Балашев Александр Иванович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Балашев Александp Иванович

А.И.Балашев

Родился 31 Марта 1905 года в посёлке Норское, ныне в чеpте города Яpославля, в семье pабочего. Окончил 7 классов сpедней школы. Работал на заводе и учился на вечеpнем отделении химико - механического техникума. Окончив губернскую совпартшколу в 1925 году, был секретарём комитета комсомола на фабрике "Красный перевал". С Июня 1926 года Александр Балашев заведовал агитпропотделом Ярославского уездного комитета комсомола, работал инструктором уездного комитета ВКП(б). В 1927 году призван в Красную Армию, служил в команде одногодичников при 24-м артполку.

В 1929 - 1931 годах работал на заводе "Победа рабочих". Был рабочим, а затем начальником спеццеха. Одновременно учился на вечернем отделении химико - технологического техникума.

В Июне 1931 года по партийной путёвке направлен на учёбу в 7-ю военную школу лётчиков в Сталинграде. Окончив её в 1933 году, служил младшим лётчиком, командиром звена и эскадрильи. Заочно учился на заочном отделении Военной академии командного и штурманского состава ВВС.

Участник боёв с японскими захватчиками на pеке Халкин - Гол летом 1939 года: с 23 Мая - помощником командира, а с 22 Июня по 10 Июля исполнял обязанности командира 22-го истребительною авиационного полка. Капитан А. И. Балашев совеpшил несколько боевых вылетов, пpовёл 5 воздушных боёв, лично сбил 1 вражеский истpебитель. 28 Мая в бою был pанен, но веpнулся в стpой. 10 Июля, в очеpедном воздушном бою, был вновь тяжело pанен и чеpез 3 дня умеp в полевом госпитале.

29 Августа 1939 года Александpу Ивановичу Балашеву посмертно было пpисвоено звание Геpоя Советского Союза. Hагpаждён оpденом Ленина и монгольским орденом "За воинскую доблесть". Похоpонен в городе Чойбалсан. В Яpославле именем А. И. Балашева названы улица. Его имя носила пионерская дружина школы - интерната № 10. В музее боевой славы этой школы Герою установлена мемориальная доска.

*     *     *

Александр Балашев родился 31 Марта 1905 года в посёлке Норское под Ярославлем. У Ивана Капитоновича и Марии Кузьминичны - потомственных ткачей Норской мануфактуры - первенец Александр всегда был их гордостью. Высокий, смуглый, черноволосый, Саша был первым пловцом в посёлке, заядлым футболистом и книголюбом.

В 15 лет закончив семилетку, он начал самостоятельную жизнь. Вступил в комсомол, был выбран секретарем волостной ячейки, занимал ряд постов на руководящей комсомольской работе, был секретарем комитета ВЛКСМ фабрики "Красный Перевал". В 20 лет Александра приняли в ряды Коммунистической партии, а через 2 года инструктора уездного комитета партии призвали в армию - в артиллерию.

Демобилизовавшись, Александр Балашев работал на заводе "Победа рабочих". Из рабочего вырос до начальника спеццеха, одновременно учился на вечернем отделении химико - механического техникума, мечтая в дальнейшем поступить во втуз. Весной 1931 года по партийной путёвке его послали в Сталинградскую лётную школу.

Спустя 2 года молодого лётчика - истребителя приняли забайкальские степи, зорко охранял он восточные рубежи страны. А между полётами сдавал зачёты в Военно - Воздушной академии, но закончить её не пришлось...

В связи с событиями на Халхин - Голе во второй половине Мая 22-й Краснознамённый истребительный авиационный полк вылетел из Забайкалья, где он размещался, в Монголию. Полк вёл командир бригады Майор Т. Ф. Куцевалов. Своим заместителем на время перелёта он назначил Капитана А. И. Балашева.

- Перелёт трудный, - предупредил Куцевалов лётчиков, - ориентиров нет. Если что со мной случится, вас доведёт Капитан Балашев. Можете на него положиться...

И действительно, Балашеву здесь всё было знакомо. Эскадрилья особого назначения, в которой он служил в 1935 - 1937 годах, по просьбе монгольского правительства располагалась на территории Монгольской Народной Республики. Два года летал Балашев над степными просторами, где ему был знаком каждый колодец, каждое становище скотоводов.

И-15бис, Монголия, 1939 год.
Истребитель И-15бис, Монголия, 1939 год.

В тот же день полк прибыл на точку "Ленинград". Посадка прошла без аварий и поломок: 69 истребителей И-16 и И-15бис полукругом разместились на прилегающей к Тамцак - Булаку территории. На этот раз аэродром охранялся бойцами караульной роты. Здесь заранее были подготовлены склады боеприпасов и горючего.

В течение 4 дней в полку шла подготовка к боевой работе. Проводились тренировочные полёты, лётчики знакомились с местностью. Всех интересовали вопросы: что за противник ?   какие у японцев самолёты, чем вооружены ?   какую тактику применяют японские лётчики ?

Ответы на эти вопросы были получены в первых же воздушных боях. За 2 дня  ( 27 - 28 Мая ) полк потерял 12 самолётов. Погибли лучшие лётчики.

28 Мая в Тамсаг - Булаке готовили к вылету 20 И-15бис, но из - за различных неполадок в 7:30 смогли взлететь только 3 самолёта. Над рекой они были перехвачены превосходящими силами японцев. Все 3 советских истребителя были сбиты  ( Старшие лейтенанты Г. К. Иванченко, Е. П. Вознесенский и Лейтенант П. В. Чекмарев погибли ). Японцы потерь не имели.

В тот же день в 10:00 с того же аэродрома на прикрытие наземных войск и уничтожение воздушного противника вылетели 10 И-15бис под командованием Капитана А. Балaшева. Над переправой через Халхин - Гол её атаковали 18 Кi-27.

Противник внезапно появился из - за облаков. 6 И-15бис были сбиты, 1 расстрелян и сожжён на земле, во время вынужденной посадки. При этом, 5 лётчиков  ( Кулешов, Константинов, Мягков, Пустовойтов, Соркин ) погибло.

В этом бою сам Балашев едва остался жив - получил касательное ранение головы. Несмотря на это, он сумел посадить изрешеченную машины на ближайшем аэродроме. Враг опять ушел без потерь.

Врач полка привёз Александра в находившийся по соседству с аэродромом военный госпиталь. После перевязки Балашев наотрез отказался от предложенного врачами лечения и вернулся в полк. Командир полка Майор Н. Глазыкин встретил его строго:

- Что за самовольство, Александр Иванович ?  Мне доложили, что вы отказались от лечения. Немедленно возвращайтесь в госпиталь !

- Я чувствую себя хорошо и саособен летать, - ответил Балашев. - Какие будут указания...

- Ну ладно, - помедлив, согласился Глазыкин. - Сдавай эскадрилью Трубаченко. Будешь моим помощником. - И, помолчав, тихо добавил: - Вместо Майора Мягкова...

- Неужели Павел Афанасьевич погиб ?!

Балашев не знал о гибели Мягкова. Получив ранение, Александр вышел из боя до того, как он закончился. Известие о гибели замечательного лётчика и его друга потрясло. Балашев стоял перед Глазыкиным в скорбном молчании.

- Вот его место. - Глазыкин указал на стоявшую в юрте раскладушку, накрытую тёмно - зелёным байковым одеялом. - Можешь занимать...

В тот вечер в юрте командира полка долго горел свет. Глазыкин, Балашев, комиссар полка В. Н. Калачев и командиры эскадрилий обсуждали печальные итоги проведенных боёв.

- Ты, Александр Иванович, был в бою. В чём причины неудачных действий наших лётчиков ? - спросил старший политрук Калачев.

- Во-первых, у японцев на самолётах имеются радиопереговорные устройства. У нас их нет. И как только начинается бой, строй наших самолётов распадается. Начинается полная самодеятельность. Командир лишён возможности управлять подчинёнными. Во-вторых, японские лётчики имеют большой боевой опыт - "набили руку" в Китае. У нас такого опыта нет...

- А как насчёт техники ?   Чья лучше ?

- Что касается самолётов, то наши И-16 не хуже японских, а по скорости даже превосходят их.

- И какой же вывод ? - допытывался комиссар.

- Вывод, Владимир Николаевич, один: надо учиться воевать...

2 Июня в полк прибыла группа лётчиков и техников, имевших опыт войны в Испании и Китае, в том числе Майоры Григорий Кравченко, Николай Герасимов и Капитан Евгений Степанов. На фронте стояло затишье. В полку под руководством боевых лётчиков началась боевая учёба. Ознакомительные полёты. Воздушные "бои". По 4 - 5 вылетов в день. Тщательный разбор полётов.

Результаты упорной учёбы сказались в первом же крупном воздушном сражении, разыгравшемся 22 Июня над озером Буир - Нур и Халхин - Голом. Сражение продолжалось 2,5 часа. В нём принимали участие все лётчики полка. Японцы потеряли более 30 машин. Воздушное пространство осталось за нашими лётчиками. Это была победа, которой радовались все. Однако она была омрачена гибелью командира полка Майора Николая Георгиевича Глазыкина...

Комкор Я. В. Смушкевич прилетел в Тамцак - Булак, поблагодарил лётчиков за отличные действия и приказал Капитану А. Балашеву принять командование полком. Новые обязанности и большие заботы легли на плечи Балашева. Бои шли почти ежедневно. С каждым вылетом полк действовал более слаженно и уверенно. Особенно храбро сражались лётчики 3 - 5 Июля во время Баянцаганского сражения. Делали по 4 - 5 боевых вылетов в день, каждый из которых заканчивался воздушным боем. Погода стояла солнечная, и отдыхать было некогда.

- Нужна передышка, - заметил комиссар Калачев. - Люди измотаны до предела...

Но передышки не предвиделось. В ночь на 8 Июля японцы вновь перешли в наступление. На этот раз они обрушили удар по нашим частям, оборонявшим плацдарм на восточном берегу реки. Бои в воздухе закипели с новой силой.

10 Июля во главе эскадрильи Балашев вылетел навстречу группе японских бомбардировщиков, которые шли под прикрытием истребителей для удара по нашим тыловым объектам. Завязался бой, в ходе которого Балашев сбил японский истребитель, но и сам получил тяжёлое пулевое ранение в живот.

...Острая нестерпимая боль вдруг пронзила командира. В глазах потемнело, замелькали разноцветные искры... Смертельно раненный пилот, собрав остаток силы, посадил самолёт среди бескрайней выжженной степи. С трудом вылез лётчик из кабины, лёг под крыло. Далеко в стороне раздавались пулемётные очереди - боевые друзья продолжали воздушный бой.

Только к вечеру прорвавшиеся советские танкисты обнаружили Александра. 80 километров они осторожно везли его до ближайшего медпункта, но спасти героя не удалось.

А.И.Балашев

В схватках с самураями Александр Балашев сбил 3 вражеских самолёта. Монгольское правительство наградило его орденом "За воинскую доблесть".

Извещая жену лётчика Антонину Константиновну Чернявскую, командир полка и военком писали:

"Он погиб как герой в бою против врага нашего великого народа. Его подвиги, вся его героическая жизнь вдохновляли и вдохновляют нас на борьбу, на новые подвиги. Сейчас враг наголову разбит, и в эту победу немалую долю ума и сердца вложил Ваш Александр Иванович Балашов. Мы гордимся им".

Ярославского сокола похоронили на земле Монголии. 29 Августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Капитану А. И. Балашеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

21 Сентября 1949 года по решению Ярославского горисполкома именем Героя в посёлке Норское названа улица. В Апреле 1984 года на ней открыта мемориальная доска. Учащиеся ярославской школы № 60 создали музей героя.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz