Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Халхин - Гол глазами российских историков...

Крупнейшим успехом Красной Армии в предвоенный период был, несомненно, Халхин - Гол. В воздушных боях с Мая по Сентябрь 1939 года её ВВС уничтожили 646 японских самолётов. Потери советской стороны составили 207 самолетов и 211 пилотов. События эти довольно широко известны у нас, однако в западных авиационных журналах появилась масса публикаций о японской авиации, где итоги воздушных боёв представлены совсем в другом свете.

Так Skrzydlata Polska в № 48 за 1981 год писала: "Недавно опубликованы данные японских архивов, касающиеся потерь авиации в боях 1939 года на Халхин - Голе. Японские войска вторглись 11 Мая 1939 года и бои продолжались до 6 Сентября 1939 года ( примечание: последний воздушный бой произошёл 15 Сентября 1939 года ). Японские потери лётчиков - 152 убитых и 66 тяжело раненых ( 95 пилотов из их числа - истребители ). В боях принимала участие элита японской авиации. С советско - монгольской стороны устаревшие И-153 ( примечание: явная ошибка - максимальные потери приходятся на И-15 и И-15бис ) составили наивысший процент среди 143 машин, сбитых в боях и ещё 64, уничтоженных на земле. Среди потерь - Р-5, СБ, ТБ-3 ( примечание: по нашим данным ТБ-3 потерь не понесли ). Надо добавить, что противник объявил об уничтожении 1162 советских самолётов в воздухе и 98 на земле, а всего таким образом - 1260 !".

Косвенным подтверждением японских успехов может служить список императорских японских асов Халхин - Гола, опубликованный Кристофером Шоресом:

1. Hikomichi Shinohara - 58 побед - 11 сентай;
2. Mitsuyoshi Tarui - 28 побед - 1 сентай;
3. Kenji Shimada - 27 побед - 11 сентай;
4. Tornio Hahada - 25 побед - 11 сентай;
5. Shogo Saito - 25 побед - 24 сентай;
6. Shoyi Kato - 23 побед - 11 сентай;
7. Saburo Togo - 22 победы - 11 сентай;
8. Zenzaburo Ohtsaka - 22 победы - 11 сентай;
9. Hitoshi Asano - 22 победы - 1 сентай;
10. Isamu Hosono - 21 победа - 1 сентай;
11. Chiyoji Saito - 21 победа - 24 сентай;
12. Goro Furugori - 20 побед - 11 сентай;
13. Jozo Iwahashi - 20 побед - 11 сентай;
14. Bunj i Yoshiyama - 20 побед - 11 сентай.

Успехи впечатляют !  14 пилотов уничтожили в сумме 354 советских самолёта. Но так ли всё было на самом деле ?

К началу боевых действий в Монголии находилось только 100-я смешанная авиабригада. Её 70-й истребительный авиаполк Майора Забалуева имел 38 И-15 и И-16 первых типов. 150-й смешанный авиаполк имел Р-5 и осваивал недавно полученные 29 СБ. С расширением боевых действий из Забайкалья была переброшена ещё и 23-я авиабригада Майора Куцевалова. К 26 Мая её полки: 38-й скоростной бомбардировочный Капитана Артамонова ( 59 СБ ) и 22-й истребительный Майора Глазыкина ( 63 И-15 и И-16 ) были сосредоточены где - то в районе Тамсаг - Булак.

Майские воздушные бои между истребителями показали полное превосходство японцев и несколько обескуражили молодых советских пилотов.

Так 22 Мая 5 И-15 и И-16 из 70-го ИАП сошлись над горой Хамар - Даба с 5 японскими И-96. Лётчик Лысенко был сбит, а противник потерь не имел. 22-й ИАП первый свой бой провёл 27 Мая. Утром по тревоге на перехват японцев вылетела шестёрка самолётов. У противника было 9 И-96. В воздушном бою 2 лётчика - Старший лейтенант Черенков и Младший лейтенант Паксютов - были сбиты, а Капитан Савченко, пытавшийся спасти подбитую машину, разбился вблизи своего аэродрома. В машине Лейтенанта Пьянкова отказал мотор, и лётчик сделал вынужденную посадку в степи. Японцы потерь не имели.

Ещё более печально закончился утренний боевой вылет 28 Мая. Готовили 20 машин, но в 7 часов 15 минут по тревоге смогло подняться в воздух только одно звено И-15, которое повёл комэск Старший лейтенант Иванченко. Ни он, ни его пилоты - Вознесенкий и Чекмарёв на аэродром не вернулись. Спустя 2 часа для прикрытия войск на восточном брегу Халхин - Гола поднялась девятка И-16 во главе с заместителем командира 22-го ИАП Майором П. А. Мягковым. В районе переправы пилоты встретились с 18 И-96. В воздушном бою японцы сбили 6 наших машин, а седьмую сожгли на земле после вынужденной посадки. Погибли Майор П. А. Мягков, Лейтенанты В. А. Бакаев, В. П. Константинов, А. Я. Кулешов, А. В. Лимасов, И. Ф. Пустовой. Противник же и на этот раз ушёл безнаказанно.

Как видим - успех у противника полнейший. Но сами японцы оценивают его ещё выше:

22 Мая группа Ки-27 из 24 сентай встретила 6 И-16 и в коротком бою сбила 3 из них без потерь.

27 Мая 24-й сентай сбил И-15 и И-16 над озером Буир - Ур без потерь. Тогда же девятка Ки-27 из 11 сентай, встретившись с 18 И-16 из 70-го ИАП сбила опять без своих потерь 9 самолётов. А 28 Мая 18 Ки-27 с 11 сентай встретили большую группу советских машин и сбили 51 самолёт и снова без своих потерь !

Итак, по нашим данным, потери советской стороны составили 14 самолётов ( 12 в воздухе и 2 на земле ) и 12 пилотов. Противник же заявляет о 65 ( ! ) победах. Расхождения, как видим, весьма велики. Кому из них верить ?  Если бы 28 Мая действительно был сбит 51 советский самолёт, то это означало бы полный разгром 22-го ИАП, со всеми вытекающими последствиями для его командного состава. Однако, в отличие от снятого комкора Фекленко, ни командир полка - Майор Глазыкин, ни комиссар - Калачёв отстранены от командования не были. Напротив - оба вскоре стали Героями Советского Союза. Разумеется ни о каком разгроме не может идти и речи.

А вот ещё пример: Кеньи Шимада - командир эскадрильи в 11 сентай, как сообщает нам польский журнал "L + K", одержал 8 из своих 40 побед ( примечание: так по тексту журнала, по данным Шореса 27 побед, а не 40; нужно отметить, что приведённый номер "L + K" нельзя воспринимать, как серьёзный источник - почти все приведенные факты в нём по советской стороне не соответствуют действительности, а данные по японской стороне автор, не имея возможности проверить, принял на веру ) 27 Мая над Харбином. Результат феноменален !  Только причём здесь Харбин ?   Он удалён от Халхин - Гола на добрых 700 км. Можно, конечно, предположить, что имеет место ошибка: Харбин перепутан с Хайларом.

В Августе - Сентябре советская авиация действительно произвела несколько штурмовок аэродромов в окресностях Хайлара. Но в том - то и дело, что лишь в Августе и Сентябре, а до того нашим пилотам пересекать монголо - маньчжурскую границу строжайше воспрещалось !

Так где же и когда отличился Кеньи Шимада ?  Да и отличился ли вообще ?   Справедливости ради надо отметить, что сам пилот к подобным утверждениям может быть и не причастен, и названные 8 самолётов "сбиты" вовсе не им, а отделом пропаганды Квантунской армии.

В Июне благодаря мерам советского командования обстановка в воздухе изменилась коренным образом. Первый грандиозный бой произошёл 22 Июня, когда 56 И-16 и 49 И-15 ( всего 105 машин ) сошлись в бою со 120 японскими истребителями. Наша группа была усилена пилотами с испанским и китайским опытом. В итоге, потеряв 14 своих машин и 11 пилотов ( 13 из потерянных были бипланами И-15 ), наши лётчики сбили 31 японца. Однако, японцы объявили об уничтожении 19 советских самолётов, при потере лишь 5 своих ! Известно, что по одной победе записали тогда Грицевец, Ворожейкин, Рахов, Орлов, Герасимов, Викторов, Кравченко, Юдаев, а командир 22-го ИАП Майор Глазыкин сбил 2 самолёта противника. Уже упомянутое "L + K" ( № 20 за 1992 год ) предоставляет нам возможность ознакомится с ходом боя в японском изложении: "24-й сентай, встретив в воздухе 60 И-16, сбил 54 из них, сам же потерял при этом 4 самолёта".

Нереальность приведённых соотношений сразу же бросается в глаза ( 51 : 0 - 28 Мая и 54 : 4 - 22 Июня ) и явно не вяжется с ходом боевых действий. Примечательно, что тот же Кристофер Шорес, высказываясь по поводу счетов японских асов в войне против США, отмечает, что они включают подтверждённые и не подтверждённые победы, и при этом не подразделяются на личные и групповые, а главное - "почему - то" значительно превышают общие потери американской авиации...

И Халхин - Гол в этом отношении вовсе не исключение. Лучший ас Микадо - Хиромиши Синохара 11 из своих 58-ми побед одержал 27 Июня. И это сообщение выглядит крайне сомнительным. В тот день, понеся чувствительные потери в предыдущих боях ( 24 и 26 Июня было сбито 27 японских самолётов, наши потери - 5 машин ) японцы попытались разгромить наших истребителей на аэродромах. Удар по 22-му ИАП им явно не удался - наши пилоты успели взлететь и приняли бой, в ходе которого было сбито 2 бомбардировщика, 3 истребителя и разведчик, при этом полк потерял 3 самолёта и 2 пилота. 70-й ИАП японцы застали врасплох: 2 самолёта они сожгли на земле и ещё 14 сбили в воздухе, при этом погибло 8 пилотов.

Если предположить, что Синохара не занимался приписками, то одержать такое число побед он мог только в бою против 70-го ИАП. Однако, сбить 11 советских самолётов из 14-ти, имея в качестве вооружения лишь 2 пулемёта винтовочного калибра - это явно за гранью реальности ( к началу Июньских боев все наши машины были оснащены 8-мм бронеспинками; к тому же звёздообразные двигатели обладали повышенной живучестью и допускали прострелы 3 - 5 верхних цилиндров, а конструкции истребителей И-15, И-16, И-153 выдерживали по несколько десятков прострелов ). К тому же он был одним из более чем 50 японских пилотов, принявших участие в этом налёте. Что же тогда делали все остальные ?

Успех 27 Июня был последним у японских истребителей в ходе конфликта. В последующих боях победа неизменно доставалась советским пилотам. Вот краткая хроника войны в воздухе:

3 Июля - 22-й ИАП сбил 32 самолёта, потери - 1 пилот;
4 и 5 июля - сбиты 24 самолёта противника, наши потери - 1 истребитель и 7 бомбардировщиков;
10 Июля - сбито 11 японцев, наши потери - 1 самолёт;
21 Июля - сбито 12 истребителей противника, наши потери - 5 самолётов;
23 Июля - сбито 8 самолётов, потеряно - 2;
24 Июля - сбито 28, потери - 7 истребителей и 5 СБ;
25 Июля - сбито 19, потери - 4;
31 Июля - сбито 4 И-97, потерь нет;
20 - 28 Августа - сбито 113 истребителей, 36 бомбардировщиков, 4 транспортных самолёта.

Перед Августовским наступлением наша авиагруппировка была усилена ещё одним полком - 56-м истребительным Майора Данилова. К моменту первого боя 21 Июля полк имел 45 И-16 и 30 И-153. Его пилоты были неопытны, тем не менее, потеряв 8 своих машин, сбили и 8 японцев. В дальнейшем, усиленный ветеранами 22-го и 70-го ИАП, действовал так же эффективно, как и они.

С прибытием 56-го полка формирование советской авиагруппы было завершено. Участие в конфликте 19-го и 23-го истребительных авиаполков советскими источниками не подтверждаются. Кроме упомянутых 5-ти частей советская сторона имела ещё отдельную группу в 23 ТБ-3 ( действовали исключительно ночью и потерь не понесли, одним из пилотов этой группы был Н. Ф. Гастелло ) и, вероятно, испытательную эскадрилью ДИ-6 ( факт её участия в боях упоминается только в технических отчётах по самолёту, но отсутствует в мемуарах ветеранов и в прочих публикациях о Халхин - Голе; вероятно, они были отправлены или предназначались к отправке, но в боях участия не принимали или не успели принять ).

Кроме всего прочего, Халхин - Гол примечателен ещё и тем, что на нём впервые заговорили о советских асах, выделив их индивидуальные успехи из общего "котла" побед, поэтому мы имеем возможность с определённой достоверностью составить таблицу их результативности и назвать ряд конкретных цифр. Безусловно, этот список не претендует на полную завершённость, но, являясь плодом долгих лет поисков и сопоставлений, отражает довольно правдоподобную картину событий.

Следует добавить, что наши победы подсчитывались только по кострам на монгольской стороне, а самолёты првтивника, упавшие на территории Китая, в расчёт не брались, так что цифра 646 в действительности немного выше...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz