Степан Павлович Данилов - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Данилов Степан Павлович

С.П.Данилов

Родился 15 Декабря 1909 года в деревне Коротово Уломского района Вологодской области в семье крестьянина. В 1930 году окончил Шухободскую школу фабрично - заводского ученичества, работал на Ярославском паровозоремонтном заводе токарем по металлу, а затем техником по ремонту паровозных котлов.

С 1931 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил военную школу лётчиков. Командовал звеном 95-й истребительной авиабригады Закавказского военного округа.

С 14 Января по 26 Июля 1937 года участвовал в народно - революционной войне в Испании. 27 Июля 1937 года награждён орденом Красного Знамени.

В 1938 году капитан Данилов окончил Липецкую высшую лётно - тактическую школу. Командовал эскадрильей, а затем 44-м ИАП. Награждён медалью "За отвагу".

Участвовал в боях на реке Халхин - Гол. Командовал 56-м ИАП. Совершил 60 боевых вылетов, лично сбил 6 японских истребителей и 2 бомбардировщика.

10 Августа 1939 года Постановлением Малого Народного Хурала МНР был награждён орденом "Полярная Звезда".

17 Ноября 1939 года майор Данилов Степан Павлович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 168.

Участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

В 1940 году закончил КУКС при Военной академии Генштаба. Командовал 42-й авиабригадой.

8 Августа 1940 года Полковник С. П. Данилов был назначен командиром 3-й истребительной авиадивизии ПВО Ленинградского военного округа. Управление дивизии дислоцировалось в Горелово.

Участвовал в Великой Отечественной войне с Июня 1941 года. В начале войны командовал 3-й истребительной авиадивизией ПВО.

Вспоминает Главный маршал авиации А. А. Новиков:

"Война застала авиацию ПВО Ленинграда в стадии реорганизации. Приказом НКО от 19 Июня 1941 года 2 истребительные дивизии её - 3-я и 54-я - сводились в 7-й истребительный авиакорпус ПВО страны.

3-я ИАД была сложившимся соединением. Из 4-х полков её только один имел недолгую воинскую биографию и был укомплектован молодыми лётчиками. 54-я ИАД числилась лишь на бумаге. Полки её подлежали укомплектованию техникой и людьми, в течение года.

В самый канун войны, чтобы усилить авиацию ПВО Ленинграда, насчитывавшую всего 123 истребителя, было решено передать 7-му ИАК из состава других дивизий 5 полков. Обстановка заставила отказаться от этого мероприятия, и 7-й ИАК остался в прежнем составе - мы лишь дали ему недостававшую боевую технику и внесли некоторые изменения в его организацию. На 23 Июня в 7-м ИАК имелось 272 истребителя, в том числе 30 скоростных высотных перехватчиков МиГ-3".

11 Июля 1941 года Полковник С. П. Данилов был назначен командиром 7-го иак ПВО.

Истребители несли круглосуточное патрулирование на подступах к Ленинграду и непосредственно над ним. В то же время на аэродромах в готовности № 1 постоянно дежурили подразделения истребителей. Поначалу встречи патрульных самолетов с противником были редки. Для отражения воздушного противника, обнаруживаемого постами ВНОС "по-зрячему", приходилось главным образом поднимать дежурные экипажи. Недостаток средств радиосвязи на наших самолётах снижал эффективность действий истребителей, так как их нельзя было перенацелить.

Однако круглосуточное патрулирование сыграло положительную роль. Оно вынуждало авиацию противника действовать ограниченно и осторожно. В то же время это требовало огромных затрат сил и средств, приводило к быстрой выработке моторесурса, а, следовательно, и быстрому выходу из строя авиационной техники.

Усилия авиации направлялись почти исключительно на действия по моторизованным и пехотным соединениям врага. Лётчики совершали по 6 - 8 боевых вылетов в день.

Вспоминает Главный маршал авиации А. А. Новиков:

"В это же время фашисты возобновили и попытки прорваться в Ленинград с воздуха.

Утром 20 Июля мне доложили, что курсом на Ленинград с юга в сопровождении 12 Ме-109 идут 9 "Юнкерсов". Отразить вражеский удар было поручено лётчикам 7-го истребительного авиакорпуса. Первым встретило противника звено из 44-го ИАП... В районе Сализи они перехватили гитлеровцев и, несмотря на 7-кратное превосходство фашистов, сбили 2 самолёта. Вскоре на помощь товарищам подоспели лётчики 19-го ИАП. Немцы не выдержали ударов наших истребителей и, потеряв 10 машин, обратились в бегство...

21 Июля немцы дважды пытались прорваться в город. И опять безуспешно. Советские лётчики сбили 6 фашистских самолётов.

22 Июля в налёте участвовало уже 89 самолётов противника. Для отражения удара мы выделили 75 истребителей. На подступах к городу разыгралось настоящее воздушное сражение. Лишь 2 - 3 бомбардировщикам удалось прорваться через наш заслон. И ещё 13 "Юнкерсов" нашли себе могилу на советской земле.

Самый сильный налёт на Ленинград был совершён в первой декаде Августа. К сожалению, я не смог установить точной даты. Ещё не успели подать сигнал воздушной тревоги, как мне доложили, что на Ленинград с юго - запада идут несколько эшелонов вражеских бомбардировщиков под мощным истребительным прикрытием. Служба ПВО насчитала около 300 самолётов.

Я приказал поднять для отражения удара в помощь 7-му ИАК всю фронтовую авиацию. Часть своих сил выделило и командование ВВС Краснознамённого Балтийского флота. В своём резерве я оставил лишь группу из 10 истребителей, базировавшихся на Комендантском аэродроме.

Противник летел на высоте 3000 - 4000 метров. Ленинградские лётчики встретили врага на подступах к городу в районах Витино, Волосово, Большая Пудость, Красное Село. Бой был жестокий. К сожалению, итоги его не нашли полного отражения в документах, и суммарные потери гитлеровцев мне установить не удалось. Но они были немалыми. Ночью фашистские бомбардировщики вновь попытались прорваться в Ленинград, но безуспешно.

Налёты на Ленинград продолжались до конца оперативной паузы на фронте. В них участвовало более 900 самолётов, но достигли города единицы.

Все возраставшая угроза Ленинграду вынуждала нас непрестанно искать наиболее действенные и отвечавшие обстановке формы и методы борьбы с вражеской авиацией.

Обстановка диктовала дальнейшие шаги в области централизованного руководства Военно - Воздушными Силами. Очередной такой шаг был сделан. К 20 Июля, войдя в соглашение с командованием ВВС КБФ и 2-го корпуса ПВО страны, которому оперативно подчинялся 7-й ИАК, мы разработали и приняли к осуществлению единый план боевых действий всей ленинградской авиации. Согласно этому документу, вся территория, прилегавшая к Ленинграду с севера, запада и юга, в границах фронта и в оперативной глубине противника была разделена на зоны разведки и уничтожения вражеской авиации на земле и в воздухе. Авиация 7-й и 23-й армий, фронтовой группы, КБФ и 7-й ИАК получила свои строго очерченные зоны.

Правда, план этот просуществовал недолго, примерно до середины Августа, но тем не менее наличие его упорядочило работу авиации и тем самым способствовало более экономному и результативному расходованию наших сил и средств в воздухе".

На 7-й ИАК ПВО была возложена ответственность за участок 42-й армии.

25 Августа 1941 года действия 7-го истребительного авиакорпуса ПВО были особенно успешными. Лётчики корпуса совершили налёт на вражеский аэродром Спасская Полисть. В результате умело организованного удара противник потерял более 60 самолётов.

Сначала все полки корпуса базировались на 10 аэродромах, расположенных вокруг Ленинграда, в 20 - 60 км от него. Кроме того, при необходимости могли быть использованы ещё 15 аэродромов. Большая часть аэродромов располагалась на юге и юго - западе от города. Но к Сентябрю 1941 года, когда город был окружён, аэродромная сеть 7-го ИАК резко сократилась. В его распоряжении осталось всего 4 аэродрома, расположенные к северу. На них корпус и базировался всю блокаду.

Вспоминает Главный маршал авиации А. А. Новиков:

"6 Сентября на ленинградцев обрушилось новое испытание. В этот день немецкие самолёты впервые прорвались в Ленинград. Раньше вражеские бомбардировщики дальше пригородов не доходили. И вот первые разрывы авиационных фугасов в самом Ленинграде. К счастью, бомбы упали не в густонаселённых районах - где-то на Лиговской улице и на территории Охтинского химкомбината.

Мы, авиаторы, были очень расстроены. Помнится, я даже крепко отчитал командира 7-го ИАК Полковника С. П. Данилова. Впрочем, напрасно. Лётчики не были виноваты. Радиолокационных станций у нас тогда было очень мало, а линия фронта проходила столь близко от города, что посты ВНОС, обладавшие в основном лишь средствами визуального и слухового наблюдения, не успевали своевременно предупреждать наших лётчиков о появлении немецкой авиации. Так случилось и 6 Сентября. Истребители вылетели на перехват противника с опозданием, и 1 - 2 "Юнкерса" успели пробраться в город.

Ночью тоже был налёт. В этот раз один бомбардировщик прорвался почти до центра Ленинграда. Это случилось что-то около полуночи. В тот день я так намаялся, что заснул у себя в кабинете на диване, не раздеваясь. Меня разбудил адъютант. Он сообщил, что город бомбят. Немцы бросают 250-кг бомбы. Одна из них угодила в жилой дом на Невском проспекте. Есть убитые и раненые.

Налёты на Ленинград участились и стали систематическими. В жизни ленинградцев начался один из самых трудных периодов. Редкая ночь обходилась без бомбежек. Донимали и артиллерийские обстрелы. Население подолгу не покидало убежищ.

Но из всех первых дней Сентября наиболее тяжким оказался 8-й день, когда стало известно, что немцы вот-вот перейдут в наступление против 42-й армии. В тот день вражеская авиация особенно упорно рвалась в город. Ленинград дважды подвергался сильной бомбежке - вечером и ночью. В 8-м часу вечера загорелись Бадаевские продовольственные склады. В 12-м часу "Юнкерсы" снова прорвались в Ленинград. Всю ночь в этой части города полыхало зарево пожаров.

В вечерний налёт крепко досталось району Смольного. Я ехал на заседание Военного совета фронта среди дыма и горевших зданий. Крутом грохотало от взрывов бомб и стрельбы зенитных орудий, в небе лихорадочно метались лучи прожекторов. В свете их вырисовывались тёмные силуэты домов и дымные шапки артиллерийских разрывов. Картина была фантастическая и угнетающая. На заседание я опоздал. Когда вошёл, уже шло обсуждение дел. Все были угрюмы, говорили мало и скупо - в город только что пришла тяжёлая весть - гитлеровцы захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался в блокаде".

О напряжённых воздушных боях у стен Ленинграда каждый день сообщалось в сводках Совинформбюро.

14 Сентября 1941 года в вечернем сообщении говорилось: "Многочисленные попытки фашистской авиации прорваться к Ленинграду неизменно отбиваются отважными советскими лётчиками. На днях на подступах к Ленинграду произошел воздушный бой, в котором участвовало более 100 самолётов. Фашисты, потеряв в этом бою 17 бомбардировщиков, были отогнаны".

16 Сентября 1941 года в утреннем сообщении Совинформбюро говорилось: "В воздушных боях на подступах к Ленинграду авиачасть Полковника С. П. Данилова сбила за один день 46 фашистских самолётов".

19 Сентября 1941 года немецкая авиация совершила на Ленинград 6 налётов. 264 самолёта, прорвавшиеся через зенитный заслон, сбросили 528 фугасных и 1435 зажигательных авиабомб, в результате чего пострадали Пролетарский завод, завод "Экономайзер", завод им. Жданова. Во время 4-го налёта 52 немецких самолёта бомбили жилые кварталы. В городе образовалось 89 очагов пожара. В состоянии воздушной тревоги ленинградцы находились за день 7 часов 34 мин. В течение 18 часов город подвергался артиллерийскому обстрелу. Было разрушено 20 зданий, главным образом в Октябрьском и Володарском районах. Одновременно бомбардировочным ударам подверглись Кронштадт и аэродромы.

Вспоминает Главный маршал авиации А. А. Новиков:

"Все эти дни свирепствовали фашистские авиация и артиллерия. В городе артиллерийская тревога сменялась воздушной, почти неумолчно ревели сирены, рвались снаряды и бомбы. В самый разгар боёв у Пулковских высот гитлеровцы нанесли по городу наиболее сильный из всех авиационно - артиллерийский удар. Во 2-м часу ночи 19 Сентября на улицах и площадях начали рваться вражеские снаряды. Обстрел почти без перерывов длился до 7 вечера. С наступлением темноты на Ленинград двинулись "Юнкерсы" и "Хейнкели". Не успевал прозвучать сигнал отбоя воздушной тревоги, как следовал новый налёт".

В последующие дни авиация противника предприняла попытку уничтожить корабли Краснознамённого Балтийского флота, так как главные силы группы армий "Север", не прорвавшись к Ленинграду, оказались под сильным воздействием крупнокалиберной корабельной артиллерии.

Вспоминает Генерал - лейтенант авиации В. Ф. Голубев:

"Самым тяжёлым для всей истребительной авиации днём стало 23 Сентября. Налёты врага начались рано утром и продолжались до вечера. Иногда в небе находилось до 270 фашистских самолётов одновременно.

Немецкая авиация несла большие потери под Кронштадтом. Но и нам досталось. Погибло немало прекрасных лётчиков. Балтийские моряки тоже понесли потери: были потоплены эсминец "Стерегущий", лидер "Минск", подводная лодка М-74 и повреждены линкоры "Октябрьская революция", "Марат", эсминцы "Сильный" и "Грозящий".

21 - 23 Сентября 1941 года в налётах на корабли КБФ участвовало до 400 самолётов противника. Советским лётчикам удалось сбить 35 самолётов противника.

Основная нагрузка по прикрытию города в Сентябре 1941 года лежала на 7-м ИАК ПВО, так как с 11 Сентября с Ленинградского фронта убыли полки 8-й ИАД, а с 20 Сентября 1941 года 3 полка 39-й ИАД убыли на переформирование и за получением материальной части.

Всего в течение Сентября противник совершил 23 налёта на Ленинград, из них 12 ночных и 11 дневных. Из 2712 самолётов, участвовавших в налётах, к городу прорвалось 675. Враг сбросил на Ленинград 991 фугасную и 31398 зажигательных авиабомб, выпустил по городу 5364 артиллерийских снаряда. В результате бомбардировок и артиллерийских обстрелов городу был нанесён значительный ущерб. Самой большой бедой для ленинградцев стало уничтожение Бадаевских продовольственных складов.

26 Сентября 1941 года Полковник С. П. Данилов сдал командование корпусом Полковнику Е. Е. Ерлыкину.

27 Сентября 1941 года он был назначен командиром 5-й САД   ( 7-й, 158-й и 159-й ИАП ). Затем был командующим ВВС 54-й армии.

С 12 Июля 1942 года по 27 Июля 1943 года он командовал 287-й ИАД.

Дивизия начала боевые действия на Брянском фронте в составе 1-й истребительной воздушной армии. В Августе 1942 года 287-я ИАД вошла в состав 8-й Воздушной армии и действовала на Сталинградском фронте.

Несмотря на высокие командные должности, Данилов продолжал вылетать на выполнение боевых заданий. Так, 27 Сентября 1942 года прикрывая Сталинград с воздуха, группа Данилова вступила в бой с двумя пятёрками бомбардировщиков Ju-88, шедших под прикрытием истребителей Ме-109 бомбить Тракторозаводский район. Помня приказ командующего атаковать в первую очередь бомбардировщиков, командир эскадрильи Н. М. Шутов врезался в их строй и сбил одного "Юнкерса". За ним пошёл в атаку командир полка Майор М. С. Хвостиков в паре с Лидией Литвяк. Но в результате плотного огня вражеских стрелков самолёт Хвостикова получил повреждение, и лётчик был вынужден прекратить атаку. Тогда Литвяк приблизилась к "Юнкерсу" на дистанцию 30 метров и сразила его. Затем она пристроилась к Старшему лейтенанту Раисе Беляевой и вместе с ней вступила в бой с подошедшими истребителями противника. Парой они, сбили Ме-109. Ещё одного "Юнкерса" уничтожил Лейтенант Е. Дранищев. В этом воздушном бою Полковник С. П. Данилов сбил 2 бомбардировщика Ju-88 - один лично и один в группе.

9 Марта 1943 года 287-я ИАД вошла в состав вновь сформированного 10-го САК, находившегося в Резерве Ставки ВГК.

17 Апреля 1943 года она прибыла из резерва Ставки в оперативное подчинение 5-й Воздушной армии на Северо - Кавказский фронт. На вооружении имела 98 самолётов Як-1.

19 Апреля 1943 года 38 экипажей дивизии вошли в Геленджикскую авиационную группу.

В конце Апреля 1943 года дивизия была передана в состав 4-й Воздушной армии.

28 Мая 1943 года Полковнику С. П. Данилову было присвоено воинское звание Генерал - майор авиации.

27 Июля 1943 года 287-я ИАД была преобразована в 11-й САК, командиром которого был назначен Генерал - майор авиации С. П. Данилов. Корпус находился в оперативном подчинении 15-й Воздушной армии.

28 Сентября 1944 года 11-й САК был преобразован в 14-й ИАК   ( 185-я и 315-я ИАД ).

15 Октября 1944 года за отличия в боях по освобождению Риги 14-му истребительному авиакорпусу было присвоено почётное наименование "Рижский".

Вспоминает Генерал - майор авиации И. Н. Степаненко:

"В моей памяти навсегда запечатлелся образ командира нашего авиационного корпуса Генерал - майора авиации Степана Павловича Данилова, авиационного начальника - лучшего из лучших, героя воздушных боёв в небе Испании и Халхин - Гола, ещё до Великой Отечественной войны удостоенного высокой награды - Золотой Звезды Героя Советского Союза. Сколько часов провёл он в воздухе, сказать трудно. Но летал он много и обладал огромным опытом, которым щедро делился со всеми, кто в этом нуждался. От нас командир неукоснительно требовал думать, анализировать свои действия. Нередко созывал конференции, семинары, на которых лучшие лётчики обменивались новыми, эффективными способами ведения боя. Вместе с нами, младшими и средними командирами, обсуждал предстоящие задачи, вникал во все мелочи, считая своим высшим долгом заботу о росте мастерства подчинённых. В этом он видел залог победы и гарантию сохранения жизни каждого пилота.

Характерной чертой С. П. Данилова была душевная близость с нами, рядовыми авиаторами, знание психологии людей. Непосредственное общение его с лётчиками давало возможность многое заимствовать у него и у более опытных товарищей, а ему быть в курсе настроений и чаяний своих подчинённых, чётко видеть уровень их подготовки, безошибочно определять подходы к решению задач более широкого масштаба. Принято так считать, что чем выше поднимается военачальник по служебной лестнице, тем больше отдаляется он от рядового солдата. Рядовой солдат в авиации - это лётчик. К чести Генерала С. П. Данилова надо сказать, что он, будучи командиром дивизии, а затем и корпуса, с успехом преодолевал этот "служебный барьер", всегда был прост и доступен, будто стоял с нами на одной ступени, хотя на его плечах к тому времени лежало управление большим авиационным соединением.

Генерал С. П. Данилов знал каждого лётчика лично, как говорят, "в лицо". Неустанно следил за всеми - опытными асами и молодёжью. Не терпел зазнайства, халатности, безответственности в любом деле. За нас переживал и волновался, как отец. Не раз напоминал о необходимости быть осмотрительным в бою. Не любил давать наставлений, а свою тревогу обычно скрывал за шуткой. Думается, об этом я могу сказать с полным правом, поскольку не раз чувствовал на себе товарищеское внимание командира корпуса, видел его душевную заботу о рядовом составе авиаторов".

Всего за годы Великой Отечественной войны Генерал - майор авиации С. П. Данилов совершил 112 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, лично сбил 2 немецких самолёта и 1 в группе.

За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени ( 8.04.1944 ), Отечественной войны 1-й степени, несколькими медалями, в том числе "За оборону Ленинграда"   ( 22.12.1942 ), "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ), "За взятие Берлина"  ( 9.06.1945 ).

24 Мая 1945 года он погиб в авиационной катастрофе в районе Риги  ( Латвия ). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

*     *     *

Полную версию статьи о С. П. Данилове читайте на сайте О. А. Шушакова:


Авиаторы Герои. 1934 - 1940 гг.




Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz