Матвеев Александр Андреевич - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Лётчик - истребитель Александр Матвеев

Матвеев Александр Андреевич

Свою службу в армии Александр Матвеев начал, как и положено крестьянину, с пехоты. 1 сентября 1928 года он стал курсантом Нижегородской пехотной школы имени Сталина. В марте 1931 года, Матвеев был назначен командиром взвода 26-го стрелкового полка. Однако уже год и 10 месяцев спустя перспективный офицер резко изменил курс - поступил во 2-ю Военно - авиационную школу командиров звеньнв  ( ныне - Бориоглебское ВВАУЛ ). В декабре 1934 года учёба окончилась и новоиспечённого пилота оставили инструктором 1-й эскадрильи.

На серьёзного и безусловно преданного делу Ленина - Сталина лётчика обратили внимание, и с июля 1937 года он - секретарь партбюро эскадрильи   ( коммунистом А. А. Матвеев стал ещё в 1930 году ). В жизни явно намечался ещё один поворот - осенью 1938 года капитан А. А. Матвеев был зачислен слушателем Военно - политической академии имени Ленина  ( ВПА ). Получить ещё одно образование в законченном виде не удалось, а приобретённые на 1-м курсе знания пришлось вскоре применить на практике.

В мае 1939 года начались бои у реки Халхин - Гол. Матвеев был назначен комиссаром эскадрильи 70-го ИАП. Его повседневной заботой стали беседы с личным составом, "Боевые листки", партсобрания и другая деятельность, направленная на поднятие боевого духа. Но комиссар ещё и летал наравне с другими лётчиками. Опыт, приобретённый за годы инструкторской риботы, оказался нелишним, хотя и самолёт Матвеева бывал повреждён в бою  ( 23 июля и 24 августа ). 20 августа, в день наступления, лётчику удалось обнаружить эскадрон кавалерии и в двух заходах рассеять его. В тот же день сжёг 2 автомашины.

Итогом боёв в Монголии для военкома эскадрильи стали 71 боевой вылет, из которых 8 штурмовок и 1 разведка, участие в 19 воздушных боях. Лично сбито 7 самолётов - 5 истребителей и 2 бомбардировщика. Последнее, правда, вызывает определённые сомнения.

И-16 из 70-го ИАП.

1930-е годы, наверное, действительно были "легендарными", легендарными настолько, что сейчас, порой, непросто понять, что же происходило в реальности.

Так, в двух других документах приводятся уже другие данные: 120 боевых вылетав и 25 воздушных боёв или 92 боевых вылета - на выбор. Сбитые самолёты в обоих случаях не упоминаются. Сам А. А. Матвеев говорит о 2 сбитых им лично и 5 - в группе.

Но если не добиваться бухгалтерской точности, любая из этих цифр для лётчика - истребителя, воевавшего на Халхин - Голе, вполне достойная, а для политработника, основные обязанности которого были несколько иными, тем более.

По неясным причинам А. А. Матвеев не был награждён по итогам боёв на Халхин - Голе, хотя ордена, а уж тем более медали получили многие участники тех событий и со значительно меньшими заслугами. Но это не означало опалы. Через несколько месяцев, 11 января 1940 года, он стал военкомом вновь сформированного уже к ходе Советско - Финляндской войны 147-го ИАП  ( в годы Отечественной войны переименован в 20-й Гвардейский ИАП ). В промежутке между "Монголией" и "Финляндией" было получено звание батальонного комиссара, как будто окончательно привязавшее лётчика к политработе.

147-й ИАП, объединивший 6 эскадрилий из уже существовавших частей, базировался на крайнем северном участке фронта, в основном, на занятой у финнов территории. Штаб полка находился на аэродроме Салми - Ярви, а эскадрильи перемещались с точки на точку в зависимости от боевых задач. На вооружении состояли - И-15бис, И-16, И-153. Командир части - дважды орденоносец майор Н. С. Артемьев. Да простят меня потомки комполка, но, по воспоминаниям А. А. Матвеева, одной из важных его комиссарских задач было поддержание командира в состоянии трезвости...

Полк, по большей части, занимался штурмовками, на них пришлось 1069 из 2030 самолёто - вылетов, совершённых полком. Воздушных боёв не случилось, за отсутствием противника. Полк вообще не имел потерь за всю войну, несмотря на противодействие с земли. В наградном листе А. А. Матвеева отмечено "отличное политическое обеспечение полка", но, не останавливаясь на его основных делах комиссара, отмечу, что он остался верен принципу самому вылетать на боевые задания. Приведу строки документа тех лет, не расцвечивая их красочными подробностями и не меняя стиля.

А.А.Матвеев.

"30 января 1940 года в составе шестёрки штурмовым налётом уничтожил живую силу и зенитные пулемёты противника в районе Неллим - Виртаниэми. 31 января в составе звена произвёл разведку в районе Наутси, были обнаружены окопы противника с проволочными заграждениями. Во время разведки звено Матвеева было встречено зенитно - пулемётным огнём противника, повторной атакой звена на зенитно - пулемётные точки таковые замолчали.

4 февраля в составе звена проведена разведка населённого пункта, из которого был открыт огонь. Удачной атакой звена тов. Матвеева зенитно - пулемётный огонь противника был подавлен.

26 февраля тов. Матвеев получил приказ установить место нахождения отряда Знаменского, находящегося в окружении противника. Матвеев первым нашёл отряд и в составе звена прикрыл самолёт ПР-5, который сбрасывал боеприпасы отряду.

27 февраля тов. Матвеев получил боевое задание: указать направление выхода из окружения противника разведотряда тов. Знаменского. В этот день им было произведено 5 боевых вылетов с общим налётом 6 часов. Отряд был точно выведени соединился с нашими войсками".

За время боёв в Финляндии А. А. Матвеев совершил не менее 18 боевых вылетов, возможно, до 73, был награждён орденом Красного Знамени. И тут кто-то заметил, что вполне достойный человек никак не отмечен за работу в Монголии, и награда, второй орден Красного Знамени, как говорят, нашла героя.

Вернувшись на несколько месяцев в Военно - политическую академию, Матвеев 16 сентября 1940 года получил назначение заместителем командира 16-го ИАП, размещённого в Люберцах и входящего в ПВО Москвы. Сейчас этот полк назвали бы элитным. Как пример, можно отметить, что среди подчинённых Матвеева некоторое время был В. И. Сталин. Полк осваивал "МиГи" и участвовал на них в Первомайском параде 1941 года.

Необходимость усилить летом 1941 года прикрытие столицы с воздуха потребовала формирования новых истребительных полков. Комиссаром одной из таких частей стал в июле 1941 года А. А. Матвеев. 17-й ИАП  ( позже переименован в 486-й ИАП, затем и 72-й Гвардейский ИАП ), вооружённый МиГ-3 под Москвой пробыл недолго. 30 августа его перебросили на защиту Ленинграда, а уже 1 сентября самолёт Матвеева в боевом вылете был обстрелян с земли из пулемётов и получил несколько пробоин, лётчик не пострадал. В конце сентября полки 39-й ИАД: 17, 154 и 159-й ИАП, отвели в тыл, где в 20-х числах октября на аэродроме в Кадниково началось переучивание на американские Р-40В "Томагаук".

11 ноября А. А. Матвеев принял командование 154-м ИАП  ( официально утверждён 21 декабря 1941 года ). Видимо, обратили внимание на фразу о его хороших организаторских способностях, часто повторявшуюся в характеристиках. Полк и командир стоили друг друга. Многие пилоты летали к этому времени от 3 до 10 лет, участвовали в войне с Финляндией, были награждены орденами. Среди них - будущие Герои Советского Союза П. А. Пилютов, П. А. Покрышев  ( дважды ), А. В. Чирков, Ф. М.Чубуков, А. М. Горбачевский.

А.А.Матвеев.

Переучивание прошло быстро, к середине ноября были получены 20 "Томагауков", но американская техника вошла в противоречие с климатом России, и лишь 26 ноября 1941 года полк возвратился на Ленинградский фронт на аэродром Подборовье, где борьба с собственными самолётами продолжилась. Замерзала гидросмесь, и шасси не убирались или не выпускались, выходили из строя маслорадиаторы, ломались шестерни приводов генераторов.

Часть Р-40В уже успели полетать у англичан, и, вообще эти машины предназначались для жаркого неба Африки. Для ремонта радиаторов понадобился серебряный припой, которого, понятное дело, не оказалось. Командир отправил гонцов по деревням менять бумажные деньги на ещё ходившие серебряные монеты 1920-х годов. Нужное количество собрали, радиаторы отремонтировали, а на Матвеева особист отправил рапорт о подрыве им денежной системы страны. Впрочем, дальше дивизии эта бумага не пошла.

В конечном итоге, проблемы были решены, и Р-40В стали выполнять боевые задачи. А задачи эти оказались весьма ответственными: сопровождение транспортных "Дугласов" и ТБ-3 на пути в Ленинград и обратно и прикрытие железной дороги Подборовье - Тихвин. Только за декабрь 1941 года было сделано 309 боевых вылетов. Надёжно защищённые транспортники перевезли 754 тонны продуктов и вывезли из города 6725 человек.

С 1 января полк перебазировался на аэродром Плеханово с задачей прикрытия ряда наземных объектов, в том числе моста через реку Волхов, с чем отлично справился, не допустив прорыва бомбардировщиков к намеченным целям. С 7 марта 1942 года началось наступление 54-й Армии и надежде прорвать блокаду. 154-й ИАП прикрывал её части. В ожесточённых боях марта - начала апреля полком было сбито 38 самолётов. На эти дни пришлись и личные победы майора Матвеева. 12 марта пятёрка наших самолётов  ( 3 "Киттихаука" и 2 "Томагаука" ), ведомая командиром полка, столкнулась с парой Ме-109F. Один из них был сбит А. А. Матвеевым, второй поспешил ретироваться.

Р-40 А.А.Матвеева.

14 марта четвёрка в составе 2-х "Киттихауков" и 2-х "Томагауков": майоры Матвеев и Пилютов, капитан Чирков и лейтенант Гельфенбаум, идя на высоте 1000 - 1500 метров встретила 5 пикировшиков Ju-87, летевших под прикрытием "Мессеров" на 500 метров выше. В первой же атаке Матвеев сбил один пикировщик, но это было только начало боя, продлившегося 40 минут. На помощь первой группе подошло ещё 5 Ме-109. Наши истребители встали в оборонительный круг, при каждом удойном случае проводя лобовые атаки. В результате немцы потеряли ещё 1 Ju-87 и 1 Мe-109. Такие победы были очень нужны на Ленинградском фронте не только по практическим, но и моральным соображениям, поэтому уже на следующий день несколько пилотов 154-го ИАП были отмечены орденами. Майор А. А. Матвеев получил высшую награду, орден Ленина, а 13 апреля стал подполковником.

В мае 1942 года в полку появились МиГ-3  ( число их колебалось и доходило до 6 машин ), которые предполагалось использовать для решения задач ПВО. В июле - августе группа лётчиков во главе с командиром полка поднимались ночью в район Тихвин - Волхов - Кириши - Шум на перехват воздушных разведчиков. В 30 вылетах было сбито 3 самолёта.

А.А.Матвеев.

30 августа ВВС Ленинградского фронта был предпринят налёт на крупный аэродром Сиверская. 12 Ил-2 и 8 ЛаГГ-3, наносившие бомбово - штурмовые удары, прикрывались 8 И-16 и 12 "Киттихауками". Последние принадлежали 154-му ИАП. Атака аэродрома оказалась удачной - лётчики наблюдали взрывы и пожары. Р-40Е в воздушных боях с Ме-109F, пытавшимися напасть на "ЛаГГи" и "Илы", сбили 4 самолёта. Один из них пришёлся на долю Матвеева.

Р-40 А.А.Матвеева.

Командование неоднократно отмечало успехи 154-го ИАП и относило его к наиболее боеспособным частям фронта. 22 ноября 1942 года он был преобразован в 29-й Гвардейский ИАП, а 4 мая полку присвоили наименование "Волховский". 2 декабря 1942 года часть вошла в 275-ю ИАД, сформированную на базе ВВС 8-й Воздушной армии. В январе 1943 года, действуя с аэродрома Озерки, полк участвовал в прорыве блокады Ленинграда. В его задачу входило сопровождение штурмовиков 15-го Гвардейского ШАП и 913-го ШАП. Было сбито 8 самолётов противника, а кроме того, истребители и сами не раз участвовали в штурмовках. В этом же месяце полк, не уходя с фронта, переучился на новые Як-7Б.

А.А.Матвеев.

Полк отлаженно продолжал боевую работу, а его командир получил повышение, став 6 мая 1943 года заместителем командира, а 16 июля - командиром 275-й ИАД. Состав дивизии менялся, но были длительные периоды, когда в неё входили сразу 5 полков: 14-й и 29-й Гвардейский ИАП, 159-й, 191-й и 196-й ИАП, то есть она почти приближалась к корпусу. У командира такого крупного соединения хватало дел на земле, и вторую половину войны А. А. Матвеев, ставший в мае 1943 года полковником, на боевые задания почти не летал. К маю 1943 года за ним числился 181 боевой вылет.

А.А.Матвеев.

Дивизия под командованием А. А. Матвеева участвовала в прикрытии наземных войск и Ленинграда, участвовала в сопровождении транспортных и боевых самолётов, охране "Дороги жизни" через Ладожское озеро, в снятии блокады города в январе 1944 года, в боях на Карельском перешейке летом 1944 года, а осенью - в освобождении территории Эстонии.

С 1 января 1945 года дивизия, включавшая к тому моменту 14-й Гвардейский ИАП, 159-й и 283-й ИАП, находилась в резерве. 275-я ИАД была награждена орденом Красного Знамени  ( 17 апреля 1944 года ), ей присвоено почётное наименование "Пушкинская"  ( 27 января 1944 года ). Со 2 декабря 1942 года её лётчики совершили 26077 боевых вылетов, в 1156 воздушных боях сбили 1249 самолётов. Потери составили 380 машин и 214 пилотов.

Надо отметить, что Матвеев крайне внимательно относился к учёту сбитых, требуя от лётчиков подробного описания боя, а от штабистов получения подтверждения, полученных с земли. Его полк и дивизия одни из немногих, в документах которых встречаются обороты "сбито, но не подтверждено", "вероятно, сбит", "подбит". Тем не менее, он хорошо понимал, что настоящие цифры побед всё равно несколько меньше проходящих в отчётах.

Генерал - майор авиации  ( с 1 марта 1946 года )  А. А. Матвеев покинул дивизию 14 мая 1946 года, будучи назначен начальником Батайского ВАУЛ. В 1971 году в звании генерал - лейтенанта авиации ушёл в запас.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( четырежды ), Кутузова 2-й степени, Александра Невского, Жукова, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Самолёты А. А. Матвеева.

А.А.Матвеев.

Лётная карьера Александра Матвеена начиналась в 1930-х годах, поэтому в списке освоенных им машин значатся Р-1, Р-5, У-2, УТИ-4, И-4, И-5, И-15, И-16, И-153, ДИ-6. Матвеев был среди первых строевых лётчиков, освоивших МиГ-3. В 17-м ИАП воевал на самолёте этого типа с заводским № 3319.

Полученные 154-м ИАП "Томагауки" предназначались для африканского театра военных действий и имели соответствующую окраску - сверху Dark Еаrth и Mid Stone, снизу - Azure Вluе. Зимой камуфлировались белой смываемой краской.

В феврале полк получил Р-40Е-1 "Киттихаук". Командир полка летал на самолёте с бортовым номером "65" белого цвета, окрашенном сверху - Dark Еаrth и Dark Green, снизу - Sky Grey. На левом борту было 15 звёздочек, обозначающих победы: красные с белой окантовкой - личные, жёлтые с белой окантовкой - групповые. Их число не соответствовало фактическому боевому счёту Матвеева  ( 5 лично и 2 - в группе ), и, по его воспоминаниям, оно было вызвано лишь соображениями агитации. Красные звёзды без окантовки на фюзеляже и на крыле снизу. Они наносились с помощью присылаемых вместе с самолётом огромных декалькоманий. Кок белый - отличительный знак полка.

В январе 1943 года полк, ставший 29-м Гвардейским ИАП, получил Як-7Б. За А. А. Матвеевым была закреплена машина с бортовым номером "29" белого цвета, на фоне которого был нарисован Гвардейский знак. Скорее всего, такое же изображение было и на правом боку. Самолёт окрашен сверху чёрной краской АМТ-6 и зелёной АМТ-4 по принятой для этого периода схеме камуфляжа, снизу голубой АМТ-7, красные звёзды с белой окантовкой нанесены на фюзеляже, киле и снизу на крыле. Кок белый.

'Яки' А.А.Матвеева.

С момента назначения подполковника А. А. Матвеева заместителем, а затем и командиром 275-й ИАД он летал на единственном до начала 1944 года в дивизии Як-9 с заводским № 1102006 и бортовым номером "33". Практически всё, что было сказано по поводу предыдущего самолёта, относилось и к этой машине.

Автор выражает благодарность ветерану 29-го ГвИАП Л. С. Вендрову, поделившемуся воспоминаниями. При подготовке статьи использованы записи бесед с А. А. Матвеевым, фотографии из его личного архива  ( снятые, в основном, А. И. Шипулиным )  и материалы архивов: РГВА и ЦАМО.

Автор статьи: В. Вахламов.

Фото из архива А. А. Матвеева.

Автор иллюстраций: С. Игнатьев.

( Оригинал данной статьи опубликован в журнале "М - Хобби", № 4 за 2000 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz