Семёнов Дмитрий Васильевич - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Семёнов Дмитрий Васильевич

Семёнов Дмитрий Васильевич

Родился 24 октября 1918 года в селе Богородицкое, ныне Ухоловского района Рязанской области. После окончания средней школы в 1936 году занимался в аэроклубе. Потом учился в Серпуховской военной авиационной школе лётчиков, которую закончил в 1940 году. Был направлен на Дальний Восток в морскую авиацию. Службу начал в сентябре 1940 года младшим лётчиком 45-го истребительного авиационного полка, летал на самолётах И-15бис и И-16.

В 1945 году, в составе этого же полка, принимал участие в войне с Японией. Был командиром звена, летал уже на Як-9. Полк обеспечивал воздушное прикрытие боевых действий кораблей Амурской флотилии и базировался на аэродромах Маньчжурии. За участие в этих боевых действиях Д. В. Семёнов был награждён медалью "За победу над Японией".

После окончания войны продолжал службу в различных частях морской авиации Тихоокеанского флота в должности командира эскадрильи. В 1951 году был назначен помощником командира 781-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота, дислоцированного на аэродроме Унаши Приморского края   ( ныне Золотая Долина ). В то время полк летал на истребителях Р-63 "Кингкобра". После переучивания на МиГ-15бис, полк был направлен в специальную командировку в Корею, где находился с февраля по октябрь 1953 года.

Под командованием подполковника Н. Д. Снопкова, полк входил в состав 216-й истребительной авиационной дивизии  ( 64-й истребительный авиационный корпус )  и дислоцировался на аэродроме Аньдун   ( впоследствии на Мяогоу и Дапу ). Лётчики полка сбили за войну 12 вражеских самолётов  ( 11 F-86 "Сейбр" и 1 F-84 "Тандерджет" )  и повредили ещё 7 самолётов. Потери 781-го ИАП ТОФ составили 9 самолётов и 5 лётчиков.

Таким образом, результативность полка оказалась, к сожалению, достаточно низкой по сравнению с результатами лётчиков ВВС или полков дивизий ПВО. Самым результативным лётчиком среди моряков стал старший лейтенант А. И. Куцыгин. Участвуя в боевых действиях с марта по конец июля 1953 года он успел сбить 2 самолёта ВВС США и повредить ещё 2 самолёта. Более никто из морских лётчиков этот результат превзойти не смог.

Ведущим у А. И. Куцыгина летал капитан Д. В. Семёнов, который сбил лично 1 F-86 и ещё 2 F-86 повредил. Хроника его побед, согласно официальным данным полка, такова:

- 1 июня 1953 года он подбил первого своего F-86;
- 7 июня 1953 года - сбивает F-86;
- 12 июля 1953 года - подбивает второго своего F-86.

Из лётной книжки Д.В.Семёнова

[ Согласно лётной книжки Д. В. Семёнова за период с 24 февраля по 21 июля 1953 года им выполнено 38 боевых вылетов, при этом: водил звено - 2 раза, эскадрилью - 28 раз и полк - 1 раз; проведено 13 воздушных боёв  ( воздушных стрельб - 3 ), сбито 2 самолёта и 1 подбит. Возможно, позже Семёнову засчитали один из подбитых им "Сейбров" как сбитый. Это могло быть сделано уже только после окончания боевых действий, что подтверждается наличием исправлений о количестве побед в лётной книжке лётчика.

1 июня 1953 года 64-м ИАК было заявлено 1 сбитый и 1 подбитый F-86 - оба на счету лётчиков 781-го ИАП ТОФ. Подбитый на счету Семёнова. Американцы признают потерю 31 мая 3-х своих F-86. Так что это даже больше чем мы заявили вместе с подбитыми машинами противника. 7июня корпусом было заявлено 2 сбитых и 2 подбитых F-86 - один из сбитых на счету Семёнова. Американцы признают в этот день 1 потерянный и 1 повреждённый F-86. 12 июля корпусом заявлен 1 сбитый и 3 подбитых F-86 - один из подбитых на счету Семёнова. Американцы признают в этот день 3 потерянных F-86, 2 из которых столкнулись в воздухе. Возможно потом оба подбитых F-86 были записаны 781-му ИАП как сбитые. ]

За участие в Корейской войне Дмитрий Васильевич Семёнов награждён орденами: Красного Знамени, Красной Звезды  ( дважды )  и Дружбы КНР.

После возвращения в Советский Союз, продолжал служить в ВВС, освоил новые самолёты МиГ-17 и МиГ-19. В 1955 году майор Д. В. Семёнов был переведён в авиацию ПВО страны, служил на различных командных должностях, был руководителем полётов. В декабря 1959 года уволен в запас.

Но с небом Семёнов не расстался, работал старшим инспектором - лётчиком Амурского обкома ДОСААФ. С 1963 года по 1970 год работал старшим диспетчером службы движения Благовещенского аэропорта. Умер в 1991 году.

*     *     *

После многочисленных аварий и катастроф в Гражданской авиации всё более актуальной становится тема обеспечения безопасности полётов. У Дмитрия Васильевича Семёнова был такой случай - последний гражданский его подвиг, на который отважился бы не каждый человек  ( потерять работу и профессию диспетчера ). Пройдя обучение, с 1963 года по 1970 года Семёнов работал старшим диспетчером службы движения Благовещенского аэропорта. И ветераны этого аэропорта ещё помнят, как он спас аварийный пассажирский самолёт Ил-18 со 100 пассажирами на борту, посадив его на военный аэродром города Завитинска, что категорически запрещалось в то время. На самолёте, летевшем из Хабаровска, отказал двигатель, аэропорт Благовещенска не мог его принять по метеоусловиям, до запасного аэродрома Гражданской авиации он бы просто не дотянул. Ситуация складывадась критическая...

Д.В.Семёнов - старший диспетчер Благовещенского аэропорта.

Семёнов принял решение, противоречащее всем инструкциям, но спасшее жизнь людям. Он приказал военным, принять пассажирский самолёт как борт № 1  ( то есть, как правительственный рейс ). Это был его гражданский подвиг. Но после этого случая, ему пришлось уволиться из аэропорта по причине многочисленных проверок, допросов комиссий, лишений премий  ( с указанием в приказах за этот случай )  и так далее. И он полностью ушёл на пенсию в 1970 году. Но перед уходом на пенсию  ( как он сам рассказывал ), лётчики того аварийного рейса приезжали к нему на работу, благодарить его за спасение.

*     *     *

Эпизоды из боевой деятельности Д. В. Семёнова в небе Кореи:

7 июня 1953 года воздушные бои состоялись в районе Сиодзио - Тайсен, в которых лётчики 535-го ИАП сбили один "Сейбр" и один подбили. Один F-86 в этом районе боёв сбили также лётчики 781-го ИАП ТОФ, и один "Сейбр" подбили лётчики 726-го ИАП из 133-й ИАД. Эти бои прошли без потерь с нашей стороны, однако над аэродромом Дапу было потеряно 2 машины из 535-го ИАП на взлете. В результате неожиданной атаки из-за сопок двух пар F-86, старший лейтенант С. А. Дорохов погиб, а капитан П. Н. Блинов остался жив.

Командование 5-й ТВА США заявило, что лётчиками "Сейбров" в этот день было сбито 5 "МиГов", из них 4 на счету лётчиков 4-го ИАКР, 2 из которых в этом бою сбил капитан Ральф Парр из 335-й АЭ. Также были потеряны и 2 "Сейбра": один из них серьёзно повредил "МиГ" - это был F-86Ф с № 51-2905 из состава 39-й АЭ. Видимо, позже этот "Сейбр" был списан. Ещё один F-86Ф-30 с № 52-4384 из состава 67-й АЭ 18-го ИБАКР также разбился "при взлёте", его пилот Миллер уцелел. Первый "Сейбр" стал добычей капитана А. Г. Андреева из состава 535-го ИАП, а второй - капитана Д. В. Семёнова из морского 781-го полка.

12 июля 1953 года бои прошли в районах аэродромов Аньдун и Дапу, где "Сейбры" - охотники попытались подловить кого - нибудь из лётчиков 64-го ИАК или ОВА, и, к сожалению, им это удалось. Так, в районе аэродрома Аньдун, где базировался 781-й ИАП ТОФ, "Сейбры" подловили на посадке группу "МиГов" из морского полка и сбили на высоте всего 15 метров капитана Виктора Михайловича Белова. Он вместе с самолётом врезался в землю - это был последний погибший лётчик 781-го ИАП ТОФ, оставшийся лежать на русском кладбище в Порт - Артуре.

В этом вылете шестёрку "МиГов" 781-го полка под командованием подполковника Н. Д. Снопкова навели на группу из приблизительно 30 F-86. О том, как проходил этот бой, рассказывает Вадим Петрович Сажин:

"Недалеко от границы Китая и КНДР, на берегу залива, был гранатный завод. Его часто бомбили самолёты противника F-86 с бомбами. Они выходили со стороны залива, пикировали на завод, бросали бомбы и после этого становились обычными "Сейбрами", готовыми вести бой с "Мигами". Вот нам и надо было им противодействовать на высотах 600 - 1000 метров. Бывало, что мы там действовали не одни, приходили группы и из других полков одновременно с нами. Бомбили они в спешке, старались быстрее освободиться от своего груза.

Вот и в том вылете мы столкнулись с большой группой этих истребителей - бомбардировщиков. Много было стрельбы, вообще была целая кутерьма. Наша задача в этой шестёрке была, конечно, уберечь командира полка. Пришлось оттянуть на себя часть "Сейбров" и дать возможность командиру уйти в облака. Вот в том бою мы и наблюдали столкновение двух F-86 на выходе из пикировании. Это видел не только я, но и другие лётчики нашей группы".

Американцы признают потерю двух своих F-86 с № 51-2836 и № 51-12972 из состава 335-й АЭ 4-го ИАКР, лётчики которых, Эуген Элдридж и Альберт, Кокс, пропали без вести. Они были записаны на счёт капитана Д. В. Семёнова и старшего лейтенанта А. И. Куцыгина как подбитые.

( Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год. )




"Один из пилотов забытой войны"

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz