Шулёв Василий Фёдорович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Шулёв Василий Фёдорович

Шулёв Василий Фёдорович.

Родился 26 августа 1924 года в селе Карадули Лашневского района Татарской АССР. Окончил 9 классов средней школы и поступил в железнодорожный техникум. Окончив 2 курса, в 1941 году поступил в школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота, после окончания которой был направлен в Вознесенскую военную авиационную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке в составе 5-го ИАП.

Участник Советско - Японской войны 1945 года. Награждён орденом Красной Звезды.

В июле 1950 года старший лейтенант В. Ф. Шулёв назначен замполитом 1-й эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка с должности старшего лётчика.

Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1953 годов. Заместитель командира эскадрильи 17-го ИАП  ( 303-я ИАД )  капитан В. Ф. Шулёв выполнил более 150 боевых вылетов, в 70 воздушных боях лично сбил 8 самолётов противника  ( 7 F-86 и 1 F-84 )  и ещё 1 подбил.

После возвращения в Советский Союз в конце 1952 года был направлен в Китай в состав 37-й ИАД на должность заместителя командира 236-го ИАП по политчасти.

В ноябре 1954 года майор В. Ф. Шулёв был направлен в Советский Союз на должность заместителя командира 24-го ИАП по лётной части в составе ВВС КБФ. В августе 1960 года при реорганизации ВВС был направлен в 413-й отдельный вертолётный полк  ( Калининградская область ). С 1961 года подполковник В. Ф. Шулёв - в запасе. Последние годы проживал в Москве. Умер 13 апреля 1978 года, похоронен на Химкинском кладбище.

*     *     *

19 июня 1951 года 10 МиГ-15 из 17-го ИАП под командованием майора Г. И. Пулова провела, по сути, первый серьёзный бой в небе Кореи с группой "Сейбров". Четвёрка F-86 попыталась неожиданно атаковать строй МиГ-15, но сама попала под удар звена прикрытия, которое вёл будущий ас этой войны заместитель командира 1-й эскадрильи капитан Н. В. Сутягин, вскоре сбивший один из "Сейбров".

Секундами позже и старший лейтенант В. Ф. Шулёв сбил ведущий "Сейбр" этой пары. Это были 2 первые победы лётчиков 17-го ИАП. Потерь в этом бою наши лётчики не понесли. По заявлению американской стороны, в этом бою был сбит всего один F-86А с № 49-1298 - его пилот 1-й лейтенант Роберт X. Лалер погиб. Однако чуть позже американцы всё же признали, что в этот день они потеряли ещё один F-86А с № 49-1171, который отметили в своих документах как "эксплуатационную" потерю. Это надо понимать так, что лётчик этого "Сейбра", который попал под пушки старшего лейтенанта В. Ф. Шулёва, вернулся всё же на свою базу, но самолёт был списан как не подлежащий ремонту.

26 июня 1951 года командование американского 5-го Воздушного Флота направило в район Ансю небольшую группу своих бомбардировщиков В-29, но и на этот раз "Крепостям" не удалось прорваться к намеченным целям.

В 13 часов 2 минуты на перехват обнаруженных постами РТС самолётов противника были подняты 2 группы "МиГов" 17-го ИАП. Первой ушла восьмёрка экипажей 1-й эскадрильи под командованием капитана С. С. Артемченко, а через 5 минут вслед за ней ушли в воздух 2 шестёрки "МиГов" из состава 2-й и 3-й эскадрильи полка - их вели капитаны Н. П. Мишакин и М. Н. Щербаков. Уже в воздухе с КП дивизии была дана команда: "Всем следовать в район Ансю", - одновременно группы были информированы о воздушной обстановке.

В 13:26 на высоте около 12000 метров лётчики группы капитана С. С. Артемченко обнаружили 6 F-86, шедших на попутных курсах на одной высоте, пытавшихся зайти в хвост его звену. Капитан Артемченко передал старшему лейтенанту Сутягину: "Атаковать противника", а сам стал продолжать набор высоты. Николай Сутягин, произведя поворот влево, пошёл в атаку на эту шестёрку "Сейбров". Противник, заметив атаку, произвёл резкий разворот на 180 градусов и стал уходить под звено Сутягина, затягивая наших истребителей в бой на вираже.

В это время ведущий группы капитан Артемченко, развернувшись боевым разворотом влево на 180 градусов, обнаружил ещё группу из 8 F-86, шедших в колонне звеньев с дистанцией между звеньями до 2 км слева снизу впереди. Артемченко сразу же произвёл поворот влево и пошёл в атаку. Одно звено "Сейбров" полупереворотом ушло из-под удара в море, второе звено F-86 стало заходить в хвост звену капитана Артемченко. Его ведомый старший лейтенант Н. Ф. Мирошниченко предупредил по радио об атаке звена противником сзади. Артемченко левой восходящей спиралью стал набирать высоту. На третьем витке спирали противник оказался ниже звена капитана Артемченко. Видя невыгодное положение и поняв, что они достать "МиГи" не смогут, "Сейбры" разворотом со снижением вышли из боя.

Одновременно в трудное положение попала и шестёрка "Сейбров", атакованная старшим лейтенантом Сутягиным. После разворота на 180 градусов "Сейбры" выстроилась в кильватер пар. Сутягин передал паре старшего лейтенанта С. С. Бычкова, чтобы он прикрыл его атаку, и пошёл в атаку на вторую пару "Сейбров". В этот момент его ведомый старший лейтенант В. Ф. Шулёв обнаружил пару "Сейбров" ниже сзади слева, о чём передал своему ведущему. Сутягин прекратил атаку по преследуемой паре и, развернувшись, атаковал замыкающую пару F-86 с задней полусферы сбоку справа и, сблизившись на дистанцию 200 - 250 метров, открыл огонь по ведущему "Сейбру". Его поддержал Василий Шулёв, который также вёл огонь с дистанции 300 - 400 метров.

Старший лейтенант Шулёв при преследовании противника стал обгонять самолёт ведущего, вследствие того, что не были выпущены воздушные тормоза, был вынужден боевым разворотом вправо выйти из атаки; старший лейтенант Сутягин последовал за ним.

Старший лейтенант Г. Т. Фокин с ведомым старшим лейтенантом Е. Н. Аграновичем атаковал звено "Крепостей". Сблизившись с замыкающим В-29 до дистанции 1000 метров, с задней полусферы произвёл 2 длинные очереди. В этот момент его ведомый старший лейтенант Агранович прошёл впереди старшего лейтенанта Фокина и боевым разворотом влево ушёл вверх. При выходе из атаки старший лейтенант Фокин был атакован парой F-86 сзади справа. Старший лейтенант Фокин правой восходящей спиралью вышел из-под удара. А вот его ведомому Евгению Аграновичу это сделать не удалось: выйдя вверх, он был неожиданно атакован сзади парой F-84 из непосредственного прикрытия бомбардировщиков В-29, которые в упор расстреляли его самолёт. Защитить его было некому и старший лейтенант Агранович погиб.

Группа капитана Щербакова в составе 6 экипажей, находясь в районе Ансю на высоте 9000 метров, также обнаружила 10 F-86, шедших ниже на встречных курсах. После короткого боя и эта группа "Сейбров" вышла из боя, а группа Щербакова без потерь вернулась на свой аэродром.

Так закончился этот бой, в котором полк понёс свою первую потерю. В результате проведённого воздушного боя, по докладу лётного состава, сбито 3 самолёта противника: 2 F-86 сбиты старшим лейтенантом Сутягиным и старшим лейтенантом Шулёвым, 1 В-29 сбит старшим лейтенантом Фокиным. Чуть позже пришло подтверждение о том, что в этом вылете старший лейтенант Агранович всё же уничтожил один F-80, который пытался атаковать его ведущего.

По данным американской стороны, в этом налёте принимали участие 4 В-29 под прикрытием 12 F-86, а также 4 F-80 из 8-й ИБАГ и 4 F-84 из 136-го ИБАКР. Американцы не подтверждают потерю в этом вылете своего В-29, и, скорее всего, старший лейтенант Фокин только повредил бомбардировщик, и он долетел до своей базы, но был выведен из строя на некоторое время. Однако есть подтверждение победы старшего лейтенанта Е. Н. Аграновича, так как американцы признают потерю в этот день и в это самое время своего F-80С из состава 35-й АЭ 8-й ИБАГ.

В свою очередь американцы не признают потери своих "Сейбров" в этом бою. Однако позже признали, что в этот день при посадке потерпел аварию один F-86А из состава 334-й АЭ 4-го ИАКР, пилотировал который командир этой эскадрильи "Сейбров" подполковник Гленн Иглестон, который отделался небольшими ушибами. Один из снарядов 37-мм пушки попал в левый борт и взорвался против центрального пулемёта, а 2 других меньшего калибра попали в фюзеляж позади кабины. "Сейбр" Иглестона падал без управления до 4570 метров, где вновь сумел овладеть управлением самолёта и вернуться в Сувон на малой скорости. Машина была списана. Можно предположить, что виной этой аварийной посадки были повреждения, которые были получены в ходе боя с "МиГами" в этот день, о чём американцы не очень желают рассказывать.

Крупное сражение месяца произошло 29 июля 1951 года. В 11 часов 5 минут полковая группа из 26 экипажей 17-го ИАП под командованием майора Г. И. Пулова в районе Тайсена перехватила группу из 4 В-29 под прикрытием почти 40 F-86. Обнаружив большую группу МиГ-15, "Крепости" прекратили выполнение своего задания и под прикрытием части "Сейбров" повернули назад. Другая часть F-86 в количестве 12 машин направилась в сторону группы Пулова и атаковала "МиГи". Схватка оказалось непродолжительной, в ней капитан С. С. Артемченко и его ведомый старший лейтенант В. Ф. Шулёв поразили 2 "Сейбра", после чего остальные покинули поле боя, и группа Пулова вернулась на свой аэродром без каких-либо потерь.

Крупные сражения развернулись 4 ноября 1951 года. Американцы предприняли 2 крупных налёта в район Ансю. На отражение этого налёта были подняты обе дивизии 64-го ИАК - 303-я и 324-я авиадивизии, которые вели тяжёлые воздушные бои в районе Ансю. Причём лётчики 303-й ИАД взяли на себя истребители сопровождения, а лётчики 324-й ИАД прорывались к группам F-84 и F-80, которые четвёрками и восьмёрками на малой высоте "работали" по коммуникациям северокорейцев.

Первый налёт был осуществлен утром в районе 10 часов утра в район Ансю. На перехват самолётов противника были подняты 3 авиаполка 303-й ИАД и 176-й ГвИАП из состава 324-й ИАД. Первыми ушли в небо Кореи лётчики 523-го полка в составе двух десятков экипажей, а за ними их постоянные "телохранители" - лётчики 17-го полка в составе 22 экипажей во главе с майором Б. В. Масленниковым. Чуть позже вслед ушли 20 экипажей 176-го ГвИАП, которые составили ударную группу. В 50 км юго - западнее Ансю лётчики 523-го полка встретили первый истребительный заслон противника, состоящий почти из 30 F-86, и вступили с ними в бой. К ним на помощь пришли лётчики 17-го полка, которые вступили в бой с 16 F-86. Нашими соперниками были пилоты 334-й и 336-й АЭ 4-го авиакрыла. В ходе этого боя лётчик 17-го ИАП старший лейтенант В. Ф. Шулёв сбил один "Сейбр", который стал 400-м F-86, который пострадал от огня "МиГов" в этой войне. Ещё один "Сейбр" повредил капитан С. С. Артемченко - у лётчиков 17-го полка потерь не было.

Первая серьёзная встреча противников в новом 1952 году состоялась 6 января. В ней участвовали группы "МиГов" из всех 5 полков обеих дивизий корпуса, подходивших к району боя по мере нарастания сил с обеих сторон. От каждого полка выделялась группа от 12 до 18 самолётов, все боеготовые экипажи из состава полков 303-й и 324-й ИАД. Противником наших лётчиков в этом сражении были лётчики 51-го ИАКР, представленные двумя эскадрильями: 16-й и 25-й АЭ в общем количестве 50 машин.

Первыми в бой вступили 2 группы "МиГов" из 18-го Гвардейского ИАП и 17-го ИАП, обнаружив большую группу "Сейбров", летевших восьмёрками в район Ансю. В ходе воздушного боя к месту сражения подошли ещё 2 группы "МиГов" из состава 196-го ИАП и 176-го Гвардейского ИАП, которые завершили начатое лётчиками 303-й ИАД сражение.

Особо отличились в этом утреннем сражении лётчики 17-го ИАП, которые заявили о 6 сбитых и 2 подбитых "Сейбрах" в одном сражении, причём 2 "Сейбра" в одном бою сбил капитан Сутягин.

Пара старшего лейтенанта В. Ф. Шулёва в момент преследования противника подполковником Пуловым обнаружила впереди 2 F-86, которые и начала преследовать. Шулёв, сблизившись с ведущим "Сейбром" до дистанции 600 метров, открыл огонь - F-86 начал беспорядочно падать...

19 января 1952 года лётчики 17-го полка в составе 20 экипажей провели воздушный бой с 12 F-86. Хотя капитану В. Ф. Шулёву удалось сбить один "Сейбр", но и полк потерял одну свою машину  ( был сбит командир звена старший лейтенант Ф. Г. Малунов, совершивший вынужденную посадку ).

10 февраля 1952 года лётчики 17-го полка, в период 15:35 - 15:50, в составе 12 экипажей провели воздушный бой с 30 F-86, в котором капитан В. Ф. Шулёв cбил один F-86. Это был последний воздушный бой, проведённый лётчиками 17-го ИАП в небе Кореи. С 13 по 16 февраля лётчики 17-го полка выполнили ещё 6 боевых вылетов на прикрытие своих сменщиков из состава 494-го и 821-го полков 190-й ИАД, но все они закончились без встречи с противником.

( Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год. )



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz