Оленица Афанасий Афанасьевич - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Оленица Афанасий Афанасьевич


Оленица Афанасий Афанасьевич

Родился 8 октября 1918 года в деревне Туманово Ольгинского района Приморского края. Окончил 7 классов средней школы и аэроклуб. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 года окончил Вознесенскую военную авиационную школу пилотов. Служил в составе 5-го ИАП  ( 249-я ИАД, 9-я Воздушная армия, 1-й Дальневосточный фронт ).

Участник Великой Отечественной войны. В 1942 году был лейтенантом, заместителем командира 2-й эскадрильи. В 1943 году 5-й ИАП занимал 1-е место в дивизии, а 2-я эскадрилья - 1-е место в полку. За успехи в боевой подготовке А. А. Оленице досрочно присвоено воинское звание "Старший лейтенант".

В августе 1944 года старший лейтенант А. А. Оленица был назначен командиром 2-й эскадрильи 5-го ИАП.

Участник боевых действий против Японии в августе 1945 года. Совершил 3 боевых вылета.

Участник вооружённого конфликта на территории Кореи с февраля по август 1952 года в качестве помощника командира 821-го ИАП  ( 190-я ИАД, 64-й ИАК )  по тактике воздушного боя. Совершил 58 боевых вылетов, в 25 воздушных боях лично сбил 5 самолётов ВВС США  ( 2 F-84, 1 F-86, 1 F-80 и 1 F-51 )  и подбил ещё 4 самолёта  ( 3 F-86 1 F-51 ).

После возвращения в Советский Союз продолжал служить в ВВС на различных должностях. С 1960 года полковник А. А. Оленица - в запасе. Жил в городе Фокино Приморского края. Умер 6 февраля 1997 года.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени; медалью "За боевые заслуги".

*     *     *

Эпизоды из боевой деятельности А. А. Оленицы:

11 марта 1952 года в районе Ансю разгорелись крупные сражения с участием советских лётчиков из 97-й и 190-й ИАД, которые совершили в этот день по 3 боевых вылета. Причём все вылеты были дивизионные. В 2-х из них вели бои с самолётами противника. Лётчики 97-й ИАД взяли на себя истребители передового заслона, а лётчики 190-й дивизии прорывались к району, где действовали штурмовики F-80 и F-84.

В первом утреннем вылете лётчики 821-го полка в районе Сиодзио вступили в бой с 24 F-86, в котором капитан И. П. Вахрушев подбил один "Сейбр". Во втором вылете лётчики 821-го полка перехватили в том же районе Сиодзио группу из 8 штурмовиков F-80 под прикрытием 8 F-86 и атаковали их. При этом ведущие групп добились побед и сбили 3 F-80, отличились: командир 821-го полка Герой Советского Союза майор Г. Ф. Дмитрюк, начальник ВСС полка майор А. А. Оленица и командир 1-й АЭ капитан И. П. Вахрушев.

Итог боёв за 11 марта был таков: сбито 4 F-80 и 3 F-86 и ещё 4 "Сейбра" были подбиты, из которых 4 "Сейбра" на счету лётчиков 16-го ИАП и 4 F-80 и 1 F-86 на счету лётчиков 821-го ИАП. Свои потери - 2 "МиГа" и 2 лётчика. Это была первая крупная победа лётчиков нового состава 64-го ИАК в небе Кореи. Американская сторона признала потерю в этот день только одного своего F-80 и ещё одного F-84Е с № 50-1126 из состава 49-й ИБАГ, пилот которого дотянул до своей базы в Южной Корее, но разбился при аварийной посадке. Также американцы признают потерю одного своего F-86Е с № 50-604 из состава 16-й АЭ, пилот которого, Джеймс Арнольд, дотянул до острова Чодо, но затем его самолёт рухнул в море, и он погиб. Правда, 2 дня спустя были списаны из боевого состава ещё один F-84Е из 136-го ИБАКР и один F-86Е из состава 335-й АЭ, пилоты которых погибли в "не боевых" действиях. Зная склонность американцев скрывать таким образом свои боевые потери в боях с "МиГами", можно предположить, что и эти 2 самолёта ВВС США были потеряны в боях 11 марта  ( поскольку 14 марта лётчики корпуса не совершали боевых вылетов ).

В свою очередь пилоты 335-й АЭ заявили о 2-х сбитых МиГ-15 в этот день, и ещё о 2-х победах над МиГ-15 заявили лётчики 336-й АЭ, но только 2 из этих заявок подтверждают документы 64-го корпуса. Видимо, 2 победы у пилотов 4-го ИАКР не состоялись, и в лучшем случае они могли повредить 2 "МиГа" корпуса, но не сбить их.

МиГ-15бис майора А.А.Оленицы.

Крупный налёт американцы предприняли 17 мая, в котором участвовали штурмовики F-84. Очень удачно на них были наведены нашими операторами РЛС лётчики 821-го ИАП под командованием подполковника Г. Ф. Дмитрюка в составе 20 машин. На малой высоте они встретили в районе Сихойдо - Сенсен группу F-84 в количестве 12 - 16 машин без прикрытия. Вернее, "Сейбры" были выше группы F-84 за облаками, так как была низкая облачность и они "МиГов" не видели. Воспользовавшись моментом внезапности, лётчики 821-го ИАП провели по строю "Тандерджетов" 2 атаки, сбив сразу 5 из них, и тут же вышли из боя.

Наши лётчики пошли в Аньдун, а побитые "Тандерджеты" - в залив. "Сейбры" просто не успели прийти на помощь, было уже поздно. В этом бою отличилось в основном руководство полка, так как по одному "Тандерджету" сбили: командир полка подполковник Г. Ф. Дмитрюк, командир 1-й АЭ майор И. П. Вахрушев, командир 3-й АЭ майор В. Н. Забелин, а начальник ВСС полка подполковник А. А. Оленица сбил сразу 2 F-84 в этом бою. Ещё один "Тандерджет" сбили подоспевшие лётчики 494-го полка - отличился старший лейтенант В. Г. Крутских.

В итоге за 17 мая лётчики 190-й ИАД сбили 8 самолётов США   ( 6 F-84, 1 F-51 и 1 F-86 ), причём 7 из них на счету лётчиков 821-го ИАП. Ещё один "Сейбр" сбит лётчиками 148-го Гвардейского ИАП из 97-й ИАД. Этот боевой день был удачен ещё и тем, что корпус не потерял ни одного самолёта. Особо отличился начальник ВСС 821-го ИАП майор А. А. Оленица, сбивший в одном бою сразу 2 F-84. Американцы вообще не имели побед 17 мая.

Американский самолёт F-84F

Под удар лётчиков 821-го полка попали пилоты 49-й ИБАГ, которые потеряли в этот день от огня "МиГов" сразу 3 своих самолёта: F-84Е с № 50-1114 был сбит, а его пилот Честер Шав попал в плен. Другой F-84Е с № 51-518 также был сбит, но его пилоту удалось спастись и вернуться в часть. И наконец, F-84Е с № 50-1230 был серьёзно подбит "МиГом", и его пилоту удалось дотянуть до базы в Кимпо, где он и разбился при посадке. Судьба пилота неизвестна. Также был потерян один F-84D с № 48-760 из состава 154-й аэ 136-го ИБАКР пилот которого, Джон Смит, пропал без вести. Понесла потери в этом бою и 336-я АЭ 4-го авиакрыла: F-86А с № 49-1123, которым управлял Герберт Шарп, был сбит, но пилот спасся на парашюте и подобран ПСС США. А вот под удар лётчиков 821-го полка попали в этот день не "Мустанги", а палубные "Корсары", один из которых с № 81079 из состава VF64 взорвался в воздухе, а его пилот Де Мастере пропал без вести. Так что из 9 заявленных побед американская сторона подтвердила сразу 6 !

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)




Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz