Золотая Звезда Героя Советского Союза

Оськин Дмитрий Павлович

Оськин Дмитрий Павлович.

Дмитрий Оськин родился 23 октября 1919 года в городе Ставрополь Ставропольского края, в семье рабочего. Окончил 10 классов средней школы и аэроклуб в городе Тбилиси. Работал помощником мастера в типографии "Заря Востока". В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил на Дальнем Востоке. В 1944 году окончил Высшую офицерскую школу Военно - Воздушных сил и был направлен командиром звена в состав 863-го ИАП.

С 13 октября 1944 года на фронтах Великой Отечественной войны. Был старшим лётчиком. С января 1945 года - командир звена, с апреля 1945 года - заместитель командира и штурман эскадрильи 863-го ИАП  ( 129-я ИАД, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ). Участвовал в освобождении Литвы, штурме Кёнигсберга. Летал на самолётах Ла-5, воздушных побед не имел.

Затем остался на службе в ВВС, занимал различные командные должности в составе нескольких полков  ( 863-м ИАП, 9-м и 18-м ГвИАП, 523-м ИАП ).

Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов. Сначала был помощником командира по ВСС 18-го Гвардейского ИАП, затем был назначен командиром 523-го ИАП   ( 303-я истребительная авиационная дивизия ). За 23 дня в октябре 1951 года одержал 8 побед. Всего совершил около 150 боевых вылетов. Проведя более 60 воздушных боёв, сбил 15 самолётов лично и 1 в составе группы.

6 июня 1951 года лётчики 18-го ГвИАП перехватили в конце дня   ( между 18:30 и 19:00 )  в районе Сенсена 4 F-80 из состава 51-го ИБАК и устроили охоту за ними. Видя, что "МиГов" в 4 раза больше, "Шутинг стары" на малой высоте устремились к заливу. Однако добраться до спасительного залива удалось только паре F-80. Сначала один "Шут" сбил с короткой дистанции капитан П. Н. Антонов, и тот рухнул в районе Сенсена, а затем один F-80 поочередно атаковали пара Сморчков - Оськин и пара Щукин - Акатов, и тот хоть и долетел до спасительной воды, но упал в 20 км южнее Тейсю.

Американцы признали потерю одного F-80 с № 49-737, пилот которого спасся в этот день, и, скорее всего, это был самолёт, сбитый капитаном П. Н. Антоновым. Другой F-80 был списан несколько дней спустя, 14 Июня.

17 июня в 8 часов 20 минут на задание ушли 16 "МиГов" под командованием командира полка Гвардии подполковника А. Е. Белостоцкого, которые через 30 минут вступили в бой с 16 F-86 в районе Сенсена. Бой выдался довольно напряжённым и продолжительным. В ходе этого боя, отражая атаку на командира полка, один "Сейбр" поразил своим огнём его ведомый Гвардии капитан Д. П. Оськин, и тот ушёл в сторону моря. В свою очередь пилотам "Сейбров" удалось подбить самолёт Гвардии капитана А. Д. Скидана, но тому удалось благополучно вернуться на свой аэродром.

Погода утром 2 сентября 1951 года была неважная, видимость была плохая, поэтому вести воздушный бой лётчикам обеих сторон было нелегко. Шестёрка "МиГов", которую вёл Гвардии капитан Н. И. Герасименко, в разрывах облаков обнаружила 4 "Сейбра" и тут же перешла в атаку на них, так как была выше противника. С дистанции 120 метров Н. И. Герасименко сбил один "Сейбр", а его ведомый Гвардии старший лейтенант М. Н. Капитонов - второй.

МиГ-15бис Д.П.Оськина.

В этом бою от своего ведущего капитана Д. А. Тарасова оторвался ведомый Гвардии старший лейтенант С. Т. Колпиков, который бросился на подвернувшийся "Сейбр". Сергею Колпикову удалось сбить его, но его тут же зажала четвёрка "Сейбров" и зажгла его МиГ-15 - это сделал командир 335-й АЭ майор Уинтон Маршалл. Гвардии старшему лейтенанту Колпикову Сергею Тимофеевичу спастись не удалось, он погиб.

В этом бою отличилась и пара Гвардии подполковника А. П. Сморчкова, заместителя командира полка и его ведомого Гвардии майора Д. П. Оськина, которые сбили 2 "Сейбра". Ещё один F-86 сбил Гвардии капитан В. Н. Шалев - командир 2-й эскадрильи 18-го Гвардейского полка.

Очередной удачный бой лётчики 18-го Гвардейского ИАП провели во второй половине дня 10 октября. Отличилась группа под командованием подполковника А. Е. Белостоцкого, которая перехватила в районе Ансю группу "Тандерджетов". Наши лётчики заявили об уничтожении 4 F-84. Их записали на счёт подполковников Белостоцкого, А. П. Сморчкова, а также майора Д. П. Оськина и капитана Н. И. Герасименко. На самом деле лётчики полка вели бой с F-80 из состава 8-й и 51-й ИБАГ, в котором как минимум сбили 3 F-80: самолёты с № 49-1878 и с № 49-544 были из состава 8-го ИБАК, пилоты которых погибли. Ещё один F-80 с № 49-746 был из состава 51-й ИБАГ, пилот которого также погиб.

Один из воздушных боёв запомнился ему на всю жизнь. 23 октября 1951 года в 9:43 пилоты 523-го ИАП  ( 18 МиГ-15 )  под командованием майора Д. Оськина, следуя на высоте 9000 метров, в районе 20 - 40 км юго - западнее Тайсен заметили ниже, на высоте 7000 метров, группу из 8 истребителей F-86, следовавших на пересекающихся курсах. Довернувшись звеном вправо на 90°, впереди, слева, на высоте 5000 метров, наши лётчики обнаружили ещё 9 бомбардировщиков Б-29 в сопровождении до 40 истребителей типа F-84, F-86 и Глостер "Метеор-4".

По команде ведущего полк вступил в бой с самолётами противника. В результате этой схватки, по докладам лётчиков и данным фотоконтроля было уничтожено 5 тяжёлых бомбардировщиков В-29 и 1 истребитель сопровождения F-84. Наши потери: 1 самолёт  ( был сбит старший лейтенант Хуртин, которого атаковали сразу 4 "Сейбра" северо - западнее района Аньдун, при возвращении на свой аэродром ). Оськин в том бою лично сбил 2 В-29. На следующий день, 24 октября, он записал на свой счёт ещё и 2 "Метеора".

МиГ-15бис Д.П.Оськина.

Весьма напряжёнными по накалу выдались бои, которые произошли 3 ноября 1951 года, в которых отличились лётчики 523-го полка. Первое сражение произошло утром в период 10:46 - 10:56 в районе Ансю - Сюкусен - Дзюнсен. Полк составом 22 МиГ-15 под командованием командира части Гвардии майора Д. П. Оськина по команде с КП дивизии вылетел на отражение налёта штурмовиков противника в районе Ансю - Сюкусен. 3-я и 2-я АЭ составили ударную группу общего боевого порядка части, а экипажи 1-й АЭ составили прикрывающую группу. Следуя на высоте 6000 метров в боевом порядке "змейка" эскадрилий, 15 км южнее Ансю встретили до 40 самолётов F-80 и F-84, которые наносили бомбардировочно - штурмовые удары по железнодорожным и автоперевозкам.

Гвардии майор Оськин оценил воздушную обстановку и вступил с ними в бой составом 3-й и 2-й АЭ. Лётчики 1-й АЭ прикрывали действия двух подразделений. Оськин атаковал пару F-84 сзади слева, огонь вёл из всех пушек с дистанции 500 метров. В результате атаки "Тандерджет" был сбит. Из атаки Оськин вышел вверх правым разворотом на 90 градусов. В это время слева ниже себя на 300 - 400 метров увидел звено f-84 и атаковал правый самолёт сзади сверху, огонь вёл из всех пушек с дистанции 350 - 310 метров. Атакованный "Тандерджет" правым разворотом со снижением ушёл от своей группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга командиру 523-го истребительного авиационного полка майору Дмитрию Павловичу Оськину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 9286 ).

День 28 ноября 1951 года выдался "жарким", так как в "Аллее "МиГов" разгорелись ожесточённые бои, в которых обе стороны понесли существенные потери. В отражении очередного налёта "Тандерджетов" из 136-го ИБАКР под прикрытием "Сейбров" приняла участие 324-я ИАД в полном составе и 523-й ИАП из состава 303-й ИАД. Вначале 18 экипажей 196-го ИАП, которых повёл в бой командир полка полковник Е. Г. Пепеляев, вступили в бой с 50 F-86 4-го ИАКР. Им помогали около 20 "МиГов" из 523-го полка, которых повёл в бой командир 303-й ИАД полковник А. С. Куманичкин, а лётчики 176-го ГвИАП  ( 18 экипажей )  атаковали строй из 30 "Тандерджетов" в районе Эйдзю.

В этом бою 196-й ИАП хотя и потерял одну машину, но лётчики полка добились 7 побед над "Сейбрами". Особо отличилась пара командира полка полковника Пепеляева, сбившая 3 F-86: 2 сбил сам Пепеляев, а ещё 1 - его ведомый старший лейтенант В. Н. Фукин.

Оськин Дмитрий Павлович.

Ещё 2 "Сейбра" в этом бою в районе Дзюнсен сбил командир 523-го ИАП майор Д. П. Оськин, но и полк понёс в этом сражении тяжёлую потерю. Прикрывая инспектора по технике пилотирования дивизии майора В. П. Правоторова, погиб его ведомый, старший лейтенант Герман Тимофеевич Шаталов, одержавший в небе Кореи 5 личных побед, - один из лучших лётчиков полка. Он своим самолётом закрыл самолёт командира...

7 февраля 1952 года лётчики 17-го и 523-го полков прикрывали железнодорожные мосты в районе Аньдуня. Для лётчиков 17-го полка все вылеты прошли без встречи с противником, а вот лётчики 523-го полка провели один воздушный бой с группой F-86 составом в 12 "МиГов". В этом бою майор Д. П. Оськин сбил F-86Е с № 50-686 из состава 336-й АЭ - его пилот Джон Грин спасся на парашюте.

По возвращении в СССР Дмитрий Павлович оставался на службе в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1961 году - Военную академию Генерального штаба. С 1972 года - Заслуженный военный лётчик СССР. С 1987 года генерал - лейтенант авиации Д. П. Оськин - в запасе. Жил в Москве. Умер 25 января 2004 года. Похоронен на Николо - Архангельском кладбище в Москве.


Памятник Д.П.Оськину, установлен на Николо - Архангельском кладбище в Москве. Фото Павла Каца.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Октябрьской Революции, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды   ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.




Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2013 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz