определил точно. Такого не было другого.

- Скажите, самолёты у Вас были серебристые или красили ?

Серебро. А потом уже начали камуфляж наводить. Вот не зелёный, а серый такой...

МиГ-15 М.И.Михина

Истребитель МиГ-15бис Капитана М. И. Михина.  518-й ИАП, 1952 - 1953 гг.

- С какого это примерно времени пошло ?

Где-то в середине, уже в 1953 году, скорее всего. [ Лето - осень 1952 года.  Примечание И. С. ]

- А носы в красный цвет не красили ?   Судя по фотографиям, в полку, где был Пепеляев, носы в красный цвет покрашены, вплоть до кабины. То есть у Вас такого не было ?

Отучили их дурью маяться.

- Почему ?   То есть, каким образом ?   Поясните ?

Просто бить их стали...

- Команды бывали, что надо сбить в первую очередь, если увидите самолёт вот с таким-то конкретным номером, с таким-то обозначением ?

Нет. Не было.

- Какого цвета номера были на самолётах ?

Красного.

- У всего полка ?   Или только у Вашей эскадрильи ?

Я сейчас не помню. Это не существенно, самолёт раньше был в первой эскадрильи, а я не перекрашивал его.

- Какая у Вас эскадрилья была ?

Вторая. [ 1-я АЭ.  Примечание И. С. ]

- Вы на нём так вот до конца и довоевали ?   Или потом новый получили ?

До конца. На одном.

- Ну а если его на профилактику забирали ?

Тогда на другой садился. Редко, но бывало.

- А скажите, на валежку летали ?

Если приспичит, так прижучат, как следует, так и до валежки доходило дело. Специально на облёт валежки не летали. Стандартная скорость была, 1100, всё. Дальше уже не моги, дальше развалишься. Ну а как только плохо начинает слушаться - сбавляешь.

- Скажите, такое мнение существует про МиГ-15, что он штопорил вправо плохо ?   Влево хорошо, а вправо плохо входил и выходил ?

Семён Михеев и Михаил Михин.

Два друга - товарища: Семён Михеев и Михаил Михин  ( справа ).

Не знаю, штопорил. У нас не было таких случаев печальных.

- С перегрузками как боролись ?

Ну, как ?   Если можешь, терпи, сколько можешь. А не можешь, нечего соваться было...

- То, что у американцев перегрузочные костюмы были, Вы знали ?

Да, знали.

- И как Вы к этому относились ?

Ну, положительно, как. В смысле - отрицательно. У нас-то их не было.

- Скажите, у Вас в полку политработники были ?

А как же.

- Чем занимались ?

Болтовнёй. Ну, назначали лётчика политработником и всё. Болтал много и всё...

- Скажите своё мнение. Я беседовал со многими ветеранами, и вот кого ни спрашиваю про политработников, почти все говорят, что без них было бы лучше.

Да нет, почему ?   Я знал одного политработника, который имел в Отечественную войну 4 ордена Боевого Красного Знамени. Лётчик. Потом начальником политотдела дивизии у нас был.

- Особисты были ?

А как же. В каждом полку.

- Мешали, нет ?   Или Вы их просто не замечали.

Ну, настоящего особиста, его не видно. А если его увидели, это уже не особист. И если он мешает, его убирают.

- Скажите, праздники как отмечали ?

Как и положено на Руси. Собрались... А завтра с похмелья в полёт. Тяжело, а что было делать.

- Отравления кислородом были ?   Ну, так, что бы там после полёта лётчику плохо становилось ?

Нет, на моей памяти не было. У нас было строго, следили за этим делом.

- Скажите, бывали случаи, когда по своим лупили ?

Стрелять ?   Возможно, и были, были такие случаи. В бою вообще-то были, наверное. С перепуга-то может и пальнуть. Ну, так, что бы свой своего сбил... Не было.

- Скажите, сколько времени требовалось лётчику для того, что бы войти в нормальное рабочее состояние ?   Сколько вылетов ?

Ну, это уже от способностей зависит. Вылетов 10 надо, что бы он стал более - менее уверено чувствовать себя. А другого, сколько не учи, трус он и есть трус. Хотя и по 100 вылетов имеет.

- И как таких товарищей учили ?   Или их просто списывали ?

Они уезжали в Россию. Быстро...

- А так, что бы там по морде дать ?..

Нет. Не было.

- К Вам американцев сбитых привозили ?

Я одного видел, через перегородку. Я его видел, а он меня нет. Его допрашивали, и я напросился послушать. Особисты допрашивали его. Ну что ?   Он уже во второй раз приехал в Корею. Вот почему я и пошёл посмотреть, что за парень такой.

- Фамилию не помните, конечно ?

Не помню, звание первый лейтенант.

- Когда это ориентировочно было ?

Да чёрт его знает, сейчас я не помню уже. В начале 1953 года, по-моему.

- Что говорил интересного ?

Допрос вели на английском языке. Без перевода. А я по-английски ничего и тогда не понимал и сейчас ничего не понимаю.

- Допрашивали наши или китайцы ?

Наши.

- Вроде существовала команда, наших не светить американцам ?

Ну не знаю там, кто себя за кого выдавал.

- По Вашему мнению, какой главный недостаток был у американцев ?

Каждый человек, это личность. У него и положительных, и недостатков навалом, понимаешь ли. У них - гонора хоть отбавляй. И если раза 3 - 4 трёпки хорошей дадим, они с месячишка притихнут. Притихнут, и потом опять начинают. И опять по шее надаём, снова не летают.

- Какой самый большой урон, я имею в виду Ваш полк, наносили американцы ?

У нас 4 потери. Лётчиков. [ Всего погибло в полку 5 лётчиков: Чернавин В.С., Седышев В.Н., Коршунов Б.В.   ( все 1-я АЭ ), Ерёмченко Ф.С.  ( 2-я АЭ ) и Рыбаков К.А.  ( 3-я АЭ )   Примечание И. С. ]

- В один день ?

Не в день, за всё время !   А общие потери самолётов, с учётом разбитых, примерно десятка два. [ Всего 518-й ИАП потерял в небе Кореи 15 самолётов и 5 лётчиков. Самая большая единовременная потеря полка: 3 потерянных самолёта за 4.09.1952 г. - все лётчики спаслись.   Примечание И. С. ]

- А Вы американцам ?   Сколько вы максимально сбивали за один бой ?

Один, два самолёта. [ Действительно, обычно в боях с американцами, лётчики 518-го ИАП сбивали по 1 - 2 самолёта не больше. Успешный бой был 9.09.1952 года, когда Михин сбил одного F-86 и подбил другого, а старший лейтенант Стадник Е. И. сбил ещё одного F-86. Правда, не могу утверждать, что все 3 сбиты в одном бою - данные за день. Всего лётчики 518-го ИАП сбили в небе Кореи 38 самолётов ВВС США  ( 36 F-86, 1 F-84 и 1 "Глостер - Метеор" ), а также повредили ещё 26 самолётов противника  ( все F-86 ).   Примечание И. С. ]

- Боезапаса хватало ?

Хватало. И если лётчик соображал, он всегда оставлял про запас. Я Вам рассказывал, как они атаковали нас при посадке, когда мы возвращались.

- На этих охотников охотились ?

Охотился, я вообще последнее время на охоту летал.

- И как, этих охотников удалось "прищучить" ?

Ни разу не прищучивал, они ребята тоже шустрые. Это уже не охотник, если его самого можно прищучить. Это уже "дичь" называется. Ладно, пока хватит, встретимся в следующий раз.

К сожалению, следующая встреча не состоялась - 25 Марта 2007 года Михин Михаил Иванович скончался.

*     *     *

Всего М. И. Михин совершил в небе Кореи 140 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, в которых лично сбил 9 и подбил 3 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 Июля 1953 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Майору Михину Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 10834 ).


Список побед М. И. Михина:

  1.  09.08.1952 г. - подбил F-86
  2.  19.08.1952 г. - сбил F-86
  3.  04.09.1952 г. - сбил F-86  ( сбит F-86E №51-2722 из состава 335FIS 4 FIW, Ira. M. Porter спасся на парашюте и        спасён ПСС ВВС США )
  4.  06.09.1952 г. - сбил F-86
  5.  08.09.1952 г. - сбил F-84  ( сбит F-84E-25 №51-596 из состава 9 FBS 49 FBW пилот, которого Bruce R. Campbell        остался жив )
  6.  09.09.1952 г. - сбил F-86  ( предположительно, F-86E №50-0672 из состава 4 FIW, судьба пилота неизвестна )
  7.  09.09.1952 г. - подбил F-86  ( предположительно это был F-86E №50-0666 из состава 334FIS 4 FIW, пилот                   Dunlap при посадке разбил самолёт )
  8.  12.09.1952 г. - сбил F-86
  9.  18.09.1952 г. - сбил F-86  ( предположительно сбил F-84G-15 №51-1157 из состава 430 FBS 474 FBW, его                     пилот Calvin E. Hodel пропал без вести )
10.  29.09.1952 г. - сбил F-86
11.  29.09.1952 г. - подбил F-86
12.  18.05.1953 г. - сбил F-86

Интервью Корытова Олега и Чиркина Константина.
Литературная обработка Игоря Жидова.
Особая благодарность Светлане Спиридоновой и Игорю Сеидову.

*     *     *

Оригинал статьи находится на сайте - www.airforce.ru


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz