Глазыкин Hиколай Геоpгиевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Глазыкин Hиколай Геоpгиевич

Глазыкин Hиколай Геоpгиевич

Родился 18 декабря 1910 года в селе Колояр, ныне Вольского района Саратовской области, в семье крестьянина. Окончив начальную школу, в течение 3 лет занимался крестьянским трудом в хозяйстве отца. В 1927 году Николай Глазыкин поступил в Вольскую профессионально - техническую школу, окончил её в 1929 году и по комсомольской путёвке был направлен на учёбу в Вольскую объединённую военную школу лётчиков и авиатехников.

С июня по декабрь 1930 года проходил практический курс обучения в 3-й военной школе лётчиков в городе Оренбург. С января 1931 года был младшим лётчиком 48-го авиационного отряда в Гомеле, с декабря 1933 года - командиром звена и отряда 19-й лёгкоштурмовой авиационной эскадрильи Забайкальского военного округа. 23 февраля 1935 года за высокие показатели в боевой и политической подготовке был награждён орденом Красной Звезды.

В марте 1938 года назначен помощником командира 8-го истребительного авиационного полка, с апреля 1939 года - командир 22-го истребительного авиационного полка  ( 23-я смешанная авиабригада, Забайкальский военный округ ).

С 23 мая 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин - Гол. Погиб в воздушном бою 22 июня 1939 года.

За умелое руководство боевыми действиями полка и личный героизм в боях, 29 августа 1939 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в районе города Тамцак - Булак. Имя Н. Г. Глазыкина носила пионерская дружина Колоярской средней школы.

Hагpаждён оpденами: Ленина, Кpасной Звезды. Hавечно зачислен в списки воинской части.

*     *     *

Полк Глазыкина прибыл на Халхин - Гол утром 22 мая 1939 года. Эскадрильи одна за другой приземлялись на степной аэродроме близ населённого пункта Тамцак - Булак. В Монголии Тамцак - Булак считался городом, хотя в то время в нём было несколько саманных домиков, похожих на сараи, да около сотни беспорядочно разбросанных больших и малых войлочных юрт.

В Забайкалье Глазыкин служил более 5 лет и хорошо знал местные условия. Полком же командовал всего несколько месяцев и, несмотря на большие усилия, за это короткое время ещё не сумел устранить многочисленные недочёты в подготовке лётчиков, имевшие место в прошлом. Боевая выучка полка считалась удовлетворительной. В эскадрильях было немало прекрасных лётчиков, в совершенстве владевших техникой пилотирования, мастеров меткого огня. Надёжной опорой командира были комэски старшие лейтенанты А. И. Балашев и В. Ф. Чистяков, лётчики В. Ф. Скобарихин, В. П. Трубаченко, Н. В. Гринёв, И. И. Красноюрченко, А. П. Пьянков, А. Д. Якименко и другие.

23 мая 1939 года самолёты 22-го ИАП перелетели в Монголию. При перелёте один И-15бис пропал без вести. Через 3 дня автотранспортом прибыл и наземный состав.

К началу боевых действий в полку было 63 истребителя устаревших конструкций - И-15бис и И-16 первых выпусков.

В то время японская авиация господствовала в воздухе, оказывая поддержку своим наземным частям. Нашим истребителям пришлось вступать в бой с ходу, без предварительного изучения района боевых действий, при весьма отрывочных и неполных данных об обстановке. Молодые неопытные пилоты рвались в бой, но одной смелости и ненависти к врагу для победы было недостаточно. Не имели боевого опыта и их командиры.

Из штаба корпуса сообщали, что японская авиация безраздельно господствует в воздухе, оказывает поддержку наземным частям, ведёт активную разведку на большую глубину, наносит удары по монгольским пограничным заставам и передовым подразделениям регулярной армии. Лётчиками 70-го истребительного авиационного полка проведён один бой, в котором 5 наших И-15бис и И-16 сошлись над горой Хамар - Даба с 5 японскими истребителями И-96. Лётчик Лысенко был сбит. Японцы потерь не имели.

Первый бой лётчики 22-го полка провели 27 мая. Утром по тревоге на перехват японских истребителей вылетела шестёрка наших. У противника было 9 машин И-96. В воздушном бою 2 лётчика - старший лейтенант Н. С. Черенков и младший лейтенант В. Г. Паксютов - были сбиты, а капитан А. И. Савченко, пытавшийся произвести посадку на повреждённом самолёте, разбился близ своего аэродрома. В машине лейтенанта А. П. Пьянкова отказал мотор, и лётчик сделал вынужденную посадку в степи. Японцы потерь не имели.

Ещё более печально закончился утренний боевой вылет 28 мая. Готовили 20 машин, но в 7 часов 15 минут по тревоге смогло подняться в воздух только одно звено И-15бис в составе командира эскадрильи старшего лейтенанта Г. К. Иванченко, адъютанта эскадрильи старшего лейтенанта Е. П. Вознесенского и флаг - штурмана эскадрильи лейтенанта П. В. Чекмарева. Никто из них не вернулся с боевого задания.

И-15бис - участник боёв на Халхин-Голе.

В этот же день в 9 часов 15 минут для прикрытия наших частей, ведущих бой на восточном берегу реки Халхин - Гол, поднялись 9 И-16 во главе с помощником командира полка майором П. А. Мягковым. В районе переправы лётчики встретились с 18 японскими истребителями И-96. В воздушном бою японцы сбили 6 наших машин, а ешё одну сожгли, после того как наш пилот, потеряв ориентировку, сделал посадку в степи. Погибли замечательные лётчики майор П. А. Мягков, лейтенанты В. А. Бакаев, В. П. Константинов, А. Я. Кулешов, А. В. Лимасов, И. Ф. Пустовой. Противник же и на этот раз ушёл безнаказанным.

Глазыкин вместе с комиссаром полка В. Н. Калачёвым тяжело переживал случившееся. Стало ясно, что одного энтузиазма и смелости мало. Нужен ещё и опыт. А его - то как раз и не хватало, и это явилось одной из причин гибели лётчиков, которые встретились с японскими, имевшими большой опыт войны в Китае. Очевидны были также просчёты в организации боя: при встрече с противником строй группы и эскадрильи распадался, лётчики вели бой разрозненно. Радиостанций на самолётах не было, боем никто не управлял, в то время как у японцев на всех машинах стояли приёмники, а на командирских - радиопередатчики. Взлёт одиночными самолётами требовал много времени на сбор эскадрильи и полка и не обеспечивал быстрый перехват вражеских самолётов в воздухе. Были недочёты и в системе наблюдения, оповещения и связи. К тому же истребитель И-15бис не имел бронеспинки и значительно уступал в скорости японскому И-96. Выявилось также плохое знание лётчиками района боевых действий. Некоторые из них терялй ориентировку и приземлялись в степи или на соседних аэродромах.

Обо всём этом Глазыкин и Калачёв доложили командованию 57-го особого корпуса. Были приняты срочные меры для коренного изменения обстановки в воздухе: усилена новыми частями авиационная группа, обновлена материальная часть. В полк поступили модернизированные истребители И-16, вооружённые 4 пулемётами. Прибыли также новые машины И-153 "Чайка". Из Москвы прилетели опытные лётчики. Командиром одной из эскадрилий 22-го полка был назначен Герой Советского Союза майор Г. П. Кравченко, ранее сражавшийся с японскими лётчиками в небе Китая. Вместе с ним прибыли в полк старший лейтенант Л. А. Орлов, также воевавший с японцами в Китае, капитан Е. Н. Степанов, сражавшийся в Испании, лётчик - испытатель, большой мастер воздушного боя старший лейтенант В. Г. Рахов и другие. Они оказали Глазыкину большую помощь в подготовке лётчиков к решающим боям.

Эта подготовка продолжалась почти 3 недели. С раннего утра до позднего вечера аэродром полка гудел, как растревоженный улей. На всех площадках, во всех эскадрильях кипела напряжённая боевая работа. Под руководством боевых лётчиков производились ознакомительные полёты, изучались тактические приёмы японской авиации, отрабатывались все элементы воздушного боя. В полк часто приезжали Герои Советского Союза комкор Я. В. Смушкевич, полковники А. И. Гусев, И. А. Лакеев и Н. С. Герасимов, которые проводили беседы с личным составом и охотно делились своим богатым боевым опытом.

Первое крупное воздушное сражение 22 июня, в котором участвовал полк, было выиграно советскими лётчиками. В этом бою майор Глазыкин не только умело руководил полком, но и показал себя храбрым лётчиком. Бой над горой Баин - Цаган оказался на редкость упорным. Было сбито 10 И-15бис и 3 И-16. Японцы потеряли 7 истребителей. В бою погибли комполка Глазыкин, лётчики Блажко, Иванов, Лоскутов, Соловьёв и Смирнов. Лётчик Крюков смог выброситься с парашютом.

И-16 тип 10 из состава 22-го ИАП.

Вот рассказ участника того боя, дважды Героя Советского Союза, известного лётчика, генерал - майора авиации в отставке А. В. Ворожейкина:

"Я оказался рядом с японским истребителем, который шёл со мною одним курсом. Некоторое время мы летели парой: ни он, ни я в течение этих секунд не пытались ни отстать, ни отвернуться - каждый искал наилучший способ обмануть "соседа", чтобы зайти к нему в хвост.

Я плавно начал сбавлять газ, чтобы отстать и оказаться позади, но японец разгадал это нехитрое намерение и спокойно повернул лицо в мою сторону. Наши взгляды встретились. Вместо испуга, злобы или решительности, ожидаемых мною, на небольшом смуглом лице противника с усиками я увидел хладнокровную, снисходительную усмешку. Мне стало не по себе. "Рубану крылом по кабине !" - и, может быть, мы оба разлетелись бы от удара, если бы в тот же момент японец не был пронизан пулемётной очередью; его кабина мгновенно обволоклась огнём и дымом.

Н.Г.Глазыкин

И-16, уничтоживший вражеский истребитель, проскочил над жертвой, помахивая мне крыльями и не замечая, что сзади у него сидит другой японец. Я поспешил ему на помощь. Враг оказался удачно посаженным на прицел в упор. Я нажал гашетки... и от вражеского истребителя полетела труха и пыль, точно это был какой - то старый мешок... Меня обдало ею, по крыльям и кабине застучали дробные удары мелких осколков. Я резко взял вверх, чтобы пристроиться к своему самолёту, уже мчавшемуся в атаку на звено противника. Неизвестный товарищ стрелял мастерски. Короткая очередь - и ещё один японский истребитель пошёл вниз, а другой сумел вывернуться... И вдруг этот напористый И-16, уничтоживший двух японцев, задымил... Лётчик, борясь, видимо, с огнём, швырнул свою машину в сторону. Огонь вырвался наружу. Лётчик выпрыгнул.

Вид яркого парашютного купола, выросшего над лётчиком - героем, вызвал у меня приступ бурного восторга. Жив !.. Два японских истребителя сделали попытку расстрелять беззащитного. Наши бросились им наперерез, но в следующий момент произошло нечто ужасное: горящий И-16 падал прямо на парашютиста..."

Как потом выяснилось, лётчиком, спускавшимся на парашюте, был майор Н. Г. Глазыкин. Его тело, сильно разбитое тупым ударом, нашли рядом с упавшим самолётом.

29 августа 1939 года Hиколаю Георгиевичу Глазыкину, за проявленные в боях доблесть и мужество, посмертно пpисвоено звание Геpоя Советского Союза.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz