Щукин Лев Кириллович - Герой Советского Союза, участник войны в Корее - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Герой "неизвестной" войны

Л.К.Щукин.

О том, что лётчик - истребитель Лев Щукин, сбивший во время войны в Корее 17 американских самолётов, был награждён "Золотой Звездой" Героя, знали лишь однополчане. Для остальных эта информация была секретной.

Однажды мой приятель - журналист Роман Яковлевский, который знает в Минске всё обо всех, спросил меня, кивнув в сторону высокого пожилого человека на троллейбусной остановке: "Знаешь, кто этот мощный старик ?". Я не знал, но предположил, что он - гигант мысли. Или отец белорусской демократии. Однако приятель шутку не оценил и объяснил мне, неразумному, что передо мной действительно легендарный человек, Лев Щукин. "Он "завалил" 17 американских самолётов, - сообщил Роман. - Неизвестный Герой Советского Союза".

Я навёл справки. Действительно, Герой - и практически неизвестный, а точнее, до недавнего времени полузасекреченный, как и сама война в Корее. В книге "Герои Советского Союза" ему отвели лишь несколько строк:

"Командиру звена Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старшему лейтенанту Щукину Л. К. за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга 13.11.1951 года, присвоено звание Героя Советского Союза".

Вот и всё о нём - Льве Кирилловиче Щукине, Гвардии полковнике запаса, легендарном лётчике реактивной авиации. Американцы в своей авиационной энциклопедии уделили ему куда больше места. В учебных пособиях они описали почти все воздушные бои Щукина с американскими лётчиками - подробно и даже с некоторым восхищением. Сам же Лев Кириллович при встрече сразу же попытался "откреститься" от лавров лучшего лётчика корейской войны:

- Вообще - то не я сбил больше всех американцев. У Сутягина 22 сбитых самолёта, у полковника Пепеляева, командира полка из дивизии Кожедуба - 20. Мой показатель - третий, но я среди них был самый молодой.

- Как вы попали на войну в Корее ?

- Туда никто добровольно не рвался, да мы и не знали о ней ничего. Однажды в полк прилетел главнокомандующий войсками ПВО страны. Собрали всех... в кустах. Оглядевшись по сторонам, главком тихо сообщил: "Центральный комитет партии, правительство решили помочь братскому корейскому народу. В бою заодно испытаете нашу новую авиационную технику". Полк в это время осваивал реактивный истребитель МиГ-15. Сказка, а не самолёт.

"МиГи" тихонько разобрали, упаковали, и полк секретно перебросили в Китай. В Мукдене истребители собрали, "облетали" - а там и первый воздушный бой. Было приказано "косить под китайцев": одели нас в китайское обмундирование без погон. Документов не было. Попал в плен - "мычи" по - китайски или по - корейски и щурь глаза. А мне персонально, при моём - то росте, приказано было ещё и сутулиться...

- Какими были американские летчики ?

- Смелые, отчаянные парни !   Очень часто сами ввязывались в бой. Помню случаи, когда они вдвоём атаковали большие группы наших самолётов. И экипированы американские лётчики были прекрасно: практически все летали в противоперегрузочных костюмах. Не то что мы, "босота". Был такой случай - однажды к нашему берегу прибило мёртвого американского пилота: он катапультировался, наверное, над морем, но от ран погиб. Так вот, больше всего нас удивило, что у него был радиомаячок и непромокаемая полётная карта. Заглянули в его лётную книжку - батюшки !   3500 часов налёта !   У младшего лётчика звена !   Что уж говорить о более опытных пилотах.

- И летали они на приличных самолётах ?

- Особенно хорош был "Сейбр", ни в чём не уступал "МиГу", а на виражах превосходил его. Зато наш истребитель имел преимущество при наборе высоты, поскольку был легче.

- Сколько "Сейбров" вы сбили ?

- Всего пять F-86. Ещё пять - F-84 "Тандерджет", три - F-80 "Шуттинг Стар", два - F-51 "Мустанг", два - Глостер "Метеор".

- И вам доставалось ?

- Да, наших тоже сбивали: американцы отлично воевали. Но лётчики, как правило, спасались - выпрыгивали с парашютом. В нашем полку погибло 9 человек, из них в бою только 2, остальные - при посадке.

Меня тоже сбивали дважды. Первый раз 17 июня 1951 года. Я тогда "Сейбр" сбил, но оторвался от ведомого. И 4 американских самолёта набросились на меня. Осколок попал в лицо - дырища такая, что я пальцем через нос доставал до языка. Но обошлось - катапультировался, раскрыл парашют. "Сейбры" вели себя почти по - джентльменски: постреляли издали и ушли.

А через 7 месяцев меня сбили во второй раз. Нас обстреляли, когда мы уже возвращались домой. Снарядом пробило топливную магистраль, в кабину хлынул керосин... Успел сообразить: если не выключу двигатель, сгорю заживо. Выключил, а высота почти 9 километров. Машину сорвало в пике, еле выровнял её, погасил скорость.

...Купол раскрылся на приличной высоте - подо мной лежали мрачные горные вершины и ущелья, морозный ветер пронизывал насквозь. Я был одет в лёгкую китайскую форму, весь в керосине - думал, совсем замерзну, пока спущусь. Правда, не замерз, а ударился о скалу с такой силой, что в трёх местах перебил позвоночник. Боль дикая, и спасения никакого. Лежу, прощаюсь с жизнью... И будто сквозь дремоту слышу... русский мат. Оказалось, нашли меня наши зенитчики: увидели мой парашют и прибежали к месту падения. Растёрли меня спиртом прямо на снегу, дали глотнуть. Этим меня и спасли.

- Лев Кириллович, какие чувства вы испытывали к противнику - американским лётчикам ?

- Ненависти не было - это точно. Даже неприязни не было. За что мне их ненавидеть ?   Ведь они, как и мы, стали заложниками политических игр своего правительства. Не за родную землю воевали, не за свободу своего народа, как это было в войне с фашистами. Просто выполняли приказ.

- И много вам платили за сбитые самолёты ?

- Американцам - да, платили. По нашим понятиям, огромные деньги. А мы получали обычную зарплату. Точнее, не мы, а наши семьи.

- Со многими однополчанами связь поддерживаете ?

- Куда там !   Время всё смешало, многие ушли из жизни. А так хотелось бы увидеть тех, с кем тогда воевал. Часто вспоминаю своего ведомого Анатолия Остаповского - он мне жизнь несколько раз спасал. Жив ли он ?   Говорят, сразу после увольнения в запас он принял сан священника, получил приход под Черкассами. Не знаю, какой из него вышел поп, а лётчик был прекрасный.

- Вы так и жили все эти годы "закрытым" Героем Советского Союза ?

- Ну свои - то в дивизии знали. А больше я нигде не афишировал, что награждён "Золотой Звездой" - нельзя было, меня предупредили.

- За 40 с лишним лет, что прошли со времени войны в Корее, вам не приходилось встречаться с американцами ?

- Ни разу.

- А Северная Корея хоть однажды вспомнила о вас ?

- Нет. Хотя многие из нас там головы сложили. Даже медалью никого из наших не наградили.

- Как вам сейчас живется, Лев Кириллович ?

- Как всем пенсионерам. Пенсия, по нашим понятиям, вроде бы ничего - 1 миллион 700 тысяч рублей  ( 91 доллар США - Ю. В. ). В том числе, 150 тысяч за "Золотую Звезду" Героя, и 400 тысяч - за инвалидность...

...Не оборачиваясь, он пошёл к подъезду "хрущёвки", куда вселился, ещё будучи новоиспечённым Героем корейской войны. Сегодня, в свои почти 75 лет, Лев Кириллович деловит, подтянут и энергичен. Hо пережитое всё чаще напоминает о себе болями в спине, в сердце. Ветерану трудно спускаться даже во двор. Как - то поддался уговорам друзей и написал в горисполком: просил помочь обменять квартиру на другой дом, где есть лифт. Ответили: нет такой возможности...

( Юрий Волошин - собкор "Всеукраинских Ведомостей". 23 октября 1996 года. )


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz