Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Медведев Дмитрий Александрович

Д.А.Медведев

Родился 21 Сентября 1918 года в посёлке Узловая, ныне город Тульской области, в семье рабочего. Окончил 9 классов. С 1935 года в Красной Армии. В 1937 году Дмитрий Медведев окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

Участник боёв с японцами на реке Халхин - Гол в 1939 году. Совершил 75 боевых вылетов, сбил 3 самолёта противника.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года Старший лейтенант Д. А. Медведев на фронтах Великой Отечественной войны. По Июль 1943 года служил в 92-м ИАП; по Май 1945 года - 486-м ИАП.

К Маю 1945 года Командир 486-го истребительного авиационного полка  ( 279-я истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Подполковник Д. А. Медведев совершил 298 боевых вылетов, лично сбил 14 и в группе 15 самолётов противника.

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1959 году - Военную академи Генерального штаба. С 1975 года Генерал - лейтенант авиации Д. А. Медведев - в запасе. Жил в Ленинграде. Умер 26 Ноября 1992 года. Автор книги воспоминаний - "В пылающем небе".

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( шесть ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды  ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями. Его имя носила пионерская дружина школы № 59 в городе Узловая, электроцех локомотивного депо железнодорожной станции Узловая.

*     *     *

Дмитрий Медведев родился 21 Сентября 1918 года в посёлке Узловая, ныне город Тульской области, в семье рабочего. Окончил 9 классов неполной средней школы. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков и служил в Белорусском военном округе.

Поединок И-16 и Ki-27, 1939 год.
Поединок И-16 и Ki-27 в небе Монголии.

Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол летом 1939 года. Воевал в составе 22-го истребительного авиационного полка на И-16 с пушечным вооружением  ( в эскадрильи Капитана И. И. Красноюрченко ). За период боевых действий Лейтенант Д. А. Медведев совершил 75 боевых вылетов, сбил 2 истребителя   ( в том числе один И-96 - при таране на встречных курсах )  и 1 бомбардировщик противника.

За бои в небе Монголии награждён орденом Красного Знамени, монгольским орденом, досрочно получил звание Старший лейтенант.

Интересны воспоминания Дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, участника тех боёв:

"В одной из схваток звено истребителей, возглавляемое Иваном Красноюрченко, сбило наш самолёт СБ. В тот день лётчики отражали налёт японских бомбардировщиков. Вражеские бомбовозы шли волнами под прикрытием истребителей И-97. Первую волну наши пилоты отбили, появилась вторая. Иван Иванович как раз дрался со звеном И-97. Отбился от них - и на бомбардировщиков, строй которых был уже расколот на звенья. На одно из них он с ходу и набросился, но вдруг увидел советские опознавательные знаки - звёзды.

- Я давай сигналить своим, чтобы не стреляли, - рассказывал потом Красноюрченко, - а эти барбосы, Арсенин и Медведев, как борзые, вцепились и давай лупить. А когда разобрались, поздно уже было - один СБ "сыграл" вниз. Экипаж, к счастью, оказался невредим. Да и самолёт благополучно сел в степи... Оказалось, это звено СБ возвращалось с задания и случайно затесалось между разрозненных групп японских бомбардировщиков... А они ведь похожи. Их в воздухе только по опознавательным знакам и можно отличить...

Такие вот бывали кузусы. Кстати сам Арсений Ворожейкин, правда уже в Великую Отечественную войну, тоже сбил свой бомбардировщик Ил-4   ( не разглядев его как следует в облаках ).

Зимой 1939 - 1940 годов Дмитрий Медведев участвовал в Советско - Финляндской войне. Летая на биплане И-153, командовал звеном 7-го истребительного авиационного полка в эскадрильи Иосифа Гейбо. Полк базировался на льду замерзшего озера Валк - Ярви  ( сейчас оно называется Нахимовским ), занимался штурмовкой наземных целей и сопровождением своих бомбардировщиков. Командовал полком Подполковник Н. С. Торопчин.

Самолёт И-153.

Истребитель И-153 "Чайка" одного из полков ВВС РККА.  Зима 1939 - 1940 гг.

В начале Марта 1940 года самолёт Медведева был подбит зенитным огнём и пилот чудом остался жив - машина упав на землю разлетелась на куски. Уже через неделю, немного подлечившись, он участвовал в боях за освобождение Выборга.

Начало Великой Отечественной войны Дмитрий Медведев встретил в Бродах  ( Западная Украина ), в составе 92-го истребительного авиационного полка. В первый же день сбил бомбардировщик Ju-88. 24 Июня, в тяжелейшем бою c 12 истребителями Me-109, уничтожил 2 самолёта.

20 Июля, при выполнении разведывательного полёта в районе Белой Церкви, был сбит, выбросился с парашютом из горящей "Чайки" и лишь на 3-й день добрался до своей части. В начале Августа 1941 года его снова подбили, пришлось садиться на вынужденную, под огнём "Мессеров".

Вскоре полк был отправлен на перевооружение в Харьков, где лётчики осваивали уже новые истребители МиГ-3. Но в Ноябре, вместо фронта, их переправили   ( без самолётов )  в тыл, под Горький.

Д.А.Медведев, 1944 г.

Лишь в начале 1942 года полк перебросили на Волховский фронт, защищать Ленинград. Став заместителем командира полка Майор Д. А. Медведев летал уже на ЛаГГ-3. Бои шли ожесточённые, в отдельные дни приходилось совершать по 7 - 8 боевых вылетов. Особенно тяжёлые схватки шли в районе Мясного Бора, где действовала специальная группа немецких охотников, летавших на "Мессерах" с красными носами.

В Феврале 1943 года полк был отправлен в Горький, для перевооружения на самолёты Ла-5. Уже в Мае 1943 года, закончив обучение, 92-й авиаполк отправился на Центральный фронт, где вошёл в состав 270-й истребительной авиадивизии 16-й Воздушной армии.

В боях на Курской Дуге, за 5 первых дней сражения, Дмитрий Медведев лично сбил 3 самолёта противника. Затем, в 24 года, принял командование 486-м истребительным авиаполком соседней 279-й истребительной авиационной дивизии.

В конце Июля, в воздушном бою над Кромами, открыл счёт побед в новом коллективе - уничтожил сразу 2 пикировщика Ju-87.

Ла-5 из состава 486-го ИАП.

Самолёт Ла-5Ф из состава 486-го истребительного авиаполка.  Июль - Август 1943 года.

Осенью полк вновь отправили на перевооружение в Горьковскую область. Получив новенькие Ла-5ФН, в начале 1944 года, 486-й ИАП отправился на 2-й Украинский фронт, где уже летом активно участвовал в Яссо - Кишиневской операции и освобождении Румынии.

Осенью 1944 года войска 2-го Украинского фронта начали боевые действия на территории Венгрии. После освобождения Будапешта полк принял участие в освобождении Словакии и столицы Австрии - города Вены.

Войну Дмитрий Медведев закончил в Чехословакии. В воздушных боях над Прагой он сбил несколько вражеских самолётов. Последний бой провёл 9 Мая - сбил в нём транспортный Ju-52, а свой последний боевой вылет совершил уже 11 Мая.

Подводя итоги боевой деятельности Д. А. Медведева в годы Великой Отечественной войны многие источники указывают на данные из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза. Однако, следует иметь в виду, что этот документ был составлен ещё до окончания войны. Реально же, свою боевую деятельность Д. А. Медведев закончил лишь 11 Мая 1945 года в небе Чехословакии. В своей книге воспоминаний он подробно описывает события тех дней.

"2 Мая 1945 года командир дивизии дал мне срочное боевое задание: произвести воздушную разведку западнее Праги. Я вызвал комэска Михаила Кирилкина и приказал готовиться к полёту вдвоём. Через 15 минут мы были в воздухе.

Вскоре показались очертания Праги. Михаил качает крыльями. Вижу и я - "Хеншель". Очевидно, летит на корректировку огня своей артиллерии. Я развернулся в его сторону. Фашист, видимо, тоже заметил нас, стал снижаться по крутой спирали. Догнать его ничего не стоило, но горючего у меня в обрез. И всё же решил: зайду на атаку, а потом пусть поупражняется Михаил. Очередь хлестнула по "Хеншелю", и он, зацепив землю крылом, загорелся. Позже мой ведомый дружески упрекал меня за то, что я не дал ему прикончить врага. Но ведь важно, что сбили самолёт, а кто - ведущий или ведомый, - вопрос уже второстепенный. У нас в полку это обстоятельство трений не вызвало.

Сбив корректировщик, мы в районе юго - западнее чехословацкой столицы обнаружили большое скопление вражеских танков. Срочно передав по радио в штаб координаты, повернули к своим. Ещё в воздухе я увидел, как с соседнего аэродрома взлетали наши штурмовики.

3 - 6 Мая 1945 года полк активных боевых действий не вёл, - готовились к боям за Прагу. Погода стояла почти летняя. Солнце пекло немилосердно, воздух к полудню накалялся до предела.

Пражская операция советских войск началась 7 Мая. В Праге вспыхнуло восстание. Гитлеровцы жестоко подавляли его. Нужно было спешить. О начале наступления хочу привести выдержку из воспоминаний Генерал - полковника С. Н. Гречко. В книге "Решения принимались на земле" он пишет:

"Первыми, как обычно, нанесли удар по обороне противника бомбардировщики. Бомбовый удар был нанесён по заранее разведанным и сфотографированным воздушными разведчиками позициям артиллерийских и миномётно - ракетных подразделений. Вслед за сильной и продолжительной артподготовкой приступили к боевой работе многочисленные группы штурмовиков из авиакорпусов Н. П. Каманина и В. В. Степичева. Судя по всему, начало наступления было неожиданным для противника, поэтому нашим войскам удалось довольно быстро преодолеть его оборону на переднем крае.

Однако с продвижением в оперативную глубину сопротивление гитлеровцев быстро возросло не только на земле, но и в воздухе. Уже в первый день операции было отмечено 760 самолёто - пролётов врага - бомбардировщиков и истребителей. Но наши лётчики, в частности истребители из авиакорпуса И. Д. Подгорного, были начеку. Только 6 лётчиков - истребителей - Д. А. Медведев, А. Б. Бричиков, М. С. Егоров, С. И. Коновалов, К. А. Красавин, И. Е. Череда сбили за день 14 фашистских стервятников".

В тот день, о котором пишет С. Н. Гречко, полк наш сделал более 100 вылетов, провёл 30 воздушных боёв. Наши 2 Героя Советского Союза, Гусаров и Гирич, командиры эскадрилий Михаил Кирилкин и Николай Полеев, старший лейтенант Кононов, лейтенанты Чубаров, Блинов и автор этих строк сбили 10 вражеских самолётов. Потерь у нас не было.

9 Мая 1945 года с аэродрома Брно я поднялся в воздух вместе с Кирилкиным. Моросил мелкий дождик. После взлёта Михаил приблизился ко мне. Летели крыло в крыло так, что я видел его улыбающееся лицо с рыжеватыми усиками. Чем ближе мы подлетали к месту сражения, тем лучше становились погода и видимость. Внизу столбы дыма - горят здания. Всё внимание теперь земле, - передаю в штаб, что там происходит. Ведомого предупреждаю: "Могут быть "Фоккеры".

Михаил покачивает головой, что означает "понял", и удаляется на боевой интервал. Внизу по курсу слева что-то блеснуло. Различаю низко летящий транспортный самолёт Ju-52.

- Внизу слева удирает фашист, - передаю Кирилкину. - Атакую. Прикрой.

Со снижением начинаю догонять врага. Фашист удирает на предельно малой высоте, доворачивает к реке. Понимаю: хочет использовать поверхность воды для ещё большего снижения, а берега - для прикрытия от моих атак. Не выйдет !

С высоты 300 метров открываю огонь, как по наземной цели. Прицельно стрелять сложно: Ju-52 маневрирует вдоль реки. Уже 2 атаки окончились безрезультатно. Тогда я снижаю скорость и подстраиваюсь к "Юнкерсу". Дистанция сокращается быстро... 300 метров... 200... 100... Стиснув зубы, нажимаю на гашетку управления огнём пушек. Трасс от снарядов не вижу. Резко тяну ручку высоты на себя. И тут слышу голос Михаила:

- Командир, здорово. Фриц развалился пополам и бухнулся в речку...

Это мой 130-й воздушный бой и 15-й сбитый вражеский самолёт. Первый - 22 Июня 1941 года, последний - 9 Мая 1945 года. 15 лично и 16 в группе - таков окончательный итог.

При заходе на посадку вижу на аэродроме самолёт По-2. "Кто-то из начальства" - мелькнуло в голове. И точно. Техник докладывает:

- Товарищ Подполковник, прилетел начальник штаба Воздушной армии генерал Селезнёв. Он ждёт вас у самолёта.

Подбегаю к Генералу, рапортую о сбитом "Юнкерсе". Он жмёт мне руку:

- Поздравляю, товарищ Медведев, - улыбаясь, говорит он. - Победа пришла в наш дом. Сегодня рано утром в Берлине подписана капитуляция фашистской Германии...

Что делалось в городе Брно в тот день - описать трудно. Кто плакал от радости, кто смеялся. И везде и ото всех жителей города в наш адрес звучали приветственные слова: "Братушки !   Братушки !.."

11 Апреля 1987 года я смотрел по телевизору репортаж о том, как встречали Генерального секретаря КПСС Михаила Сергеевича Горбачёва в Братиславе, в том краю, где мне довелось воевать в самые последние часы Великой Отечественной войны. Смотрел и радовался. Нет, не пропал наш ратный путь в небе Европы. Прекрасные всходы дала наша дружба с народом Чехословакии, омытая солдатской кровью.

Первыми в Прагу ворвались танкисты. Вслед за ними улицы чешской столицы заполонили и другие войска 2-го и 4-го Украинских фронтов. Однако для нас небо ещё оставалось пылающим. 10 и 11 Мая завершались бои с гитлеровскими войсками, пытавшимися уйти на запад и капитулировать не перед Красной Армией, а перед командованием американских войск.

И эта попытка гитлеровских Генералов лопнула, как мыльный пузырь. Под напором с земли и воздуха остатки армий группы "Центр" и части дивизий группы "Австрия" были пленены.

11 Мая 1945 года я сделал свой последний боевой вылет, 451-й по счету..."

Таким образом, к концу Великой Отечественной войны Д. А. Медведев совершил 451 боевой вылет, провёл 130 воздушных боёв, уничтожил лично 15 и в группе 16 самолётов противника. Через его руки, начиная с лета 1939 года, прошло много типов истребителей. Начинал воевать на И-16, затем на И-153, летал на ЛаГГ-3, осваивал Ла-5 всех модификаций. За это время прошёл путь от рядового лётчика до командира истребительного авиационного полка.

Д.А.Медведев

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны Дмитрий Александрович остался в ВВС. Окончил Военно - Воздушную академию. Командовал истребительной авиационной дивизией. В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба, преподавал в Военно - инженерной академии имени Можайского.

С 1975 года Генерал - лейтенант авиации Д. А. Медведев - в запасе. Жил в Ленинграде, был Председателем Совета ветеранов войны и труда.

Его имя носит электроцех локомотивного депо железнодорожной станции Узловая. Автор книги воспоминаний - "В пылающем небе".

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника Д. А. Медведева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
116.07.1941 г.1  Ju-88ЛуцкИ-153, ЛаГГ-3,

Ла-5, Ла-7.
228.07.1941 г.1  Ju-88Кременец
311.08.1941 г.1  Ju-88Каменск
428.08.1941 г.1  Ме-109Веркиевка
508.03.1942 г.1  Ju-87Конюхово
612.03.1942 г.1  Ме-109Озерье
712.09.1942 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )Сологубовка
81  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Тосно
905.07.1943 г.1  Ju-87Поныри - Ольховатка
1006.07.1943 г.1  Ju-88Поныри
1107.07.1943 г.1  Ме-110Хабаровка
1204.08.1943 г.1  Ju-87Красниково
1305.08.1943 г.2  Ju-87Колки
146  Ju-87  ( в группе - 6 / 9 )сев. Кутафино
1506.08.1943 г.6  Ju-87Лешня

      Всего сбитых самолётов - 14 + 15  [ 13 + 8 ];  боевых вылетов - 317;  воздушных боёв - 53.



Первая победа Дмитрия Медведева

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz