Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Машковский Степан Филиппович

Машковский Степан Филиппович

Степан Машковский  ( в некоторых документах его фамилия указывается как "Мошковский" )  родился 27 ноября 1914 года на Украине, в селе Темрюк  ( ныне село Старченково Володарского района Донецкой области ), в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1930 году и 2 курса сельхозтехникума в городе Приморск Запорожской области. В 1932 - 1936 годах работал десятником на шахте № 30 в Донбассе. В 1936 году был призван в ряды Красной Армии. Окончил Харьковскую военную школу пилотов в 1937 году. Служил в Ленинградском военном округе на должностях командира звена, штурмана авиаэскадрильи.

Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халхин - Гол в июле - сентябре 1939 года. Командовал звеном 56-го истребительного авиационного полка. Совершил 120 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника   ( по другим источникам - 3 лично и 1 в группе ). Награждён орденом Красного Знамени.

После Халхин - Гола продолжал службу на должности командира эскадрильи в Забайкальском военном округе.

С июня 1941 года старший лейтенант С. Ф. Машковский в действующей армии. Сражался на Западном, Центральном и Брянском фронтах.

За первый месяй боёв командир эскадрильи 184-го истребительного авиационного полка  ( 11-я смешанная авиационная дивизия, Брянский фронт )  старший лейтенант С. Ф. Машковский совершил 64 боевых вылета, лично сбил 2 и в паре 3 самолёта противника.

1 августа 1941 года возвращаясь на И-16 с боевого задания, он встретил 2 бомбардировщика Ju-88. Решил их атаковать, но сам попал под огонь пары "Мессеров". Мгновенно развернувшись, в лобовой атаке таранил одного из них. Свой самолёт с разрушенным стабилизатором и пробитым колесом мастерски посадил на аэродроме.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 ноября 1941 года старший лейтенант Машковский Степан Филиппович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 544 ).

С.Ф.Машковский, фото 1941 г.

В газете "Красная Звезда " № 221 от 19 сентября 1941 года была опубликована заметка "Митинг в авиаполку", в которой сообщалось:

Личный состав N авиачасти с огромной радостью встретил сообщение о присвоении звания Героя Советского Союза своему однополчанину старшему лейтенанту Мошковскому.

Ещё в предыдущих боях Мошковский проявил себя, как отважный и умелый воздушный боец. За доблесть и мужество, проявленные в схватках с врагом, он был награждён тогда орденом Красного Знамени. В сражениях с немецкими фашистами он умножил свою славу. За 20 дней отважный лётчик совершил 64 боевых вылета. На его счету - 2 самостоятельно сбитых немецких самолёта и 2 разведчика и 1 бомбардировщик, уничтоженные совместно с другими лётчиками. Во время своих налётов на вражеские тылы старший лейтенант Мошковский уничтожил множество вражеских автомашин, зениток и мотопехоты.

Однажды, возвращаясь с боевого задания, Мошковский увидел в воздухе 2 бомбардировщика "Юнкерс-88". Истребитель стал разворачиваться для атаки. В этот момент на него напали 2 "Мессершмитта", скрывавшиеся за облаками. Мошковский вступил с ними в неравную схватку. Он дрался умело, мужественно, дерзко. Улучив минуту, старший лейтенант Мошковский стремительно налетел на один фашистский самолёт и винтом протаранил его. Другой вражеский истребитель, увидя бесславную гибель своего соратника, поспешил ретироваться.

С разбитым стабилизатором, повреждённым рулём глубины и колесом Мошковский всё же сумел дотянуть свою машину до аэродрома.

Когда прибыла радостная весть о присвоении тов. Мошковскому звания Героя Советского Союза, весь личный состав части собрался на митинг. С речами выступали товарищи Героя - младший лейтенант Росляков, капитан Кузин и другие. На митинге были оглашены приветственные телеграммы Герою от Военного Совета фронта и ВВС Красной армии".

Вскоре после этого С. Ф. Машковский был назначен помощником командира 32-го истребительного авиационного полка  ( 43-я истребительная авиационная дивизия, Западный фронт ). В декабре 1941 года был тяжело ранен и до октября 1942 года находился в госпитале. После излечения назначен командиром эскадрильи 180-го  ( с ноября 1942 года - 30-го Гвардейского )  истребительного авиационного полка  ( 1-я Воздушная армия, Западный фронт ), в составе которого воевал до марта 1943 года.

Всего за период Великой Отечественной войны совершил 280 боевых вылетов на И-16, "Харрикейн" и Р-39 "Аэрокобра", провёл 72 воздушных боя, в которых сбил 14 самолётов противника лично и 17 - в группе с товарищами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 2 личные и 3 групповые победы лётчика. ]

С марта 1943 года работал лётчиком - испытателем в ЛИИ. Провёл ряд ответственных испытаний по доводке и определению лётно - тактических данных боевых машин. Поднял в небо и провёл испытания истребителей Ла-156  ( 1947 г. ), Ла-150Ф  ( 1947 - 1948 ), Ла-200  ( 1949 - 1950 ). 10 апреля 1947 года впервые в стране на самолёте Ла-156 выполнил взлёт и полёт с включением форсажа. Провёл испытания самолётов: Р-47 "Тандерболт"  ( 1944 г. ), Ли-2 с моторами АШ-82ФН  ( 1944 - 1945 ), Ту-4  ( 1948 г. ); испытания: двигателей: ТВ-2   ( на Ту-4ЛЛ, 1951 г. ), АЛ-7Ф  ( на Ту-4ЛЛ, 1955 г. ), АМ-3М  ( на Ту-16, 1955 г. ). Участвовал в испытаниях Пе-2И, МиГ-8 "Утка", Ла-152, Ла-160, Ла-174ТК, Ту-16, в испытаниях по заправке истребителя МиГ-19 от Ту-16. В 1947 - 1949 годах с самолётов Пе-2 и МиГ-9УТИ, пилотируемых С. Ф. Машковским, были выполнены первые в стране катапультирования парашютистом - испытателем Г. А. Кондрашовым. Провёл ряд сложных испытаний, в том числе систем дозаправки самолётов в воздухе, являлся одним из ведущих испытателей тяжёлого бомбардировщика Ту-4. Всего освоил 60 типов самолётов, из них - 9 иностранных. Жил в городе Жуковский Московской области.

В 1954 году окончил курсы при Школе лётчиков - испытателей, с 1952 года обучался в Московском авиационном институте. Геpой Советского Союза полковник С. Ф. Машковский и на лётно - испытательской pаботе оказался далеко не последним. Hо, тонко почувствовав веяние вpемени, он, уже зpелым испытателем, да и в годах далеко не "жениховских", поступил на вечеpнее отделение авиационного института. Жить на пpоценты с pанее заpаботанного капитала Степан Филиппович не захотел.

К несчастью, закончить институт он не успел: уже пpиступив к pаботе над дипломным пpоектом, 18 марта 1958 года лётчик - испытатель 1-го класса полковник С. Ф. Машковский трагически погиб при проведении испытаний стратегического бомбардировщика М-4 конструктора В. М. Мясищева с отказом бустерного управления на любом участке полёта вплоть до взлёта.

Самолёт В.М.Мясищева М-4

Для выполнения экспериментального взлёта без бустеров руководство ЛИИ приняло решение, согласованное с разработчиком: руление и разбег до скорости, равной 100 км/час, провести с включенным бустером руля направления  ( РН ), а на скорости 100 км/час его выключить. Был сильный боковой ветер, и когда в процессе разбега на скорости 100 км/час был выключен бустер РН, то руль направления мгновенно ветром выбросило на максимальный угол. Усилий ног двух лётчиков было недостаточно в этих условиях для парирования отклонения руля, и в этом случае лётчик обязан был либо прекратить взлёт   ( скорость ещё невелика ), либо включить бустер РН и только тогда продолжить взлёт. Но Машковский продолжал взлёт с отклонённым рулём направления, ведь самолёт с велосипедным шасси и при сильном боковике хорошо держит направление.

При отрыве самолёт накренился и, зацепив концом крыла землю, разбился. 100 тонн взорвавшегося керосина завершили трагедию. Из всего экипажа в живых остался только один человек, шестеро погибли.

Самолёт В.М.Мясищева М-4

На оставшейся части РН был обнаружен полностью отклонённый триммер, но только в обратную сторону - в сторону действующей нагрузки, в сторону бокового ветра. Когда отклонился триммер и почему в обратную сторону ?   На этот вопрос ответ найден не был. Возможно, что экипаж начал взлёт с отклонённым триммером, но на доске пилотов есть сигнальная белая лампочка, сигнализирующая отклонение триммера. Видимо, в кабине всё было в порядке, так как экипаж приступил к выполнению взлёта. Необходимо отметить, что положение триммера никак не влияет на работу бустера, и экипаж не мог заметить возможную разбалансировку РН. Возможно, что экипаж пользовался на разбеге триммером, стараясь до отключения бустера противодействовать силе бокового ветра, подготавливая нагрузку на ногу в момент отключения бустера, а электропроводка триммера была перепутана и триммер отклонился в другую сторону. Возможно, что экипаж и наземный технический персонал не провели должного объёма проверок при подготовке самолёта к опытному полёту. Известно, что до подготовки к полету на самолёте кто-то что-то делал, кто-то возился с электрикой, но выяснить всё это не удалось, самолёт разрушился и сгорел.

Машковский Степан Филиппович

Почему же вовремя не были включены бустеры элеронов ?   Есть достаточно достоверная версия. У командира вместо штатного штурвала был установлен динамометрический  ( для замера прилагаемых к нему усилий ). Второй пилот при этом свой штурвал трогать был не должен, так как тогда усилия на динамометрическом будут записаны неверно. Другими словами, второй пилот не должен был помогать командиру управлять, но должен был по команде командира включить бустера. На динамометрическом штурвале не было кнопки переговорного устройства. По предварительным расчётам усилия для управления самолётом с отключёнными бустерами были приемлемыми. Но, то ли из-за бокового ветра, то ли от того, что триммер не был в нейтральном положении, они оказались больше ожидаемых. У командира корабля обе руки на штурвале, а второй пилот ждёт команды по переговорному устройству. Команда на включение бустеров и на помощь второму пилоту вовремя не прошла. Этот методический момент проработан не был.

Конечно, анализировать события задним числом всегда проще, чем действовать в аварийной ситуации, но всё же это пример недостаточного инженерно - методического обеспечения. Особенно досадны методические упущения при проведении испытаний, не связанных с экстремальными режимами полёта и с отказами техники.

Степан Филиппович Машковский похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище  ( участок 5 ).

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды   ( трижды ); медалью "За боевые заслуги". В селе Старченково установлен бюст Героя. В Жуковском, на доме, где он жил - мемориальная доска.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz