Мошин Александр Федорович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Мошин Александр Фёдорович

Мошин Александр Фёдорович

Родился 28 сентября 1917 года в деревне Калиты, ныне Вязниковского района Владимирской области, в семье рабочего. С 1925 года жил в Вязьме. Окончил 7-летнюю школу в 1931 году, школу ФЗУ по специальности ткача - заправщика в 1933 году, 2 курса Вязниковского текстильного техникума в 1935 году. Работал на обувной фабрике "Красный Октябрь". В 1935 году по комсомольской путёвке поступил в Луганскую  ( Ворошиловградскую )  школу военных пилотов. Окончил её в ноябре 1937 года, служил пилотом в 15-й авиаэскадрилье, младшим лётчиком и начальником парашютно - десантной службы 6-й авиационной эскадрильи 419-го истребительного авиационного полка.

С 16 июня 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на Халхин - Голе. Был командиром звена 56-го истребительного авиационного полка   ( Истребительная авиационная бригада, 1-я Армейская группа ). Летал на И-16 в эскадрилье капитана В. Кустова. Проявил себя как "отличный воздушный боец, храбрый, энергичный и дисциплинированный лётчик - командир. Активно участвовал в штурмовых и воздушных боях". Совершил около 100 боевых вылетов, сбил 2 самолёта противника лично и 3 в составе группы.

29 августа 1939 года за мужесто и отвагу, проявленные в воздушных боях, лейтенант А. Ф. Мошин удостоен звания Героя Советского Союза.

Участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов в качестве командира звена и заместителя командира эскадрильи 25-го истребительного авиационного полка. Награждён орденом Красного Знамени.

С сентября 1940 года был слушателем Военной академии командного и штурманского состава ВВС, с 6 марта 1941 года работал лётчиком - испытателем НИИ ВВС.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. В июне - августе 1941 года в составе 402-го истребительного авиаполка особого назначения сражался на Западном фронте. 8 августа 1942 года был назначен заместителем командира эскадрильи 51-го истребительного авиаполка, а в ноябре 1942 года - командиром эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиаполка.

Сражался на Северо - Западном, Калининском и Западном фронтах. 13 июля 1943 года погиб в воздушном бою на Курской дуге у посёлка Матвеевский Орловской области. Похоронен возле деревни Студенец.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Его именем названа улица в Вязниках, там же установлена мемориальная доска.

*     *     *

...После каждого боевого вылета лётчики эскадрильи обсуждали ход боя, делились своими впечатлениями, отмечали удачные действия и промахи своих товарищей. В этих обсуждениях принимали участие все, кроме лейтенанта А. Ф. Мошина. Скромный по характеру и самый молодой по возрасту, он не выставлял себя напоказ, не хвастал своими успехами, а внимательно прислушивался к замечаниям и советам старших товарищей. Его кумирами были опытные воздушные асы, получившие боевую закалку в небе Испании, - командир полка майор Степан Данилов и командир эскадрильи капитан Виктор Кустов. Непререкаемым авторитетом пользовался и командир 23-й авиационной бригады майор Тимофей Куцевалов, который кроме примеров героизма и лётного мастерства давал молодым лётчикам полезные уроки житейской мудрости.

А.Ф.Мошин

3 августа, в эскадрилье был траур: погиб Виктор Кустов. Он таранил вражеский бомбардировщик, до конца выполнив свой воинский долг. Тяжело переживали гибель своего командира лётчики. Вопреки традиции, в тот день не было разбора проведённого боя. Весь вечер только и разговору о подвиге Кустова. Больше других печалился Александр Мошин. С болью в сердце лёг он на свою походную кровать. Героический поступок комэска волновал его воображение: "Надо иметь огромную силу воли, чтобы совершить такой подвиг. Не каждый на это решится". Вспомнились Мошину слова Кустова, сказанные накануне: "Хочешь жить, Саша, крути головой..."

Утром, едва забрезжил рассвет, эскадрилья была поднята по тревоге. Погода солнечная. Звенья приняли боевой порядок "клин". Эскадрилью возглавлял Майор Куцевалов. Мошин шёл ведущим правого звена и внимательно смотрел по сторонам. Небо пока чистое.

Когда прошли над Хамар - Дабой, на востоке увидели японские бомбардировщики. Их сопровождала большая группа истребителей И-96, которые шли выше своих подопечных.

Куцевалов покачал крыльями, и эскадрилья разделилась надвое: девятка во главе с лидером ринулась в атаку на бомбардировщиков, а шестёрка, ведомая Мошипым, резко набрала высоту и устремилась навстречу истребителям. Мошин со своими товарищами должен был сковать их боем и тем самым дать группе Куцевалова возможность без помех расправиться с бомбовозами.

Бой с первых же минут принял ожесточённый характер. Группе Мошина пришлось вести схватку с 20 японскими истребителями. В первую очередь Лейтенант атаковал ведущего. На фюзеляже его машины кроме обычных опознавательных знаков отчётливо виднелись красные полосы и штырь антенны. Но опытный японский ас не принял лобовой атаки и ушёл не вверх, как это делали другие, а вниз. Пулемётная очередь, посланная Мошиным, прошла мимо.

Набрав высоту, Мошин на секунду бросил взгляд в сторону бомбардировщиков. Там тоже шёл бой, и 2 японских самолёта, дымя, уже шли к земле навстречу своей гибели.

После первой же атаки строй шестёрки распался. Из - за отсутствия на самолётах радиостанций Мошин не мог управлять своими лётчиками. Японцы же, имея на своих машинах радиопереговорные устройства, действовали более согласованно. И всё - таки наши лётчики действовали парами. Мошину удалось зайти в хвост отставшему от общего строя японскому истребителю. Двумя короткими очередями он сбил его. Но в эту минуту на советского лётчика навалилось звено японских самолётов. Мошин мгновенно потянул до отказа ручку на себя, и машина, послушная его воле, свечой взмыла вверх. Японцы заметно отстали, но от преследования не отказались. Особенно настойчиво наседал один из них. Мошин увидел красные полосы на фюзеляже вражеского истребителя и понял, что это тот командир группы, который ловко ушёл от его первой атаки.

А.Ф.Мошин

Ведомый был подбит и вышел из боя. Мошин оказался один против троих. Он решил драться до последней возможности. Но что предпринять ?

В это время в строй японцев с высоты врезалась группа советских истребителей. Это была эскадрилья Витта Скобарихина, поднятая в воздух по приказу полковника Ивана Алексеевича Лакеева. Полковник В. Ф. Скобарихин вспоминает:

- В том бою наши истребители носились подобно буревестникам. Умело маневрируя, бросаясь в стремительные атаки, лётчики метким огнём уничтожали вражеские машины. Самураи, не выдержав решительного натиска, пытались уйти на свою территорию. Мы кинулись наперерез им...

В ходе боя Мошин отбил одного японского стервятника от остальных и гнался за ним. Самолёты неслись у самой земли. У И-16 скорость была несколько больше, чем у японской машины, и расстояние между истребителями сокращалось с каждой секундой. Приблизившись к японской машине, лётчик прицелился и нажал на гашетки. Но в этот момент японец, угадав намерение советского лётчика, отскочил вправо, и трасса прошла в стороне от него. И тут, к своему удивлению, Мошин увидел красные полосы на фюзеляже И-96. "Так вот где ты мне попался !" - подумал Мошин и снова стал прицеливаться в противника. Нажал на гашетки, но... пулемёты молчали. Понял: кончились патроны. На лбу выступил холодный пот. Решение пришло мгновенно: таранить !   Но ударить так, чтобы врага сбить, а свою машину спасти.

Теперь всё зависело от искусства лётчика. Мошин поднял нос своего истребителя чуть выше, дал полный газ, догнал японскую машину и ударил по её хвосту. Раздался оглушительный треск. Стабилизатор японского истребителя разлетелся в щепки. Самолёт стремительна пошёл к земле и врезался в сопку.

Мошин выровнял самолёт, развернулся и благополучно дошёл до своего аэродрома. Весть о его подвиге мгновенно разнеслась по всему фронту. Товарищи тепло поздравили Мошина с блестящей победой.

А.Ф.Мошин

- Это за Виктора Кустова, - ответил Александр.

30 августа друзья и товарищи поздравили Александра Мошина с высокой наградой - званием Героя Советского Союза. А через день, сбив в воздушном бою уже 5-й японский истребитель, лейтенант был тяжело ранен и отправлен в военный госпиталь.

Залечив раны, Александр Мошин снова попал на фронт, на этот раз в Карелию, где шли бои с белофиннами. Отважно сражался, был награждён орденом Красного Знамени.

7 марта 1940 года он одержал свою 6-ю воздушную победу. В этот день 3 И-16 под командованием старшего лейтенанта Мошина и 3 И-16 под командованием лётчика Козлова прикрывали советские войска в районе Койвисто. Во время патрулирования наши лётчики встретили 3 финских "Бленхейма". Звено Мошина атаковало один "Бленхейм". Самолёт загорелся и упал в районе северо - восточнее Майсала. Звено Козлова сбило второй бомбардировщик, третий скрылся в облаках. Победа старшего лейтенанта Мошина подтверждается финской стороной: Blenheim Mk.I № BL-144 из LLv 44 был сбит над Выборгским заливом. Пилот и стрелок финского бомбардировщика погибли, штурман - попал в плен.

Великую Отечественную войну старший лейтенант А. Ф. Мошин встретил лётчиком - испытателем. В начале войны командиром звена 402-го истребительного авиационного полка особого назначения защищал небо Подмосковья. После возвращения к испытательной работе в НИИ ВВС принимал участие в освоении американского самолёта Р-39 "Аэрокобра".

Мошин рвался на фронт и подавал по команде один рапорт за другим. Ему отказывали. Но Герой своего добился. В августе 1942 года был назначен заместителем командира эскадрильи 51-го ИАП Западного фронта.

В ноябре 1942 года он был назначен командиром 2-й эскадрильи прославленного 32-го Гвардейского истребительного авиаполка  ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная Брянская Краснознамённая ордена Суворова дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиакорпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт ).

Группа ГСС

А.Ф.Мошин

Много лет спустя однополчанину Александра Мошина по боям на реке Халхин - Гол в 1939 году генерал - майору авиации В. А. Яманову довелось ознакомиться с личным делом А. Ф. Мошина. В его последней характеристике за 1943 год записано следующее:

"Гвардии капитан А. Ф. Мошин сумел за короткий срок создать сплочённую боевую эскадрилью, которая стойко и мужественно громила врага в воздухе и на земле. За время действий на Калининском и Северо - Западном фронтах с ноября 1942 года эскадрилья сделала 582 боевых вылета, провела 214 воздушных боёв.

На Орловском направлении в июне - июле 1943 года совершила 272 боевых вылета и провела 86 воздушных боёв. Гвардии капитан А. Ф. Мошин за время Великой Отечественной войны лично сделал 299 боевых вылетов, провёл 29 воздушных боёв, лично сбил 4 самолёта противника".

Таков славный итог побед Героя. Но дожить до славного дня Победы ему не довелось. 13 июля 1943 года он погиб в воздушном бою у посёлка Матвеевский Залегощенского района Орловской области.

*     *     *

А.Ф.Мошин

В 2003 году издательство "ЭКСМО" выпустило книгу "Асы Сталина"   ( авторы Томас Пулак и Кристофер Шоурз ). В заметке о А. Ф. Мошине, в частности, указывается, что 12 июля 1943 года им сбит пикирующий бомбардировщик Ju-87 и истребитель FW-190. На следующий день, 13 июля сбил ещё один FW-190  ( это была его 11-я победа за период Великой Отечественной войны ), но затем сам был подбит и погиб.

Всего имел на своём счету, начиная с июня 1941 года, свыше 300 боевых вылетов. Общее число побед в 3-х войнах составило 19...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz