Охай Григорий Ульянович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Охай Григорий Ульянович

Охай Григорий Ульянович

Григорий Охай родился 5 января 1917 года в городе Большой Токмак, ныне Запорожской области Украины, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы, затем - рабфак и 1 курс Мелитопольского педагогического института. Работал на дизелестроительном заводе. С 1935 года в рядах Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков в 1937 году и курсы усовершенствования офицерского состава в 1941 году.

Григорий Ульянович Охай был воздушным воином почти всю свою сознательную жизнь. Участвуя в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов, на бомбардировщике СБ, он летал замыкающим в строю. Первая военная удача - точное бомбометание и подрыв крупного минного завода на окраине города Сортавала. Первая боевая награда - медаль "За отвагу". И первая боевая утрата, запомнившаяся на всю жизнь, - гибель друга, Никифора Паршинцева, от пуль вражеского истребителя. Наверное именно тогда он и решил стать лётчиком - истребителем, чтобы мстить врагам.

В период Великой Отечественной войны быстро переучившись на Як-1 и, став инструктором, он подготовил на этой машине до 300 лётчиков.

В 1943 году и сам прочувствовал ярость фронтового неба, сражаясь в составе 897-го истребительного авиационного полка.

В 1950 году Охай стал заместителем командира полка, освоил МиГ-15, а затем отправился в "специальную командировку" в Корею. В марте 1951 года они пересекли границу и вскоре начались бои. Первую схватку начальник воздушно - стрелковой службы 523-го авиаполка Г. У. Охай, или, как его называли, китайский народный доброволец - лётчик Гу - О - Хай, провёл 22 июня 1951 года, когда 8 МиГ-15 встретили 32 "Сейбра". В завязавшемся бою командир звена Иван Тюляев сумел сбить "Сейбр", который был ограничен в маневре  ( у него не сбросился подвесной топливный бак ). Наша группа вернулась без потерь. Затем было много других вылетов и боёв.

Поистине настоящее сражение произошло 24 июня 1951 года между лётчиками 8-й и 49-й ИБАГ и лётчиками 523-го ИАП. В этот день большая группа F-80 попыталась нанести бомбово - штурмовой удар по одному из железнодорожных узлов в районе Ансю. На отражение этого налёта подняли вначале самолёты 523-го ИАП. В 4:20 на перехват самолетов противника ушли 10 экипажей под командованием командира полка Героя Советского Союза подполковника А. Н. Карасёва. Вскоре по наведению с земли группа "МиГов" обнаружила на малой высоте несколько восьмёрок "Шутинг старов", которые штурмовали наземные цели. Ударная группа, состоящая из 2-х пар под общим командованием Карасёва, атаковала строй штурмовиков, и в первой же атаке звено Карасёва сбило 3 "Шута" - они на счету Карасёва, капитанов Г. У. Охая и В. П. Попова. Компактный строй "Шутинг старов" тут же сломался и разбился на отдельные пары и звенья. Видя, что их непрерывно со всех сторон атакуют "МиГи", лётчики "Шутинг старов" стали уходить к заливу, так как хорошо знали, что советским лётчикам в море заходить запрещалось.

Следом за атакой звена Карасёва в атаку пошла шестёрка капитана В. Е. Суслова, которая также собрала свой "урожай" в скоплении самолётов противника: ещё по одному "Шутинг стару" сбили старший лейтенант В. Е. Силкин и капитан М. С. Пономарёв. В итоге лётчики 523-го ИАП сбили в этом бою 5 "Шутинг старов" и без потерь вернулись на аэродром Мяогоу.

10 сентября 1951 года между 16 и 17 часами дня в районе Дзюнсен произошёл воздушный бой, когда американцы предприняли налет, который осуществляли истребители - бомбардировщики F-84. Сначала в 16:14 в районе Дзюнсен группа из 14 "МиГов" 523-го ИАП встретила группу из 18 F-84 из состава 8-й АЭ 49-й ИБАГ и просто разгромила её, пользуясь отсутствием прикрытия из "Сейбров". Отличились в бою с "Тандерджетами" лётчики: капитаны Г. У. Охай, Д. В. Мазилов и старшие лейтенанты Д. А. Самойлов  ( это его 2-я победа за этот день ), И. И. Яковлев и П. З. Чуркин, без своих потерь.

Через 10 минут в районе Дзюнсен вылетевшая чуть позже основной группы 1-я эскадрилья 523-го полка под командованием майора А. П. Трефилова в составе 10 экипажей перехватила группу из 8 F-80, и майору Трефилову удалось один из них подбить - остальные тут же покинули данный район. Вылетевшая на усиление в 16:29 группа из 22 "МиГов" 17-го ИАП уже противника в данном районе не встретила - налёт был успешно отбит. Бой истребителей был в этот раз не столь ожесточённым, можно даже сказать, шёл вяло, так как после больших потерь в предыдущем бою у лётчиков "Сейбров" резко упала боевая активность. Никаких потерь лётчики 64-го корпуса в этих боях не понесли.

Американцы не признают потерь среди F-84 и F-80 в этот день, заявив в свою очередь, что пилотам "Тандерджетов" в этот день удалось даже повредить 4  ( ! )  МиГ-15, хотя точно известно, что ни один "МиГ" корпуса в этот день не имел повреждений. В сражении "Сейбров" с "МиГами" американцы признают потерю только одного своего F-86А с № 48-256 из состава 334-й АЭ, а его пилот 2-й лейтенант Джон Бурке дотянул до моря, где и покинул свой подбитый "Сейбр" - его вскоре подобрал поисковый гидросамолет ВМС США. Его сбил старший лейтенант Шаталов, а вот Суровикин и Самойлов не сбили, а только повредили 2 F-86А с № 49-1227 и с № 49-1139, которые благополучно добрались до своей базы в Кимпо и через некоторое время были восстановлены. Австралийское командование также не подтверждает потерю своего "Метеора" в этот день. Однако как бы ни скрывали свои потери представители ВВС США и Австралии, но поле боя осталось за "МиГами", которые в очередной раз отбили налёты истребителей - бомбардировщиков ВВС США и нанесли им при этом потери.

11 сентября 1951 года начались бои со штурмовой авиацией и частями ИБА 5-го ВФ США, которые пытались прорваться к транспортным артериям в районе Ансю. В этот день было 2 налёта авиации США в район "Аллеи "МиГов". После обеда на отражение налёта ИБА вылетела вся 303-я ИАД под командованием нового командира дивизии Героя Советского Союза подполковника А. С. Куманичкина. Первыми на перехват самолётов противника вылетели лётчики 523-го ИАП. Вылетела десятка "МиГов", которая в 15:25 в районе Дзюнсен встретили группу F-80. Одну четвёрку "Шутов" атаковал капитан Г. У. Охай и с первой же атаки на большой скорости сверху сбил один F-80, ещё один был сбит старшим лейтенантом И. К. Семененко. Он также атаковал сверху и ударил с короткой дистанции по фюзеляжу между крыльями, и самолёт развалился от залпа 3-х пушек прямо в воздухе. Остальные F-80 тут же покинули данный район.

Самолёт 'Глостер - Метеор Mk.8'

Поединок с Метеорами...

Как - то заболел командир полка Карасёв, и Охаю, имевшему уже 16 боевых вылетов, поручили быть ведущим группы в 24 самолёта. Вышли на перехват противника в район Тейсю и увидели шестёрку "Метеоров" на малой высоте. Те быстро встали в оборонительный круг - у каждого по 4 пушки и хвост хорошо защищён. Первая атака "МиГов" не удалась: скорость больше километров на 300, больше и радиус виража... Тут их не взять, решил ведущий и подал команду: "Всем выход вверх вправо, атакуем с полупереворота !"

Маневр получился удачным. Открыв огонь с 400 метров Охай зажёг один из "Метеоров", затем ещё один. Пары Тюляева, Шеверева и Разорвина сбили ещё по одному самолёту. Из шестёрки "Метеоров" спасся самый хитрый - он в крутом пикировании ушёл к земле, и его, камуфлированного, потеряли из виду. Весь бой длился 5 - 7 минут...

За период своей деятельности дивизия генерала Г. А. Лобова, в которой служил Охай, записала на свой счёт 303 сбитых вражеских самолёта   ( почти 10 авиаполков ! )  и в 10 раз меньше потеряла. Поршневые "Мустанги" наши лётчики в расчёт не брали. Достойным противником были новейшие реактивные "Сейбры". На вираже их в прицел не "загонишь": почувствовав опасность, американский лётчик выпускал предкрылки, терял скорость и закручивал разворот или вираж с меньшим радиусом, чем МиГ-15, у которого предкрылков не было.

На высотах более 8 км возможности в маневрировании уравнивались, если не считать, что в отличии от "МиГа" двигатель "Сейбра" имел форсаж, что позволяло кратковременно и резко увеличивать скорость, отрываться от атакующих или настигать уходящих.

Американцам выгоднее было драться на малых высотах, потому что "Сейбр" имел более эффективные воздушные тормоза. Используя их на высотах до 1000 метров, он мог, резко погасив скорость, сделать переворот через крыло, и у него хватало рулей, чтобы выйти в горизонтальный полет у земли. Сделай за ним эту же фигуру пилотажа наш лётчик, МиГ-15 врезался бы в землю.

Зато на больших высотах и в бою на вертикальных маневрах МиГ-15 с более мощным двигателем и грозным пушечным вооружением имел перед "Сейбром" несомненные преимущества. Соответственно этому строилась и тактика воздушного боя. Более экономичные двигатели "Сейбра" давали возможность американцам дольше находиться в воздухе. Наши, напротив: увидел - занял выгодное положение - немедленно атакуй !

Об истребителе МиГ-15 Охай отзывался очень тепло, особенно выделял его выносливость к боевым повреждениям. Рассказывал, как 19 августа 1951 года, после тяжёлого боя 28 наших самолётов с 30 "Себрами", лётчик Чуркин нормально приземлил на аэродроме Аньдун свою машину, имея в ней 57 пробоин.

Однажды было получено сообщение - идет большая группа В-29. Немедленно на перехват !   Одну из восьмёрок "МиГов" повел Охай. Встретив группу В-29, они свалились на них со стороны солнца и сразу зажгли несколько машин. Поймав в прицел ведущего колонны, Григорий открыл огонь.

- На фюзеляже и центроплане В-29 при каждом попадании моего снаряда появлялись отметки, похожие на вспышки мощных электроламп, - вспоминал позднее Охай. - Потянулся дымок, и вдруг всю громаду В-29 разом охватило пламя !   На долю секунды махина как бы остановилась, потом у неё отвалилось крыло, и она штопором пошла вниз. Забелели купола раскрытых парашютов. На земле сбитых американцев поджидали корейцы...

После ряда тяжёлых поражений В-29, американцы решили давить и пугать наших лётчиков численностью. На прикрытие боевой группы В-29, например, стали посылать до 150 истребителей. Но если взять данные только одного полка, в котором служил Охай, то и такая тактика не очень помогла американцам: полк сбил 102 самолёта, потеряв 17 своих машин и 5 лётчиков. Григорий Ульянович Охай за период своей деятельности в Корее совершил 122 боевых вылета, уничтожил 11 самолётов и, участвуя в 86 воздушных боях, не был ранен, а его "МиГ" получил всего одну пробоину и несколько вмятин на крыле. Единственная пуля застряла в элероне. Техник извлек её, передав командиру в качестве сувенира. Долгое время она хранилась у него, как память о тех днях.

1 января 1952 года лётчики 303-й ИАД совершили 2 первых боевых вылета в новом году, а лётчики 523-го ИАП участвовали даже в трёх боевых вылетах. Они провели скоротечный, но ожесточённый воздушный бой в составе 12 экипажей с группой из 18 "Сейбров" в районе Дзюнсен в период 10:20 - 10:30, в котором заместитель командира полка майор Г. У. Охай  ( ведущий полка )  и командир 1-й эскадрильи капитан С. А. Бахаев сбили 2 "Сейбра". Полк, выполнив свою задачу без потерь, вернулся на свой аэродром.

16 января 1952 года американцы организовали налёт своей ИБА в район "Аллеи "МиГов". Впереди они выслали крупный заслон из "Сейбров" 51-го ИАКР, за ними шли группы "Тандерджетов". В отражении этого налёта участвовали обе дивизии 64-го корпуса. В первом утреннем сражении, которое состоялось в районе 8 часов утра, лётчики 523-го полка в составе 14 экипажей в районе Тайсен на высоте 10 000 метров встретили звено "Сейбров" и атаковали их. Но тут подошли ещё несколько групп "Сейбров" общим количеством 18 машин, и численное превосходство было уже на стороне противника. На помощь пришли лётчики 18-го ГвИАП, которые взяли на себя часть истребителей противника. Но когда к району боя подошли лётчики 17-го полка, то бой уже закончился, и лётчики 523-го полка возвращались на свой аэродром. В этом бою майор Г. У. Охай сбил один "Сейбр", который упал в море. Ещё один "Сейбр" сбил в этом бою лётчик 18-го полка старший лейтенант Б. П. Сапожников, но после этого он сам попал под удар пары подполковника Джорджа Джонса из штаба 51-го ИАКР, и его "МиГ" был сбит. Борис Петрович Сапожников погиб в этом бою.

13 ноября 1951 года Григорию Ульяновичу Охай, лично сбившему при выполнении интернационального долга в Корее 11 самолётов противника, присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый бой в феврале 1952 года лётчики 523-го и 17-го полков провели только 2-го числа. Утром лётчики дивизии в районе Тайсю - Хакусен вступили в бой с группой F-86. Около 8 часов утра 14 экипажей 17-го полка провели удачный бой с 12 F-86, в котором капитан Н. Г. Докашенко повредил один "Сейбр". А лётчики 523-го полка в этом же районе также вели бой с группой F-86, в котором майор Г. У. Охай сбил один "Сейбр". Это был F-86Е с № 51-2770 из состава 335-й АЭ, пилот которого был спасён ПСС США.

С 1953 по 1956 год был командиром 523-го ИАП. Затем 2 года был инспектором Воздушной армии, а с 1958 по 1960 год был на должности начальника отдела боевой подготовки ИАК.

С 1960 года полковник Г. У. Охай - в запасе. Жил в Днепропетровске, до 1978 года работал в Гражданском Воздушном Флоте. Скончался 9 февраля 2002 года.

Г.У.Охай со школьниками.

Большую патриотическую работу ведут ребята - члены клуба "Поиск".
Ветераны Великой Отечественной войны регулярно бывают в клубе,
рассказывают, как самоотверженно, не щадя сил и самой жизни, сражались
с врагами за честь и свободу Родины советские воины. Очередную беседу
с ребятами проводит почётный гость клуба Герой Советского Союза Григорий
Ульянович Охай. Участник многих воздушных боёв, летавший на 11 типах
самолётов, рассказывает юным авиаторам об основных особенностях и
боевых качествах знаменитого в своё время истребителя И-16.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); многими медалями.





"Метеоры" против "МиГов"

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz