Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
HSU

Стельмах Евгений Михайлович

Е.М.Стельмах

Евгений Стельмах родился 11 Мая 1923 года в деревне Вязовница, ныне Осиповичского района Могилёвской области  ( Белоруссия ), в семье крестьянина. В 1940 году окончил 8 классов школы в городе Осиповичи, работал на комбинате хлебопродуктов. С Июня 1941 года в рядах Красной Армии. В 1943 году окончил Черниговскую военную авиационную школу лётчиков.

С Ноября 1943 года в действующей армии. По Сентябрь 1944 года был лётчиком, затем - старшим лётчиком 729-го истребительного авиационного полка  ( Северный и Западный фронты ПВО ). Участвовал в прикрытии с воздуха Ярославского промышленного района и северных портов: Архангельска, Мурманска.

После войны продолжал службу в авиации ПВО. С Декабря 1948 служил в 18-м Гвардейском истребительном авиационном полку. В Марте 1951 года в составе полка прибыл в Китай.

С Мая 1951 года участвовал в боевых действиях в небе Северной Кореи. Совершил около 15 боевых вылетов на реактивном истребителе МиГ-15, участвовал в 2 воздушных боях.

1 Июня 1951 года в своём 2-м воздушном бою сбил 2 американских бомбардировщика В-29. Но и его самолёт был поражён американским "Сейбром"   ( пилот - капитан Р. Ренсботт ). Пилоту F-86 длинной очередью удалось перебить тяги управления рулём высоты МиГ-15. Стельмах принял решение катапультироваться. На беду, всё это происходило в районе, где действовали диверсионные группы противника. Они трижды ранили спускающегося на парашюте лётчика.

Истекающий кровью Стельмах, приземлившись, вступил в свой последний и неравный бой. Оказавшиеся неподалеку подразделения китайских добровольцев пробились к месту трагедии, но было уже поздно. Расстреляв имеющиеся у него 2 обоймы патронов, Евгений последнюю пулю оставил для себя...  [ По другим данным Стельмах благополучно приземлился в расположении северокорейских войск. Те, приняв его за американца, начали обстрел. Не имея сигнала "свой" и решив, что попал в окружение, Стельмах начал отстреливаться и погиб в перестрелке. ]

Кстати, у американцев спасательная служба была налажена очень хорошо. У каждого пилота имелся микропеленгатор, размером чуть больше нашей плоской батарейки, с кнопкой включения. Спускаясь на парашюте, ещё до приземления, лётчик нажимал её и в эфир шли сигналы. Их принимали экипажи спасательных вертолётов, всё время дежурившие в воздухе, шли по пеленгу и, найдя потерпевшего бедствие, брали на борт.

У нас такой эффективной спасательной службы не было. Командующий 64-м истребительным авиационным корпусом Герой Советского Союза Г. А. Лобов, вспоминая о тех днях писал, что гибель Стельмаха была не единственной, остающейся на совести спасателей. Однажды был найден парашют, оставленный на месте приземления нашего лётчика, но его судьба неизвестна до сих пор. Следов же другого пилота, не удалось отыскать вообще, хотя был точно известен район его приземления...

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, старший лётчик 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант Стельмах Евгений Михайлович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Октября 1951 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Похоронен на русском кладбище в городе Люйшунь  ( Китай ).

Награждён орденом Ленина  ( посмертно), медалями. В городе Осиповичи его именем названа улица, на здании управления комбината хлебопродуктов установлена мемориальная доска.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz