Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Hайденко Василий Михайлович

Hайденко Василий Михайлович

Василий Hайденко pодился 7 декабpя 1915 года в гоpоде Кpивой Рог, ныне Днепpопетpовская области Украины, в семье рабочего. Его детские годы прошли в большой дружной и трудолюбивой родительской семье. Вскоре Найденки переехали из родного Кривого Рога в Пятихатки, куда перевели на работу отца. Тут Василий окончил 7 классов и школу фабрично-заводского обучения, начал свою трудовую деятельность на железной дороге.

Ещё учась в фабзавуче, Василий ощущал большую тягу к живописи. Его художественные способности не остались незамеченными. В 1933 году, по настоятельному совету одного из односельчан, Василий подал заявление в Киевский художественный институт и успешно выдержал вступительные экзамены. Он мало верил в успех, помня о своём недостаточном общем образовании. И был несказанно рад, узнав о зачислении его студентом 1-го курса.

Но окончить институт Василию Найденко не пришлось. В 1934 году по спецнабору он был призван в ряды Красной Армии и направлен в Одесскую военную авиационную школу пилотов. И стал он не художником, а военным лётчиком. Но Василий не сетовал на судьбу. Он полюбил новую профессию и отдался ей целиком. После окончания в 1936 году авиационной школы, Найденко в течение года совершенствовал своё лётное мастерство в одной из авиационных частей.

Свою боевую деятельность пилот 107-й истребительной авиационной эскадрильи Белорусского военного округа старшина В. М. Найденко начал сражаясь с японскими захватчиками в небе Китая. Там молодой лётчик налетал на И-16 около 120 часов (в том числе - 50 боевых), провёл 27 воздушных боёв. По официальным данным (наградной лист на присвоение звания ГСС), сбил лично 3 и в составе группы 6 самолётов противника [По данным Быкова имел только 6 групповых побед.], за что был награждён орденом Красного Знамени.

Летом 1939 года Найденко снова встретился в небе с японскими лётчиками: в период боевых действий на pеке Халхин-Гол, в составе 22-го истребительного авиаполка водил против японских самураев эскадрилью истребителей. Высокий моральный дух, прекрасная техника пилотирования - всё это позволяло ему из воздушных боёв победителями. Найденко выполнил 79 боевых вылетов, сбил в воздушных боях лично 2 и в составе группы 9 самолётов противника, а его эскадрилья - 19 самолётов. [По данным Быкова имел 1 личную и 6 групповых побед.] На груди Василия засияли второй орден Красного Знамени и боевой орден Монгольской Народной Республики.

В.М.Найденко на Халхин-Голе. 1939 г.

В.М.Найденко на Халхин-Голе. 1939 г.

Не успел капитан В. М. Найденко подвести итог боевым действиям на востоке, началась новая война у северо-западных наших границ. В условиях суровой зимы, при отсутствии стационарных аэродромов (взлетали с ледяного покрова финских озёр) днём и ночью водил командир эскадрильи 25-го истребительного авиаполка Василий Найденко своих лётчиков на штурмовку наземных войск и техники врага, сопровождал наши бомбардировщики. В ходе Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов количество сбитых Василием самолётов возросло ещё на 4 (все в составе группы).

К началу Великой Отечественной войны за плечами командира 126-го истребительного авиационного полка капитана В. М. Найденко лежали уже 3 войны. Он был достаточно опытным, закалённым в боях лётчиком, талантливым воспитателем молодых пилотов.

С первого дня Великой Отечественной войны лётчики 126-го истребительного авиационного полка участвуют в боевых действиях. Они громили немецких захватчиков в небе и на земле Белоруссии и под Москвой, охранял небо столицы. На полк капитана Найденко была возложена особо почётная и ответственная задача - воздушная охрана центра Москвы - Кремля и района правительственных зданий. Личный состав полка выполнял её неутомимо, с высоким чувством долга.

Один из эпизодов участия Василия Hайденко в период летних воздушных сражений, нашёл отражение в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Там, на странице 33, есть следующее сообщение:

"15 августа 1941 года шестёрка МиГ-3 из состава 126-го ИАП под командованием капитана В. М. Найденко на подступах к Гомелю перехватила 12 бомбардировщиков Ю-88, сопровождаемых 9 истребителями Ме-109. В воздушном бою уничтожено 4 самолёта противника. С нашей стороны потерь нет".

Неоценимую помощь оказали лётчики 126-го авиаполка нашим наземным войскам, оборонявшим осенью 1941 года подступы к Туле. Только за сентябрь-ноябрь 1941 года они совершили 1232 боевых вылета, провели 47 воздушных боёв и сбили 36 самолётов противника.

126-й истребительный авиационный полк одним из первых в Советских ВВС получил американские истребители Р-40 "Томагаук" и, после короткого переучивания, уже 12 октября 1941 года, приступил на них к боевым операциям.

Действуя на Западном и Калининском фронтах, полк участвовал в обороне Москвы. Лишь за месяц боёв его лётчики совершили 665 боевых вылетов и уничтожили 17 вражеских самолётов. Старший лейтенант С. Г. Ридный летая на "Томагауке" получил звание Героя Советского Союза (на нём же и погиб, в авиакатастрофе, имея на счету 21 воздушную победу).

В.М.Найденко среди лётчиков 126-го ИАП.

Командир 126-го ИАП майор В. М. Найденко
ставит боевую задачу лётчикам. Зима 1941 года.

Истребитель Р-40С

Потом - бои под Сталинградом, в которых 126-й ИАП участвовал с августа 1942 года. С первых дней прибытия на Волгу лётчики полка вынуждены были совершать по 8-10 боевых вылетов в день и вести жестокие бои с численно превосходящими силами противника. Так, 24 августа 1942 года, прикрывая наши наземные войска, группа из 34 самолётов под командованием Найденко вступила в бой с 80 вражескими самолётами, сбила 17 из них и обратила в бегство остальных. Все наши машины благополучно возвратились на свой аэродром.

5 сентября 1942 года командование Сталинградского фронта поставило перед Военно-Воздушными Силами особо важное боевое задание, выполнение которого было возложено на 126-й ИАП майора В. М. Найденко.

...В небе ни облачка. Солнце быстро поднималоськ зениту. Звено за звеном плавно взлетели краснозвёздные истребители. Первым поднялся в воздух боевой командир. Приняв боевой порядок и сделав круг над аэродромом, 36 машин легли на курс. Когда под плоскостями самолётов показались Волга и Сталинград, зоркий глаз Василия Найденко обнаружил идущую навстречу в несколько раз превосходящую числом группу истребителей противника.

- За мной, в атаку! - скомандовал по радио командир полка и повёл своих лётчиков на врагов.

Завязался ожесточённый бой. В воздухе кружилось свыше 100 самолётов. Грохот пушечно-пулемётных очередей слился с рёвом моторов, особенно на виражах. Одна за другой вражеские машины, накренившись на одну из плоскостей или же перейдя в крутое пике, уходили вниз, оставляя за собой чёрную полосу дыма.

Управляя боем и следя за действиями своих соколов, Найденко личным примером увлекал их на разгром врага. Вот он устремился за одним из "Мессеров", настиг его и пронзил короткой очередью. Сделав резкий разворот, он оказался в хвосте второго фашиста, устремившегося за советским истребителем. Ещё одна очередь с предельной дистанции - и "Мессер" задрал нос, а затем, свалившись на правую плоскость, врезался в землю.

Но вот пушечно-пулемётной очередью вражеского истребителя сильно повреждён и самолёт Найденко. Он стал неуправляем. Раздумывать было некогда, и Василий Михайлович принял решение оставить машину. Но не так просто было сделать это в момент штопора. Огромным усилием Найденко отделился от кабины лишь на высоте 300 метров. Когда парашют раскрылся и можно было осмотреть место приземления, отважный лётчик понял всю опасность, угрожавшую ему. Левая нога раздроблена крупнокалиберными пулями; два "Мессера" пикировали на парашют, ведя бешеный огонь. Под ним была Волга, спланировать на берег из-за малой высоты не было возможности. И Василий опустился на воду. Раненая нога мешала плыть, он с трудом удерживался на поверхности, а фашисты продолжали расстреливать егo на воде.

На помощь мужественному лётчику пришел баркас Волжской флотилии, подобравший Найденко в момент, когда силы уже изменяли ему. На берегу Василию была оказана первая медицинская помощь, а через некоторое время он уже лежал на операционном столе в полевом госпитале, где ему пришлось ампутировать ногу...

За время участия в Великой Отечественной войне командир 126-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны) майор В. М. Найденко выполнил 186 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв, в которых лично сбил 5 и в группе 13 самолётов противника.

В.М.Найденко

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майор Найденко Василий Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 915).

Долго пробыл Найденко в госпитале. Его преследовала неотвязная мысль. Неужели он больше не сядет в боевую машину? Только за год войны он сбил 18 самолётов противника. А всего за время службы в авиации совершил 550 боевых вылетов, провёл свыше 150 воздушных боёв, сбил лично и вместе с другими лётчиками около 40 самолётов противника. Нет, ещё не всё потеряно, он ещё послужит Родине!

После излечения Василий Михайлович снова вернулся в строй. В должности заместителя командира авиационного соединения ПВО он продолжал участвовать в разгроме фашистских полчищ.

Отгремела война. Многие тысячи советских воинов вернулись к мирному труду. Но В. М. Найденко, несмотря на увечье, длительное время оставался в кадрах Советской Армии. Только в 1953 году полковник В. М. Hайденко вышел в запас. Ветеран скончался 13 января 1969 года. Похоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Ново-Волковском кладбище (Коммунистическая площадка № 2).

Нагpаждён оpденами: Ленина, Кpасного Знамени (тpижды), Кpасной Звезды; медалями.

*     *     *

Список известных побед майора В. М. Найденко в Великой Отечественной войне:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
112.07.1941 г.1  Ju-88ЦерковичиМиГ-3, И-16,

"Киттихаук".

215.08.1941 г.1  Ju-88  (в группе - 1/6)Буда Лошевская
31  Ме-109аэродром Зябровка
41  Ме-109  (в группе - 1/7)
529.08.1942 г.1  FW-189северо-западнее Абганерово

      Всего сбитых самолётов - 5 + 13  [2 + 3];  боевых вылетов - 186;  воздушных боёв - 120.


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz