Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Шаталов Герман Тимофеевич

Шаталов Герман Тимофеевич

В состав 303-й ИАД, отличившейся в небе Кореи, входил и 523-й Оршанский Краснознамённый орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского истребительный авиационный полк. Это был полк со славными боевыми традициями, отлично воевавший с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

31 марта 1951 года полк в полном составе прибыл на аэродром Мукден - Восточный и с 4 апреля 1951 года приступил к выполнению программы по учебно - боевой подготовке. Одновременно полк выполнял задачу ПВО города Мукдена и военно - промышленных объектов Северной Маньчжурии. Учебно - боевые полёты производились в основном по совершенствованию лётного состава в групповой слётанности пар, звеньев, авиационной эскадрильи, полка, ведении свободных воздушных боёв - одиночных, пара на пару, звено на звено и авиационными эскадрильями, а также отрабатывались элементы сбора после вылета в боевые порядки и самолётовождение с применением средств радионавигации.

При наземной подготовке большое внимание уделялось изучению опыта боевых действий частей корпуса с американскими ВВС, действующими в Корее, и изучению оперативного направления предполагаемых боевых действий. Одновременно производились доработки на самолётах, двигателях, проверялась устойчивость и управляемость самолётов на максимальных скоростях  ( валежка ).

28 мая 1951 года часть перебазировалась на аэродром Мяогоу   ( район Аньдуна ), а с 1 июня 1951 года - приступила к выполнению боевой задачи. На момент начала боевых действий полком руководил Герой Советского Союза подполковник А. Н. Карасёв - опытный и умелый командир с солидным боевым и командным опытом. В составе полка находился ещё один Герой Советского Союза майор Н. Н. Даниленко, выполнявший обязанности заместителя командира полка по лётной подготовке. Весь командный состав полка и эскадрилий составляли опытные лётчики, имевшие боевой опыт в Великой Отечественной войне. К этому надо добавить, что почти 90% остального лётного состава также составляли лётчики с боевым опытом в Великой Отечественной войне и войне с Японией в августе 1945 года.

Все 3 эскадрильи полка возглавлялись опытными лётчиками и командирами, все участники Великой Отечественной войны. Наиболее удачной по боевой результативности была, бесспорно, 1-я эскадрилья под командованием майора А. П. Трефилова. Эта эскадрилья была в числе лучших не только в полку, но и в дивизии. Лётчиками эскадрильи за время боевой командировки было уничтожено 34 самолёта противника. Свои потери составили всего 3 самолёта и один лётчик - наименьшие потери в полку !

В составе именно этой эскадрильи сражался и Герман Тимофеевич Шаталов, ставший одним из 7 лётчиков полка заслуживших титула "аса". Он же стал и единственной потерей в эскадрилье...

26 июня 1951 года в районе Дзюнсена в период 13:30 - 14:00 группа из 10 "МиГов" 1-й эскадрильи 523-го ИАП провела воздушный бой с 12 F-86, в котором старший лейтенант Г. Т. Шаталов сбил один "Сейбр", который упал в районе Дзюнсен. Падение этого самолёта подтвердил начальник полицейского управления уезда Дзюнсен Ши Хан Уан и дежурный офицер ВПУ № 1. У наших лётчиков потерь не было. Правда, американское командование вновь не признало потерю своего F-86 в этом бою.

28 июня американцы послали в район Ансю без прикрытия группы своих поршневых штурмовиков F-51 в надежде, что "МиГи" не появятся в данном районе в такую погоду. Однако командование 5-го ВФ просчиталось, и на перехват небольших групп штурмовиков ушло несколько групп "МиГов" из состава 303-й ИАД. Повезло встретить противника лётчикам 523-го ИАП, которые двумя группами общим составом в 18 экипажей в 18 часов 35 минут прибыли в район Ансю.

Самолёты противника встретила группа майора А. П. Трефилова в составе 10 экипажей, которые сначала обнаружили 8 штурмовиков F-51, атаковавших дороги в районе Ансю, и, разбившись на пары, атаковали противника. Не всем удалось это сделать, так как некоторые наши лётчики не рассчитали скорость сближения и проскочили свои цели, а на повторную атаку зачастую просто не хватило времени, так как "Мустанги", спасаясь от повторных атак "МиГов", бросились в спасительный залив.

Повезло в первой атаке сбить самолёт противника старшему лейтенанту Г. Т. Шаталову, который удачно вписал "Мустанг" в прицел и с дистанции 150 метров поджёг его и тот упал в море, так как атака уже проходила в районе береговой черты. Тут же Шаталов обнаружил ещё одну пару "Мустангов" и увлечённо атаковал её уже над морем и добился попадания в ещё один F-51.

Истребитель Р-51 'Мустанг'

В это время пара старшего лейтенанта Н. П. Разорвина также в районе береговой черты встретила другую пару F-51, атаковала на малой скорости ведущего этой пары и добилась попадания в "Мустанг", который также упал в море. Другим лётчикам 523-го полка не удалось атаковать другие "Мустанги", так как им удалось уже покинуть сушу и уйти в море, куда нашим лётчикам было запрещено заходить. Так закончилось последнее сражение в июне 1951 года в "Аллее "МиГов", в котором нашим лётчикам как минимум 2 "Мустанга" удалось сбить без своих потерь.

Американское командование признает потерю только одного своего F-51 из состава 39-й АЭ 18-й ИБАГ, пилот которого капитан Чарлз Самнер смог дотянуть до Сеула, но при посадке его самолёт потерпел аварию, в которой Самнер получил ранения, а его "Мустанг" был списан двумя днями позже. Самолёт Самнера подбил в этом бою старший лейтенант Шаталов. Нельзя также исключать и такого варианта, что, помимо штурмовиков F-51, в этом же налёте принимала участие и палубная авиация ВМС США, и она также попала под удар "МиГов", так как в этот день американцы потеряли несколько своих "Корсаров" и "Скайрейдеров", записав их как потери от огня с земли или неудачной посадки на авианосец. Советские лётчики плохо разбирались в типах палубных самолётов ВМС США и причисляли их всех к одному типу - "Хэккетам", которые в этой войне и не участвовали, либо ошибочно писали в рапортах, что это были "Мустанги".

После этих поражений "Мустанги" из 18-й ИБАГ резко снизили своё посещение района "Аллеи "МиГов", а если появлялись там, то только под сильным прикрытием "Сейбров".

10 cентября 1951 года между 16 и 17 часами дня в районе Дзюнсен произошёл воздушный бой, когда американцы предприняли налет, который осуществляли истребители - бомбардировщики F-84. Сначала в 16:14 в районе Дзюнсен группа из 14 "МиГов" 523-го ИАП встретила группу из 18 F-84 из состава 8-й АЭ 49-й ИБАГ и просто разгромила её, пользуясь отсутствием прикрытия из "Сейбров". Отличились в бою с "Тандерджетами" лётчики: капитаны Г. У. Охай, Д. В. Мазилов и старшие лейтенанты Д. А. Самойлов  ( это его 2-я победа за этот день ), И. И. Яковлев и П. З. Чуркин, без своих потерь.

Группа лётчиков 523-го ИАП. 1951 год.

Через 10 минут в районе Дзюнсен вылетевшая чуть позже основной группы 1-я эскадрилья 523-го полка под командованием майора А. П. Трефилова в составе 10 экипажей перехватила группу из 8 F-80, и майору Трефилову удалось один из них подбить - остальные тут же покинули данный район. Вылетевшая на усиление в 16:29 группа из 22 "МиГов" 17-го ИАП уже противника в данном районе не встретила - налёт был успешно отбит. Бой истребителей был в этот раз не столь ожесточённым, можно даже сказать, шёл вяло, так как после больших потерь в предыдущем бою у лётчиков "Сейбров" резко упала боевая активность. Никаких потерь лётчики 64-го корпуса в этих боях не понесли.

Американцы не признают потерь среди F-84 и F-80 в этот день, заявив в свою очередь, что пилотам "Тандерджетов" в этот день удалось даже повредить 4  ( ! )  МиГ-15, хотя точно известно, что ни один "МиГ" корпуса в этот день не имел повреждений. В сражении "Сейбров" с "МиГами" американцы признают потерю только одного своего F-86А с № 48-256 из состава 334-й АЭ, а его пилот 2-й лейтенант Джон Бурке дотянул до моря, где и покинул свой подбитый "Сейбр" - его вскоре подобрал поисковый гидросамолет ВМС США. Его сбил старший лейтенант Шаталов, а вот Суровикин и Самойлов не сбили, а только повредили 2 F-86А с № 49-1227 и с № 49-1139, которые благополучно добрались до своей базы в Кимпо и через некоторое время были восстановлены. Австралийское командование также не подтверждает потерю своего "Метеора" в этот день. Однако как бы ни скрывали свои потери представители ВВС США и Австралии, но поле боя осталось за "МиГами", которые в очередной раз отбили налёты истребителей - бомбардировщиков ВВС США и нанесли им при этом потери.

12 сентября 1951 года противник предпринял крупный налёт силами двух ИБАГ. В воздух были подняты две авиадивизии корпуса, которыми лично руководил в воздухе командир корпуса генерал Лобов. Против 150 самолётов противника было поднято 80 МиГ-15 из состава 5-ти полков корпуса. Встреча с противником и последующий бой состоялся между 16 и 17 часами дня в районе Сюкусен - Дзюнсен.

В этом бою лётчики 196-го ИАП сбили 4 штурмовика: 3 F-80 записали на свой счёт капитаны Н. К. Шеломонов и замполит 1-й эскадрильи Л. Н. Иванов, а также старший лейтенант А. Д. Рыжков; капитан Б. В. Бокач сбил один F-84.

Могила Г.Т.Шаталова.

День 28 ноября 1951 года выдался "жарким", так как в "Аллее "МиГов" разгорелись ожесточённые бои, в которых обе стороны понесли существенные потери. В отражении очередного налёта "Тандерджетов" из 136-го ИБАКР под прикрытием "Сейбров" приняла участие 324-я ИАД в полном составе и 523-й ИАП из состава 303-й ИАД. Вначале 18 экипажей 196-го ИАП, которых повёл в бой командир полка полковник Е. Г. Пепеляев, вступили в бой с 50 F-86 4-го ИАКР. Им помогали около 20 "МиГов" из 523-го полка, которых повёл в бой командир 303-й ИАД полковник А. С. Куманичкин, а лётчики 176-го Гвардейского ИАП  ( 18 экипажей )  атаковали строй из 30 "Тандерджетов" в районе Эйдзю.

В процессе боя с 14 самолётами F-86 в 8:08 в районе 10 км юго - западнее Ансю прикрывая инспектора по технике пилотирования дивизии майора В. П. Правоторова, погиб его ведомый, старший лейтенант Герман Тимофеевич Шаталов, одержавший в небе Кореи 5 личных побед, - один из лучших лётчиков полка. Он своим самолётом закрыл самолёт командира...

В том бою пара майора В. П. Правоторова была атакована 4 F-86. Самолёт его ведомого капитана Г. Т. Шаталова получил повреждения управления, лётчик катапультировался, но столкнулся с хвостовым оперением самолёта и погиб.

Самолёт Г. Т. Шаталова, видимо, сбил 1-й лейтенант Дейтон Регланд из 336-й АЭ, который одержал одну победу в этот день. Правда, и самолёт самого Регланда F-86Е с № 50-0673 был сбит в этом бою, а сам Регланд хоть и спасся на парашюте, но попал в плен. Наиболее вероятно, его сбил командир 196-го ИАП полковник Е. Г. Пепеляев.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz