КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
О том, что лётчик - истребитель Лев Щукин, сбивший во время войны в Корее 17 американских самолётов, был награждён "Золотой Звездой" Героя, знали лишь однополчане. Для остальных эта информация была секретной. Однажды мой приятель - журналист Роман Яковлевский, который знает в Минске всё обо всех, спросил меня, кивнув в сторону высокого пожилого человека на троллейбусной остановке: "Знаешь, кто этот мощный старик ?". Я не знал, но предположил, что он - гигант мысли. Или отец белорусской демократии. Однако приятель шутку не оценил и объяснил мне, неразумному, что передо мной действительно легендарный человек, Лев Щукин. "Он "завалил" 17 американских самолётов, - сообщил Роман. - Неизвестный Герой Советского Союза". Я навёл справки. Действительно, Герой - и практически неизвестный, а точнее, до недавнего времени полузасекреченный, как и сама война в Корее. В книге "Герои Советского Союза" ему отвели лишь несколько строк: "Командиру звена Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старшему лейтенанту Щукину Л. К. за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга 13.11.1951 года, присвоено звание Героя Советского Союза". Вот и всё о нём - Льве Кирилловиче Щукине, Гвардии полковнике запаса, легендарном лётчике реактивной авиации. Американцы в своей авиационной энциклопедии уделили ему куда больше места. В учебных пособиях они описали почти все воздушные бои Щукина с американскими лётчиками - подробно и даже с некоторым восхищением. Сам же Лев Кириллович при встрече сразу же попытался "откреститься" от лавров лучшего лётчика корейской войны: - Вообще - то не я сбил больше всех американцев. У Сутягина 22 сбитых самолёта, у полковника Пепеляева, командира полка из дивизии Кожедуба - 20. Мой показатель - третий, но я среди них был самый молодой. - Как вы попали на войну в Корее ? - Туда никто добровольно не рвался, да мы и не знали о ней ничего. Однажды в полк прилетел главнокомандующий войсками ПВО страны. Собрали всех... в кустах. Оглядевшись по сторонам, главком тихо сообщил: "Центральный комитет партии, правительство решили помочь братскому корейскому народу. В бою заодно испытаете нашу новую авиационную технику". Полк в это время осваивал реактивный истребитель МиГ-15. Сказка, а не самолёт. "МиГи" тихонько разобрали, упаковали, и полк секретно перебросили в Китай. В Мукдене истребители собрали, "облетали" - а там и первый воздушный бой. Было приказано "косить под китайцев": одели нас в китайское обмундирование без погон. Документов не было. Попал в плен - "мычи" по - китайски или по - корейски и щурь глаза. А мне персонально, при моём - то росте, приказано было ещё и сутулиться... - Какими были американские летчики ? - Смелые, отчаянные парни ! Очень часто сами ввязывались в бой. Помню случаи, когда они вдвоём атаковали большие группы наших самолётов. И экипированы американские лётчики были прекрасно: практически все летали в противоперегрузочных костюмах. Не то что мы, "босота". Был такой случай - однажды к нашему берегу прибило мёртвого американского пилота: он катапультировался, наверное, над морем, но от ран погиб. Так вот, больше всего нас удивило, что у него был радиомаячок и непромокаемая полётная карта. Заглянули в его лётную книжку - батюшки ! 3500 часов налёта ! У младшего лётчика звена ! Что уж говорить о более опытных пилотах. - И летали они на приличных самолётах ? - Особенно хорош был "Сейбр", ни в чём не уступал "МиГу", а на виражах превосходил его. Зато наш истребитель имел преимущество при наборе высоты, поскольку был легче. - Сколько "Сейбров" вы сбили ? - Всего пять F-86. Ещё пять - F-84 "Тандерджет", три - F-80 "Шуттинг Стар", два - F-51 "Мустанг", два - Глостер "Метеор". - И вам доставалось ? - Да, наших тоже сбивали: американцы отлично воевали. Но лётчики, как правило, спасались - выпрыгивали с парашютом. В нашем полку погибло 9 человек, из них в бою только 2, остальные - при посадке. Меня тоже сбивали дважды. Первый раз 17 июня 1951 года. Я тогда "Сейбр" сбил, но оторвался от ведомого. И 4 американских самолёта набросились на меня. Осколок попал в лицо - дырища такая, что я пальцем через нос доставал до языка. Но обошлось - катапультировался, раскрыл парашют. "Сейбры" вели себя почти по - джентльменски: постреляли издали и ушли. А через 7 месяцев меня сбили во второй раз. Нас обстреляли, когда мы уже возвращались домой. Снарядом пробило топливную магистраль, в кабину хлынул керосин... Успел сообразить: если не выключу двигатель, сгорю заживо. Выключил, а высота почти 9 километров. Машину сорвало в пике, еле выровнял её, погасил скорость. ...Купол раскрылся на приличной высоте - подо мной лежали мрачные горные вершины и ущелья, морозный ветер пронизывал насквозь. Я был одет в лёгкую китайскую форму, весь в керосине - думал, совсем замерзну, пока спущусь. Правда, не замерз, а ударился о скалу с такой силой, что в трёх местах перебил позвоночник. Боль дикая, и спасения никакого. Лежу, прощаюсь с жизнью... И будто сквозь дремоту слышу... русский мат. Оказалось, нашли меня наши зенитчики: увидели мой парашют и прибежали к месту падения. Растёрли меня спиртом прямо на снегу, дали глотнуть. Этим меня и спасли. - Лев Кириллович, какие чувства вы испытывали к противнику - американским лётчикам ? - Ненависти не было - это точно. Даже неприязни не было. За что мне их ненавидеть ? Ведь они, как и мы, стали заложниками политических игр своего правительства. Не за родную землю воевали, не за свободу своего народа, как это было в войне с фашистами. Просто выполняли приказ. - И много вам платили за сбитые самолёты ? - Американцам - да, платили. По нашим понятиям, огромные деньги. А мы получали обычную зарплату. Точнее, не мы, а наши семьи. - Со многими однополчанами связь поддерживаете ? - Куда там ! Время всё смешало, многие ушли из жизни. А так хотелось бы увидеть тех, с кем тогда воевал. Часто вспоминаю своего ведомого Анатолия Остаповского - он мне жизнь несколько раз спасал. Жив ли он ? Говорят, сразу после увольнения в запас он принял сан священника, получил приход под Черкассами. Не знаю, какой из него вышел поп, а лётчик был прекрасный. - Вы так и жили все эти годы "закрытым" Героем Советского Союза ? - Ну свои - то в дивизии знали. А больше я нигде не афишировал, что награждён "Золотой Звездой" - нельзя было, меня предупредили. - За 40 с лишним лет, что прошли со времени войны в Корее, вам не приходилось встречаться с американцами ? - Ни разу. - А Северная Корея хоть однажды вспомнила о вас ? - Нет. Хотя многие из нас там головы сложили. Даже медалью никого из наших не наградили. - Как вам сейчас живется, Лев Кириллович ? - Как всем пенсионерам. Пенсия, по нашим понятиям, вроде бы ничего - 1 миллион 700 тысяч рублей ( 91 доллар США - Ю. В. ). В том числе, 150 тысяч за "Золотую Звезду" Героя, и 400 тысяч - за инвалидность... ...Не оборачиваясь, он пошёл к подъезду "хрущёвки", куда вселился, ещё будучи новоиспечённым Героем корейской войны. Сегодня, в свои почти 75 лет, Лев Кириллович деловит, подтянут и энергичен. Hо пережитое всё чаще напоминает о себе болями в спине, в сердце. Ветерану трудно спускаться даже во двор. Как - то поддался уговорам друзей и написал в горисполком: просил помочь обменять квартиру на другой дом, где есть лифт. Ответили: нет такой возможности... |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |