Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Нога Митрофан Петрович

Нога Митрофан Петрович

Родился 19 августа 1914 года в селе Ключеводское, ныне Нововодолажского района Харьковская области, в семье крестьянина. В 1930 году окончил 7 классов неполной средней школы, работал слесарем на Харьковском авиационном заводе. В 1932 году по комсомольской путёвке поступил в 9-ю военную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей в городе Харькове. После её окончания служил в авиачастях Киевского и Забайкальского военных округов пилотом, командиром звена и эскадрильи.

С 11 мая по 16 сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на Халхин - Голе. Командир эскадрильи 70-го истребительного авиационного Краснознамённого полка  ( 100-я смешанная авиационная ордена Ленина бригада )  старший лейтенант М. П. Нога совершил 109 боевых вылетов, в 22 воздушных боях сбил лично 9 истребителей и 2 бомбардировщика в группе. Награждён орденом Красного Знамени  ( 29.08.1939 г. )  и монгольским орденом "За воинскую доблесть"   ( 10.08.1939 г. ).

17 ноября 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звание Героя Советского Союза.

После Монгольских событий командовал 41-м истребительным авиаполком. Участник похода Советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года. В январе - июне 1941 года учился на курсах при Военной академии командного и штурманского состава ВВС.

В годы Великой Отечественной войны сражался на Южном, Крымском, Северо - Кавказском, Западном, Брянском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Командовал 182-м истребительным авиационным полком ПВО, а затем - 144-й, 322-й и 256-й истребительными авиационными дивизиями. В воздушных боях уничтожил 18 самолётов лично и 1 в группе с товарищами. Дважды ранен.

Всего в 1939 - 1945 годах совершил более 550 успешных боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил лично 27 и в группе 3 самолёта противника.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба, затем командовал авиационным корпусом, был заместителем командующего ВВС округа. В 1963 году генерал - Лейтенант авиации М. П. Нога уволен с военной службы по состоянию здоровья. Жил и работал в Киеве. Умер 22 декабря 1986 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени   ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями, а также монгольскими орденами Сухэ - Батора и "За воинскую доблесть".

*     *     *

Более 30 лет отдал Митрофан Петрович Нога нелёгкому ратному труду, пройдя путь от курсанта лётной школы до генерал - лейтенанта авиации.

В 1930 году он окончил семилетку в селе Тарановка. 16-летним пареньком поступил на Харьковский авиационный завод, откуда по комсомольской путёвке в 1932 году был направлен в Роганскую лётную школу. С того времени и началась военная биография комсомольца Митрофана Ноги. После окончания авиашколы он служил в частях Киевского и Забайкальского военных округов пилотом, командиром звена и эскадрильи.

Свою боевую деятельность Митрофан Нога начал летом 1939 года в Монголии, участвуя в воздушных схватках с японскими захватчиками на реке Халхин - Гол. Вскоре, уже в ходе боёв, старший лейтенант М. П. Нога был назначен командиром эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка.

Вспоминает участник тех боёв, генерал - лейтенант авиации А. Д. Якименко:

"Дозаправив самолёты, мы собрались возле деревянного барака. Тут нам объявили, что сейчас должен прилететь старший лейтенант Митрофан Нога, который проведёт с нами короткое занятие по ориентированию на местности. Помню, меня тогда удивило его лихачество - появившись из - за крыши барака, И-16 пронёсся прямо над нашими головами на исключительно малой высоте и сразу пошёл на посадку. Инструктаж не занял и 5 минут - Нога рассказал, что при полётах над монгольской степью, где фактически отсутствуют наземные ориентиры, следует полагаться лишь на компас, часы и солнце; что хотя местность здесь совершенно ровная и посадка в открытом поле фактически безопасна, без крайней необходимости этого следует избегать: степь настолько огромна и безлюдна, что, приземлись вы вдали от аэродрома, никто не придёт к вам на помощь, ведь радио на самолётах нет, и надеяться можно лишь на собственные ноги да на ракетницу. Вопросы ?

Вопросов у нас не было. Пожелав удачи, Нога улетел на столь малой высоте, что сразу скрылся из виду".

И-16 тип 5 ст.лейтенанта М.П.Нога, 1938 г.

...18 июня 1939 года. День выдался погожий. Девять раз поднимал он в воздух свою эскадрилью. Каждый вылет сопровождался напряжёнными боями. За 8 вылетов лётчики его эскадрильи сбили 9 вражеских самолётов И-97  ( так советские лётчики называли истребитель Ki-27 ), не потеряв ни одного своего. Солнце уже клонилось к закату и все думали, что закончен трудный день. Но... над юртой командного пункта, похожей на огромный шлем половецких воинов, взвились 2 красных шарика. Это означало: "Все в воздух"   Уже в 9 раз !

Аэродром ожил. От юрт и палаток бежали к самолётам лётчики. Возле машин хлопотали техники, мотористы и оружейники. Вся округа сразу наполнилась рёвом моторов. Эскадрилья звеньями уходила в небо. Её командиру старшему лейтенанту Митрофану Нога по телефону сообщили, что в районе горы Хамар - Даба на колонну стрелкового полка, следовавшую к фронту, напали японские истребители. Задача состояла в том, чтобы сорвать штурмовые действия японской авиации и очистить от врага монгольское небо.

То, что увидел Нога, заставило содрогнуться: 18 И-97, разделившись на 3 группы, пикируя, яростно поливали огнём колонну пехоты. Автомашины, повозки, орудийные упряжки мчались по степи в разные стороны. Солдаты, спешившись с машин, мелкой сыпью покрыли прилегающую к дороге степь. В сущности, колонны уже не было, была неорганизованная масса людей и машин, спасавшихся от жестокого вражеского огня. Во многих местах пылали автомашины, валялись опрокинутые повозки.

Нога на большой скорости вёл эскадрилью справа от дороги, прошёл за реку, давая понять японцам, что выполняет другую задачу. Затем резко развернулся и со стороны солнца обрушился с высоты на врага. Японские истребители, окрашенные в серебристый цвет, были хорошо видны на фоне зелёной степи.

Первая атака была для японцев неожиданной и стоила им 6 истребителей. Одного самурая сбил Нога. Остальные японские лётчики растерялись. Прекратив штурмовку пехоты, они вступили в схватку с нашими И-16. Завязался бой, в ходе которого наши лётчики свалили на землю ещё 5 японских истребителей. Пехотинцы ликовали: махали руками, бросали в воздух пилотки...

Оставшиеся японские истребители поспешили на свои аэродромы. Однако один из них всё - таки был зажат в кольцо. Путь на восток был ему отрезан...

Но японский лётчик отстреливался в любом положении. Прицелиться по нему было невозможно. Нога дал сигнал прекратить атаки. Он решил сам расправиться с японским асом. Ведомым к нему пристроился, как обычно, Лейтенант Александр Зубарев.

После сложных маневров Нога зашёл в хвост И-97 и открыл огонь. На какую - то долю секунды японец опередил нашего лётчика и отскочил в сторону. Пули прошли мимо. Затем японец стал крутить бочки, перевороты, виражи, бросался в отвесное пике, но всё - таки Нога уловил удачный момент и меткой очередью запалил вражескую машину. Лётчик выбросился с парашютом. Увидев, что к месту его приземления бегут советские и монгольские бойцы, самурай пустил себе пулю в лоб. Этому японскому асу не удалось уйти от опытного советского лётчика. Как выяснилось впоследствии, японец был очень опытным пилотом, полковником, командиром соединения истребителей, отмеченный многими наградами за победы в Китае и Монголии.

В этом бою эскадрилья М. П. Нога потерь не имела. Все 15 лётчиков вернулись на свой аэродром.

Японский истребитель Ki-27.

В период подготовки к наступательной операции над расположением советско - монгольских войск всё чаще и чаще стали появляться японские самолёты - разведчики Р-97. Они часами висели в воздухе, вели разведку, фотографировали, корректировали огонь своей артиллерии. Японских лётчиков особенно интересовали Хамар - Даба, где был расположен командный пункт 1-й армейской группы, и прилегающие к этой горе районы, в которых сосредоточивались резервы для предстоящего наступления.

Комкор Г. К. Жуков приказал воспретить полёты японских разведчиков над расположением наших войск. Эта задача была возложена на эскадрильи Николая Жердёва и Митрофана Нога. Для выработки плана действий были приглашены командиры звеньев. Нога выслушал каждого из них, а потом объявил своё решение.

На следующий день эскадрилья поднялась в воздух. Намеченный план выполнялся точно. Шли в колонне звеньев на бреющем полёте, в 10 - 15 метрах от земли. Через несколько минут был замечен японский самолёт Р-97. Он висел над Хамар - Дабой и корректировал огонь дальнобойной артиллерии. Нога и лётчики его ведущего звена на максимальной скорости, не доходя до объекта атаки около 2-х километров, взмыли вверх под углом 40 градусов. Японец даже не успел отреагировать на столь стремительный маневр советских лётчиков и был сбит первой же пулемётной очередью.

Едва эскадрилья успела вернуться на аэродром и полниться горючим и боеприпасами, как с командного пункта ВВС группы по телефону сообщили: "Японская "муха" снова над нами !"

Эскадрилья Нога вновь поднялась в воздух. На этот раз наши лётчики подошли к Хамар - Дабе не с юга, как это было утром, а с запада. Первому звену сбить корректировщика не удалось - японец вовремя уклонился от пулемётной очереди, нырнул вниз, но попал под огонь второго звена. Загоревшись в воздухе, Р-97 в резался в обрывистый берег Халхин - Гола в районе горы Баян - Цаган.

Потеряв несколько своих разведчиков и корректировщиков, японское командование решило выждать. На следующий день, когда дежурила эскадрилья Жердёва, ни один японский Р-97 над расположением наших войск не появлялся. И только 6 Августа к вечеру "муха" повисла над центральной переправой и стала корректировать огонь своей артиллерии.

Шаблонный план атаки уже не годился. На этот раз Нога на большой высоте увёл эскадрилью на маньчжурскую территорию, с тем чтобы атаковать лазутчика с востока. Он считал, что, потеряв несколько своих самолётов - корректировщиков, японцы для прикрытия Р-97 выделят истребители, которые будут нести дежурство где - то невдалеке от разведчика. И он не ошибся. Когда над Деп - Ден - Сумэ эскадрилья легла на обратный курс, справа показалась девятка И-97.

Она шла наперерез нашим примерно на одной высоте. Как и было намечено, Нога с тремя звеньями вступил в бой с японскими истребителями, а два других звена, увеличив скорость, устремились на японского корректировщика. На этот раз японский лётчик оказался на редкость опытным. На подбитой машине он ушёл под прикрытием огня зенитной батареи и произвёл посадку на своём аэродроме. В самый последний момент его удалось зажечь уже на земле.

Так стало известно место базирования японских разведчиков - корректировщиков. Нога доложил командованию план штурмовки вражеского аэродрома. Он был одобрен. На рассвете следующего дня в воздух были подняты 3 эскадрильи истребителей. Эскадрилья Николая Жердёва нанесла удар по зенитной батарее и подавила её. Нога со своими лётчиками атаковал стоявшие на аэродроме самолёты. Майор Борис Смирнов с группой истребителей прикрывал с воздуха действия своих товарищей.

В итоге на аэродроме было сожжено 15 японских самолётов Р-97. Отдельная разведывательно - корректировочная эскадрилья японцев перестала существовать. До конца боёв вражеские самолеты - разведчики и корректировщики в небе Халхин - Гола не появлялись.

За время боёв на Халхин - Голе старший лейтенант М. П. Нога совершил 109 боевых вылетов, многократно участвовал в штурмовках наземных целей. Только с 20 по 28 августа со своим подразделением во время налёта на аэродром противника сжёг 16 самолётов, в том числе 2 бомбардировщика. Участвуя в 22 воздушных боях уничтожил 9 истребителей противника лично и 2 бомбардировщика в группе. За время боевых действий его эскадрилья сбила 82 японских самолёта.

17 ноября 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Митрофан Петрович Нога был удостоен звания Героя Советского Союза.

*     *     *

...Началась Великая Отечественная война. С первых дней и до победоносного её завершения сражался с врагами отважный лётчик - истребитель. В трудном 1941 году он водил в бой эскадрильи 182-го авиационного полка ПВО, сражался в небе Украины. Этот полк был сформирован перед началом войны, но не укомплектован техникой. Входил в состав 59-й ИАД. В июне 1941 года был выведен в тыл  ( в 1-ю Рязанскую высшую школу штурманов )  для завершения формирования, которое закончилось в середине августа. В составе полка было 3 эскадрильи истребителей МиГ-3.

По словам товарищей, М. П. Нога был человеком "...имевшим телосложение сельского кузнеца и в то же время обладавшим ловкостью циркового акробата".

26 августа 1941 года Митрофан Петрович получил задание сопровождать наш разведывательный самолёт и самому провести доразведку в глубоком тылу противника на 300 км. Выполнив задание, Нога и его напарник возвращались на свой аэродром. Внезапно их атаковали 2 немецких истребителя. Советские лётчики приняли бой. Один вражеский самолёт был сбит южнее Каховки, а второй скрылся. Только Нога взял курс на свой аэродром, как его атаковали сразу 8 "Мессеров". Он выполнил резкий маневр и ..."потерялся". Немцы долго кружили над лесом, а Нога, не дотянув 400 метров до своего аэродрома, благополучно спланировал и посадил на поляне с остановленным винтом - в баках кончилось топливо.

В сентябре 1941 года, Михаил Нога одержал ещё одну победу, уничтожив истребитель Ме-109 из эскадры JG 51 "Мёльдерс". "Мессеры" встретились им при возвращении с сопровождения. В ходе боя у его ведомого, старшего лейтенанта Суприновича, кончилось горючее. Планируя, он повёл свою машину к земле, надеясь совершить вынужденную посадку. В этот момент появилась новая группа истребителей противника. Стараясь отвлечь их от ведомого, Капитан Нога решительно атаковал неприятеля и увлёк на предельно малую высоту - имея крайне ограниченный боезапас, он мог рассчитывать только на свои исключительно пилотажные способности. И расчёт его оправдался: увлекшийся преследователь не смог повторить резкого боевого разворота и врезался в дерево...

В журнале "Огонёк" № 36 от 10 сентября 1943 года было опубликовано фото группы советских лётчиков. Надпись под ним гласит: "Слева направо: Герой Советского Союза подполковник М. Нога, лично сбивший 22 немецких самолёта; подполковник А. Нарыжный и майор А. Кольцов, лично сбивший 10 самолётов".

М.Нога с товарищами, 1943 г.

М.П.Нога

С 11 августа 1942 года по 19 июня 1943 года подполковник М. Нога командовал 144-й истребительной авиадивизией ПВО  ( 144-й и 963-й ИАП ), которая входила в состав Саратовско - Балашовского дивизионного района ПВО.

С 27 июня 1943 года по 13 ноября 1944 года М. П. Нога командовал 322-й истребительной авиационной Минской дивизией  ( 2-й Гвардейский ИАП, 482-й и 937-й ИАП )  2-го истребительного авиационного корпуса. Теперь комдив водил на задания большие группы самолётов. Весьма символичен тот факт, что в составе 322-й ИАД сражалась и эскадрилья "Монгольский арат", построенная на добровольные пожертвования монгольского народа, свободу которого он защищал на Халхин - Голе...

24 октября 1943 года ему было присвоено воинское звание "Полковник".

М.П.Нога

С 16 ноября 1944 года по 11 мая 1945 года командовал 256-й истребительной авиационной Киевской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизией.

Свой последний воздушный бой он провёл 2 мая 1945 года над Берлином. В тот день большая группа Як-3 сопровождала наших бомбардировщиков. Ведущим был полковник М. П. Нога. Он шёл выше бомбёров на 1000 метров. Вдруг в густой дымке показался вражеский истребитель. Митрофан Петрович попытался зайти ему в хвост, но противник не давал ему возможности приближиться на дистанцию эффективного огня. И всё же наш лётчик "переиграл" врага. Зайдя в хвост неприятелю, он прошил его пушечно - пулемётными очередями. Немецкий истребитель "растаял" - взорвался в воздухе.

Всего же за время своей боевой деятельности  ( включая Халхин - Гол ), этот безукоризненный воздушный боец и блестящий тактик совершил более 550 успешных боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил лично 27 и в группе с товарищами 3 самолёта противника. За это время он освоил многие типы истребителей: И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, "Яки" различных модефикаций. Был дважды ранен.

В послевоенные годы Митрофан Петрович Нога продолжал служить в авиации ещё 18 лет. Командовал авиационным корпусом, был заместителем командующего ВВС округа, заместителем командующего Воздушной армией. Много сил отдавал он обучению и воспитанию молодой смены авиаторов.

В 1963 году генерал - лейтенант авиации М. П. Нога по состоянию здоровья расстался с небом - ушёл в запас. Жил в Киеве. Работал в авиационной промышленности, вёл активную общественную работу. Скончался 22 декабря 1986 года.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz